22. Две гривны из шестисотого мерседеса

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня» (Мал. 3:8). Эти слова Малахии более всего изумили и возмутили слушателей. Во-первых, они считали себя, как мы уже говорили, очень праведными людьми, а тут их обвиняют, да ни в чем-нибудь, а в воровстве! И не против кого-нибудь, а против Самого Бога! А, во-вторых, совершенно странно звучали сами слова: обкрадывать Бога! Как же Бога можно обворовать? И Бог через Малахию сразу же отвечает им: «Десятиною и приношениями» (Мал. 3:8). Более того, Он добавляет: «Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня» (Мал. 3:9). Вдумаемся в это. Бог называет вором всякого, кто неверен в десятине и приношениях. Он называет его тем же словом «вор», что и тех людей, которые грабят квартиры и режут сумки. Являемся ли в контексте этого ворами мы с вами, читатель. Может быть, этот вопрос покажется резким, как он показался и слушателям Мала-хии? Но от нашего ощущения смысл не меняется. Более того, по тому, как остро мы восприняли его, мы можем судить об истинном нашем духовном состоянии. Ибо чем человек раздраженнее реагирует на обличение, тем тяжелее его духовное состояние. Здесь мы можем вспомнить уже упоминаемого нами царя Ирода и его любовницу Иродиаду, вспомнить то, как болезненно они реагировали на обличения Иоанна Крестителя. И одновременно можно вспомнить простых людей, которые плакали о своих грехах после обличения Иоанна. Но что такое десятина? Как она появилась? Куда она идет? Почему она является необходимым условием для поклонения Богу? Разве Богу нужны наши деньги? Впервые упоминание десятины в Библии относится ко времени Авраама, когда последний принес десятую часть своих доходов царю-священнику Мелхиседеку (Быт. 14:20). По законам, данным Богом Моисею, каждый израильтянин должен был давать десятую часть от всех своих доходов (урожая, скота и т. д.) Богу (Левит 27 глава; Числ. 18:21). Десятина была символом признания Божьего авторитета, как Владыки всего и как Царя народа. Десятина — это то, что принадлежит Богу. Поэтому, упоминая о десятине, нужно говорить не об отдаче ее, а о ее возвращении Богу. Ибо десятая часть людям не принадлежит. Господь обильно благословляет людей, давая им все необходимое для жизни, забирая при этом Себе лишь десятую часть. Здесь мы можем вспомнить из истории системы налогов, которыми в разные века облагались люди. И как нам говорит история, процент возврата составлял в основном не 10%, а 80%, а то и более. Но это людские законы. Бог несказанно милостивее людей. К тому же, сама десятина, шедшая на содержание храма и служащих в нем, в конечном счете, шла на тех же людей, способствуя сохранению их духовного здоровья и получения духовной пищи. Десятина подлежала строгому учету. Для ее хранения при храме были специальные кладовые, надзор за которыми был поручен левитам (2 Пар. 31:11). Не только возврат, но и использование десятины является очень серьезным вопросом. И всякий, кто смеет нарушить святость десятины, навлекает на себя Божье проклятие. И потому, когда сегодня многие говорят: мы не знаем точно, на что идет десятина, правильно ли ее используют, не наживается ли кто-то корыстно на ней, то на основании Библии мы можем сказать: это уже Божье дело. С нашей стороны мы должны вернуть десятину как повелевает Бог, а если кто-то и неверно использует ее, то он ответит за это перед Богом. И ответ этот будет страшным. Ибо проклят всякий, обкрадывающий Бога! Пусть же каждый ответит за себя. И будем смотреть не на других, а на себя, анализируя свою верность Господу. Сегодня в столь кризисное время многие говорят: у меня такая маленькая пенсия или зарплата, где уж мне возвратить десятину. Неужели Бог не видит и не учтет этого. Но подчеркнем еще раз, десятина нужна не Богу. Он не нуждается в наших средствах. Десятина нужна нам самим, ибо через ее возвращение воспитывается наш характер, наша вера. Недаром с десятиной связаны очень многие библейские обетования, о которых упоминает и Малахия. «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:10-12). Бог обещает нас несказанно благословить. Это не людское обещание, а Божье. Он предлагает нам испытать Его! Испытать Самого Бога! И история, и повседневная жизнь демонстрируют нам, что это действительно так. Верные в десятине никогда не терпели недостатка ни в хлебе, ни в воде, даже тогда, когда был повсеместный голод и война. И авторы этих строк знают очень много подобных примеров. Возвращая десятину, каждый из нас, таким образом, принимает участие и в провозглашении Евангелия, ибо десятина идет и на проведение евангельских программ и семинаров. Десятина — это не просто буква поклонения, это живое сотрудничество с Живым Богом. Удерживая десятину, мы сами навлекаем на себя проклятие, ибо отвергаем Бога, показываем свое неверие в Него, неверие в возможность для Него разрешить наши проблемы; показываем также и свою алчность. Однако, помимо десятины Бог говорит и о том, что народ обкрадывает Его в приношениях. Хорошо. Десятина, вроде бы, понятна — это десятая часть зарплаты, десятая часть прибытков с урожая, или какого бы то ни было другого дохода. Но где числовое выражение приношений? Как знать, жертвуя, не обкрадываю ли я Бога своим недостаточным приношением? На вопрос, как опре- делить необходимую сумму для приношений, пожертвований на неимущих, обустройство храма и т. д., нам хорошо отвечает один библейский стих. «Но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» (Втор. 16:17). Смотря по благословению. И действительно, для бедной вдовы ее лепта была целым капиталом, а для, к примеру, богатого фарисея даже пятьдесят лепт были мелочью. Приношение — это то, что представляет сумму в ваших глазах. Приношение — это не подаяние нищему двух гривен (десяти рублей) из окна шестисотого мерседеса и затем долгие воспоминания о своей благотворительности. Приношение — это то, что представляет для вас значимость. Итак, истинного богопоклонения не может быть без верности в десятине и пожертвованиях, говорит нам Бог через пророка Малахию.