Раздел 6. Может ли один понятийный акт быть направлен на несколько лиц?

С шестым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что понятийный акт может быть направлен на несколько Лиц, так что в Боге может быть несколь-ко рождаемых или изводимых Лиц. Ведь тот, кто обладает силой рождения, может рождать. Но Сын обладает силой рождения. Поэтому Он может рождать. Однако Он не может родить Себя; значит, Он может родить другого Сына. Следовательно, в Боге может быть несколько сыновей.

Возражение 2. Далее, Августин говорит: «Сын не порождает Творца: не потому, что Он не может, но потому что Ему не надлежит».

Возражение 3. Далее, Бог Отец обладает большей порождающей силой, чем сотворенный отец. Но ведь человек может породить несколько сыновей. Следовательно, это может и Бог, тем более что сила Отца не убывает после порождения Сына.

Этому противоречит следующее: в Боге между тем, «что возможно», и тем, «что есть», нет различия. Поэтому, если бы в Боге было возможно несколько Сыновей, то было бы несколько Сыновей. Но, таким образом, в Боге было бы более трех Лиц, а такое утверждение — ересь.

Отвечаю: как сказал Афанасий, в Боге существует только «один Отец, один Сын и один Святой Дух». В обоснование этого можно привести четыре соображения.

Во-первых, это связано с отношениями, которые единственно создают различие между Лицами. Ибо, поскольку божественные Лица суть самосущие отношения как таковые, в Боге не может быть нескольких Отцов или нескольких Сыновей, если только не имеется более одного отцовства или более одного сыновства. А это, разумеется, невозможно, кроме как в силу материального различия, поскольку формы одного вида множатся лишь материально, чего в Боге нет. Поэтому в Боге может быть только одно самосущее сыновство так же, как может быть лишь одна самосущая белизна.

Во-вторых, это связано с характером происхождения. Ведь Бог познает и волит все вещи единым простым актом. Из чего вытекает, что только одно Лицо может происходить как Слово, каковое Лицо и есть Сын; и также только одно Лицо может происходить как Любовь, каковое Лицо есть Святой Дух.

В-третьих, это связано со способом происхождения Лиц. Ибо Лица происходят по природе, как уже было сказано (2), а природа определена единственным образом.

В-четвертых, это связано с совершенством божественных Лиц. Ибо Сын совершенен, поскольку божественное сы-новство всецело сосредоточено в Нем, и поскольку существует лишь один Сын. Подобное же можно сказать и относительно других Лиц.

Ответ на возражение 1. Мы можем утверждать, опуская различие, что Сын обладает той же силой, что и Отец, но нельзя утверждать, что Сын обладает силой рождения (generandi), если понимать слово «рождение» как образованное от глагола в действительном залоге, так что неверным будет говорить, что Сын имеет «силу рождать». Подобным же образом из того, что Отец и Сын едины в своём бытии, не следует, что Сын есть Отец в силу различия понятий. Однако если слово «рождение» понимать как образованное от глагола в страдательном залоге, то тогда Сын имеет силу рождения, то есть силу быть рожденным. То же можно сказать и в том случае, если понимать слово «рождение» как образованное от безличного глагола, что будет означать возможность порождения каким-либо Лицом.

Ответ на возражение 2. Этими словами Августин вовсе не хочет сказать, что Сын может породить Сына, но только то, что если Он этого не сделал, то не потому, что не мог, как мы покажем дальше (42, 6).

Ответ на возражение 3. Божественное совершенство и абсолютное отсутствие материального в Боге делают невозможным существование в Боге нескольких Сыновей, как мы уже объяснили. Таким образом, то, что в Боге нет нескольких Сыновей, отнюдь не обусловлено недостатком порождающей силы у Отца.