Духовность и аскетика

Имперский или синодальный период в истории русской Церкви (восемнадцатое-девятнадцатое столетия) был отмечен глубоким возрождением монашества. Оно оказало влияние далеко за пределами монастырей и было источником возобновленного интереса к православной духовной традиции среди русской интеллигенции. Академическая и детальная история русского монашества и его возобновления в восемнадцатом-девятнадцатом столетиях дана в работах Игоря Смолича [51] и Сергия Четверикова [52] . Николай Арсеньев [53] , Надежда Городецкая [54] и некоторые другие [55] написали множество превосходных исследований о его воздействии на русское общество и культуру. Наиболее важные представители собственно духовной литературы — Иоанн Шаховской (с 1951 Архиепископ Сан-Франциско) [56] , Александр Ельчанинов [57] , Петр Иванов [58] , Софроний Сахаров и Антоний Блум [59] .

Литургика

Изучение богослужения с богословской, исторической и «рубрицистической» точки зрения, является результатом литургического движения, которое глубоко проникало жизнь всех христианских церквей в течение последнего полустолетия. И это так и для православной церкви, несмотря на то, что литургическая жизнь и литургическое благочестие всегда занимали в ней центральное место. До 1917 г. русские богословские школы дали несколько первоклассных исторических исследований византийской литургии; но только после революции этот исторический и археологический интерес привел к более глубокому богословскому интересу к смыслу богослужения и его отношения к другим богословским дисциплинам. В одной всесторонней работе Киприана Керна, профессора литургики в Свято-Сергиевском институте (+ 1960) [60] и нескольких интересных эссе [61] было выполнено исследование Евхаристии, дневного и недельного круга богослужения [62] , эортологии (изучение праздников) [63] и, наконец, общие вопросы, имеющие отношение к самой задаче и методу литургического богословия [64] . Работа, выполненная за сорок лет, без сомнения составит основу всего дальнейшего литургического изучения.

Агиология

Рассматриваемое сорокапятилетие явило глубокое преобразование и обновление агиологии — изучения святых и традиционных типов святости. В течение столетий жития святых, популярные, как форма церковного благочестия (половина православной литургической гимнографии посвящена святым), были фактически исключены из любого серьезного исторического и богословского исследования. Большое изменение имело место главным образом под влиянием Георгия Федотова, настоящего пионера новой русской агиологии. Он применил — очень оригинальным и творческим способом — достижения западной агиологии к изучению русских святых и создал стиль, которому следовали некоторые другие работники в этой области. Его собственная изданная работа включает эссе и монографии об отдельных святых, и русских и западных [65] ; статьи по методологии [66] ; и два тома по истории русского благочестия, киевского и московского [67] , которые составляют выдающийся вклад в наше знание духовных аспектов жизни древней Руси. Хотя никакая формальная школа не была создана Федотовым, фактически любая ценная работа в этой области носит знак его влияния [68] , некоторые интересные статьи о русских святых были изданы в Журнале Московской патриархии [69] .