Раздел 4. Существует ли в Боге сила, связанная с понятийными актами?

С четвертым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге нет силы, связанной с понятийными актами. Ведь всякая сила либо активна, либо пассивна; но ни то, ни другое неприменимо в данном случае, так как в Боге нет ничего, что можно было бы назвать пассивной силой, как очевидно из объяснений, приведенных выше (25, 1); и рав-ным образом активная сила не может принадлежать ни одному из Лиц в отношении другого, поскольку божественные Лица не являются сотворенными, как сказано выше (3). Следовательно, в Боге не существует силы, связанной с понятийными актами.

Возражение 2. Далее, объект силы есть возможное. Но о божественных Лицах нельзя говорить как о возможных, но — как о необходимых. Следовательно, в Боге не может существовать силы по отношению к понятийным актам, посредством которых совершается происхождение божественных Лиц.

Возражение 3. Далее, Сын происходит как слово, которое является представлением ума; а Святой Дух происходит как любовь, которая связана с волей. Но сила в Боге существует лишь в связи со следствиями Его действий, но не в связи с умом и волей, как сказано выше (25, 1). Следовательно, в Боге не существует силы, которая относится к понятийным актам.

Этому противоречит то, что сказал Августин: «Если бы Бог Отец не мог породить соравного Ему Сына, то в чем бы тогда состояло всемогущество Бога Отца?». Таким образом, в Боге имеется сила, которая относится к понятийным актам.

Отвечаю: коль скоро в Боге есть место понятийным актам, в Нем также должна существовать сила, связанная с этими актами, ибо только сила есть начало действия. Итак, поскольку мы считаем Отца порождающим началом, Отца и Сына вместе началом изведения, следует приписывать силу порождения Отцу, а силу изведения — Отцу и Сыну. Ибо порождающая сила означает то, посредством чего порождающий порождает. Ведь всякий порождающий порождает посредством чего-то. Следовательно, во всяком порождающем мы должны предположить порождающую силу, а в том, кто изводит [Святого Духа] — силу изведения.

Ответ на возражение 1. Поскольку происхождение божественной Личности по смыслу понятийных актов не является творением, то и сила Бога, связанная с понятийными актами, относится к Лицам не как сотворенным, но как возникающим через происхождение.

Ответ на возражение 2. Возможное как противоположность необходимому есть следствие пассивной силы, которой нет места в Боге. Отсюда, в Боге не может иметь места возможность в этом смысле, а только такое возможное, которое содержится в необходимом. И в этом последнем смысле можно сказать, чтокак для Бога возможно быть, так и для Сына возможно быть рожденным.

Ответ на возражение 3. Сила есть начало, а начало предполагает различие с тем, чего оно есть начало. Теперь, следует отметить два смысла различия, когда мы говорим о Боге: [во-первых] различие, которое существует действительно, и [во-вторых] различие, которое существует лишь в уме. Действительное различие состоит в том, что Бог по Своей сущности отличается от тех вещей, для которых Он является началом: так же, как одно [божественное] Лицо отличается от другого, для которого Оно является началом в силу понятийного акта. Однако различие между действием и действователем в Боге существует лишь в уме, так как иначе действие было бы лишь акциденцией. Поэтому в отношении тех действий, посредством которых происходят вещи, отличные от Бога — либо как личности, либо сущностно, — мы можем приписывать Богу силу как начало в собственном смысле. И коль скоро мы приписываем Богу силу творения, мы также можем приписывать Ему силу рождения и изведения. Однако действия познания и воли не могут обозначать происхождение чего-либо отличного от Бога в точном смысле, и [такое различие появляется] лишь в нашем уме. Дело в том, что мы обозначаем акт познания в Боге различными терминами ума, тогда как в Боге акт познания входит в саму Его сущность, которая не имеет начала.