2. Христос — Ходатай Завета

«И к Ходатаю нового завета Иисусу…»(Евр.12:24).

Иисус Христос — суть и квинтэссенция Евангелия, диво для ангелов, радость и торжество святых. Имя Христа прекрасно, оно — как мелодия для уха, мед — для уст, бальзам — для сердца.

Я не буду рассматривать контекст этого стиха, а непосредственно обращусь к интересующей нас теме. После лекции о завете благодати давайте поговорим о Ходатае данного завета, о Том, Кто восстановил некогда отпавших грешников, — Иисусе — Ходатае нового завета.

В Писании упоминается несколько имен и титулов Христа, связанных с Его работой восстановления человека.

1) В некоторых местах Христос назван Спасителем. «…И наречешь Ему имя: Иисус» (Мат. 1:21). Древнееврейское слово «Иисус» означает «Спаситель», а те, кого Он спасает от ада, спасаются Им и от греха. Христос не только Спаситель, но и Святитель. «…Он спасет людей Своих от грехов их» (Мат. 1:21). Другого спасителя нет. «…И нет ни в ком ином спасения» (Деян.4:11). Подобно тому как был только один ковчег для спасения мира от потопа, так есть только один Иисус для спасения грешников от проклятия. Как Ноеминь сказала своим невесткам: «Разве есть еще сыновья в моем чреве?» (Руф.1:11), так и у Бога в утробе Его постановления от вечности нет других сыновей для нашего спасения, кроме Иисуса. «Но где премудрость обретается?… Бездна говорит: «не во мне она»; и море говорит: «не у меня» (Иов.28:12, 14). Где спасение обретается? Ангел говорит: «Не во мне оно», смертный говорит: «Не во мне», и таинство говорит: «Не во мне». Только Христос — источник жизни. Таинство — лишь канал, проводящий спасение, Христос же — источник, его питающий. «И нет ни в ком ином спасения».

2) В некоторых местах Христос назван Искупителем. «И придет Искупитель Сиона» (Ис.59:20). Одни полагали, что речь идет о Кире, другие думали, что говорится об ангеле, но древнееврейские ученые считали, что это — Христос, Искупитель избранных. «…Искупитель мой жив» (Иов.19:25). Древнееврейское слово, переведенное как «искупитель», обозначает близкого родственника, имеющего право выкупить залог. А Христос — близкий нам родственник, наш старший брат, поэтому Ему в первую очередь принадлежит право искупить нас.

3) Христос назван Ходатаем в вышеупомянутом месте Писания: «И к Ходатаю нового завета Иисусу…». Греческое слово, переведенное здесь как «ходатай» обозначает посредника, помогающего двум сторонам преодолеть последствия разрыва и разногласия. Из-за греха мы разошлись с Богом, и теперь Христос ходатайствует и выступает между нами третейским судьей. Благодаря Своей Крови, Он примиряет нас с Богом, поэтому Христос и назван Ходатаем нового завета. Другого пути к восстановлению единства и общения между Богом и человеком нет, — только в Иисусе и посредством Иисуса. Христос устраняет враждебность человека и Божий гнев, и таким образом восстанавливает мир. Но Христос выступает не только в роли посредника примирения, Он также и ходатайствует. «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9:24). Когда священник убивал жертвенное животное, он должен был предстать с его кровью перед алтарем и крышкой ковчега — троном благодати — и показать кровь Господу. А теперь давайте поговорим, во-первых, о личности Христа и, во-вторых, о Его благодатях.

I. Его личность. Личность Иисуса весьма притягательна. Он — сама любовь и красота. Он — копия Отца, «образ ипостаси Его» (Евр.1:3). Обратите внимание на следующее:

1) Две природы личности Христа.

а) Его человеческая природа как воплощенного. Вален-тиниане отрицают человеческую природу Христа. Но Писание гласит: «И Слово стало плотию» (Иоан.1: 14). Речь идет о Христе, обещанном Мессии. Христос принял нашу плоть, чтобы пострадала именно та природа, которая согрешила. «И Слово стало плотию», дабы сквозь призму человеческой природы мы могли смотреть на Бога.

Почему Христос назван Словом?

Потому что как слово, будучи толкователем разума, открывает, что у человека на душе, так и Иисус Христос открывает нам намерения Своего Отца относительно великого дела нашего спасения (Иоан.1:18). Если бы не человеческая природа Христа, взгляд на Бога был бы для нас убийственным, но через плоть Христа мы можем смотреть на Него без опасения. Кроме того, Христос взял нашу плоть, чтобы знать, в каком сострадании мы нуждаемся. Он понимает, что значит изнемогать, печалиться и подвергаться искушениям. «Ибо Он знает состав наш» (Пс.102:14). А еще Он взял нашу плоть, дабы (по словам Августина) облагородить наше человеческое естество честью. Соединившись с нашей плотью, Христос вознес ее выше ангельского естества.

б) Божественная природа Христа. Было бы вполне уместно сравнить Христа с лестницей Иакова, простиравшейся от земли до неба (Быт.28:12). Человеческая природа Христа — это подножие лестницы, стоящее на земле, а Божественная природа — верхушка лестницы, достигающая неба. Поскольку речь идет о важном постулате нашей веры, изложу его более подробно. Я знаю, что ариане, социане и эбиониты похищают у Христа самый драгоценный камень Его венца — Божественность. Однако о Божественности Христа утверждают Апостольский, Никейский и Афанасиев символы веры, и полностью с этим согласны церкви в Швейцарии, Богемии, Виттенберге, Трансильвании и др. О Божественности Христа четко говорится в Писании. Христос назван «Богом крепким» (Ис.9:6). «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Иисус имеет одинаковую с Отцом природу и сущность. Так утверждали Афанасий, Василий и Иоанн Златоуст. Разве не назван Бог Отец Вседержителем? То же говорится и о Христе. «Вседержитель» (Отк.1:8). Разве не говорится о Боге Отце как о сердцеведе? То же верно и в отношении Христа. «…Сам знал, что в человеке» (Иоан.2:25). Разве не вездесущ Бог Отец? Христос тоже. «…Сын Человеческий, Сущий на небесах» (Иоан.3:13). Как Бог, Христос был на небе, как человек — на земле.

Вечен ли Христос ?

Христос — «Отец вечности» (Ис.9:6). Пусть это послужит предостережением приверженцам коринфской ереси, отрицавшим существование Христа до воплощения и утверждавшим, что бытие Христа началось только во чреве девы Марии.

Надлежит ли нам поклоняться первой Ипостаси Троицы? Такого же поклонения требует Христос (Иоан 5:23). «И да поклонятся Ему все ангелы Божии» (Евр.1:6). Разве не присуща Богу способность творить? А ведь это — цветок Христова венца. «Ибо Им создано все» (Кол.1:16). Разве не к Богу возносим мы молитвы? Вот мольба, обращенная ко Христу: «Господи Иисусе! прими дух мой» (Деян.7:59). Не на Бога ли Отца мы полагаемся и полностью Ему доверяем? Вот увещание верить во Христа: «…веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Иоан.14:1). Христос, безусловно, должен быть Богом. И не только чтобы Божественная природа защитила человеческую от гнева Божия, но также и для придания значимости и веса страданиям Господа.

Поскольку Христос — Бог, Его смерть и страдания приобретают особую значимость. Кровь Христа названа Sanguis Dei — Кровью Бога (Деян.20:28), поскольку Принесенный в жертву был не только человеком, но и Богом. Здесь верующие находят незыблемую поддержку. Так как оскорбление было нанесено Богу, то Сам Бог приносит Себя в жертву, дабы устранить последствия. Итак, Христос имеет две природы.

2) Нам следует рассмотреть две природы Христа в одной личности Богочеловека. «Бог явился во плоти» (1Тим.3:16). Две сущности — Божественная и человеческая — присущи Христу. Причем речь идет о двух сущностях, а не о двух существах. Природы две, а Христос один. К дереву можно привить побег от другого дерева. Например, побег груши — к яблоне. Плоды разные, а дерево одно. Так дивным образом человеческая природа Христа соединилась с Божественной: природы две, а Личность одна. Здесь не было видоизменения: Божественное естество не превращалось в человеческое, и человеческое не переходило в Божественное. Речь идет не о смеси, и мы не вправе проводить аналогию с растворением вина в воде, потому что обе природы Христа существует отдельно, хотя и составляют не две разных личности, а одну. Человеческая природа не является Богом, однако она едина с Богом.

II. Рассмотрим благодати Христа, нашего Ходатая. Речь идет о приятном благоухании Его притираний, заставившем дев полюбить Иисуса. О Христе, нашем благословенном Ходатае, говорится, что Он полон «благодати и милости» (Иоан.1:14). Он имел безмерное помазание Духа (Иоан.3:34). Благодать во Христе проявляется намного ярче, чем в любом из святых.

1) Иисус Христос, наш Ходатай, имеет совершенство во всякой благодати (Кол.1:19). В Нем сосредоточены все небесные сокровища, вся полнота. Святые на земле не могут обладать всеми сокровищами небес, они способны преуспевать в какой-то одной благодати, но не во всех. Так Авраам был знаменит своей верою, Моисей — кротостью. Христос же преуспевает во всех благодатях.

2) Полнота благодати Христа непреходяща. Благодатям святых присущи приливы и отливы, и мера их благодатей подвержена изменениям. Временами вера Давида была сильной, а порою — настолько немощной, что ее сердцебиение едва чувствовалось. «В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих» (Пс.30:23). Полнота же благодати Христа — непреходяща, она нисколько не уменьшается. Господь никогда не потеряет даже капли Своей святости. Сказанное об Иосифе в Книге Бытия 49:23, 24: «… и стреляли и враждовали на него стрельцы; но тверд остался лук его», еще вернее применимо ко Христу. Люди и бесы стреляли в Него, но благодать Иисуса сохранилась в полной силе. «Но тверд остался лук его».

3) Благодать Христа может передаваться. Его благодать — для нас. Святой елей Духа льется на голову этого Аарона и стекает на нас. Святые не обладают такой благодатью, которую можно дарить другим. Когда неразумные девы пожелали купить масла у мудрых дев, говоря: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут» (Мат. 25:8), те отказали им, ответив: «…чтобы не случилось недостатка у вас и у нас». У святых нет благодати, которой они могли бы делиться с другими. Христос же раздает Свою благодать. Благодать святых — как вода в сосуде, благодать Христа подобна воде из источника. «И от полноты Его мы все приняли и благодать на благодать» (Иоан.1:16). Поставьте стакан под отверстием перегонного куба, и, капля за каплей, стакан будет наполняться водой. Так и благодать Христа сочится и оказывает влияние на святых. Какое сильное утешение для неимущих или истощивших запасы своей благодати! Они могут обратиться ко Христу — Ходатаю и Сокровищнице благодати: «Господи, я нищ, и куда мне нести свои пустые сосуды, если не к полному ключу? «…Все источники мои в Тебе» (Пс.86:7). Господи, я виновен, а у Тебя есть Кровь для моего прощения. Я грязен, а у Тебя есть благодать для моего очищения. Я смертельно болен, а у Тебя есть Галаадский бальзам для моего исцеления». Иосиф открыл все хлебные закрома. Христос — наш Иосиф, открывающий все сокровищницы и закрома благодати, дабы передать ее нам. Он источает благодать, как соты источают сладкий мед. Во Христе, нашем Ходатае, — рог изобилия и полнота всякой благодати. Господь жаждет, чтобы мы приходили к Нему за благодатью. Так болит полная молока грудь, пока к ней не приложат младенца.

Урок первый. Слава нашего Ходатая достойна восхищения. Он — Богочеловек. Сущность и слава Иисуса равны сущности и славе Отца. Иудеи видели Христа во плоти, но не могли разглядеть Его Божественности. Все, видевшие в Нем человека, не могли разглядеть Мессию. Соломонов храм имел внутренне убранство из золота. Проходившие мимо путники видели внешнюю сторону храма, и только священники созерцали славу, сиявшую внутри него. Так только верующие, ставшие священством Господа, видят внутреннюю славу Христа — свет Божественности, сияющий сквозь человеческую природу (Отк.1:16).

Урок второй. Поскольку Христос — Бог и человек в одной личности, то давайте обращаться за спасением только к Иисусу Христу. Наше упование — на Бога. Во Христе соединяются Божественная и человеческая сущности. Даже если бы мы выплакали реки слез и опередили Моисея на горе, даже если бы мы были дотошными моралистами, неукоснительно исполнявшими закон, если бы нам удалось достичь высшего уровня святости в этой жизни, — все это не спасло бы нас, не уповай мы на заслуги Того, Кто есть Бог. А на небе мы обретем полную святость отнюдь не вследствие нашего спасения, но благодаря праведности Иисуса Христа. За нее, как за рога жертвенника, ухватился Павел: «И найтись в Нем не со своею праведностью» (Фил.3:9). Верно то, что мы можем рассматривать свои благодати как свидетельство спасения, однако только Кровь Христа является единственным основанием для последнего. Во время Ноева потопа все, понадеявшиеся на высокие холмы и деревья, а не на ковчег, — утонули. «Взирайте» на Иисуса (Евр.12:2), и не просто взирайте, а уверуйте, дабы Христос не только соединился с вашим естеством, но и проник в вашу личность. «…И, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан.20:31).

Урок третий. Разве не является Иисус Христос Богом и человеком в одной ипостаси? Тогда как велика честь верующих, состоящих в близком родстве с самой замечательной Личностью! Ведь «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Какое невыразимое словами утешение! Итак, во Христе сочетаются два естества — Божественное и человеческое. И все, что Господь может сделать, пребывая в каждом из них, — Он для верующих сделает. Будучи человеком, Христос молится за них, будучи Богом, Христос заслужил для них спасение.

Урок четвертый. Достойна восхищения и любовь нашего Ходатая Христа. Ведь Он смирил Себя, взял нашу плоть, дабы нас искупить. Верующие должны прижать Христа к груди, как поступает жена: «…у грудей моих пребывает» (Песн. П. 1:12). Каждый христианин должен удостовериться в том, что имя Христа написано у него на сердце, как, согласно преданию, было оно написано на сердце святого Игнатия.