Раздел 7. Подобает ли Святому Духу быть посланным видимым образом?

С седьмым дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Святому Духу не подобает быть посланным видимым образом. Ведь о Сыне сказано как о посланном видимым образом, что Он меньше, чем Отец. Но о Святом Духе нигде не говорится, что Он меньше, чем Отец. Следовательно, Святому Духу не подобает быть посланным видимым образом.

Возражение 2. Далее, видимая миссия совершается посредством соединения с видимым существом. Так, миссия Сына связана с воплощением. Но Святой Дух не принимает [облика] какого-либо видимого существа; поэтому нельзя говорить, что Он существует в одних тварях иначе, чем в других, кроме как, пожалуй, в знамениях, поскольку Он также присутствует в таинствах и во всех символах завета. Следовательно, Святой Дух либо вовсе не послан видимым образом, либо Его видимая миссия совершается также посредством всех этих вещей.

Возражение 3. Далее, всякое видимое существо есть следствие проявления всей Троицы. Следовательно, Святой Дух может быть посланным ради видимых тварей не более, чем другое [божественное] Лицо.

Возражение 4. Далее, Сын был послан ради благороднейшей из тварей, а именно человека. Следовательно, если бы Святой Дух был послан видимым образом, Он был бы посланным ради разумных существ.

Возражение 5. Далее, все, что совершается Богом видимым образом, распространяется ангелами, как о том говорит Августин. Таким образом, видимые явления, если таковые имели место, осуществились через ангелов. Следовательно, посланными являются ангелы, а не Святой Дух.

Возражение 6. Кроме того, если Святой Дух и посылается видимым образом, то только ради того, чтобы явить невидимую миссию; ведь о невидимых вещах мы узнаем через видимые. А значит, те, к кому не была послана невидимая миссия, не должны получить и видимую миссию; к тем же, кто получил невидимую миссию — в Новом Завете или Ветхом, — равным образом должна быть послана и видимая миссия, — что явно ложно. Следовательно, Святой Дух не был послан видимым образом.Этому противоречит следующее: сказано, что когда наш Господь крестился, на Него снизошел Святой Дух в образе голубя (Мф. 3, 16).

Отвечаю: Бог печется о каждой вещи согласно ее природе. Так, природа человека требует, чтобы его приводили к вещам невидимым через видимые, как было указано выше (12,12). Для этого невидимые вещи должны быть явлены человеку через вещи видимые. Таким образом, Бог определенным образом являет Себя и Свои вечные происхождения людям посредством видимых существ, [сопровождаемых] определенными знамениями; потому должно, чтобы невидимые миссии божественных Лиц также были явлены посредством видимых существ.

Этот способ явленности относится различным образом и к Сыну, и к Святому Духу. Ибо это свойство Святого Духа, Который исходит как Любовь, — быть освящающим даром; [тогда как] Сыну как началу Святого Духа свойственно быть дарителем этого освящения. Таким образом, Сын был послан видимым образом как податель освящения, а Святой Дух — как знак освящения.

Ответ на возражение 1. Сын принимает видимое существо, в облике которого Он явился, в единство Своей личности, и потому все, что может быть сказано об этом существе, может быть сказано также о Сыне Божием; поэтому в силу принятия этой природы о Сыне говорится, что Он меньше, чем Отец. Но Святой Дух не принимает видимую тварь, в облике которой Он явился, в единство Своей личности, и поэтому то, что говорится о ней, не может быть сказано о Нем. Следовательно, о Нем нельзя сказать, что Он меньше, чем Отец, из-за видимой твари.

Ответ на возражение 2. Видимая миссия Святого Духа не связана с видениями пророков; ибо, как говорит Авп/стин: «Пророческие видения не даются телесным глазам в телесных формах, но являются в духе через духовные образы тел. Однако тот, кто видел голубя и огонь, видел своими глазами. Однако Святой Дух, опять-таки, не относится к этим образам так, как Сын относится к камню, ибо сказано: «Камень же был Христос» (1 Кор. 10, 4). Ибо этот камень был уже сотворен и был назван Христом, Которого он олицетворял, по способу действия, тогда как голубь и огонь внезапно появились для того, чтобы послужить обозначением того, что происходило. Видимо, однако, они были подобны пламени неопалимой купины, представшей Моисею, и столпу который следовал за людьми в пустыне, а также громам и молниям,бывшим тогда, когда на горе был дан Закон. Ибо смысл этих телесных явлений заключался в том, чтобы они послужили знамением, а затем исчезли». Таким образом, видимая миссия не дана ни в пророческом видении, которое относится к воображению, а не к телу, ни в священных знамениях Ветхого и Нового Заветов, в которых некие уже существующие вещи были использованы в качестве знаков. Однако о Святом Духе говорится, что Он послан видимым образом, поскольку Он явил Себя в определенных существах как в знаках, специально созданных для этой цели.

Ответ на возражение 3. Хотя сотворение этих существ — дело всей Троицы, тем не менее они созданы для того, чтобы явить особым образом то или иное Лицо. Ибо коль скоро Отец, Сын и Святой Дух обозначаются разными именами, также и каждый из Них может быть обозначаем различными вещами, так как между Ними нет ни раздельности, ни разности.

Ответ на возражение 4. Было необходимо, чтобы Сын был провозглашен подателем освящения, как мы уже сказали выше. Таким образом видимая миссия необходимо сообразовывалась с разумной природой, которой свойственно действовать и которая способна к освящению, в то время как любая другая тварь может служить лишь знаком освящения. Поэтому и не была такая видимая тварь, специально сотворенная для этой цели, принята Святым Духом в единство Его лица, поскольку ее предназначение было не в том, чтобы действовать, а только в том, чтобы послужить знаком. Поэтому также не было нужды в ее существовании после того, как она выполнила свое предназначение.

Ответ на возражение 5. Эти видимые твари были созданы ангелами не для обозначения личности ангела, а для обозначения личности Святого Духа. Таким образом, поскольку Святой Дух пребывал в этих видимых тварях так, как обозначаемое пребывает в знаке, по этой причине о Святом Духе говорится, что он был послан видимым образом, а не как ангел.

Ответ на возражение 6. Нет необходимости в том, чтобы видимая миссия всегда была явлена при помощи неких видимых внешних знаков, но, как сказано: «…каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12,7), — то есть через Церковь. Эта полезность заключается в утверждении и распространении веры посредством определенных видимых знамений. Это было совершено главным образом Христом и апостолами, как сказано: «Ко-торое, быв сначала проповедано [осподом, в нас утвердилось слышавшими от Него» (Евр. 2, 3).

Итак, в особом смысле миссия Святого Духа была направлена ко Христу, к апостолам и к некоторым из первых святых, на которых, так сказать, и была основана Церковь; однако таким образом, что видимая миссия, направленная ко Христу, должна была явить направленную к Нему невидимую миссию не в тот конкретный момент, но в самый момент Его зачатия. Видимая миссия была направлена ко Христу в момент Его крещения в виде голубя, плодовитого животного, чтобы явить в Христе власть дарителя благодати через духовное возрождение; поэтому было возвещено голосом Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3, 17), чтобы остальные могли возродиться в подобии Единородному. Также это было явлено в преображении и появлении светлого облака—в чем выказалось жизнелюбие учения, — и было сказно: «Его слушайте» (Мф. 17,5). К апостолам же миссия была направлена в виде дуновения, чтобы показать силу их полномочий в рапрост-ранении таинств; и при этом было возвещено: «Кому простите грехи, тому простятся» (Ин. 20, 2, 3); а также посредством знамения языков пламени, чтобы поручить службу учительства, для чего и было сказано, что «они начали говорить на иных языках» (Деян. 2, 4). Видимая миссия Святого Духа не была соответствующим образом послана к отцам Ветхого Завета, потому что видимая миссия Сына должна была совершиться прежде видимой миссии Святого Духа, поскольку же Святой Дух являет Сына так же, как Сын являет [в Себе] Отца. И хотя отцам Ветхого Завета были даны видимые явления божественных Лиц, их, конечно, нельзя назвать видимыми миссиями, так как, согласно Августину, они были посланы не для того, чтобы указать на пребывание божественного Лица посредством благодати, но для проявления чего-то иного.