Раздел 2. Различаются ли лица между собой отношениями?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Лица различаются между Собой не отношениями. Ведь простые вещи различны как таковые. Но Лицам свойственна высшая простота. Следовательно, они различаются как таковые, а не отношениями.

Возражение 2. Далее, форма проявляет [свое] отличие по отношению к своему роду. Так, белое отличается от черного только своим качеством. Но «ипостась» обозначает индивидуальное сущее в роде субстанции. Следовательно, ипостаси не могут различаться между собой отношениями.

Возражение 3. Далее, абсолютное предшествует относительному. Но различие между божественными Лицами — первичное различие. Следовательно, божественные Лица различаются между собой не отношениями.

Возражение 4. Далее, то, что предполагает различие, не может быть первым началом различия. Но отношение предполагает различие, что и входит в его определение; ведь отношение в своей сущности есть наклонность к другому. Следовательно, различительным первоначалом в Боге не может быть отношение.

Этому противоречит сказанное Боэцием: «Именно отношение создает множественность Троицы божественных Лиц».

Отвечаю: пусть в какой-либо множественности вещей обнаруживается нечто общее им всем, тем не менее необходимо искать начало различения. Поэтому хотя три Лица согласуются в единстве сущности, мы должны стремиться познать начало различения, в силу которого их несколько. Далее, существуют два начала различия между божественными Лицами, а именно «происхождение» и «отношение». Хотя эти [начала] не отличаются в действительности, они отличаются по способу обозначения, так как «происхождение» обозначается как действие подобно «порождению», а «отношение» обозначается как форма подобно «отцовству».

Поэтому некоторые, считая, что отношение вытекает из действия, утверждали, что божественные ипостаси различаются между собой происхождением, так что мы можем говорить, что Отец отличается от Сына, поскольку первый рождает, а второй рождается. Далее, отношения, или свойства, указывают на различия между ипостасями, или Лицами, вытекающие из этого; подобно тому как свойства проявляют различия между индивидами, каковые различия вызваны материальными началами.

Это мнение, однако, неприемлемо по двум причинам.

Во-первых, поскольку две вещи понимаются как различные тогда, когда различие понимается как следствие чего-либо внутренне присущего им обеим. Так, у вещей сотворенных это следствие либо их материи, либо формы. Далее, происхождение вещи по своему значению не есть нечто внутренне ей присущее, а подразумевает направленность от чего-либо или к чему-либо. Так, порождение обозначает направленность к порождаемой вещи, а происхождение — оттого, что порождает. Поэтому невозможно, чтобы порождаемое и порождающее отличались лишь самим порождением. Мы должны предположить в порождающем и в порождаемом нечто, чем они различаются между собой. Но в божественных Лицах можно предполагать только сущность и отношение, или свойство. Отсюда, поскольку Лица согласуются в сущ-ности, остается заключить, что Лица различаются между собой отношениями.

Во-вторых, различие между ними нельзя понимать в смысле разделения чего-то общего им всем, ибо общая сущность остается неделимой; но различительные принципы сами должны образовывать вещи, которые различны [между собой]. Далее, ипостаси, или Лица, различаются или образуются отношениями, или свойствами, поскольку они как таковые суть самосущие Лица. Так, отцовство есть Отец, а сыновство — Сын, ибо в Боге абстрактное и конкретное не отличаются одно от другого. Кроме того, это противно природе происхождения, чтобы оно образовывало ипостась, или Лицо. Ибо происхождение в смысле действия обозначает исхождение от самосущего Лица и, следовательно, предполагает последнее; в то время как в смысле претерпевания происхождение, то есть «получение рождения», обозначает направленность к самосущему Лицу, но еще не образование Лица.

Поэтому лучше говорить, что Лица, или ипостаси, различаются скорее отношениями, чем происхождением. Ибо, хотя они различаются тем и другим, тем не менее, согласно нашему способу разумения мы различаем их главным образом и посредством отношений. Потому имя «Отец» обозначает не только свойство, но и ипостась, тогда как термин «Рождающий» или «Дающий рождение» обозначает только свойство, поскольку имя «Отец» обозначает отношение, которым отличается и образуется ипостась; термин же «Рождающий» или «Дающий рождение» обозначает происхождение, которое не есть то, что отличает и образует ипостась.

Ответ на возражение 1. Лица суть как таковые самосущие отношения. Поэтому различение посредством отношений не противоречит простоте божественных Личностей.

Ответ на возражение 2. Божественные Личности не могут различаться ни в том, что касается бытия, в котором они суть самосущие, ни в том, что касается абсолютного, но только лишь в том, что касается чего-либо относительного. Поэтому отношения достаточно для их различия.

Ответ на возражение 3. Чем первичнее различение, тем ближе оно к единству, а потому это должно быть наименьшее возможное различие. Таким образом, различием между Лицами должно полагать то, что различает их в наименьшей возможной степени, а это и есть отношение.

Ответ на возражение 4. Отношение предполагает различие субъектов, когда оно акцидентно. Но когда отношение является самосущим, оно не предполагает, но само привносит различие. И когда говорится, что отношение по своей природе есть связь с чем-то другим, слово «другое» обозначает нечто соотносительное, которое является не первичным, но одновременным в порядке природы.