Вопрос 28. О божественных отношениях

Предметом дальнейшего рассмотрения являются божественные отношения, в связи с чем будет [исследовано] четыре положения: 1) имеются ли в Боге действительные отношения; 2) совпадают ли эти отношения с самой божественной сущностью, или они суть внешнее; 3) может ли в Боге быть несколько отношений, не совпадающих одно с другим; 4) сколько имеется таких отношений.

Раздел 1. Имеются ли в Боге действительные отношения?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге не может быть действительных отношений. Согласно Боэцию, все возможные категории, которые сказываются о Боге, относятся к субстанции, ибо ничто не может сказываться относительно. Но все, что действительно существует в Боге, может быть приписано Ему. Поэтому в Боге нет действительных отношений.

Возражение 2. Далее, Боэций говорит, что «отношение в Троице Отца к Сыну и их обоих к Святому Духу подобно отношению тождественного к тождественному». Но отношение такого рода есть лишь логическое отношение, в то время как всякое действительное отношение предполагает и требует две стороны. Поэтому отношения в Боге не суть действительные отношения; они построяются лишь в уме.

Возражение 3. Далее, отношение отцовства есть отношение начала. Однако сказать, что Бог является началом творений, не означает указать на действительное отношение, а только лишь на логическое. Поэтому отцовство в Боге не является действительным отношением; и на том же основании это можно сказать об остальных отношениях в Боге.

Возражение 4. Далее, порождение в Боге совершается [как происхождение] интеллигибельного слова. Но отношения, образуемые действиями ума, суть логические отношения. Следовательно, отношения между Отцом и Сыном в Боге, являющиеся следствием порождения, суть только логические отношения.

Этому противоречит то, что Отец получает свое наименование в силу отцовства, а Сын — в силу сыновства. Следовательно, если бы в Боге не имели места действительное отцовство или сыновство, Бог не был бы Отцом или Сыном в действительности, а только лишь в нашем познании. Но это есть ничто иное, как ересь савелиан.

Отвечаю: отношения между божественными лицами суть действительные отношения, в доказательство чего рассмотрим следующее. Только применительно к каким-либо отношениям можно говорить о том, что нечто существует лишь в восприятии, а не в действительности. Этого нельзя сказать ни о каком другом роде предметов, поскольку остальные роды, например количество и качество, в строгом смысле обозначают нечто, присущее предмету. Но понятие отношения в собственном смысле подразумевает нечто, указывающее на другое. Такая соотнесенность с чем-то другим иногда свойственна вещам, как это имеет место в случае соподчинения вещей одна другой по самой своей природе, и такие отношения необходимо суть действительные отношения. Так, например, тяжелое тело устремлено к центру и в этом смысле ему присуща соотнесенность с центром. И то же можно сказать о многих вещах. Иногда, однако, эта связь с другим, обозначаемая как отношение, может иметь место лишь в восприятии ума, сравнивающего одну вещь с другой. Такое отношение является лишь логическим, как, например, когда разум сравнивает человека и животное как вид с родом, Но когда нечто возникает сообразно началу той же самой природы, и как то, что возникает, так и источник согласуются друг с другом в едином порядке, то отношение) между ними является действительным. Поэтому поскольку возникающее в Боге, как было показано выше (27, 2,4), тождествен но по своей природе, эти отношения необходимо суть действительные отношения.

Ответ на возражение 1. Отношения сказываются о Боге не согласно их формальному значению, то есть в смысле обозначения сравнения с тем, чему присуще отношение, но только как указание на соотнесенность одного с другим. Тем не менее Боэций вовсе не имел в виду что следует исключить существование отношений в Боге; он хотел указать, что отношения не должны сказываться о Боге в строгом смысле, как внутренне Ему присущие, а, скорее, в смысле отношения к другому.

Ответ на возражение 2. Отношение, обозначаемое термином «тождественное», есть логическое отношение, если речь идет об абсолютно той же самой вещи, поскольку такое отношение возможно только в рассуждении ума, который относит нечто к самому себе, выделяя, таким образом, два аспекта. Однако совсем другое дело, когда вещи называются тождественными не в количественном плане, а по роду или по каким-либо особенностям. Так, Боэций рассматривает отношения в Боге как отношения тождества не абсолютно, но лишь желая показать, что субстанция сохраняет свое единство и не распадается из-за этих отношений, что и имеет место при отношениях тождества.

Ответ на возражение 3. Поскольку творения Бога принадлежат к многообразию природы, Бог внеположен порядку всего творения и не находится с творением нив каких отношениях, обусловленных Его природой, ибо Он производит существа не в силу необходимости, заключенной в Его природе, но силой Своего ума и воли, как было рассмотрено выше (14, 3 и 4; 19, 8). Следовательно, не существует действительного отношения Бога к творению, но существует действительное отношение тварей к Богу, так как твари подчинены божественному порядку и в самой их природе положена зависимость от Бога, С другой стороны, то, что происходит в Боге, принадлежит к той же природе. Поэтому здесь неправомерны параллели.

Ответ на возражение 4. Отношения, образующиеся только лишь в результате мыслительных действий с познаваемыми объектами, суть исключительно логические отношения, так как они полагаемы разумом. Однако отношения, которые вытекают из действий ума и которые существуют между словом интеллигибельного происхождения и его источником, суть не только логические, но и действительные отношения. Ведь ум и разум суть действительные вещи, и отношения между ними и их продуктами носят действительный характер подобно тому как телесная вещь имеет действительное отношение к тому что возникает из нее телесно. Поэтому отцовство и сыновство в Боге суть действительные отношения.