Понятие завета

Существует много разных толкований библейского слова «завет» (иврит: berith). Так и хочется сказать, что определений слова «завет» столько же, сколько на свете теологов завета. Так как наша лекция вступительная и короткая, мы не будем обсуждать, кто и что говорил по этому поводу и приводить аргументы за и против той или иной точки зрения. Скорее мы займемся систематическим и философским анализом библейских данных, что поможет нам подняться до полного и широкого понимания значения слова «завет».

Ясно, что завет — это подобие личных взаимоотношений, включающее структуру и связующую нить. Связующая нить реальна, ее разрыв болезнен, и боль эта ведет к смерти. Таким образом, это — жизненная связь, или связь жизни. В самом общем смысле, в таком случае, завет — это личная и структурная связь между двумя или более личностями. Например, брачный договор — это завет между двумя людьми, жизненно связанными друг с другом, структура этого завета такова, что муж, являясь главой, жертвенно отдает себя жене, которая подчиняется ему.

[Заметка на полях: Поскольку Бог триедин, человеческие существа, созданные по его подобию, умирают, будучи изолированными от других людей и от Бога. Заглянем в Книгу Иова. Слишком часто мы понимаем «жизнь» как жизнь индивидуальную, но жизни вне общества не существует. Такова человеческая жизнь, ибо Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному», несмотря на то, что Бог был с ним (Быт. 2:18). Одинокие старики, вдовцы и вдовы заводят себе кошек и собак,чтобы не оставаться в полном одиночестве. Жизнь существует не в изоляции, а лишь в связи с другими. Поэтому те, кто «живет» в аду, «навеки мертвы», ибо отделены от Бога и других личностей.]

Сам Бог существует именно так, и основное начало завета — существование Троицы. Троица — единство в трех лицах, где Отец, в некотором смысле, источник личной сущности. Эти личные сущности связаны между собой; Дух связывает Отца и Сына, как животворящий Источник. Здесь также присутствует структура, Отец — это Отец Сына, Дух посылается Отцом Сыну, а Сын посылает Дух назад Отцу. Сын, в некотором смысле, — основа этой структуры, ибо Он — Слово, и «Он прежде всего и все Им стоит» (Кол. 1:16-17).

Существует, бытийствует один Бог, но Он един, потому что три личных сущности связаны вместе заветом. Они составляют одно первичное сообщество.

Когда Бог сотворил вселенную, завет распространился на всю вселенную. По-другому и быть не могло. Вселенная не могла быть чем-то внешним и нейтральным, находящимся вне отношений с Богом. Сам акт творения был одновременно актом распространения внутритроичного завета на все это творение.

Это видно из того, что Дух — связующее звено вечного завета, присутствует в творении с самого начала. В Быт. 2:1 говорится, что Дух «носился над водою». Он пришел в творение не после его завершения, но присутствовал в нем с самого начала. Акт творения был одновременно актом послания Духа, жизненной связи завета, в творение. Можно различать эти два действия, но их невозможно разделить.

Бог собирался установить личные отношения со вселенной. Он работал, чтобы взрастить Землю до точки, где она была бы готова принять в себя Дух особым образом. Дух проник в пыль творения, и возникло человечество. Человечество, таким образом, стало носителем самосознания вселенной. Человечество — лицо творения в его взаимоотношениях с Богом. Можно сказать, что вечный завет передан творению при «посредничестве» человечества.

Не следует говорить, что Бог создал человечество с как бы «нейтральной природой», а уже потом вступил с ним в завет. Так как Дух присутствует здесь с самого начала и поскольку Дух необходим для самого существования человечества, можно сказать, что завет существовал с самого начала. И мы не должны полагать, что человечество было создано для того, чтобы заключать множество заветов с Богом, ибо существует только один первичный завет, только один Бог Творец, только один Дух. Бог не разменивает один завет с человечеством на множество разных. Скорее Бог преобразует один завет с человечеством, проводя его через разные фазы, по мере созревания человечества.

Есть еще некоторые другие ошибки, которых надо остерегаться при изучении завета. Первая ошибка — представление о том, что завет появился как способ искупления падшего человечества. Ну и ну! Оказывается, один завет обеспечивает достижение цели искупительной работы Бога. Теперь нужно пролить кровь, чтобы восстановить заветные отношения человечества с Богом. Иисус должен умереть. Но, как мы увидим, каждая ипостась Бога жаждет уничижения ради славы двух других ипостасей, и это лишь развитие принципа завета, существующего внутри троичного бытия, когда Сын уничижается ради искупления и прославления своей будущей невесты. Сущностью завета остается лично-структурная жизненная связь.

Умирая на кресте, Иисус испытал разрыв этой связи с Отцом и Духом: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты меня оставил?». Но именно мы заслужили это — быть отрезанными от этой жизненной связи. Иисус пробыл на нашем месте около трех часов, и этого было достаточно. Мы вновь обрели жизненную связь завета (новым путем) через смерть Иисуса, но сам завет не основан на Его смерти. Скорее завет существует вечно, он существовал и до смерти Иисуса, а Его смерть восстанавливает завет для нас.

Вторая ошибка — попытка разделения библейских заветов на условный и безусловный. Поскольку существует только один завет в нескольких фазах, не может быть различных видов завета. Фактически все библейские заветы «безусловны» в том смысле, что их посылает всевластный Бог, и также «условны» в том смысле, что их получают при помощи веры и соблюдают их трудами искренне верующих.

Третья ошибка, очень характерная для кальвинистской теологии второй половины XX века, — представление о том, что в структуре завета с человечеством Бог — царь, а мы — рабы. Такой взгляд на завет обычно называют «договором о сюзеренитете». Это правда, что на горе Синай Яхве явился как царь, а люди были Его рабами и вассалами, но не в этом основная идея завета. Еще до Синая Яхве сказал: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22). В Гал. 4:1-3, Павел говорит, что ребенок «ничем не отличается от раба». Обоими управляет хозяин и закон. В Боге, в первичном завете, мы видим отношения Отца и Сына, а не Хозяина и Раба. Бог вовлекает человечество все в большей полноте в эти отношения, ставя нас в этом союзе с Сыном и на место младших братьев, и Его невесты. Во времена действия Закона мы были всего лишь маленькими детьми, чем-то вроде рабов — но лишь «чем-то вроде». Отношения хозяин-раб не присутствуют в первичном завете и не являются самой важной категорией завета. Отношения Отец-Сын в Духе — первичны, и являются основой всех заветов, которые Бог перезаключает с человечеством.

Памятуя, что младшего сына можно уподобить рабу, мы можем лучше понять тот факт, что отношения хозяин-раб существуют в виде одного из аспектов Закона. Начнем с первых же строк кн. Бытие: Бог-Отец сказал миру Слово (Сына) и послал в мир Дух. Сын-Слово еще не присутствует в мире. Он находится над миром, давая миру свое Слово-Закон. Таким образом подчеркивается, что еще до пришествия в мир Сына, Бог посылал нам приказы извне, и мы подчинялись этим приказам, благодаря содействию Духа, присутствующего с нами в мире. До воплощения Сын являлся в виде Ангела с небес, извне, чтобы дать нам закон. Дажекогда Он являлся в Скинии и Храме во славе шехины, Он был отделен от нас завесой. Тогда Он не был с нами во всей полноте, как сейчас.

После пришествия Сына в мир, с тех пор как Он Сам стал посылать нам Дух, чтобы Дух вечно присутствовал среди нас, картина изменилась. Закон продолжает указывать нам, что мы должны делать, но теперь этот приказ исходит, в первую очередь, не свыше, не извне. Теперь мы существуем «во Христе» и мы живем по Закону потому, что сердца наши полностью согласны с ним. Мы больше не дети-рабы, «подчиненные» Закону, но сотрудничаем с Иисусом, «во Христе» утверждая Закон.

Конечно, поскольку мы грешники, то должны иногда слушать и подчиняться приказам Бога, независимо от того, нравятся нам эти приказы, или нет. Но так же верно и то, что верующие и до Пятидесятницы носили Закон в сердцах своих (Втор. 30:14), любили Закон и соглашались с ним (Пс. 119). Но истина, которую ожидали верующие Старого Творения, предстала во всей полноте перед верующими в Новом Творении.

Суммируя сказанное, отметим, что до пришествия в этот мир Сына, Отец посылает Дух, для того, чтобы привести нас к Сыну. Сын и Его Слово были над нами, приказывая нам, как рабам или малым детям, пока мы не повзрослели. Это главный момент в завете, предназначенном для Старого Творения, хотя справедливо и то, что Слово уже пребывало в наших сердцах даже тогда. В Новом Творении Дух приносит Сын, чтобы привести нас к Отцу. Теперь мы взрослые, подобно подросшей дочери, ставшей невестой Сыну. Теперь Сын и Его Слово «в» нас, нами больше не командуют как малыми детьми или рабами; вместо этого нас ободряют, как более старший супруг в браке ободряет младшего, как старший брат ободряет младшего. Это основной мотив завета, предназначенного для Нового Творения, хотя поскольку Сын — это Бог, в его отношениях с нами присутствует элемент абсолютного подчинения.

Четвертая ошибка — преувеличение оторванности от завета, отчуждения от него. Эту тему можно найти в Писании. В конце концов, оказаться отрезанными от Бога полностью мы не можем. В действительности, в Откр. 14:10 говорится, что озеро адского огня находится перед престолом Божиим, «пред Агнцем». Люди всегда связаны с Богом так или иначе, т.е. находятся так или иначе «в» завете с Богом. Для пребывающих в аду лично-структурная жизненная связь с Богом все еще имеет место. Они испытывают гнев и ярость Божию. Они сброшены на дно структурной иерархии. Одновременно они испытывают отсутствие жизненной связи, ибо если бы они не ощущали боли отвержения, то и не страдали бы. Таким образом, когда Библия повествует об отрезанных от завета, отчужденных от него, это не значит, что они находятся в неком нейтральном положении. Это означает, что они находятся в завете с негативной стороны.

Наконец, последней досадной ошибкой, допускаемой поколениями теологов-кальвинистов, стало положение о якобы существующих двух заветах: завете дел и завете благодати. Проблема в выражении — «завет дел». Теологи в разной степени впадают в заблуждение, когда используют этот плохой термин, но разными путями они приходят к мысли о том, что Адам, кажется, должен был заслужить вечную жизнь своими добрыми делами. Поскольку ему это не удалось, явился Иисус и сделал это для нас. Эта ошибка углубляется, когда говорят, что мы «получаем» «завет благодати» через веру, как будто предполагалось, что Адам мог заслужить благодать помимо веры!

Это ошибочное предположение. Оно основано на представлении Римско-католической церкви о заслугах, идее, которую полностью не удалось победить Реформации. В Библии нет «теологии заслуг». Бог не ждет от нас никаких заслуг, Он хочет от нас веры и постепенного созревания. Этот пункт называется «заслуги против зрелости».

Адам был создан ребенком — поэтому он был наг — предполагалось, что он будет расти в саду Эдемском (детском саду), оставаясь верным Богу и держась подальше от дерева познания добра и зла. Ему не нужно было ничего «заслуживать». Когда он вырос бы, он вступил бы в новую фазу единого Завета, взрослую фазу. Он оставил бы сад и вышел в широкий мир. Но поскольку он восстал, то остался ребенком, хотя, так как он заявил о своей взрослости, Бог отослал его в большой мир. В целом, человечество осталось ребенком, Иисус был первым по-настоящему взрослым человеком. А теперь, в Нем, мы все стали взрослыми.

В самом деле, Бог предлагает нам соглашения, обещая награду за преданное послушание. Но этот способ является дополнительным к желанию Бога увидеть наш рост и нашу зрелость. И ни в Быт. 2, ни в более поздних библейских текстах, ничего не сказано о заслугах и наградах в связи с повествованием об Адаме и его падении. Когда мы были детьми, Бог предлагал нам награды, которые мы получали, продвигаясь по своему пути; Он предложил нам взрослый завет только тогда, когда мы созрели. Теперь мы взрослые — Бог все еще поощряет нас наградами на нашем пути, но окончательно мы созреем, когда станем старше и подготовимся, а вовсе не благодаря особым действиям, за которые получаем эти награды.

Награда, предложенная Адаму в саду Эдемском, была следующей: он остается в саду и наслаждается пищей, которая достается ему легко и свободно. О такой же награде-обещании для Израиля говорится в кн. Левит 26 и Второзаконие 28. Оставшись в земле обетованной, они получали благословение. Награда состояла не в том, что когда-нибудь они заработают право покинуть землю обетованную и завоевать мир. Продвижение до взрослости происходит благодаря не наградам, а созреванию.

Для Адама угроза заключалась в том, что, став неверным и непослушным, он не мог стать зрелым. Он был изгнан в мир, где пострадал от многих бедствий, вместо того, чтобы прийти в мир взрослым и начать править им. Та же угроза ожидала Израиль. Если бы они хотели, как другие народы, выйти в большой мир до созревания, Бог разрешил бы им сделать это, но они бы страдали и не могли править в этом мире. Таким образом, дело вовсе не в заслугах. Важно оставаться верными и созревать постепенно. Если мы будем оставаться верными и ждать Господа, то по мере созревания будем получать все большие владения для своего надзора. Если мы будем неверными, наши владения будут уменьшаться.

У нас будет повод поговорить об этом подробнее, когда мы перейдем к рассмотрению 2-й главы кн. Бытие и падению Адама.