9. Возрастание в благодати

«Но возрастайте в благодати» (2Пет.3:18).

Истинная благодать прогрессирует, возрастая и распространяясь. В этом она подобна дневному свету. Вначале мы наблюдаем crepusculum, или рассвет, потом становится светлее, пока солнце не достигнет зенита. Хороший христианин напоминает крокодила, который quamdiu vivet crescit — никогда не прекращает своего роста. Святые сравниваются не только со звездами из-за своего света, но и с деревьями из-за возрастания (Ис.61:3), (Ос.14:6). Хороший христианин не похож на солнце Езекии, которое обратилось вспять, или на солнце Иисуса Навина, которое остановилось. Он всегда продвигается в святости, так как его взращивает Бог (1Кор.3:6).

Каким образом можно определить, что христианин возрастает в благодати?

1) Он возрастает vigore, в проявлении благодати. Его светильник горит и сияет, поэтому в Писании мы читаем об уповании живом (1Пет.1:3). Его благодать становится активной. Церковь молится о порыве Святого Духа, чтобы Его ароматы могли пролиться (Песн. П. 4:16).

2) Христианин возрастает gradu, — в степени благодати. Он идет от силы в силу, от одной степени благодати к другой (Пс.83:8). Святой идет от веры в веру (Рим.1:17), его любовь возрастает более и более (Фил.1:9).

Каким образом происходит правильное возрастание христианина?

1) В своих глазах он становится ничтожнее. «Я же червь, а не человек» (Пс.21:7). Осознание собственной порочности и неведения заставляет христианина ненавидеть себя, он падает в своих глазах. Иов отрекся от себя и раскаялся в прахе (Иов.42:6). Хорошо, когда верующий возрастает в познании самого себя и не обманывается.

2) Правильное возрастание христианина происходит пропорционально, то есть он возрастает в одной благодати так же, как и в другой (2Пет.1:5). Если верующий возрастает в познании, но не в смирении, братской любви или добрых делах, то это неправильно. Семя может разбухнуть, но не вырасти; человек может раздуться от знаний, не возрастая духовно. Правильное духовное возрастание протекает единообразно, когда верующий возрастает как в одной благодати, так и в остальных. Как красота тела зависит от симметричного развития отдельных его частей, когда в размере увеличивается не только голова, но и руки и грудь, так и духовный рост является самым прекрасным, когда наблюдается симметрия и пропорция и каждая благодать пышно расцветает.

3) Правильный духовный рост наблюдается в том случае, когда благодать христианина находит правильное применение в соответствии с различными занятиями и случаями: когда порочность усиливается, то его благодать контролирует ее; когда ноша становится тяжелой, его терпение помогает нести ее; когда искушения разгораются, его вера помогает противостоять им. Такое возрастание благодати является правильным.

Из чего следует, что истинная благодать не может не возрастать?

1) Истинная благодать всегда возрастает, так как она является semen manens — стойким семенем, посаженным Богом (1 Иоан.3:9). В природе семени заложен рост: благодать не лежит в сердце, подобно камню на земле, а является зерном, посаженным в почву, которое вначале прорастет, даст побеги, потом станет колосом и наполнится зерном.

2) Благодать не может не возрастать, так как она сладка и превосходна. Имеющий ее никогда не пресытится, а будет желать ее еще больше. Наслаждение, которое она несет в себе, рождает жажду. Благодать — это образ Бога, а христианин понимает, что он никогда не будет достаточно подобен Богу. Благодать вселяет мир, поэтому христианин стремится возрастать в благодати, чтобы он мог возрастать в мире.

3) Благодать не может не возрастать, так как верующий привит ко Христу. Он является побегом, привитым к благородному, плодоносящему стволу, и поэтому не может не расти. Христос настолько наполнен живительным соком и животворящей энергией, что все христиане, привитые к Нему, возрастают и приносят плоды. «От Меня будут тебе плоды» (Ос.14:9).

Каковы мотивы или стимулы, побуждающие нас возрастать в благодати?

1) Духовный рост — это цель постановлений. Почему человек вкладывает деньги в землю, удобряет и поливает ее, как не для того, чтобы она дала урожай? Поэтому и чистое словесное молоко дано нам, чтобы мы могли возрастать (1Пет.2:2). Стол Господа накрыт для того, чтобы мы духовно питались и возрастали в благодати.

2) Возрастание благодати является наилучшим доказательством ее истинности. То, что не имеет в себе жизни, не растет: картина не вырастет, кол в изгороди тоже, но растение, имеющее в себе жизнь, будет расти. Возрастание благодати показывает, что она живет в душе.

3) Возрастание в благодати — красота христианина. Чем старше ребенок, тем более интересным и привлекательным он становится, он выглядит более здоровым и румяным. Чем больше христианин возрастает в благодати, тем более духовным становится его внешний облик, и он выглядит красивее. Вера Авраама была прекрасна с самого начала, но в конце она стала такой сильной и удивительной, что Сам Бог полюбил ее и увенчал Авраама честью быть отцом всех верующих.

4) Чем больше мы возрастаем в благодати, тем больше славы мы приносим Господу. Слава Бога важнее спасения всех человеческих душ. Наша цель — вознести трофеи славы Божьей. Как же мы можем совершать это, не возрастая в благодати? «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода» (Иоан.15:8). Даже наименьшая драхма благодати может дать нам спасение, тем не менее, она не принесет много славы Богу «Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Фил.1:11). Если растения проросли и пышно расцвели, то это говорит об умении земледельца. Если же мы расцветаем в благодати, то это приносит честь и славу Богу.

5) Чем больше мы возрастаем в благодати, тем больше Господь любит нас. А разве не об этом мы молимся? Чем выше духовный рост, тем больше Бог любит нас. Как земледелец любит свои цветущие растения, так и расцветающий во всей полноте христианин является для Бога Hephiziban — основным наслаждением. Христу нравится любоваться распустившейся виноградной лозой и цветущими гранатовыми яблоками (Песн. П. 6:11). Он принимает истину благодати и гордится ее ростом. «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мат.8:10). Хотите ли вы быть похожими на любимого ученика Христа, возлежавшего у Его груди? Хотите ли вы получить от Него столько же любви? Тогда трудитесь, чтобы возрастать еще больше! Пусть ваша вера расцветает добрыми делами, а любовь перерастает в рвение.

6) Мы должны возрастать в благодати. В нашей вере все еще чего-то не достает (1 Фес. 3:10). Наша благодать все еще на ранней стадии развития и несовершенна, и мы должны продолжать добавлять сантиметры к нашему духовному росту. «И сказали Апостолы Господу: «Умножь в нас веру» (Лук.17:5). Благодать слишком слаба. «Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство» (2Цар.3:39). Так и мы, хотя и помазаны благодатью, но еще слишком слабы и должны перейти к следующей степени святости.

7) Рост благодати будет препятствовать возрастанию порочности. Чем крепче здоровье, тем успешнее организм справляется с функциональными нарушениями. Так и в духовном смысле: чем больше смирение, тем легче укротить раздувающуюся гордость; чем больше в сердце чистоты, тем легче погасить пламя похоти. Рост цветов в саду не препятствует росту сорняков, но цветок благодати, распустившийся в сердце верующего, мешает росту порока. Как некоторые цветы испытывают неприязнь и не расцветают вблизи друг друга, как, например, виноградная лоза и лавровое дерево, так и в том месте, где растет благодать, грех не будет процветать.

8) Мы не можем чрезмерно вырасти в благодати, ее не может быть nimium — слишком много. Тело может стать слишком большим, как, например, при водянке, но вера не может быть слишком большой. «Возрастает вера ваша» (2 Фес. 1:3). Вера возрастает сильно, но не чрезмерно. Как человек не может быть чрезмерно здоровым, так и благодати не может быть слишком много. Благодать — это благолепие святости (Пс.109:3). Наша духовная красота не может быть чрезмерной. Единственное огорчение, которое несет с собой смерть, — это то, что мы не сможем больше возрастать в благодати.

9) Если благодать не возрастает, то она угасает. «Non progredi in via est regredi. — Если человек не движется вперед в своей христианской жизни, то он поворачивает обратно» (Бернард). В религии нет мертвых точек: либо верующий идет вперед, либо назад. Если вера не возрастает, то возрастает неверие. Если человек не размышляет о небесах все чаще, то в нем начинает преобладать алчность. Тот, кто не укрепляет свое стадо, ослабляет его. Точно так же, если вы не улучшаете свое хранилище благодати, оно скоро ослабнет. По лестнице Иакова ангелы сходили и восходили, и если вы не будете восходить в религии, то будете опускаться.

10) Чем больше мы возрастаем в благодати, тем больше мы будем процветать в славе. Хотя все сосуды славы будут наполнены, тем не менее, некоторые будут содержать больше, чем другие. Тот, чей вес достигнет десяти, будет управлять десятью городами (Лук.19:17). Те, кто ненамного возрос в благодати, хотя и не потеряют свою славу, но уменьшат ее. Если у одних святых, следующих за Агнцем, одежды славы будут белее и богаче, чем у других, то это будут те, кто здесь больше сиял благодатью.

Урок первый. Сокрушайтесь, если вы не возрастаете. Для многих верующих религия становится формальной, они лишь внешне исповедуют ее: это означает, что у них увеличивается количество листьев, но не плодов. Многие христиане напоминают атрофированное тело, которое не живет полной жизнью. Они не питаются проповедями, которые слышат. Подобно ангелам, которым дано тело, они едят, но не растут. Если нет роста, то можно предположить, что отсутствует источник жизни. Некоторые, вместо того, чтобы становиться лучше, становятся хуже; они становятся мирскими и преуспевают во зле (2Тим.3:13). Нечестивцы proficient in pejus — становятся хуже и хуже. Они возрастают для ада, не зная стыда (Соф.3:5). Они подобны гниющему болоту, которое становится все отвратительнее.

Откуда мы можем знать, что возрастаем в благодати?

Чтобы ответить на этот вопрос, я должен показать: во-первых, признаки нашего невозрастания, во-вторых, признаки нашего возрастания.

1. Признаки нашего духовного невозрастания в благодати или, скорее, периода духовного истощения.

а) Когда мы теряем наш духовный аппетит. Пищеварение ослабленного человека не такое, как раньше. Возможно, христианин, ты помнишь то время, когда жаждал и стремился к праведности; тогда твое пищеварение воспринимало постановления как пиршество. Но сейчас все наоборот: Христос утерял для тебя Свою драгоценность, а Его постановления — скучная обязанность. Это печальный признак того, что благодать начинает убывать, а ты находишься в глубоком духовном истощении. Когда Давида покрывали одеждами, но не могли согреть, — это было признаком его близкой смерти (3Цар.1:1). Когда человек покрыт теплыми одеждами постановлений, но у него отсутствует тепло любви к духовной жизни, — это признак угасания благодати.

б) Когда мы становимся более мирскими. Возможно, когда-то мы взлетали на высочайшую орбиту, наши сердца помышляли о горнем и мы говорили языком Ханаана. Но теперь наши мысли далеки от небес, мы выкапываем свои утешения из глубоких шахт и вместе с сатаной владеем землей. Это признак того, что мы быстро катимся вниз, а наша благодать угасает. Интересно отметить, что когда природа угасает, а люди приближаются к смерти, то они сгибаются. Когда сердце человека больше привязано к земле, то он с трудом может выпрямиться и направить мысли к небесам. Если благодать еще не умерла в нем, то скоро умрет (Отк.3:2).

в) Когда мы меньше беспокоимся о грехе. Было время, когда наименьший грех огорчал нас так, как тончайший волосок заставляет глаз рыдать. Но теперь мы можем переварить грех без сожалений. Было время, когда мы переживали из-за того, что не помолились в своей комнате, а теперь мы можем пропустить семейную молитву. Раньше нас волновали собственные тщеславные мысли, а теперь нас не беспокоят безнравственные поступки. Это и есть угасание религии, и истинная благодать так далека от возрастания, что мы с трудом различаем биение ее пульса.

2. Признаки нашего возрастания в благодати.

а) Если степень благодати в нынешнем состоянии превосходит предыдущую, то это является первым признаком нашего возрастания. Когда одежда становится мала ребенку, то это говорит о его росте. Те познания, которых нам было достаточно раньше, не удовлетворяют нас теперь; когда у нас более глубокое понимание религии, наш свет горит ярче, а искры любви перерастают в пламя. Все это признаки духовного возрастания. То количество благодати, которое мы имели раньше, слишком скудно для нас сейчас. Мы выросли сами из себя.

б) Если мы глубже укоренились в религии, «будучи укоренены и утверждены в Нем» (Кол.2:7). Когда корни дерева разрастаются, то это говорит о его росте. Если мы настолько крепко привязаны ко Христу, что никакие ветры и дуновения ереси не могут сдуть нас, то это является благословенным признаком возрастания. Афанасия называли Adamas ecclesoe — твердыней Церкви, которую невозможно отлучить от любви к истине.

в) Если расположение нашего сердца становится более духовным. Во-первых, если мы стали более духовными в своих принципах; если из любви к Богу мы противостоим греху, который наносит удар Его святости. Во-вторых, если мы стали более духовными в своих чувствах: если мы скорбим о первых проявлениях порочности, о журчании тщеславных мыслей и источнике, находящемся под землей, и огорчаемся не только из-за наказания за грех, но и из-за осквернения, которое он несет. Горит не только уголь, но и сажа. В-третьих, когда мы духовно относимся к своему долгу: если мы стали более серьезными, благоговейными и страстными; если в нашей молитве больше жизни и мы зажигаем огонь под жертвой. «Духом пламенейте» (Рим.12:11). Мы служим Богу с большей любовью, делающей более качественным и приятным наше служение, которое приобретает большую привлекательность.

г) Если благодать укрепляется, сопротивляясь оппозиции. Из-за сопротивления костер в холодную погоду горит жарче. Смелость Петра возросла благодаря оппозиции первосвященников и правителей (Деян.4:8,11). Рвение мучеников возросло в период преследований. Для них благодать имела первостепенную важность.

Что мы должны делать, чтобы возрастать в благодати?

1) Обращайте внимание на то, что препятствует росту, как, например, любовь ко греху. Благодать не может процветать там, где лелеют грех, так же как тело в горячке не может благоденствовать.

2) Используйте все средства, чтобы возрастать в благодати. Во-первых, «упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7). Благодаря физическим упражнениям тело становится сильнее. Меновщики богатеют благодаря обмену денег. Поэтому, чем больше мы черпаем веры из обетований, тем богаче становится наша вера. Во-вторых, чтобы возрастать в благодати, мы должны быть смиренными христианами. В некоторых странах — например, во Франции — обратили внимание, что самые лучшие и большие гроздья винограда дают низкие сорта. Точно так же больше всего возрастают в благодати смиренные святые. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5). В-третьих, молитесь Богу о своем духовном росте. Некоторые молятся о том, чтобы возрастать в дарах. Но лучше возрастать в благодати, чем в дарах. Дарами Бог украшает нас, а благодатью — питает. Дары назидают других, а благодать спасает самого верующего. Некоторые молятся о богатстве, но наполненное плодами сердце лучше полного кошелька. Молитесь, чтобы Бог взращивал вас в благодати даже через наказания (Евр.12:10). Виноградная лоза хорошо растет благодаря подрезанию. Подрезающий нож Бога должен помочь нам возрастать в благодати еще больше.

Как мы можем утешить тех, кто жалуется, что не возрастает в благодати?

Они ошибаются, так как на самом деле могут возрастать, не замечая этого. «…Другой выдает себя за бедного, а у него богатства много» (Прит.13:7). Осознавая недостаточность своей благодати, христиане страстно желают иметь ее больше, и это дает им повод думать, что они не возрастают, тогда как на самом деле все наоборот. Тот, кто стремится обладать огромным богатством, считает себя бедным, если не имеет желаемого. Конечно, христиане должны стремиться к благодати, которой им не хватает, но они не должны недооценивать то, что имеют. Они должны быть благодарны за наименьший рост. Если вы недалеко продвинулись в уверенности, благословите Бога за то, что возросли в искренности. Если вы несильно продвинулись в познании, благословите Бога за то, что возросли в смирении. Если дерево разрастается в корне, то это истинный рост. Поэтому, если вы возросли в смирении — благодати, укрепляющей корень, — то это так же необходимо, как рост любой другой благодати.