3. Воскресение

«Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан.5:28,29).

Вопрос 38: Какие блага дает Христос верующим при воскресении?

Ответ: Верующие воскреснут в славе, они будут открыто признаны и оправданы в день суда, станут совершенно счастливыми и до самой вечности будут в полноте наслаждаться Богом.

I. Тела верующих воскреснут в славе. Доктрина воскресения является фундаментальным догматом нашей веры. Апостол перечисляет ее среди основных принципов доктрины Христа (Евр.6:2). Тело верующего вновь воскреснет. Мы не так уверены в том, что встанем с наших постелей, как в том, что воскреснем из своих могил. Спасенное тело вновь воскреснет. Некоторые придерживаются того мнения, что душа облачится в новое тело, но тогда это будет, скорее, не воскресением, а сотворением. «…Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов.19: 25,26). Не в другой плоти, а в своей плоти. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» (1Кор.15:53).

Какими аргументами можно доказать, что тела верующих воскреснут?

1) Писанием. «…Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:44). «Поглощена будет смерть навеки» (Ис.25:8), то есть наши тела будут освобождены от плена могилы, где смерть какое-то время властвует над ними. «Уснувших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).

2) Раз Христос воскрес, то и тела верующих должны воскреснуть. Христос воскрес из мертвых не как частное лицо, а как глава Церкви. И раз глава была воскрешена, то и остаток тела не может долго оставаться в могиле. Воскресение Христа — это залог нашего воскресения. Мы знаем, «что Воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас» (2Кор.4:14). Писание называет Христа первенцем из уснувших (1Кор.15:20)[20]. Как первые плоды являются очевидным приближением скорой жатвы, так и воскресение Христа является очевидным доказательством того, что наши тела воскреснут из могилы. Христос не может быть совершенным, являясь главой Церкви лишь мистически, до тех пор, пока Его члены не воскреснут с Ним.

3) Это вытекает из справедливости Божьей. Если Бог справедлив, то Он наградит не только души, но и тела святых. Нельзя вообразить, что души верующих будут прославлены, а их тела — нет. Они служили Богу своими телами: их тела были членами святости, их глаза изливали слезы из-за греха, их руки оказывали помощь бедным, их уста возносили славу Богу — поэтому справедливость требует, чтобы их тела были увенчаны так же, как и их души. А как это может произойти, если они не будут воскрешены из мертвых?

4) Если тело верующего не воскреснет, то он не сможет быть абсолютно счастлив. Хотя душа и может существовать без тела, но она имеет appetitus unionis — «стремление к воссоединению» с телом и не может быть вполне счастлива, пока не облачится в него. Поэтому, несомненно, тело вновь воскреснет. Если бы на небеса попадала лишь душа, но не тело, то тогда верующий был бы лишь наполовину спасен.

Но некоторые повторят слова девы Марии, сказанные ангелу: «Как будет это?». Как может быть, чтобы тело, которое должно превратиться в прах, вновь воскресло?

Это не противоречит здравому смыслу, а превосходит его. Некоторое подобие воскресения наблюдается в природе. Семя, посаженное в землю, умирает, прежде чем дать ростки. «…То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1Кор. 15:36). Зимой плоды земли умирают, а весной мы наблюдаем их воскресение. Оливковая ветвь Ноя, проросшая после потопа, является яркой эмблемой воскресения. Когда страдания нашего Господа завершились, многие святые, спящие в гробах, воскресли (Мат. 27:52). Богу намного проще воскресить тело из могилы, чем нам — пробудить человека ото сна.

Но если прах многих перемешан, то как его можно отделить и воскресить такое же тело?

Если мы верим, что Бог может творить, то почему Он не может различить прах одного тела от другого? Разве мы не видим, что химик из сплава нескольких металлов — таких как золото, серебро и другие примеси — может извлечь каждый по отдельности? Почему же тогда мы не можем верить, что мудрый Бог в состоянии повторно поместить каждую душу в принадлежащее ей тело даже в том случае, если прах наших тел перемешан между собой и с другими субстанциями?

Только ли тела праведников воскреснут?

Все, находящиеся в гробах, услышат голос Христа и воскреснут. «…Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян.24:15). «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом» (Отк.20:12). Но хотя все и воскреснут из своих могил, но не все воскреснут одинаковым образом.

1) Тела нечестивцев воскреснут с позором. На тела тех, кто на земле искушал и завлекал других своей красотой, после воскресения будет омерзительно смотреть, это будет ужасное зрелище, «и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис.66:24). Но тела святых воскреснут с почестями. «…Сеется в уничижении, восстает в славе» (1Кор.15:43). Тела святых будут сиять, как переливающиеся бриллианты. «…Тогда праведники воссияют, как солнце» (Мат. 13:43).

2) Тела святых воскреснут из гробов с торжеством, а тела нечестивцев — трепеща от страха; одни — чтобы получить свой смертный приговор, а другие, тоже пробудившиеся от праха, будут петь от радости. «Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе» (Ис.26:19). Со звуками трубы архангела тела верующих выйдут из гробов, чтобы стать счастливыми, как это было с виночерпием, освобожденным из тюрьмы и восстановленным при дворе фараона в своей должности. Но тела нечестивцев выйдут из могил, подобно хлебодару фараона, чтобы быть казненными (Быт.40: 21,22).

Урок первый. Верьте этой доктрине воскресения, утверждающей, что то же самое тело, которое умирает, воскресает вновь и получает венец вместе с душой. Без веры в это tota corruit religio — «вся религия рушится до основания». Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес, а тогда, следовательно, наша вера тщетна (1Кор.15:14).

Урок второй. Тело воскреснет вновь. Это было утешением для Иова. «Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов.19:25, 26). Тело, так же как и душа, тоже ощущает радость. И, безусловно, мы не сможем пребывать во всей полноте славы, пока наши тела не соединятся с душой. Задумайтесь: какая великая радость будет присутствовать при воскресении, когда объединятся душа и тело! Посмотрите, какая радость переполняла старого Иакова и Иосифа, когда они обнялись после долгой разлуки (Быт.46:29). Намного большая радость будет присутствовать, когда тело и душа святого встретятся вместе при воскресении. Как душа и тело будут приветствовать друг друга! Какой радостный прием душа окажет телу! О, благословенное тело! Когда я молилась, ты участвовало в моих молитвах, воздевая руки и склоняя колени; ты добровольно согласилось страдать со мной, а теперь ты будешь царствовать со мной; ты было посеяно в унижении, а сейчас восстаешь во славе. О, мое дорогое тело, я опять войду в тебя и навечно обвенчаюсь с тобой!

Урок третий. Воскресение тела является целебным средством для христианина при приближении смерти. Тело, хотя оно и будет положено в гробницу, при воскресении оживет и расцветет, как трава. Могила — это ложе для праха, где спят тела святых, но они пробудятся при звуке трубы архангела. Могила — это дом, предоставленный на долгое время, но это не последний ваш дом. Хотя смерть отнимает вашу красоту, но после воскресения она. вновь восстановится. Найдя спящего Саула, Давид взял у него копье и кувшин с водой, но когда царь проснулся, он вернул ему все (1Цар.26:22). Хотя со смертью наша сила и красота исчезают, при воскресении Бог восстанавливает все опять и делает нас более совершенными.

Откуда мы можем знать, что наши тела воскреснут в славе?

Если мы участвуем в первом воскресении. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Отк.20:6). Что это такое? Это воскресение посредством покаяния из могилы греха. Тот, кто мертв во грехах и лежит погребенным во грехе, имеет слабую надежду на радостное воскресение, его тело воскреснет, но не в славе. О, тогда спросите свою совесть: имеете ли вы участие в первом воскресении? Вошел ли в вас Святой Дух? Вознес ли Он вас? Восстали ли вы из своего неверия? Вознес ли Он ваше сердце превыше всего земного? Это и есть первое воскресение, и если ваша душа духовно воскресла, то ваши тела тоже воскреснут в славе и будут сиять, подобно звездам в царстве небесном. Возрождение открывает путь для воскресения в славе.

Урок четвертый. Если вы ожидаете, что ваши тела воскреснут к славе, содержите их неоскверненными грехом. Разве может тело пьяницы воскреснуть в славе? Разве может нечистое тело воскреснуть к славе? О, содержите свои тела в чистоте! Удерживайте свои глаза от непристойных взглядов, свои руки — от взяток, а язык — от клеветы. Не оскверняйте свои тела, которые, как вы надеетесь, однажды воскреснут к славе. Ваши тела — члены Христа. Послушайте, что сказал апостол: «…Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1Кор.6:15). О, содержите свои тела в непорочности, пусть они будут инструментом праведности. «Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор.6:20). Если ваши тела прославят Бога, то Он прославит ваши тела.

Что может поддержать и утешить нас, понимающих, что наши тела должны будут лежать в могиле и гнить, возможно, в течение многих лет до воскресения?

1) Что Бог не оставит Свой народ в могиле. Наши друзья принесут нас на кладбище, положат в могилу и оставят, но только не Бог. Он пойдет вместе с нами в могилу, будет стеречь наши мертвые тела и позаботится о нашем прахе. Рицпа стерегла мертвые тела сыновей Саула, отгоняя от них ненасытных диких птиц (2Цар.21:10). Точно так Господь оберегает мертвые тела святых и следит, чтобы их прах не пропал. Христианин, у тебя есть Бог, Который будет смотреть за твоим телом, пока ты будешь мертв.

2) Тела святых в могиле, хотя и отделенные от своих душ, будут соединены со Христом. Прах верующего является частью мистического тела Христа.

3) Пока тела верующих находятся в могиле, их души пребывают в раю. Душа не будет спать в теле, а «возвратится к Богу, Который дал ее» (Еккл.12:7). Душа сразу же участвует в тех радостях, которые имеют благословенные ангелы. Когда тело обращается в прах, душа возвращается в покой; когда тело спит, душа торжествует; когда тело погребено, душа получает венец. Как разведчики были посланы, чтобы вкусить плодов земли, так и после смерти душа попадает на небеса раньше, чтобы вкусить плодов Святой Земли (Числ.13:20).

4) Когда настанет Божье время, то смерть и ад отдадут мертвых, которые будут в них. Если судья решает освободить заключенного, то тюремщик должен подчиниться. Как сказал Бог Иакову: «Я пойду с тобою в Египет; Я и выведу тебя обратно» (Быт.46:4), так и с нами Господь спустится в могилу и, безусловно, выведет из нее.

5) Хотя тела святых в могиле разложатся и будут отвратительны, но после воскресения они станут великолепными и прославленными. Тела святых станут красивыми и привлекательными. В этой жизни они могут иметь недостатки: даже те, чьи мысли украшены добродетелью, могут иметь телесные недостатки так же, как самая красивая ткань — грубую кромку. Но при воскресении эти тела станут привлекательными и красивыми. Красота заключается, во-первых, в полноте всех частей. После воскресения тела святых будут иметь все свои члены в нужной пропорции. В этой жизни у человека может недоставать какого-то из членов: кто-то потерял глаз, а у кого-то отрублена рука; но при воскресении все части тела будут вновь восстановлены, поэтому воскресение называется временем совершения всего (Деян.3:21). Господь restituit — восстановил отрубленное ухо Малха. Во-вторых, красота заключается в благородстве. Тела святых будут обладать элегантным величием, они будут похожи на Стефана, чье лицо сияло, как будто оно было ангельским (Деян.6:15). Более того, наши тела станут похожи на славное тело Христа (Фил.3:21).

Тела святых после воскресения освободятся от естественных потребностей организма, таких как голод и жажда. «Они не будут больше ни алкать, ни жаждать» (Отк.7:16). Моисей, будучи на горе, так наполнился славой Бога, что не нуждался в восстановлении своих сил. Тем более на небесах тела святых настолько наполнятся славой Бога, что будут обходиться без пищи.

После воскресения тела святых станут стремительными и легкими. Здесь, на земле, наши тела неуклюжи и медлительны в своих движениях, там они станут стремительными и смогут возноситься в воздух, подобно телу Илии. Сейчас для нас тело — это бремя, на небесах оно станет крылом. Мы станем подобны ангелам (Мат. 22:30). А как проворны они в своих действиях! Как быстро ангел Гавриил спустился на землю (Дан.9:21)! Как штурвал мгновенно поворачивает корабль по воле рулевого, так и тело в мгновение времени устремляется по воле души.

Тело святого после воскресения будет крепким и сильным. Оно «восстает в силе» (1Кор.15:43). Из-за тяжелого труда и болезней самое крепкое тело начинает слабеть, но после воскресения мы будем крепкого телосложения, наше тело не будет знать усталости, а дух — слабости. Это может утешить тех из вас, кто страдает от телесных немощей. Ваше слабое тело воскреснет в силе: оно, которое сейчас является хрупким тростником, станет подобным скале.

Тела святых после воскресения станут бессмертными, ибо смертному сему надлежит облечься в бессмертие (1Кор.15:53). Наши тела будут существовать параллельно вечности, ибо они «умереть уже не могут» (Лук.20:36). На небесах здоровая атмосфера, там смерть не предъявит вам счет. Сколько денег вы дали бы врачу за рецепт, гарантирующий вам бессмертие! После воскресения Христос даст святым такой рецепт. «…И смерти не будет уже» (Отк.21:4).

II. Они будут торжественно оправданы в день суда.

1) Необходимо четко заявить о том, что будет день суда. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор.5:10). Это будет грандиозное судебное разбирательство — самое великое, которое когда-либо было. Тогда Адам сразу увидит все свое потомство. Мы все явимся, никакие человеческие титулы не освободят людей от суда Христова, цари и военачальники предстанут трепещущими перед троном Агнца (Отк.6:15). Мы все лично предстанем перед Ним, а не через посредников.

Из чего следует, что будет день суда?

Во-первых, об этом свидетельствует Писание. «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:14). «…Ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде» (Пс.95:13). Повторение подчеркивает достоверность. «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег… Судьи сели, и раскрылись книги» (Дан.7:9,10).

Во-вторых, это следует из судебного анализа, проводимого совестью человека. Если человек поступает благочестиво, то совесть реабилитирует его, если плохо — она привлекает к суду и обвиняет его. А чем является этот личный анализ, поддерживаемый судом совести, как не предтечей того главного дня суда, когда все миры соберутся на суд Божий?

Почему должен быть день суда?

Для того чтобы могло совершиться возмездие, в результате чего Бог сможет воздать каждому по его делам. Похоже, что в этом мире много несправедливости: нечестивцы процветают, как будто их благополучие является наградой за их злые дела, а благочестивые страдают, будто бы в наказание за их благочестие. Поэтому для восстановления справедливости Божьей должен быть день, когда справедливо будут распределяться наказания и награды людям в соответствии с их поступками.

Кто будет судьей?

Господь Иисус Христос. «…Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22). Один из пунктов нашего вероучения звучит так: «Христос придет вскоре судить живых и мертвых». Ему оказана великая честь: Тот, Кто Сам был судим, станет Судьей; Тот, Кто однажды был распят на кресте, воссядет на судебном престоле. Он достоин быть судьей, так как принадлежит и к человеческому роду, и к Божественной Троице.

а) Принадлежность к человеческому роду. Так как Христос облачен в человеческую природу, то Его смогут увидеть все. Необходимо, чтобы судью могли видеть. «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Отк.1:7).

б) Как Личность Божественной Троицы. Он обладает безграничным знанием, чтобы понять все случаи, представленные Ему. Он обладает безграничной властью, чтобы казнить Преступников. Писание описывает Его с семью глазами (Зах.3:9), чтобы подчеркнуть Его мудрость, а сравнивает с жезлом железным — чтобы показать Его силу (Пс.2:9). Он так мудр, что Его нельзя обмануть, Он так силен, что Ему нельзя противостоять.

Когда настанет время суда?

Quando, или время основного суда, — это тайна, скрываемая даже от ангелов. «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные…» (Мат. 24:36). Но тот день недалек, ибо главное знамение приближения дня суда — умножение беззакония (Мат. 24:12). И, конечно, этот день близок, ибо не было еще беззакония в таком избытке, как в наше время, когда похоти разжигаются, а любовь охладевает. Когда все избранные обратятся, тогда Христос придет, чтобы судить. Как человек, переправляющий паром, ожидает, пока все пассажиры не зайдут на борт, и только тогда отчаливает, так и Христос ожидает, пока все избранные не соберутся вместе, и только потом Он совершит Свой суд.

Каким образом будет совершаться суд?

а) Все будут вызваны в суд — и мертвые, и живые. После смерти люди освобождаются от осуждения судебных законов, но в последний день их призовут к Божьему суду. «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом» (Отк.20:12). Их призовет звук трубы (1 Фес. 4:16), который будет таким громким, что поднимет людей из могил (Мат. 24:31). Те, кто не слышит трубы Евангелия, возвещающей: «Покайтесь и веруйте», услышат трубу архангела, повелевающую: «Восстаньте на суд».

б) Судья придет, чтобы совершить суд.

Во-первых, это наполнит ужасом нечестивцев. Что чувствует преступник при виде судьи? Если Феликс пришел в страх, когда Павел проповедовал ему о суде (Деян.24:25), то как затрепещут грешники, увидев Христа, идущего судить! Писание описывает Христа, восседающего на суде, из Которого выходила огненная река (Дан.7:10). Тогда Агнец Божий превратится во льва, вид которого будет ужасен для грешников. Когда Иосиф сказал братьям: «Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет», то «они смутились пред ним» (Быт.45: 3,4). Как их сердца наказывали их за этот грех! О, тогда какой ужас и изумление охватит грешников, когда Христос придет на суд и скажет: «Я — Христос, против Которого вы грешили; Я — Христос, Чьи законы вы нарушили, Чьей Кровью вы пренебрегли. А теперь Я пришел, чтобы судить вас»! Как смутятся они в присутствии своего Судьи!

Во-вторых, видеть Христа, приближающегося к скамье судей, будет приятно для праведных. Он придет в величии и славе. Его первое пришествие во плоти было незаметным (Ис.53:2), Он был похож на переодетого князя. Но Его второе пришествие будет всем заметно: Он «придет в славе Своего Отца со святыми ангелами» (Мар. 8:38). О, какой это будет светлый день, когда легионы ангелов — этих утренних звезд — появится на небе, а Христос — Солнце Правды — воссияет во славе ярче херувимов! Он придет как друг. Конечно, если бы судья святых был их врагом, то они могли бы бояться быть осужденными. Но их Судья — Тот, Кто любит их, Кто молился о них, этот Судья — их супруг.

Поэтому им не нужно бояться, для них все закончится хорошо.

в) Свершится сам суд, который имеет темную и светлую стороны. Темная сторона. Она с тяжестью обрушится на нечестивцев, когда Судья сядет на трон и книги откроются: книга совести и книга Божьей памяти (Отк.20:12). Зачтутся обвинения, выдвинутые против грешников, все их грехи откроются: убийства, пьянство и нечистота; и Христос скажет: «Что вы можете привести в свое оправдание, чтобы избежать смертного приговора?». И тогда, будучи обличенными, они останутся безмолвными. За этим последует — ite maledicti — мрачный приговор: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мат. 25:41). Тому, кто сказал Богу: «Отойди от нас» (Иов.21:14) и затем религии: «Отойди от нас», придется услышать те же слова, произнесенные Судьей: «Идите от Меня» — ужасный, но справедливый приговор (Пс.50:6). Грешник воскликнет: «Виновен!». Хотя перед ним открывается море гнева, но в нем нет ни капли несправедливости. А если приговор произнесен, то он не подлежит пересмотру, так как нет более высокого суда, куда можно было бы обратиться. Суд также имеет светлую сторону. Он увеличит радость и блаженство праведных. Для них день суда будет днем торжества.

2) В тот день Христос, их Судья, признает их по имени. Тех, кого мир презирал и на кого смотрел, как на сумасшедших и глупцов, Христос возьмет за руку и открыто признает Своими любимцами. Что означают слова, что Сын Человеческий исповедает их перед Ангелами (Лук.12:8), как не открытое признание того, что они драгоценны в Его глазах?

Христос, будучи Судьей, оправдает их. Довольно необычно видеть одного и того же человека, исполняющего обязанности и судьи, и защитника: сидящего на месте судьи и оправдывающего, но именно так будет в день суда.

а) Христос приведет в оправдание Свою Кровь, пролитую за святых: «Я приобрел этих людей, Моя душа страдала за них. Они согрешили, но Моя душа была принесена в жертву за их грехи».

б) Христос защитит их от всех несправедливых обвинений. Они были представлены миру в ложном свете как гордецы, лицемеры и раскольники. Точно так же Павел был назван мятежником и раскольником (Деян.24:5). Но в день суда Христос подтвердит их непорочность «и выведет, как свет, правду» (Пс.36:6). Он отрет слезы с их глаз и пыль с их имен. Когда Моисей был обвинен в том, что слишком много взял на себя, он утешил себя такими словами: «Завтра покажет Господь, кто Его» (Числ.16:5). Так же и святые, слыша осуждение мира, могут утешать себя днем суда, когда Христос скажет, кто принадлежит Ему, и они выйдут, как крылья голубицы, покрытые серебром.

в) Христос как Судья оправдает Свой народ перед людьми и ангелами. Как Пилат сказал о Христе: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (Иоан.18:38), так и Христос скажет об избранных: «Я никакой вины не нахожу в них и провозглашаю их праведными». А затем прозвучат слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» (Мат. 25:34). Словно Христос говорит: «О, благословенные, наслаждение Моей души, плод Моих страданий, не стойте у скамьи подсудимых. Вы — бесспорные наследники небесного венца, вступайте и владейте». Какой восторженной радостью наполнятся святые, услышав этот приговор! Эти слова — «придите благословенные» — будут музыкой для их ушей и целебным бальзамом для их сердец.

г) Перед людьми и ангелами Христос сошлется на все добрые дела, совершенные святыми. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня» (Мат. 25:35). В последний день Христос расскажет, что вы тайком рыдали из-за греха, из-за того, что во имя Христа проявили мало любви, что вы богаты добрыми делами, и скажет: «Хорошо, добрый и верный раб!». Он Сам будет герольдом, возвещающим вашу славу. С такими почестями будет принят человек, которого любит Христос.

д) Христос отзовет святых от скамьи подсудимых и усадит рядом с Собой судить мир. «Се, идет Господь со тьмами святых Своих — сотворить суд над всеми»[21] (Иуд.14). «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1Кор.6:2). Они будут сидеть рядом со Христом, как мировые судьи с судьей, приветствовать справедливый приговор Христа нечестивцам и, конечно же, проголосуют вместе со Христом. Это событие не только воздаст почести святым, но добавит огорчения нечестивцам, которые увидят тех, кого ненавидели и презирали, судьями, поставленными судить их.

е) Святые навечно будут увенчаны полнотой радости в Боге. Они будут пребывать в Его присутствии, им откроется полнота радостей пред лицем Господа (Пс.15:11), — и это навсегда. Знамя Божьей любви будет вечно развиваться. Ничто не прервет и не остановит поток этих небесных радостей, — «и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17).

Урок первый. Грешникам печально будет узнать, что «не устоят нечестивые на суде» (Пс.1:5). Они придут на суд, но не устоят там, так как не будут оправданы. Они не будут стоять смело, а опустят головы и постараются увильнуть, не в силах посмотреть Судье в лицо. Это будет огромным утешением для благочестивых. К словам: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» апостол добавляет: «Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:16,18).

Во-первых, день суда является утешением для верующего ввиду слабости благодати. Иногда христианин почти отчаивается, видя свою благодать такой кратковременной и несовершенной. Но если в последний день Христос найдет хоть драхму истинной благодати, то этот человек будет принят. Если вы — истинное золото, хотя и имеете много светлых вкраплений, то Христос положит на весы Свои заслуги и пропустит вас.

Во-вторых, каким утешением это является для тех святых, которые столкнулись с несправедливыми мирскими судами, кто из-за судебных тяжб потерял имущество, или для тех, кто лишился жизни по несправедливому приговору. Христос еще раз проведет суд и вынесет справедливый вердикт. Если у вас несправедливо отняли имущество, то в день суда вы получите в тысячу раз больше. Лишившись жизни из-за Христа, вы не потеряете венец, он будет сплетен из райских цветов, которые не вянут, и вы будете носить его.

Урок второй. Побольше размышляйте о дне суда. Перья плавают на поверхности воды, а золото тонет в ней. Точно так пустые, легкомысленные христиане плавают в суете на поверхности, не размышляя о дне суда, а серьезные духи глубоко погружаются в размышления о нем.

Во-первых, размышления о последнем дне должны сделать нас очень искренними. Мы должны трудиться, чтобы представить свое сердце чистым Богу — Главному Судье и Арбитру мира. Легко нести его незапятнанным перед людьми, но невозможно ввести в заблуждение или увильнуть от Бога. Он видит, каким является ваше сердце, и в соответствии с этим вынесет вердикт.

Во-вторых, размышления о том, что Христос придет судить нас, удержат нас от осуждения своих братьев. Мы склонны к тому, чтобы судить о состоянии других, что по праву принадлежит Христу; а таким действием люди берут на себя роль Христа и вырывают из Его рук Его же служение. «А ты кто, который судишь другого?» (Иак.4:12). Ты, который производишь быстрый суд над другим, можешь сам вскоре предстать на суде, и тогда, возможно, тот человек будет оправдан, а ты — осужден.

Урок третий. Поэтому ведите себя таким образом, чтобы быть уверенным в своем оправдании и в обладании теми великими привилегиями, которыми будут увенчаны святые.

Каким же образом?

а) Чтобы быть оправданными в день суда, во-первых, трудитесь, чтобы пребывать во Христе «и найтись в Нем» (Фил.3:9). Вера пересаживает нас во Христа и укрепляет нас в Нем, поэтому «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим.8:1). Никто не устоит перед Христом, не пребывая в Нем. Во-вторых, трудитесь, чтобы иметь смирение, которое является разновидностью самоуничижения. «…Хотя я и ничто» (2Кор.12:11). Христианин, ты имеешь члены и способности, но покрыл ли ты их покрывалом смирения, как Моисей сделал это, когда лицо его сияло? Если ты смиренный, то будешь оправдан в день суда. «Он спасет поникшего лицем» (Иов.22:29). Смиренный человек судит себя сам за свои грехи, и Христос оправдает осуждающих себя.

б) Чтобы быть оправданным в последний день, содержите свою совесть в чистоте. Не отягощайте себя виной и не давайте Судье повода для обвинения против вас. «Ибо Он (Господь), — говорит Павел, — назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян.17:31). Как же Павел готовил себя для этого дня? «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян.24:16). Внимательно относитесь и к первой, и ко второй скрижали: будьте святы и справедливы. Пусть в ваших сердцах не будет неправильной целей, а в руках — неверных весов. Содержите совесть в такой же чистоте, как и ваши глаза: чтобы ни одна пылинка греха не попала в нее. Тем, кто грешит против совести, будет стыдно перед Судьей так же, как и людям, взявшим запрещенные вещи, невыносимо видеть сыщиков, которые должны обнаружить пропажу. Христианин, в последний день твоя сокровищница, то есть совесть, будет открыта, и Христос будет осматривать ее, чтобы увидеть: какие грехи, какие запрещенные вещи ты вложил туда; а затем Он перейдет к суду. О, будь уверен в своей доброй совести — это наилучший путь, чтобы стоять смело в день суда. Голос совести — это голос Бога. Если совесть на справедливых основаниях оправдывает нас, то и Бог нас оправдает. «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Иоан.3:21).

в) Чтобы быть оправданным в последний день, используйте свои таланты для славы Божьей, посвятите себя Ему, почитайте Его всей своей сущностью, помогайте членам Христа. Имеющий пять талантов употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. «Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Мат. 25:21).

г) Чтобы стоять оправданным в день суда, искренне любите святых. Любовь — это самый надежный краеугольный камень истины. Если вы любите благодать за благодать, то это свидетельствует, что в вас пребывает Дух Божий. Свидетельствует ли вам ваша совесть об этом? Издаете ли вы приятное благоухание любви? Уважаете ли вы их благодати? Носите ли вы их немощи? Это является самым благословенным доказательством того, что вы будете оправданы в день суда. «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» (1 Иоан.3:14).

[1] Примечание. Список основных трудов Томаса Ватсона, а именно: три трактата — «Устав христианина», «Искусство божественной удовлетворенности» и «Лекция о размышлении», к которым прилагается несколько проповедей, 1660г. Кроме трех трактатов этот том также включает следующие произведения: «Как Бог анализирует сердце человека», «Наслаждение святого», «Христианин на земле, но все-таки на небесах», «Красота Христа», «Честность человека и венец», «Одно только нужно», «Святое стремление, или Желание святых быть со Христом», «Блаженства, или лекция об известной Нагорной проповеди Христа», 1660г; «Основы практического богословия» и т.д., включая некоторые проповеди, «Божественное целебное средство», «Святая евхаристия», «Небеса, взятые штурмом» и т.д.

[2] Прим. Ред. В английском переводе Библии (KJV) этот стих звучит так: «Славьте Господа в огне».

[3] Прим. Ред. В Русском Синодальном издании Библии с примечаниями Ч.И. Скоуфилда этот стих переведен так: «Я хожу почернелый, но не от солнца».

[4] Здесь употреблено английское слово spirit, которое, в зависимости от контекста, может переводиться на русский язык и как «дух», и как «спирт».

[5] Прим- Ред. В Русском Синодальном переводе Библии приводимая автором цитата звучит так: “Есть у меня все”

[6] Прим. Ред. В английском переводе Библии (KJV) употреблен глагол limited — ограничивали.

[7] В английском переводе Библии этот стих звучит так: «Ваши беззакония давят на меня, как колесница, груженная снопами», примечание переводчика.

[8] В английском переводе Библии purchased possession — «купленное владение», примечание переводчика.

[9] Прим. пер. В Русском Синодальном переводе Библии употреблено слово Ходатай.

[10] В английском переводе Библии (KJV), на который ссылается автор, речь идет о благоговейном страхе.

[11] Прим. ред. В Русском Синодальном переводе в отличие от английского (KJV) этот стих переведен так: «Они умилились сердцем».

[12] Прим. Ред. Перевод данного стиха взят из «Современного перевода Библии» в отличие от всех предыдущих стихов, цитируемых по Синодальному изданию Библии с примечаниями Ч.И.Скоуфилда, так как данный стих в ней отсутствует.

[13] Прим. Ред. В английском переводе (KJV) этот стих переведен так: «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, драгоценными камнями в тот день, который Я соделаю…» в отличие от Русского Синодального издания, в котором этот стих переведен так: «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю».

[14] При. Ред. В Русском Синодальном издании Библии этот стих отсутствует.

[15] Прим. Ред. В Русском Синодальном переводе Библии этот стих переведен так: «Верующий в него не постыдится».

[16] Прим. Ред. В английском переводе Библии (KJV) этот стих переведен так: «Ибо Господь, Бог Израиля говорит, что Он ненавидит развод», в то время как в Русском Синодальном переводе с примечаниями Ч.И.Скоуфилда этот стих звучит так: «Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь, Бог Израилев».

[17] Прим. Ред. В Русском переводе Библии с прим. Ч.И.Скоуфилда этот стих переведен так: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?», в то время как в английском переводе (KJV) — «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет?».

[18] Прим. Ред. В Русском Синодальном переводе это место из 1 Фес. 4:14 звучит так: «.. .то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним», в отличие от английского перевода (KJV), где этот стих переведен так: «… то и уснувших в Иисусе Бог приведет с Ним».

[19] Прим. Ред. В Русском Синодальном издании этот стих (Евр.4:9) звучит так: «Посему для народа Божия еще остается субботство», в отличие от английского перевода (KJV): «Посему для народа Божия еще остается покой».

[20] Прим. Ред. В Русском Синодальном переводе этот стих звучит так: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших», в отличии от английского перевода Библии (KJV): «Но Христос воскрес из мертвых, став первенцем из уснувших».

[21] Прим. Ред. В Русском Синодальном переводе Библии этот стих переведен так: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…»