Раздел 2. Является ли миссия вечной или только временной?

Со вторым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что миссия может быть вечной. Ведь сказал же Григорий: «Сын послан, поскольку Он рожден». Но ведь Сын порождается вечно. Следовательно, миссия является вечной.

Возражение 2. Далее, вещь изменяется, если она претерпевает становление во времени. Но божественное Лицо не подвержено изменениям. Следовательно, миссия божественного Лица является не временной, а вечной.

Возражение 3. Далее, миссия предполагает происхождение. Но происхождение божественного Лица вечно. Следовательно, и миссия также является вечной.

Этому противоречат слова [Писания]: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (fan. 4, 4).

Отвечаю: необходимо отметить определенное отличие во всех словах, выражающих происхождение божественных Лиц. Ибо некоторые выражают лишь отношение к началу, как, например, «происхождение» и «появление». Другие одновременно означают, наряду с отношением к началу, также отношение ко времени. Из них некоторые относятся к вечности, как, например, «порождение» и «изведение», поскольку порождение есть происхождение божественного Лица в божественную природу, а пассивное изведение есть происхождение самосущей любви. Иные относятся ко времени, как, например, «миссия» и «давать», поскольку вещь бывает посланной с тем, чтобы она могла быть в чем-то другом, а отдается с тем, чтобы ею можно было владеть; но то, что божественное Лицо может быть во владении какой-либо из тварей или существовать новым способом, относится ко времени.

Следовательно, [понятия] «миссия» и «давать» указывают в Боге на временное, тогда как «порождение» и «изведение» относятся исключительно к вечности. А [термины] «происхождение» и «отдавать» относятся как ко времени, так и к вечности, ибо происхождение Сына может совершаться вечно, поскольку Он — Бог, и во времени, поскольку Он становится человеком в соответствии с Его видимой миссией, или поскольку Он пребывает в человеке в соответствии с Его невидимой миссией.

Ответ на возражение 1. Григорий говорит о рождении Сына во времени не от Отца, а от Его матери, или это можно понять в том смысле, что Он послан вследствие Его вечного порождения.

Ответ на возражение 2. То, что божественное Лицо может с какого-то момента существовать в ком-либо или принадлежать кому-либо во времени, не является следствием изменения божественного Лица, но следствием изменения твари так же, как Бог называется (осподом во времени в силу изменения тварей.

Ответ на возражение 3. Миссия не только подразумевает происхождение от начала, но также определяет и цель происхождения во времени. Поэтому понятие миссии относится только ко времени. Иначе мы можем сказать, что оно включает в себя вечное происхождение с присоединением временного следствия. Ибо отношение божественного Лица к Его началу должно быть вечным. Следовательно, происхождение может быть названо двояким — и вечным, и временным; не в смысле двойственности отношения к началу, а в смысле двойственности цели: в вечности и во времени.