17. Формирование и плоды патологического мышления

«Вы скажете: за что? За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак, берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей. Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно» (Мал. 2:14-16). Обличая священников в нарушении ими принципов истинного богопоклонения, Малахия, наряду с обвинениями в отходе от Закона Божьего, проведении лицемерного служения, отсутствии провозглашения Божьих истин, извращении системы жертвоприношений, духовного прелюбодеяния, выражающегося в следовании языческих философий, затрагивает еще один важнейший атрибут богопоклонения: чистоту личной жизни. Время Малахии, как мы уже затрагивали выше, характеризовалось не только духовным, но и моральным упадком. Духовенство, а затем, глядя на него, и простой народ, стали грубо попирать древнейший институт, основанный Самим Богом, на самой заре человеческой истории — институт брака. Дело в том, что «многие язычники из окрестных племен, заселявших Иудею во время ее запустения, так тесно примыкали к иудейским общинам, что совместное общение между соседями стало неизбежным. Участились браки между инородцами и иудеями; особенно часто иудеи принимали в свои семьи жен из племен аммонитов и филистимлян, ашдодцев. Иные так увлекались модою, что разводились со своими иудейскими женами для женитьбы на иноплеменницах»1. Разводы со старыми женами и женитьбы на молодых язычницах или иудеянках приобрели массовый характер. Причем у окружающих Израиль народов разводы были совершенно обычным делом, а то, что мы сегодня называем «связи на стороне», вообще было нормой. Сами культы языческих богов сопровождались частыми массовыми оргиями и были насквозь пропитаны чувственной символикой и атрибутикой. Поэтому и иудеи, вступив в тесное соприкосновение с этими нравственно разложившимися народами, стали принимать их обычаи. А с другой стороны, со спокойным сердцем продолжали ходить в храм, молясь Богу и принося жертвы. Но Господь через Малахию напоминает иудеям, что брак — это то, что установил Он Сам, и что при каждом заключенном браке Он является незримым Свидетелем. Он напоминает иудеям, что когда они грешат против ближнего, бросая своих жен, то они разрушают завет и с Ним, ибо он основан на принципах следования Божьим заповедям. А любой развод, совершенный не по причине нарушения брачного обета одной из сторон, является прелюбодеянием. Сам Христос говорит об этом так: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). Эти слова, безусловно, не потеряли свое значение и в наши дни, хотя сегодня большинство, включая часто и многих богословов, предпочитают как бы не замечать их. Но обращаясь к иудеям, Малахия не ограничивается обличением открытого греха прелюбодеяния, он затрагивает глубинные причины, порождающие его. «Итак, берите дух ваш… посему наблюдайте за духом вашим» (Мал. 2:15, 16). Т. е. берегите свой разум, мыш- ление, мысли. Ибо для Бога грех, совершенный нами в мыслях, является таким же тяжким, как и физический. Спустя 400 лет Христос еще раз обратит внимание на этот важнейший вопрос. «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:27-29). Объясняя суд над допотопным миром, Господь сказал: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6:5, 7). Заметим, Господь здесь подчеркивает не столько явные грехи допотопного мира, которые были весьма отвратительны, сколько состояние их мыслей, их помышлений. Ибо для человека, который согрешает, но переживает и раскаивается в своем грехе, надежда на спасение есть. Но если все мысли, все помыслы человека пропитаны грехом, то дверь спасения для него закрыта. Через апостола Павла Бог подчеркивает, что каждая мысль человека будет приведена на суд. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:12-13). И это не случайно, ибо: «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; ешь и пей, говорит он тебе, а сердце его не с тобою» (Притчи 23:7). Каждый человек выбирает себе темы для размышления, которые, в конечном счете, будут формировать его, наш с вами характер. «„Никто, кроме вас самих, не может контролировать ваши мысли″. В борьбе за достижение высочайшего стандарта успех или поражение во многом будет зависеть от того, каким образом человек дисциплинирует свои мысли»1. Мысли, как и все остальное в нашей жизни, следует воспитывать. Недаром Библия говорит: «Посему, [возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Петр. 1:13). «Каждого из нас ожидает серьезный труд. Правильные мысли, чистые и святые стремления не возникают сами по себе. Нам следует за них бороться»2. Дьяволу не дано читать наших мыслей, но внимательно наблюдая за нами, за тем, что мы смотрим, что делаем, о чем говорим, он четко составляет себе представление о наших помыслах, желаниях и, находя в них греховные лазейки, он умело и тонко действует через них, распаляя наши помыслы и воображение в нужном ему русле. Сегодня силы зла фокусируют внимание людей на пустых мыслях, на негативных мыслях, на мыслях сомнения, на мыслях о земных ценностях. Сами, вроде бы, эти мысли греховными не являются. Ибо, в самом деле, что плохого желать более оплачиваемую работу, более дорогой дом, немного помечтать или погрезить. Или что странного, когда после сложной ситуации у нас появляется налет уныния и печали. Но именно все это является невидимыми мостиками, которые силы зла прокладывают к сердцу каждого из нас. «Если ваши мысли, ваши планы, стремления — все направлено на накопление земного, то ваши заботы, ваши занятия, ваши интересы будут сосредоточены на мире. Небо перестанет вас привлекать. Ваше сердце будет вместе с вашим сокровищем»1. «Мы не свои, но куплены дорогою ценою, поэтому долг каждого, называющего себя христианином, — держать свои мысли под контролем разума и заставлять себя быть бодрым и радостным. Какой бы тяжелой причиной ни была вызвана его печаль, он должен развивать в себе дух умиротворенности и покоя в Боге… Унынием не приобретается ничего, а теряется многое»2. «Мечтания, грезы, возведение воздушных замков — плохие и чрезвычайно опасные привычки. Когда они завладевают сознанием, от них почти невозможно избавиться и заставить себя размышлять на чистые, святые и возвышенные темы»3. «Нельзя говорить вслух о сомнениях, которые возникают в мыслях. Мы отгоняем от себя свет словами, воздающими славу силам тьмы… Великая беда быть постоянно сомневающимся человеком, сосредоточившим взгляд и мысли на себе. Пока вы смотрите на себя, пока ваше «я» является средоточием ваших мыслей и разговоров, вам не удастся соответствовать образу Христа»4. «Можно ли оправдать разговоры о разочаровании, неверии и сомнении, окутывающих нас тьмой, словно мантией? Отбросим же мрачную тьму сомнения, навеянную сатаной, зачинщика всякого сомнения и разочарования… Каждое сомнение, выраженное вами — это посеянное семя, а это семя пустит корень в каком-то сердце»5. Сегодня даже наукой показано, как мышление сказывается на состоянии здоровья человека, причем, не только духовном, но и физическом. Сегодня бурно развивается целая отрасль медицинской науки, как психосоматическая медицина, показавшая неразрывную связь между характером человека, его мышлением, типом личности и состоянием внутренних органов. Сегодня такие распространенные заболевания, как язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, синдром раздраженного кишечника и т. д., и т. д. относятся к группе психосоматических заболеваний, т. е. болезней, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы человека. И эмоциональный стресс, запущенный в том числе и мышлением, активизирует нервную систему, которая в свою очередь запускает и координирует работу эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, вызывая изменения в работе данных систем и создавая тем самым условия для формирования того или иного заболевания. Страшные маниакальные расстройства, депрессии, самоубийства, гомосексуализм — все это плоды, в конечном счете, расстройства мышления, запущенные и поддерживаемые первоначально самим человеком (более подробно вопросы взаимосвязи духовного и физического здоровья, механизмы формирования депрессии и патологии внутренних органов будут рассмотрены нами в отдельной книге, посвященной вопросам здоровья и его сохранения, работа над которой сейчас ведется). И потому недаром пророк Малахия советует наблюдать и беречь свой дух, ибо распады семей начинаются также вначале с мыслей, которые, в свою очередь, питает то, что мы смотрим, что читаем, на что обращаем и на чем позволяем фокусировать свое внимание. А силы зла, в свою очередь, с радостью раскладывают перед нами и мыльные оперы, и эротические фильмы, и книги, и чувственные рекламные щиты, и вызывающе распущенно одетых или, точнее, раздетых людей на улице. Все это подбрасывается, как поленья, в топку воображения, мышления, распаляя их. Причем, позволяя сатане делать это, каждый должен отчетливо понимать, что это не просто игра похотливых мыслей, но что это начало пути, который у огромного процента людей заканчивается суицидом, депрессией или маниакально-депрессивным психозом. Ибо, покоряя себе мышление человека, дьявол становится его полным хозяином, делая теперь с ним то, что ему угодно. Сегодня борьба сил добра и зла идет именно за мышление человека, его разум. Без чистых мыслей невозможно чистое и истинное богопоклонение. И пусть даже внешне совершается и говорится все верно, но если мысли человека, его дух нечисты, Господь не примет такого бого-поклонения, как Он это и передал иудеям через Малахию, через которого с этой же вестью предостережения беречь свой дух Он обращается и к нам сегодня. К сожалению, в истории христианской церкви силам зла удалось настолько извратить Божье представление о браке, что весть Малахии оказалась отринутой миллионами людей, большинство из которых и сегодня следуют в вопросе брака не библейскому учению, а людским измышлениям, принесшим и несущим многочисленные бедствия и проклятия в повседневную жизнь людей. И потому, чтобы избежать этих проклятий и бедствий, нам необходимо познакомиться с теми измышлениями, которые внесли силы зла в учение многих христианских конфессий относительно брака.