3. Оправдание

«Получая оправдание даром, по благодати Его» (Рим.3:24).

Вопрос 33: ЧТО ТАКОЕ ОПРАВДАНИЕ?

Ответ. Это действие свободной благодати Бога, посредством которой Он прощает наши грехи и принимает нас праведными в Своих глазах лишь праведностью Христа, которая вменяется нам и которую мы принимаем одной лишь верой.

Оправдание — это основной стержень и столп христианства. Ошибка в понимании оправдания опасна и подобна дефекту в основании. Оправдание через Христа является источником живой воды. Тот, кто бросает отраву порочной доктрины в этот источник, заслуживает осуждения. Лютер сказал, что после его смерти доктрина оправдания будет подвержена искажению. В эти последние времена арминиане и социниане бросили мертвую муху в этот ларец драгоценных помазаний.

Я постараюсь следовать за звездой Писания, которая осветит мне этот таинственный вопрос.

I. Что подразумевают под оправданием?

Это verbum forense — слово, взятое из судебной практики, которое означает, что человек, привлеченный к суду, объявляется праведным и публично освобождается. Оправдывая человека, Бог провозглашает его праведным и воспринимает его, как ни разу не согрешившего.

Каков источник оправдания?

Causa — побудительной силой или основанием для оправдания является благодать Бога, дающаяся человеку даром: «Получая оправдание даром, по благодати Его». Амвросий разъясняет это толкование: «Это не та благодать, которая вырабатывается в нас, а та, которая даром дается Богом». Первое колесо, которое побуждает все остальные к движению, — это любовь и благосклонность Господа, Который подобен царю, милостиво прощающему провинившегося. Оправдание — это милость, истекающая из чаши благодати, которая дается даром. Не Бог оправдывает нас потому, что мы достойны, а благодаря оправданию мы становимся достойными.

На каком основании грешник оправдывается?

Основанием для нашего оправдания является то, что Христос удовлетворил Своего Отца. Мы можем задать вопрос: как же может справедливость и святость Бога допустить, чтобы виновные были объявлены невиновными? Ответ таков: Христос расплатился за наши ошибки, и это дало возможность Богу справедливо и беспристрастно объявить нас невиновными. Кредитор имеет полное право освободить должника от долга, если его поручитель сполна уплатил требуемую сумму.

Каким образом заслуги Христа оказались достаточными для оправдания?

Благодаря Его Божественной природе. Как Человек -Он страдал, как Бог — Он удовлетворил. Благодаря заслугам и смерти Христа, справедливость Бога была удовлетворена больше, чем если бы мы вечно страдали в аду.

Какова методика нашего оправдания?

Нам вменяется праведность Христа. «И вот — имя Его, Jehovah Tzidkennu, которым будут называть Его: «Господь — оправдание наше!» (Иер.23:6). «…Который сделался для нас… праведностью» (1Кор.1:30). Праведность Христа, оправдывающая нас, превыше праведности ангелов, так как их праведность — это праведность творения, а праведность Христа — это праведность Бога.

Каковы средства нашего оправдания?

Вера. «Оправдавшись верою» (Рим.5:1). Не верой как благодатью, а той верой, которая основывается на заслугах Христа.

Что является действующей силой нашего оправдания?

Вся Троица. Все Личности благословенной Троицы принимают участие в оправдании грешника: opera Trinitatis ad extra sunt indivisa. Бог Отец повелел оправдать. «Бог оправдывает их» (Рим.8:33). Бог Сын повелел оправдать. «Оправдывается Им всякий верующий» (Деян.13:39). Бог Святой Дух повелел оправдать. «Но оправдались… Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). Бог Отец оправдывает, провозглашая нас праведными, Бог Сын оправдывает, вменяя нам Свою праведность, и Бог Святой Дух оправдывает, удостоверяя наше оправдание и запечатляя нас ко дню искупления.

Какова цель нашего оправдания?

Во-первых, чтобы Бог смог наследовать хвалу. «В похвалу славы благодати Своей» (Еф.1:6). Таким образом Бог воздвигает вечные трофеи Своего собственного почитания. Как оправданный грешник будет прославлять любовь Бога и заставит небеса звенеть от своей хвалы!

Во-вторых, чтобы оправданный человек мог наследовать славу. «А кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30). При оправдании Бог не только освобождает душу от вины, но и предоставляет человеку высокое положение: так Иосиф был не только освобожден из тюрьмы, но и поставлен управляющим всей страны. Слава является венцом оправдания.

Оправданы ли мы от вечности?

Нет. Так как, во-первых, по своей природе мы находимся под осуждением (Иоан.3:18). И если бы мы оправдывались от вечности, то никогда не были бы осуждены.

Во-вторых, по Писанию оправдываются лишь те, кто уверовал и покаялся. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19). Поэтому человек не освобождается от грехов и остается неоправданным до тех пор, пока не покается. И хотя Бог не оправдывает нас за наше покаяние, тем не менее, Он не оправдывает и без него. Приверженцы антиномизма ошибочно полагают, что мы оправданы от вечности. Эта теория является ключом, открывающим путь для всевозможных пороков. Она полагает, что до тех пор, пока человек не совершает грехов и сдерживает их, он является ab oeterno — оправданным, независимо от того, покаялся он или нет.

II. Прежде чем я перейду к практическому применению — урокам, я хотел бы изложить четыре максимы, или принципа оправдания.

1) Оправдание дает большие преимущества оправданному человеку. Когда должника освобождают от уплаты долга благодаря поручителю, который уплатил сполна, то это является реальной выгодой для него. Одежда праведности и венец праведности также представляют реальные выгоды.

2) Все верующие одинаково оправданы: justificatio non recipit magis et minus — оправдание применяется ко всем в равной степени. Имеются различные степени благодати, но не оправдания: один человек не может быть оправдан более другого, самый слабый верующий так же совершенно оправдан, как и наисильнейший. Мария Магдалина оправдана в такой же степени, как Дева Мария. Это может быть стимулирующим средством для слабого в вере. Даже имея веры лишь на драхму, вы так же истинно оправданы, как и обладающие наивысшей верой во Христа.

3) Бог освящает тех, кого оправдал. «Но освятились, но оправдались» (1Кор.6:11). Паписты клевещут на протестантов, утверждая, что мы считаем оправданным человека, который продолжает грешить, в то время как все наши протестантские авторы подтверждают, что праведность вменяется, так как оправдание и праведность неотъемлемы и связаны с освящением. Святость не является причиной нашего оправдания, а сопутствует ему так же, как тепло солнца не является причиной его света, а лишь сопутствует ему. Глупо предполагать, что Бог может оправдать людей, которые продолжают грешить. Если Бог может оправдать человека, но не освящать его, то это означает, что Он может оправдывать людей, которых не сможет прославить. Но Святой Бог не может ввести грешника в Свои недра. Металл нужно сперва очистить, а уж потом ставить на нем царское клеймо. Поэтому вначале душа должна быть облагорожена святостью, а лишь потом Бог ставит царскую печать оправдания на ней.

4) Оправдание inamissibilis; оно постоянно и его нельзя лишиться. Арминиане исказили значение оправдания. Они считают, что сегодня человек может быть оправданным, а завтра — неоправданным: сегодня он — Петр, а завтра — Иуда, сегодня он часть тела Христова, а завтра — слуга сатаны. Это самая нелогичная доктрина. Оправданный человек может понизиться в степени благодати, может потерять свою первую любовь, может на время потерять Божье благоволение, но не свое оправдание. Если человек оправдан, то он и избран. Такие люди не могут лишиться своего оправдания, как и своего избрания. Если они оправданы, то имеют союз со Христом. А разве может быть отсечен член Христа? Если один оправданный человек может отпасть от Христа, то могут и все, — и тогда Христос останется главой без тела.

Урок первый. Из всего вышеизложенного следует: ничто внутри нас не может оправдать, лишь нечто извне. В человеке нет праведности, она вменяется ему. Мы с таким же успехом можем искать звезду в земле, как и оправдания благодаря собственной праведности. Паписты утверждают, что люди оправдываются делами, но апостол опровергает это утверждение словами: «…не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:9). Паписты также говорят, что дела, совершенные невозрожденным человеком, не могут оправдать его, а лишь дела возрожденного человека оправдывают его. Ошибочность этого утверждения можно доказать и примером, и здравым смыслом.

1) С помощью примера. Авраам был возрожденным человеком, но он был оправдан не делами, а верой. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3).

2) С помощью здравого смысла. Как могут оправдать нас дела, которые оскверняют нас? «Вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис.64:6). Bona opera non proecedunt justificationem, sed sequuntur justificatum — добрые дела не являются церемониймейстером, шествующим впереди оправдания, а служанкой, следующей за ним.

Но разве апостол Иаков не говорит, что Авраам был оправдан делами?

Ответ прост. Дела демонстрируют нашу праведность перед людьми, но они не делают нас праведными перед Богом. Дела — это доказательство нашего оправдания, а не его причина. Единственное имя, которое должно быть выгравировано на золотой дощечке Христа, нашего Первосвященника, должно быть следующим: «ГОСПОДЬ — НАША ПРАВЕДНОСТЬ».

Урок второй. Увещевание.

1) Преклоняйтесь перед бесконечной мудростью и милостью Бога за то, что Он нашел способ оправдать нас «безмерной благодатью и драгоценной Кровью». Все мы были виновны, и никто из нас не мог рассчитывать на оправдание. А будучи виновными, мы были осуждены на смерть. То, что Сам Судья нашел способ оправдать нас, что Кредитор позаботился об уплате долга, не ставя должника в бедственное положение, должно исполнить нас восхищением и любовью. Ангелы изумляются тайной благодати, дающейся даром для оправдания и спасения заблудшего человека (1Пет.1:12). Тогда разве не должны мы, непосредственно заинтересованные в этом, в ком развиваются благодати, воскликнуть вместе с апостолом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!».

2) Трудитесь, чтобы обладать высокой привилегией быть оправданным. В Галааде есть бальзам; Христос пролил Свою Кровь, чтобы заплатить за наше оправдание; Он предлагает нам Себя и Свои дела, чтобы оправдать нас; Он приглашает нас прийти к Нему и пообещал дать нам Свой Дух, чтобы мы могли исполнить то, что требуется. Почему тогда вы, грешники, не стремитесь к этой высокой привилегии быть оправданным? Зачем умирать от голода среди изобилия? Зачем погибать, если есть средство для спасения? Не показался бы вам безумным человек, который, получив предложение быть прощенным только благодаря публичному признанию своей вины и обещанию исправиться, предлагает государю оставить свое прощения для себя, ибо, что касается его самого, ему нравятся кандалы и цепи, и он предпочитает умереть? Пренебрегающий оправданием, которое даром предлагает Христос в Евангелии, и является этим глупцом. Как можно пренебрегать любовью Христа? Неужели ваша душа и небеса ничего не стоят? Тогда ищите оправдания через Кровь Христа!

Задумайтесь, во-первых, о необходимости быть оправданным. Если мы не оправданы, то не станем и прославленными. «А кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30). Тот, кто объявлен вне закона, чье имущество конфисковано, должен искать благоволения правителя прежде, чем быть восстановленным в своих прежних правах и свободах. Точно так же через оправдание вначале мы должны получить прощение грехов и благоволение Бога, а потом — освобождение, восстановление в правах сынов Божьих и счастье, которого лишились в Адаме.

Во-вторых — о полезности и выгоде. Получив оправдание, мы наслаждаемся миром своей совести. Это самый драгоценный камень, который какой-либо правитель имел в своей короне. «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим.5:1). Этот мир смягчает все наши страдания и превращает нашу воду в вино. Как счастлив оправданный человек, которого охраняет могущество Бога и утешает мир с Богом! Мир как следствие оправдания является противоядием от страха перед смертью и адом. «Бог оправдывает их. Кто осуждает?» (Рим.8:33, 34). Поэтому добивайтесь этого оправдания, приобретенного Христом. Эту привилегию можно получить, уверовав во Христа. «…Оправдывается Им всякий верующий» (Деян.13:39). «…Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру» (Рим.3:25). Вера объединяет нас со Христом, а вступив в союз с Его Личностью, мы становимся сопричастниками Его заслуг и прославленного спасения, которое приходит через Него.

Урок третий. Утешение для оправданных.

1) Знание того, что ты оправдан, утешает в тех случаях, когда мы терпим неудачи. Увы, как несовершенны благочестивые! Они терпят неудачи в каждом своем служении. Но, хотя это должно смирять верующих, им не следует унывать. Они оправдываются не исполнением своего религиозного долга, а праведностью Христа. В их служении всегда присутствует грех, но оправдывающая их праведность совершенна.

2) Это утешает во времена сурового осуждения. Мир называет народ Божий гордым, лицемерным, наведшим беду на Израиль. Но хотя люди преследуют и осуждают благочестивых, Бог оправдал их. И как сейчас Бог оправдывает их, так и в день суда Он открыто оправдает их и объявит праведными перед людьми и ангелами. Бог как судья настолько справедлив и свят, что, однажды оправдав Свой народ, Он никогда не осудит его. Пилат оправдал Христа, сказав: «Я не нахожу в Нем вины», но после этого все-таки осудил Его. Но Бог, публично оправдав Своих святых, никогда не осудит их, ибо «кого Он оправдал, тех и прославил».