2. Знание Бога

«Ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены» (1Цар.2:3).

О Боге говорят славные вещи, Он намного превосходит наши мысли и хвалу ангелов. Божья слава заключается, главным образом, в Его атрибутах, в этих лучах, исходящих от Его естества. Среди других бесценных достоинств Бога, это — не наименьшее. Господь есть Бог ведения, или, если учесть значение этого слова в древнееврейском языке, — «Бог многих знаний». Благодаря яркому отражению Своей собственной сущности, Он имеет полное представление и информацию обо всем. Мир для Него как прозрачное тело. Он анатомирует сердце. «Я есмь испытующий сердца и внутренности» (Отк.2:23). Облака — не балдахин и ночь -не завеса, чтобы скрыть нас от Его взора. «Но и тьма не затмит от Тебя» (Пс.138:12). Бог не пропустит ни единого слова, произнесенного нами шепотом. «Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс.138:4). Стоит самой неуловимой мысли прийти в нашу голову, как Бог уже знает ее. «Ибо Я знаю… мысли их» (Ис.66:18). Бог слышит мысли так же отчетливо, как мы слышим слова. Все наши действия, даже если мы тайно их замышляем и украдкой совершаем, не скроются от глаз Всеведущего. «Ибо Я знаю деяния их» (Ис.66:18). Ахан спрятал в земле Сеннаарскую одежду, но Бог вывел это на свет (Иис.Н.7:21). Портрет Минервы написан в таких замысловатых тонах и так живо раскрашен, что куда бы человек ни повернулся, ее глаза смотрят на него. Куда бы мы ни повернулись, Божьи глаза всегда смотрят на нас. «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?» (Иов.37:16). Бог знает все, что только можно познать. Он знает о самых непредвиденных событиях в будущем. Он предсказал выход Израиля из Вавилона и непорочное зачатие. Этим Господь доказывает, что Он -истинный Бог, в отличие от богов-идолов. «Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги» (Ис.41:23). Совершенство Божьего знания лежит в основе всякого знания. Он есть первоисточник, пример и прообраз всякого знания, все остальные берут знание у Него. Ангелы зажигают свои светильники от этого славного солнца. Божье знание — это чистое знание. Оно не оскверняется объектом познания. И хотя Бог знает о грехе, это знание нужно для того, чтобы ненавидеть и наказать его. Никакое зло не может внедриться или смешаться с Его знанием, как и солнце не может загрязниться испарениями, поднимающимися с земли. Божье знание доступно пониманию без особых трудностей. Мы изучаем и исследуем его. «Если будешь искать его, как серебра» (Прит.2:4). Светильник Божьего знания так безмерно ярок, что все сущее различимо при нем.

Божье знание непогрешимо, в нем нет ни единой ошибки. Знание человека подвержено заблуждениям. Врач может ошибиться в отношении причины заболевания, но Божье знание безошибочно, Он не обманывает и не обманывается Сам. Он не может обмануть, потому что Он — истина, Его невозможно обмануть, потому что Он — мудрость. Познание Бога стремительно. Мы познаем последовательно, истина за истиной. В своем рассуждении мы идем от следствия к причине. Бог знает прошлое, настоящее и грядущее uno intuito, одновременно, все три времени открываются перед Ним одной целостной картиной.

Божье знание хорошо сохраняется. Господь никогда не теряет Своих знаний. Он обладает не только reminiscentia, но и intelligentia. Бог не только запоминает, но и понимает.

Многие вещи улетучиваются из нашей памяти, но Божье знание — бессмертно. Дела, совершенные тысячу лет назад, свежи в Его памяти, как если бы их только минуту назад совершили. Таким образом, Господь совершенен в Своем знании.

Но разве не сказано: «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21).

Бог не мог не знать, потому что здесь есть упоминание о вопле. Но в данном случае Бог поступает подобно судье, который, прежде чем вынести приговор, расследует дело. Совершая правосудие, Господь не горячится, как если бы Ему было безразлично, кого поразить. Напротив, кара будет направлена прямо на злодеев. «И поставлю суд мерилом и правду весами» (Ис.28:17).

Но Писание также говорит: «Связано в узел беззаконие Ефрема, сбережен его грех» (Ос.13:12).

Речь идет не о том, что грех Ефрема скрыт от Бога. Наоборот, грех сбережен, то есть замечен и отложен до дня отчета. Именно такой смысл подтверждается предыдущей фразой, сообщающей, что беззаконие Ефрема связано в узел. Подобно тому как секретарь в суде сшивает обвинительные акты против преступников в одну папку, а во время судебного разбирательства достает эти акты и зачитывает их в зале заседания, так и Бог «сшивает грехи людей в папку», а в день суда это досье будет открыто, и грехи получат огласку перед ангелами и людьми. Знание Бога — безгранично. Иначе и быть не может, ибо Тот, Кто дает начало всему сущему, должен четко во всем разбираться. «Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс.93:9). Человек, смастеривший часы или двигатель, хорошо знает их устройство. Бог, создавший сердце, знает каждое его движение. Он «полон глаз», подобно колесам, о которых повествует Иезекииль (Иез.1:18). Или, как говорит Юстин: «Totus oculus — сплошные глаза». Так и должно быть, потому что Бог — «Судия всей земли» (Быт.18:25). Господу предстоит рассмотреть так много дел и допросить так много лиц, что Он должен обладать совершенным знанием, иначе вершить правосудие невозможно. Обыкновенный судья не может обойтись без присяжных, которые исследуют дело и дают заключение. Бог же способен судить без присяжных. Он знает все вещи в Себе и от Себя, Ему не нужны свидетели, чтобы давать информацию. Судья оценивает только факты по делу, но Бог судит сердце. Он судит не только злодеяния, но и злые замыслы. Господь видит измену сердца и наказывает его.

Урок первый. Ограничен ли Бог в Своем знании? Не Он ли свет, в Котором нет никакой тьмы? Тогда как непохожи на Него темные, не имеющие света, лишенные знания люди, такие как индейцы, никогда не слышавшие о Боге! И не много ли среди нас крещеных язычников, которым необходимо искать первые начала Слова Божия? Печально признавать, что после стольких лет сияния света Евангелия на нашем горизонте, их сердца покрыты завесой и по сей день. Они окутаны собственным невежеством и неспособны посвятить себя разумному служению Богу (Рим.12:1). Невежество питает нечестие. Схоласты говорят: «Omne ресса-tum fundatur in ignorantia — в основе каждого греха лежит невежество. «… Ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают» (Иер.9:3). Там, где невежество преобладает над разумением, там и в чувствах бушует похоть. «Не хорошо душе без знания» (Прит.19:2). Таковые не имеют ни веры, ни страха. Не имеют веры, потому что путь к вере освещает знание. «И будут уповать на Тебя знающие имя Твое» (Пс.9:11). Без знания человек может верить не больше, чем глаз видит без света. Не имеют страха Божьего, ибо как они могут бояться Того, Кого не знают? Когда Аману накрыли лицо — это было мрачным предзнаменованием смерти. Когда разум человеческий покрыт невежеством — это подобно покрову на лице — роковой предтече погибели.

Урок второй. Если Бог — это Бог ведения, то как неразумны лицемеры! Лицемеры не virtutem facerе, но fingerе. «Фактически лицемеры делают не добро, а только видимость добра» (Меланхтон). В глазах людей они поступают правильно, но их не волнует порочность собственного сердца, они живут в тайном грехе. «И говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» (Пс.72:11), «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда» (Пс.9:32). Однако Пс.146:5 говорит «… Разум Его неизмерим». У Господа есть окошко, сквозь которое Он смотрит внутрь человека, у Него есть ключ от сердца. Бог наблюдает все греховные деяния человеческого духа, подобно тому как через окно улья мы можем увидеть трудящихся в своих сотах пчел. Он видит тайное (Мат. 6:4). Любой торговец записывает долги в книгу, так и у Бога есть дневник, куда Он вносит каждый грех. Жена Иеровоама переоделась, чтобы Ахия не узнал ее, но пророк разоблачил женщину: «… для чего было тебе переодеваться?» (3Цар.14:6). Лицемер думает увильнуть от Бога, ввести Его в заблуждение. Но Господь сорвет с него маску. «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное» (Еккл.12:14). «…Они делали гнусное в Израиле… Я знаю это и Я свидетель, говорит Господь» (Иер.29:23). Однако лицемер надеется приукрасить свой грех, сделать его весьма благовидным. Авессалом спрятал свою измену под маской религиозного обета. Иуда замаскировал свою зависть ко Христу и собственную алчность притворной «заботой о нищих». Ииуй использует показную «ревность о Господе» для осуществления своих честолюбивых замыслов (4Цар.10:16). Но Бог видит сквозь эти смоковные листья. Под позолоченной попоной скрывается старая кляча. «… Неправда их не сокрыта от очей Моих» (Иер.16:17). У Имеющего глаз, чтобы видеть, найдется и рука, чтобы покарать.

Урок третий. Не безмерно ли знание Бога? Тогда мы должны осознавать, что всегда находимся под Его всеведущим оком. «Sic vivendum est tanquam in conspectus. — Следовательно, жить мы должны так, как будто всегда находимся на полном обозрении» (Сенека). Так пусть же перед нашим взором будет Тот, Кого видел Давид, сказавший: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс.15:8). Сенека советовал Луцилию, чтобы тот во всех своих делах представлял, что перед ним стоит кто-либо из уважаемых римских граждан, и тогда он не совершит ничего недостойного. Размышление о Божьем всеведении предотвращает множество грехов. Если глаза людей удерживают нас от греха, то тем паче должны нас удерживать Божьи глаза. «И сказал царь: даже и насиловать царицу хочет в доме у меня!» (Есф.7:8)). Будем ли грешить, когда на нас смотрит наш Судья? Были бы речи людей столь тщеславными, принимай они во внимание, что Бог слышит их? Когда Латимер во время допроса слышал скрип пера за занавеской, он тщательно подбирал каждое слово. Как же тщательно следует нам подбирать свои слова, памятуя о том, что Бог все слышит и записывает! Стали бы люди находить удовольствие в чужой плоти, если бы верили, что Бог видит их злодеяния и отправит их за это на вечные муки в ад? Стали бы они мошенничать, совершая сделки, и пользоваться неверными весами, если бы думали о том, что Бог видит их, и знали, что, уменьшая вес гирь, они утяжеляют проклятие, довлеющее над ними? Наблюдай мы себя глазами Божьего всеведения, наше поклонение приобрело бы особое благоговение. Бог видит человеческое сердце насквозь, когда мы предстаем перед Ним. Так пусть знание об этом найдет отклик в наших беспорядочных мыслях, а также оживит и вдохновит служение. Давайте зажжем огонь воскурения! Писание говорит о двенадцати коленах, которые усердно служат Богу день и ночь (Деян.26:7): omnibus viribus, с наибольшим усердием и силою духа. Мысль о Божьем присутствии дает крылья молитве, добавляет масло в пламя нашего служения.

Урок четвертый. Не безмерно ли знание Бога? Тогда научитесь быть искренними — такими, какими вы кажетесь, ибо «… Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Люди судят о сердце по поступкам, Бог же судит поступки по сердцу. Если сердце искренне, то Бог увидит веру и простит промах. У Асы были свои пороки, но сердце его «было вполне предано Господу» (2Пар.15:17). Видя его искренность, Бог простил ему слабость. Искренность для христианина важна, как для жены — целомудрие, покрывающее многие несовершенства. Благодаря искренности, наше служение становится приятным, подобно тому как белье, благодаря мускусу, приобретает аромат. Ииуй спросил Ионадава: «Расположено ли твое сердце так, как мое сердце к твоему сердцу? И сказал Ионадав: да. — Если так, то дай руку твою. — И подал он руку свою, и приподнял он его к себе в колесницу» (4Цар.10:15). Так, если Бог видит, что наше сердце расположено к Нему, что мы любим Господа и помышляем о Его славе, то Он говорит: «Дайте мне ваши молитвы и слезы, и вы подниметесь со Мной в колесницу славы». Искренность делает наше служение золотым, а Бог никогда не выбросит золото, даже если не хватает немного веса. Разве не всеведущ Бог, и не смотрят ли Его глаза, главным образом, на сердце? Препояшьте чресла ваши истиною и никогда не оставляйте ее.

Урок пятый. Разве наш Бог — не Бог безграничного знания? Тогда, пусть это послужит утешением:

а) святым в частности;

б) церкви в целом.

а) Святым в частности. Когда они поклоняются Богу в уединении. Христианин, ты посвятил время Господу, твои мысли устремлены к Нему как к бесценному сокровищу. Бог берет на заметку каждую благую мысль «… и пред ли-цем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал.3:16). Ты уединяешься и втайне молишься своему Отцу. Он слышит каждый вздох и стон. «… И воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Пс.37:10). Ты поливаешь зерно молитвы слезами, а Бог хранит каждую слезу в сосуде. «… Положи слезы мои в сосуд у Тебя» (Пс.55:9). Когда тайны всех сердец откроются, Бог торжественно отметит усердие и преданность Своего народа и Сам провозгласит ему хвалу: «… тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5).

Безмерность Божьего ведения утешает святых, когда они не имеют четкого знания о самих себе. Они обнаруживают так много тления, что считают себя лишенными благодати и говорят: «… Если так будет, то для чего мне это?» (Быт.25:22). Если я имею благодать, то почему мое сердце мертво и суетно? Но не забывайте о том, что у Бога — безграничное знание, Он может разглядеть благодать там, где ты ее увидеть неспособен. Он видит благодать под тлением, ведь и звезды могут прятаться за облаками. Бог способен увидеть в тебе святость, которую ты сам не разглядишь. Он может обнаружить в тебе цветок благодати среди высокого бурьяна. «… Так как в нем … нашлось нечто доброе» (3Цар.14:13). Бог видит доброе в Своем народе, когда сами люди ничего подобного в себе не видят. И хотя они осуждают себя, Господь подарит им прощение.

Пусть это послужит утешением в личных обидах. Множество страданий — жребий христиан. Голова увенчана шипами, а путь под ногами отнюдь не усыпан розами. Если святые и находят настоящее чистилище, то оно в этой жизни. Но они имеют утешение, зная, что Бог видит все причиненные им страдания. Разве Он не почувствует, когда касаются зеницы Его ока? Павла бичевали жестокие руки -«три раза меня били палками» (2Кор.11:25). Представьте, что поваренок избивает царского сына. Бог это видит. «…Я знаю скорби его» (Исх.3:7). Нечестивцы наносят раны на спины святых и поливают их уксусом. Однако Господь записывает каждое проявление жестокости. Верующие -часть таинственного Тела Христова, и за каждую каплю крови, пролитую святыми, Бог добавляет каплю гнева в Свой сосуд.

б) Утешение для Церкви в целом. Поскольку наш Бог -Бог ведения, Он видит все заговоры врагов против Сиона и может обеспечить им провал. Нечестивые коварны, потому что переняли свои приемы у змея древнего. Они копают глубоко, чтобы скрыть свои тайные намерения от Бога, но Он все видит и может легко их расстроить. В Книге Откровения 12:3 говорится, что у дракона было семь голов, дабы подчеркнуть масштаб его заговора против Церкви. Но и Бог, как сказано в Книге Пророка Захарии 3:9, имеет семь очей. То есть Он видит все заговоры и уловки врагов, чтобы одержать над ними вверх, когда они поведут себя дерзко. Сказал фараон: «Перехитрим же его» (Исх.1:10), но к каким бы хитростям ни прибегал фараон, именно в них он проявлял свою глупость. «И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного, и привел в замешательство стан Египтян» (Исх.14:24). Как живительные соки для виноградной лозы, это служит утешением Церкви Божьей в ее военном положении. Глаз Божий видит все намерения и заговоры врага. Он видит их в процессе подготовки и может подорвать злоумышленника на его же собственной мине.