Вопрос 40. О божественных лицах в сравнении, касательно отношений или свойств

Теперь мы рассмотрим Лица в связи с отношениями или свойствами; здесь будет исследовано четыре [пункта]: 1) есть ли отношение то же, что и Лицо; 2) образуются ли и различаются ли между собой Лица посредством отношений; 3) сохраняется ли различие между ипостасями при мысленном абстрагировании из Лиц отношений; 4) отношения ли предопределяют акты Лиц или наоборот согласно нашему способу рассмотрения.

Раздел 1. Есть ли отношение то же, что и лицо?

С первым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге отношение не есть то же, что и Лицо. Ведь если вещи тождественны, то умножение одной означает, что множится и другая. Но в одном Лице мы находим несколько отношений; так, в личности Отца мы находим отцовство и общее изведение. Кроме того, одно отношение мы находим у нескольких Лиц, например: общее изведение у Отца и Сына. Следовательно, отношение не есть то же, что и Лицо.

Возражение 2. Далее, согласно Философу, ничто не содержится в самом себе. Однако отношение — в Лице, и это не может быть так потому, что они тождественны, поскольку в этом случае отношение также входило бы в сущность. Следовательно, отношение, или свойство, не есть то же, что и Лицо.

Возражение 3. Далее, когда несколько вещей тождественны, то приписываемое одной вещи приписывается и другим. Но мы не приписываем все, что говорится о [божественной] Личности, Ее свойству. Так, мы говорим, что Отец рождает, но нельзя сказать, что отцовство рождает. Следовательно, отношение не есть то же, что и Лицо.

Этому противоречит мнение Боэция о том, что в Боге «что есть» и «посредством чего есть» суть одно и то же. Но Отец есть Отец посредством отцовства. В этом же смысле и остальные свойства суть то же, что и Лица.

Отвечаю: по этому вопросу всказывались различные мнения. Некоторые утверждали, что свойства не суть Лица и не [находятся] в Лицах. Такое мнение основывалось на способе обозначения отношений, которые и в самом деле обозначают существование не «в» чем-то, но скорее существование «по отношению к» чему-то. Поэтому-то они называли отношения «вспомогательными», как было указано выше (28, 2). Но поскольку отношение, рассматриваемое как действительно существующее в Боге, и есть сама божественная сущность, а сущность, как это явствует из сказанного выше (39, 1), есть то же, что и Лицо, отношение по необходимости должно быть тем же, что и Лицо.

Поэтому другие, рассматривая это тождество, утверждали, что свойства безусловно суть Лица, а не суть «в» Лицах, ибо, как говорили они, в Боге нет свойств, кроме как в нашем способе рассуждения, как утверждалось выше (32, 2). Однако мы должны возразить, что, как было указано (32, 2), в Боге имеются свойства. Они обозначаются абстрактными терминами, поскольку суть формы Лиц. Поэтому, коль скоро природа формы быть «в» том, чего она форма, мы должны заключить, что свойства суть в Лицах, и в то же время суть Лица подобно тому, как мы говорим, что сущность Бога есть в Боге, и, однако же, есть Бог.

Ответ на возражение 1. Лицо и свойство суть в действительности одно и то же и различаются лишь как понятия. Поэтому из этого не следует, что если множится одно, то множится и другое. Однако мы должны принять во внимание, что в Боге в силу божественной простоты существует двоякое действительное тождество в отношении того, что в тварях различно. Ибо, поскольку божественная простота исключает сочетание материи и формы, из этого следует, что в Боге абстрактное есть то же, что и конкретное, как «Божественность» и «Бог». И поскольку божественная простота исключает сочетание субъекта и акциденции, из этого следует, что все приписываемое Богу есть Его сущность как таковая; и, таким образом, мудрость и сила суть то же в Боге, ибо они обе входят в божественную сущность. Согласно этому двоякому тождеству свойство в Боге есть то же, что и Лицо. Ибо свойства Лиц суть то же, что и Лица, потому что абстрактное и конкретное вБоге тождественны, коль скоро они — самосущие Личности. Например, отцовство есть Сам Отец, сыновство есть Сын, а исхож-дение есть Святой Дух. Но свойства, не принадлежащие только одному из Лиц, также суть Лица согласно второму основанию тождества, в силу которого все приписываемое Богу входит в Его сущность. Так, общее изведение есть то же, что Отец и Сын; и не потому, что это одно самосущее Лицо, а потому, что подобно тому как в обоих Лицах одна сущность, так в обоих Лицах и одно свойство, что и было показано выше (30, 2).

Ответ на возражение 2. О свойствах говорится, что они входят в сущность как тождественные; при этом в Лицах они существуют как тождественные не только в действительности, но и по способу обозначения подобно тому, как форма существует в субъекте. Таким образом, свойства определяют Лица и полагают различие между Ними, но не в сущности.

Ответ на возражение 3. Понятийные частицы и глаголы обозначают понятийные акты; акты же относятся к «подлежащему». Далее, свойства не могут обозначаться как «подлежащие», но лишь как формы «подлежащих». Поэтому их способ обозначения не допускает того, чтобы понятийные частицы и глаголы сказывались о свойствах.