11. Единство Бога

Вопрос 5: СКОЛЬКО БОГОВ В МИРЕ?

Ответ: Только один живой и истинный Бог.

Уже доказано, что Бог есть, а неверующие в истинность Его существования испытают на себе всю суровость Его гнева. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Он — единственный Бог. «Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его» (Втор.4:39). «И нет иного Бога кроме Меня, — Бога праведного и спасающего нет кроме Меня» (Ис.45:21). Многие просто называются богами. Например, цари представляют Бога: царский жезл — символ Его силы и власти. Судьи названы богами. «Я сказал: вы — боги» (Пс.81:6), в том смысле, что они поставлены вершить правосудие, как Бог, но эти боги смертные. «Но вы умрете, как человеки» (ст. 7). «Хотя и есть так называемые боги, … Но у нас один Бог» (1Кор.8:5,6).

I. Есть только одна Самосущая Первопричина, от Которой зависит жизнь всех других существ. Подобно тому как в космосе движение всех небесных тел обусловлено primum mobile, так и Бог дает жизнь и развитие всему сущему. Нескольких Богов быть не может, как не может быть нескольких первопричин.

II. В мире есть только одна бесконечная сущность, а следовательно — только один Бог. Двух бесконечностей быть не может. «Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер.23:24). И если есть одна бесконечная сущность, наполняющая одновременно все места, разве остается пространство для другой бесконечной сущности?

III. Существует только одна Всемогущая Ста. Если бы было два Всемогущих, то между ними велась бы беспрестанная борьба: одна сила, будучи равной другой, противилась бы всему, что бы та ни делала. Представьте, какой хаос царил бы в мире! Если на корабле два главных кормчих, то один обязательно перечит другому. Один дает команду поднять паруса, другой — бросить якорь, — сплошное замешательство и гибель для судна. Порядок и гармония, существующие в мире, а также постоянное и единообразное правление явно свидетельствуют в пользу того, что есть только один Всемогущий, один Бог, Который всем управляет. «Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6).

Урок первый. Примите к сведению:

а) поскольку есть только один Бог, существование всех других богов исключено. Некоторые, например валентиниане, ошибочно полагали, что есть два Бога. Другие, как например политеисты, считали, что богов много. Персы поклонялись солнцу, египтяне — льву и слону, эллины — Юпитеру. Они «заблуждались, не зная Писаний» (Мат. 22:29). Их вера — миф. «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес. 2:11);

б) поскольку есть только один Бог, то в мире может существовать только одна истинная религия. «Один Господь, одна вера» (Еф.4:5). Если бы богов было множество, то могло бы существовать и множество религий, каждому богу надлежало бы поклоняться по-своему. Но поскольку Бог один, то и религия только одна. «Один Господь, одна вера». Некоторые говорят, что их может спасти любая религия. Но как нелепо думать, что Бог, Единый по сути, предписал бы несколько религий, несколько разных путей поклонения. Устанавливать ложную религию так же опасно, как и воздвигать ложных богов. Есть много дорог, ведущих в ад, и попадают туда люди, идущие вслед своим вымыслам. На небо же ведет только одна прямая дорога -путь веры и святости. Кроме него, других путей спасения нет. Поскольку Бог один, то и истинная религия только одна;

в) поскольку Бог только один, то вы должны научиться угождать только Ему. Если бы богов было множество, то как трудно было бы им всем угодить! Один приказывал бы одно, другой — прямо противоположное, а двум господам угодить невозможно. Благо, что есть только один Бог, и Ему одному вы должны угождать. Как царством правит только один царь, и все стремятся снискать его расположение (Прит.19:6), так и истинный Бог только один, и наш главный труд — угождать Ему. Ищите Его расположения, даже если вы рискуете попасть в немилость к другим. Такова была мудрость Еноха, «ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр.11:5).

Что подразумевается под понятием «угодить Богу»?

1) Мы угождаем Богу, когда повинуемся Его воле. Христос говорил, что творить волю Отца — это Его пища и питье (Иоан.4:34), и таким образом Он угодил Богу. «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мат. 3:17). Воля Божья о нас такова, чтобы мы были святы (Фес. 4:3). Так, когда мы излучаем святость, наша жизнь становится живым Письмом. А это соответствует Божьей воле и угодно Ему.

2) Мы угождаем Богу, когда выполняем дело, Им порученное: «Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Здесь Христос говорит о Своем служении ходатая (Иоан.17:4). Многие так и не завершают своего дела к концу жизни. Дело, которое поручил нам Бог, — это соблюдение первой и второй скрижали. Первая определяет наш долг по отношению к Богу, вторая — наш долг по отношению к человеку. А те, что считают нравственность главной и единственной составляющей религии, ставят вторую скрижаль над первой, более того, они вытесняют ее. Ведь если бы для спасения было достаточно благоразумия, справедливости и воздержания, то какая необходимость в первой заповеди? Так мы рискуем пренебречь поклонением Богу, однако Бог соединил обе скрижали, и никому не позволено их разбивать.

3) Мы угождаем Богу, когда всем сердцем стремимся отдавать Ему самое лучшее. Авель принес Богу «от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4:4). Домициан хотел, чтобы его статуя была отлита из золота, а не сделана из дерева или железа. Мы угождаем Богу, когда служим Ему с пылом, любовью и усердием. Это — золотое служение. Есть только один Бог, а значит, только Ему Одному мы должны стремиться угодить.

4) Если есть только один Бог, то и молиться мы должны исключительно Ему. Католики молятся святым и ангелам. Во-первых, касательно молитвы святым. По словам одного писателя-католика: «Когда мы молимся умершим святым, они исполняются состраданием и ходатайствуют за нас перед Христом, подобно тому как ученики просили Его за женщину хананеянку: «Отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мат. 15:23). Святым на небе неведомы наши нужды. Если бы они их знали, у нас не было бы основания им молиться. «…Авраам не узнает нас» (Ис.63:16). Молитва -это элемент поклонения Богу, и воздаваться она должна только Богу. Во-вторых, касательно молитвы ангелам. Поклонение ангелам запрещено (Кол.2:18-19). То, что мы не должны молиться ангелам, ясно из Послания к Римлянам 10:14: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали». Нельзя молиться тем, в кого мы не веруем, а веровать в ангелов мы не должны, поэтому и молиться им нельзя. Есть Только один Бог, следовательно, призывать кого бы то ни было, кроме Бога, — грех.

5) Если есть только один Бог, «Который над всеми» (Еф.4:6), то и любить Его нужно превыше всего. В своей любви мы должны превозносить Господа и ценить Его превыше всего, так как Он — источник жизни и блаженства. В своей любви мы должны стремиться угождать Ему. «Amor est complacentia amantis amato. — Любовь — это стремление угодить возлюбленному» (Фома Аквинский). Наша любовь к другим должна быть более спокойной. Мы можем отдать несколько капель любви твари, направив полный ее поток к Творцу. Тварь мы можем напоить молоком любви, сливки же следует приберечь для Бога. Стоящего над всеми и любить нужно превыше всего. «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс.72:25).

Урок второй. Предостережение. Поскольку есть только один Бог, давайте проявим бдительность и не станем воздвигать других богов. «Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их, и не помяну имен их устами моими» (Пс.15:4). Господь — ревнивый Бог, и Он не потерпит, чтобы у нас были другие боги. Люди легко поддаются искушению идолопоклонства.

а) Для некоторых богом становятся наслаждения, они «…более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2Тим.3:4). Все, что мы любим больше Господа, мы делаем своим богом.

б) Другие делают своим богом деньги. Сребролюбивый поклоняется золотому тельцу, поэтому и назван идолослу-жителем (Еф.5:5). Человек делает своим богом то, на что он полагается, а полагается он на клин из золота, его творцом, искупителем и утешителем становятся деньги. Почему творцом? Потому что, имея деньги, он считает себя состоявшимся. Почему искупителем? Потому что, попав в беду, он верит, что деньги его выручат. Почему утешителем? Потому что, стоит ему опечалиться, как золотые гусли прогоняют злого духа. Так и становятся деньги его богом. Бог создал человека из праха земного, а теперь и человек делает себе богов из праха земли.

в) Некоторые делают богом собственных детей, и дети занимают место Бога, что побуждает Господа забрать их. Если вы слишком сильно обопретесь о стекло, оно треснет.

Так многие губят собственных детей, делая их своей единственной опорой.

г) Некоторые делают своим богом собственное чрево. «…Их бог — чрево» (Фил.3:19). Климент Александрийский пишет о рыбе, сердце которой находилось в брюхе. Это символ эпикурейцев: сердце — во чреве, а вместо ума — потакание плотским похотям. «Sacrificant lari. — Они поклоняются домашнему комфорту», их бог — чрево, в него они приносят свои возлияния. Таким образом, люди создают многих богов. Апостол определяет «троицу» нечестивого: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан.2:16). Похоть плоти — это наслаждения, похоть очей — деньги, гордость житейская — почести. Будьте бдительны! Все, что вы обожествляете помимо Господа, Он сочтет терновником, и которого выйдет огонь и сожжет вас (Суд.9:15).

Урок третий. Нарекание. Если Господь Иегова — единственный истинный Бог, то пусть это послужит упреком тем, кто отрекается от Него. Имею в виду обаятелей, вызывающих духов, что слишком часто практикуется среди людей, называющих себя христианами. Божий закон осуждает этот грех. «Не должен находиться у тебя… обаятель, вызывающий духов» (Втор.18:10, 11). Как распространено это явление! Бывает, люди потеряют какие-то вещи и посылают за волшебниками, чтобы узнать, как им вернуть утраченное. Не дьявола ли они вопрошают? Поступая так, они отрекаются от Бога и своего крещения. Неужели из-за потери вещей вы хотите потерять и душу? «Так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула?» (4Цар.1:6). Не потому ли ты просишь совета у дьявола, что не веришь, что на небе есть Бог? Какой позор вам, виновным в отречении от истинного Бога! Лучше бы вам остаться без потерянных вещей, чем просить дьявола, дабы тот помог их вернуть.

Урок четвертый. Увещевание.

1) Поскольку есть только один Бог, то пусть те, кто служат Ему, будут едины, как един Господь. Именно об этом усердно молился Христос: «Да будут все едино» (Иоан.17:21). Христиане должны быть едины, во-первых, в суждениях. Апостол призывает всех к единомыслию (1Кор.1:10). Как печально видеть, что религия рядится в пестрые одежды. Как много разных мнений среди христиан, как много путей, по которым они идут! А ведь это сатана посеял плевелы раздора (Мат. 13:39). Сначала он прошел между людьми и Богом, а потом разделил людей между собой. Во-вторых, проявляйте единство в чувствах. Верующие должны иметь одно сердце. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32). Как в музыке: хотя у скрипки и несколько струн, они создают гармонию звучания. Так и у христиан: несмотря на то, что они разные люди, между ними должна существовать гармония чувств. Есть только один Бог, а посему все служащие Ему должны быть едины. Ничто так не украшает религию и не привлекает так много новообращенных, как сплоченность и единодушие людей ее исповедующих. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1). Это — как роса Ер-монская, как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду Ааронову. Поскольку Бог один, то пусть все исповедующие Его будут единомышленны и единодушны, дабы исполнилась молитва Христа: «Да будут все едино».

2) Поскольку есть только один Бог, давайте четко и недвусмысленно говорить о том, что Он — наш Бог. «Ибо сей Бог есть Бог наш» (Пс.47:15). Какое утешение в том, чтобы услышать, что Бог есть и что Он единственный Бог, если Он — не наш Бог? Что значит для нас Господь, если мы не находимся в Нем? Пусть наше исповедание будет четким и недвусмысленным! Умоляйте Духа Святого. Дух действует верою. Верою мы едины со Христом, и благодаря Христу, мы приходим к Богу как к нашему Господу, а посему Он в качестве дара передает нам Свою славную полноту.

Урок пятый. О благодарности. У нас достаточно причин быть благодарными, ведь мы знаем единственного истинного Бога! В мире так много духовно слепых! Некоторые поклоняются Магомету. Многие индейцы поклоняются дьяволу, они зажигают ему свечи, чтобы он их не обидел. Незнающие истинного Бога непременно преткнутся во тьме и попадут в ад. Так будем же благодарны за то, что мы родились в такой стране, где воссиял свет Евангелия. Иметь знание о Боге гораздо важнее, чем обладать золотыми копями, алмазными горами и островами пряностей, особенно если Бог открылся нам ко спасению, если Господь дал нам глаза, чтобы мы увидели свет, если мы знаем Бога, как и Он знает нас, чтобы любить Его и верить в Него. Какой безграничной должна быть наша благодарность Всевышнему за то, что он утаил знание о Себе от мудрых и разумных мира сего и открыл его нам! (Мат. 11:25).