Примечания

1. См., например: Теодор Рошак, «Создание контркультуры»; Ос Гинесс, «Прах смерти» и Кеннет Лич, «Волнение юности». — Theodore Roszak, The Making of a Counter–culture (1969), Os Guinness, The Dust of Death (1973), Kenneth Leench, Youthquake (1973).

2. там же.

3. «Создание контркультуры» (Анкор Букс, Дубльдей, 1969), с. 233. — The Making of a Counter–culture (Anchor Books, Doubleday, 1969), p. 233.

4. Джеремиас, с. 23.

5. Теория Б. У. Бейкона обобщается и критикуется У. Д. Дейвисом, с. 15–25.

6. Теорию Остина Фаррера критикует У. Д. Дейвис, с. 9–13.

7. Дейвис, с. 108.

8. Кальвин, с. 258.

9. «там же, с. 259.

10. Дейвис, с. 1, 5.

11. Брюс, с. 94.

12. там же, с. 95.

13. Выражение из Джеремиаса, с. 14.

14. Макартур, с. 105–148.

15. Л. Н. Толстой, «Воскресение».

16. Брюс, с. 95.

17. Макмиллан, 1935; журнал, 1961.

18. там же, с. 89.

19. там же, с. 24.

20. там же, с. 27, 91.

21. там же, с. 18.

22. там же, с. 332 и дал.

23. Таскер, с. 61.

24. Уиндиш, с. 6.

25. там же, с. 107.

26. там же, с. 96. У. Д. Дейвис исследует и отметает подобное толкование, с. 316–341.

27. Лютер, с. 285.

28. там же, с. 288.

29. Джеремиас, с. 12.

30. Лютер, с. 291.

31. Джеремиас, с. 11.

32. там же, с. 24.

33. там же, с. 30.

34. там же, с. 32.

35. Хантер, с. 110.

36. там же, с. 110–111.

37. там же, с. 209.

38. Кальвин, с. 261.

39. Сперджен, с. 21.

40. Ленски, с. 187.

41. Ллойд–Джонс, с. 65.

42. там же, с. 68, 69.

43. Стайер, с. 105.

44. Лютер, с. 27.

45. Ленски, с. 191.

46. Лютер, с. 33.

47. там же, с. 34.

48. Таскер, с. 62; ср.: Пс. 85:11,12.

49. Бонхёффер, с. 35.

50. Кальвин, с. 267.

51. Ленски, с. 197.

52. Бонхёффер, с. 80, 81.

53. Впервые опубликована в 1895 г.; Penguin Classics, 1968.

54. Ницше, «Антихристианин», с. 15.

55. там же, с. 116.

56. там же, с. 118–119.

57. там же, с. 127–128.

58. там же, с. 162.

59. там же, с. 168.

60. там же, с. 186.

61. Тилике, с. 77.

62. Бонхёффер, с. 93, 98.

63. Стайер, с. 121

64. «Естественная история», XXXI, 102.

65. Х.В. Мортон, «В поисках Южной Африки», с. 292. — Н. V. Morton, In Search of South Africa (Hodder, 1948), p. 292f.

66. Ллойд–Джонс, с. 164.

67. Ленски, с. 199.

68. Таскер, с. 63.

69. Ллойд–Джонс, с. 41.

70. Брюс, с. 102.

71. Лютер, с. 66.

72. Бонхёффер, с. 106.

73. Лютер, с. 55.

74. Тиликке, с. 33.

75. Дейвис, с. 250.

76. Лютер, с. 55, 56, 59.

77. Тилике, с. 28.

78. Издано Брайаном Гриффитсом (ИВП, 1972), с. 35. — Edited by Brian Griffiths (IVP, 1972), p. 35.

79. Златоуст, с. 229.

80. Райл, с. 38.

81. Ср.: 2:23; 3:3; 4:14, и так далее, ср.: 11:13, где говорится, что «все пророки и закон прорекли до Иоанна». И пророки, и закон указывали на Христа, и все в Нем исполнились.

82. Кальвин, с. 278; ср.: Лк. 22:16.

83. Бонхёффер, с. 111.

84. Макнил, с. 58.

85. Стоунхауз, с. 209.

86. См.: Тертуллиан, «Против Маркиона», IV. 7.

87. Сперджен, с. 25.

88. Дейвис, с. 216.

89. Доб, с. 55–60.

90. Аллен, с. 45.

91. В русском переводе Библии, в отличие от английского, эти императивы лишь подразумеваются, например: «люби ближнего своего» или: «не убивай». — Прим. перев.

92. Кальвин, с. 290.

93. Институты, I. VIII. 7. — Institutes, I. VIII. 7.

94. Лютер, с. 76.

95. Таскер, с. 68.

96. Хантер, с. 50.

97. Ленски, с. 217, 219.

98. По–русски это может быть примерно передано словами: простофиля, болван, олух или тупица. — Прим. перев.

99. Таскер, с. 69.

100. Брюс, с. 107.

101. Ср. с 2 Пет. 2:14, где лжеучителя описаны как люди, имеющие глаза, исполненные любострастия и непрестанного греха.

102. То есть «буквально». — Прим. перев.

103. «Древности», IV. viii. 23.

104. Пламмер, с. 82.

105. Втор. 22:22; Ин. 8:1–11. Дж. И. Лада пишет: «Ветхий Завет карал прелюбодеяние смертной казнью. Новый Завет говорит, что прелюбодей должен считаться мертвым и невиновная половина освобождается от обетов своего брака, как если бы его супруг умер» («Евангелие Царства», с. 85. — The Gospel of the Kingdom, Eerdmans, 1959, p. 85).

106. Таскер, с. 184.

107. Стоунхауз, с. 203.

108. Златоуст, с. 260.

109. Более полное рассмотрение библейского материала на эту тему дано в книге автора «Развод: библейское учение» (Фэлкон, 1972) — Divorce: the Biblical Teaching (Falcon, 1972).

110. Войны, II. viii. 6.

111. Хантер, с. 55.

112. Джон У. Уэнхам, «Христос и Библия», с. 35 (Тиндэйл Пресс, 1972). — John W. Wenham, Christ and the Bible (Tyndale Press, 1972), p. 35.

113. О сопротивлении Его воле см.: Рим. 9:19; истине 2 Тим. 3:8; 4:15; Лк. 21:15; Деян. 6:10; 13:8; Его власти, олицетворяемой государством, — Рим. 13:2.

114. Аллен, с. 54.

115. Джеремиас, с. 27, 28.

116. Бонхёффер, с. 130.

117. Сперджен, с. 30.

118. Гловер, с. 55.

119. Лютер, с. ПО.

120. Толстой, с. 315–319 (нумерация страниц дана по изданию на английском языке. — Прим. перев.).

121. там же, с. 323.

122. там же, с. 331.

123. там же, с. 406.

124. там же, с. 535, 536.

125. Большинство цитат заимствованы из: Джордж Вудсток, «Ганди». — George Woodstock, Gandhy (Fontana, Modern Masters series, 1972).

126. Текст Рейтера об обращении Ганди цитируется по: Ф. У. Диллистоун, «Чарльз Равен». — F. W. Dillistone, Charles Raven (Hodder, 1975), p. 230 ff.

127. Жак Эллюль, «Насилие». — Jacques Ellul, Violence (SCM, 1970), p. 15.

128. Лютер, с. 83.

129. там же, с. 113–114.

130. Макартур, с. 135.

131. Корэтта Скотт Кинг, «Моя жизнь с Мартином Лютером Кингом». — Coretta Scott King, My Life With Martin Luther King Jr (Hodder & Stoughton, 1970), p. 363–369.

132. «Сила любви» (1963; Фонтана, 1969), с. 47–55. — Strength to Love (1963; Fontana, 1969), p. 47–55.

133. Бонхёффер, с. 132.

134. Ср.: Проповеди, с. 404.

135. Сперджен, с. 31.

136. Златоуст, с. 281.

137. там же, с. 276.

138. Бонхёффер, с. 276.

139. Бонхёффер, с. 136 и дал.

140. там же, с. 137.

141. Пламмер, с. 89.

142. Брюс, с. 116.

143. Райл, с. 47.

144. Кальвин, с. 309.

145. Сперджен, с. 32.

146. Бонхёффер, с. 144.

147. Кальвин, с. 310.

148. К. С. Льюис, интервью (Блес, 1962), с. 198. — They asked for a paper (Bles, 1962), p. 198.

149. Поучения, с. 307.

150. Поучения, с. 301–303.

151. Кальвин, с. 331.

152. Ллойд–Джонс, с. 330.

153. Бонхёффер, с. 146.

154. К. Л. У. Гримм и Д. X. Тайер, Греческо–английский словарь Нового Завета (Т. и Т. Кларк, 1901). — С. L. W. Grimm and J. H. Tasker, Л Greek–English lexicon of the New Testament (T. And T. Clark, 1901).

155. Кальвин, с. 314.

156. Лютер, с. 144.

157. Кальвин, с. 316, 321.

158. Это выражение Августина. Он перечисляет три альтернативных истолкования, а именно: «все то, что относится к желаниям этой жизни»; «таинство Тела Христова»; «пища духовная», то есть «божественные предписания, о которых надлежит денно и нощно размышлять и пещись». Сам он предпочитает последнее объяснение. Но он заключает, что если кто–либо желает под «насущным хлебом» понимать «хлеб, необходимый для тела» или «таинство Тела Господня», то «нужно взять все три значения совместно». То есть «мы должны называть хлебом насущным хлеб, необходимый для тела, видимый освященный хлеб (то есть Святое Причастие) и невидимый хлеб слова Божьего» (VI. 25, 27).

159. Super–substantialis — лат. надсущный. — Прим. перев.

160. Кальвин, с. 322.

161. Лютер, с. 147.

162. Д. X. Мультон и Г. Миллиган, Словарь греческого Нового Завета (Ходдер, 1949). — J. H. Moulton and G. Milligan, The Vocabulary of the Greek Testament (Hodder, 1949).

163. Хантер, с. 75.

164. Лютер, с. 166.

165. Макнил, с. 85.

166. Таскер, с. 76.

167. Сперджен, с. 39.

168. Райл, с. 59.

169. Таскер, с. 77.

170. Брук, с. 125.

171. Лютер, с.197 и дал.

172. Сперджен, с. 39.

173. Лютер, с. 209.

174. Макнил, с. 88.

175. Маршал Брумхолл, «Человек, который верил Богу» (Китайская внутренняя» миссия, 1929), с. 53. Marshall Broomhall, The Man Who Believed God (China Inland Mission, 1929), p. 53.

176. Тилике, с. 124, 134

177. Толстой, с. 331.

178. Брюс, с. 128.

179. Златоуст, с. 345.

180. Сперджен, с. 42.

181. Например, в IX главе Дидахе (документ, возможно, начала II века) есть такое указание: «Никто же да не ест и не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне; ибо о этом сказал Господь: «не давайте святыни псам».

182. Кальвин, с. 349.

183. там же, с. 349.

184. Златоуст, с. 348.

185. Джеремиас, «Надежда, данная Иисусом народам». — Jesus’ Promise to the Nations (1953; SCM, 1958), p. 20.

186. Кальвин, с. 351.

187. Лютер, с. 234.

188. Гловер, с. 70.

189. Кальвин, с. 353.

190. Августин, 11:16.

191. Джоахим Джеремиас, «Молитвы Иисуса». — Joachim Jeremias, The Prayers of Jesus (SCM, 1967), p. 96, 97.

192. Алек Мотиер, «Пособие по изучению Послания Иакова». — Alec Motyer, Studies in Epistle of James (New Mildmay Press, 1968), p. 88.

193. Ллойд–Джонс, с. 513.

194. Тобит 4:15, НАБ — Tobit 4:15 NEB.

195. Зафиксировано в Талмуде: Шаббат 31а.

196. Джеремиас, с. 10.

197. Альфред Эдерсхайм, «Жизнь и эпоха Иисуса–Мессии», 1 (Лонгманс, 1883), с. 525. — Alfred Eddersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah, I (Longmans, 1883), p. 525 f.

198. там же, с. 535.

199. Райл, с. 66.

200. К. С. Льюис, «Настигнут радостью» (Блес, 1955), с. 63. — С. S. Lewis, Surprised by Joy (Bles, 1955), p. 63.

201. «Путь по середине» (лат.) — Прим. перев.

202. Бонхёффер, с. 171.

203. Кальвин, с. 346.

204. Лютер, с. 263.

205. Кальвин, с. 365.

206. там же, с. 364 и дал.

207. Райл, с. 68.

208. Райл. с. 69, 70.

209. Таскер, с. 83.

210. Брюс, с. 135.

211. Кальвин, с. 370.

212. Стенли Джонс, «Христос за круглым столом» (Эбингдон, 1928), с. 38, 60. — Stanley Jones, Christ at the Round Table (Abingdon, 1928), p. 38, 60.

213. Ленски, с. 314.

214. Хантер, с. 96.

215. Сперджен, с. 46.

216. Пламмер, с. 117.

217. Стоунхауз, с. 199.

218. Грешам Махен, «Христианство и либерализм» (1923; Эрдмане, издание не датировано), с. 36. — Gresham Machen, Christianity and Liberalism (1923: Eerdmans, n.d.), p. 36.

219. Джеймс Денни, «Теологические исследования» (лекции, прочитанные в 1894; Ходдер, 1906), с. 31, 42. — James Denny, Studies in Theology (lectures delivered in 1894; Hodder, 1906), p. 31, 42.

220. Кальвин, с. 371.

221. Брюс, с. 136.

222. Пламмер, с. 118.

223. Стоунхауз, с. 254.

224. Джеремиас, с. 24.

225. Златоуст, с. 207 и дал.