Приложения

Приложение 1.

Таблица

Адвентистские авторы «Псалмов Сиона» и написанные (или переведенные) ими гимны.

Инициалы авторов «Псалмов Сиона»

ФИО авторов «Псалмов Сиона»

Номер написанных ими псалмов

1.

Г. Г.

Григорьев Григорий Андреевич

11, 14, 18, 23, 38, 51, 57, 70, 71, 95, 96, 114, 115, 132, 145, 147, 176, 208, 213, 214, 215, 224, 229, 230, 231, 233, 277, 280, 286, 288, 291, 295, 303, 305, 306, 310, 311, 337, 341, 358, 381, 393, 394, 395, 396, 398, 401, 431, 433, 454, 459.

2.

Я. В.

Ян Янович Вильсон

1, 4, 6, 10, 13, 15, 24, 28, 29, 30, 34, 69, 72, 74, 83, 87, 89, 90, 93, 94, 97, 98, 99, 101, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 116, 120, 121, 133, 134, 139, 141, 148, 153, 155, 157, 159, 162, 163, 164, 166, 168, 169, 170, 172, 173, 181, 183, 185, 192, 206, 216, 228, 239, 241, 250, 251, 254, 266, 276, 282, 285, 300, 302, 315, 316, 325, 326, 327, 331, 335, 339, 342, 352, 357, 366, 369, 373, 374, 400, 404, 405, 406, 407, 409, 410, 412, 413, 429, 455, 456, 457, 465, 471, 486, 511.

3.

В. Т.

Владимир Михайлович Теппоне

8, 27, 28, 42, 43, 49, 53, 59, 60, 65, 75, 102, 107, 113, 123, 125, 127, 128, 129, 137, 140, 142, 143, 156, 158, 174, 187, 188, 194, 196, 211, 218, 223, 227, 248, 249, 255, 257, 260, 263, 269, 270, 274, 275, 279, 283, 312, 314, 317, 318, 322, 324, 328, 330, 336, 340, 343, 344, 345, 346, 347, 349, 355, 359, 360, 368, 372, 375, 382, 385, 386, 387, 388, 390, 392, 403, 408, 411, 415, 416, 418, 432, 436, 461, 463, 468, 472, 473, 477, 479, 482, 483, 484, 485, 489, 491, 507, 513, 518, 520, 523, 524.

4.

Е. Ш.

Евгения Шарыпанова

3, 17, 19, 32, 77, 80, 105, 117, 118, 131, 149, 160, 167, 186, 199, 202, 205, 210, 219, 221, 225, 232, 235, 236, 237, 245, 256, 271, 299, 308, 504, 514, 519.

5.

Г. И. Л.

Генрих Иванович Лебсак

22, 234, 273, 462, 470, 475.

6.

О. Г.

Ольга Карловна Гончарова

7, 20, 45, 52, 55, 79, 84, 85, 88, 119, 126, 130, 151, 175, 179, 189, 203, 209, 212, 217, 220, 246, 247, 252, 261, 262, 264, 272, 284, 289, 292, 293, 294, 296, 297, 301, 304, 313, 353, 356, 362, 364, 370, 376, 378, 384, 423, 425, 428, 437, 467, 474, 476, 493, 500, 515, 517, 525.

7.

Г. И. Г.

Сын пастора Горелика Ильи Гавриловича

35, 86, 150, 165, 190, 240, 243, 490, 498, 502, 506, 510.

8.

Н. Н.

Н. Я. Николаев

5, 26, 47, 56, 58, 61, 66, 67, 68, 171, 182, 226, 242, 253, 268, 278, 281, 287, 290, 309, 320, 321, 323, 333, 334, 365, 397, 402, 421, 426, 430, 438, 441, 442, 449, 460, 478, 480, 488, 492, 497.

9.

И. Я-н.

И. А. Янцен

63, 138, 350, 354, 424, 446, 452, 453, 516, 522.

10.

К. Ш.

Константин Шарыпанов

37, 100, 122, 124, 136, 146, 154, 193, 329, 332, 338, 348.

11.

А. Д.

Андрей Дудко, проповедник

31, 63, 138, 195, 201, 350, 354, 391, 414, 419, 448, 516, 522.

12.

Т. Я. В.

Т. Я. Вегеле, проповедник, казначей ВСАСДа (1924 год).

81, 112, 144, 152, 180, 259, 265, 380, 464.

13.

А. Х.

 

25.

14.

А. А. К.

А. А. Кауффельдт, казначей ВСАСДа в 1928 году.

450.

15.

М. В.

М. Выговская

439.

16.

С. С. Е.

Сергей Семенович Ефимов, проповедник

377.

17.

И. Г-шар.

И. Гайдишар, проповедник, председатель Иртышской конференции (1926—1928).

367.

18.

Д. З.

З. Р. Дзындра

361, 363.

19.

И. Г.

И. Гонтарь

238, 469.

20.

Э. Д. А.

Э. Д. Андерсон, проповедник, Восточно-Российский Унион

490.

21.

В. Д.

В. С. Дымань

36, 177, 371, 435.

22.

М. Х.

 

2.

23.

Г. Л.

 

12.

24.

И. С. Н.

И. С. Никитин

33.

25.

А. С. Х.

 

39.

26.

Э. К. Б.

 

64.

27.

В. Б.

 

78, 204.

28.

Ю. Ж.

 

91.

29.

Е. Т.

 

135, 319, 389.

30.

И. С.

 

161, 420.

31.

А. Г.

 

178.

32.

Я. К.

 

184.

33.

Ф. П.

 

197.

34.

М. Б. П.

 

207.

35.

В. И. И.

 

240.

36.

А. М. Ж.

 

267.

37.

Н. Д.

 

307.

38.

Ф. К.

 

379.

39.

М. Т.

 

383.

40.

Т. В.

 

417.

41.

А. Кл.

 

440, 443, 444.

42.

В-н.

 

458.

43.

П. Д. Ф.

 

466.

44.

М. П.

 

481, 501, 508, 509, 521.

45.

К.

 

494, 495.

46.

К. Р.

 

499.

Приложение 2.

Имя этого человека напрямую, вроде бы не связано с историей Псалмов Сиона. Однако благодаря именно таким пасторам Псалмы Сиона пелись на служениях в страшные годы атеизма и дошли до нашего времени, с Божьей помощью, равно как и сама церковь. Это был человек, которого с полным правом можно было назвать созидателем церкви, и потому очерк о нем помещен в данную книгу.

Так говорил Ярмоленко.

Этот пастор умер более 40 лет назад, но до сих пор, когда между старыми членами церкви заходит обсуждение того или иного библейского текста, трудного места Писания или какого бы то ни было житейского вопроса, то очень часто дискуссия прерывается, когда кто-то говорит: «А ведь Ярмоленко так пояснял этот вопрос…» — и споры смолкают, «ведь так говорил Ярмоленко». Таков посмертный авторитет этого человека. Встречаясь со старыми членами церкви Харькова, Донецка, Бердянска я от десятков людей слышал, когда заходила речь о Ярмоленко: «Это был святой пастор». И эта короткая фраза в устах самых различных людей говорит об очень многом. Василий Семенович Ярмоленко родился 7 января 1903 года, на уманщине в православной семье. Адвентистскую весть он принимает в 20-е годы, активно включаясь в служение. Это было тяжелое время: разруха после гражданской войны, затем страшные репрессии 30-х годов, и, наконец, Отечественная война. Перед войной Ярмоленко нес служение в г. Бердянске, где в то время была небольшая, до 20 человек, община. Кроме самого Бердянска он совершал служение в близлежащих селах. Когда немцы стали подступать к Бердянску, церковь много молилась, эвакуироваться вместе с отступающей Красной Армией, или нет. Молился и Ярмоленко. После одной из таких молитв он сказал, что Господь ответил, что эвакуироваться не надо и что во время оккупации погибнет только одна адвентистская семья. Эти слова исполнились, и действительно, в самом конце оккупации погибла только одна семья: отец, мать и дочь, застреленные немцами, другие же дети выжили и являются членами церкви на сегодняшний день. Старые члены бердянской общины вспоминают, как перед- и во время войны Ярмоленко пытался помочь каждому, особенно осиротевшим семьям. Он приносил им продукты со своего и так очень скромного стола. Приходя рано утром, чинил им обувь, корзины, помогал делать небольшие ремонтные работы, молоть муку. В то время дети этих семей, а ныне уже очень пожилые люди, со слезами вспоминают сегодня эти его визиты. У Ярмоленко и его жены Марии Александровны, учительницы по профессии, не было своих детей, но к каждому из детей в общине они относились, как к своим. Он не отделял в пасторском служении чтение проповеди, проведение советов от повседневной практической помощи членам своей церкви. Ярмоленко никогда не спешил, но успевал делать все. В 1947 году он был рукоположен в сан проповедника. До нашего времени сохранились два стихотворения, приуроченные к этому событию. Одно из них так и озаглавлено «Брату Ярмоленко по случаю его рукоположения».

В привет брату Ярмоленко по случаю его рукоположения.

Прими, мой брат, рукообщенье,

От всех сотрудников Христа,

Чтоб в деле общего служенья,

Ты был носителем креста.

Еще от имени общины,

Даю прямой совет тебе:

Не возносись и не гордись,

Не мни сверх меры о себе,

Но будь в общине всем примерный,

В словах делах и поведеньи

И будь, как страж Сиона верный,

Без замечаний подозрений.

Тогда за верное служенье,

Наш Пастырь сблизится с тобой

И за труды в деле спасенья,

Воздаст наградой неземной.

А если встретишь в жизни горе,

Когда постигнет скорби час,

Тогда не падай духом скоро,

Чтоб твой светильник не угас.

Твой в жизни спутник постоянный,

Да будет Библия всегда,

Она утешит и наставит,

Не надокучит никогда.

И чем ты крепче с нею сдружишь,

Тем больше силы соберешь

И для Христа легко послужишь

И все служение поймешь.

Да ниспошлет тебе Он силы,

Тебе и дому твоему,

Чтоб быть примером до могилы,

В общине стаду своему.

Аминь.

Дорогой наш брат, сослужитель,

Сегодня мы поручаем тебе,

Великое дело, что начал Спаситель,

Дело правды, на грешной земле.

Серьезное дело, великое дело

И кто его будет свершать,

Со всей осторожностью, свято, умело,

То будет и силу себе получать.

Тебя ПОСВЯЩАЕМ, на Божие дело,

Свидетелей много, гляди!

А ты не смущайся, но бодро и смело,

Вперед без оглядки, иди!

В серьезное время тебя призывает,

САМ БОГ, для работы святой,

Об этом наверное брат и сам знает

И чувствует сердцем, душой.

Так вот наше слово тебе в пожеланье:

Пусть жребий служения твой,

Да будет отныне Христу в оправданье,

Примерный, горячий, живой.

Аминь.

14/VI 47 г., Москва

В 1954 году Ярмоленко переводят на служение в Харьков. В те годы к харьковской церкви принадлежали верующие также Сумской и Белгородской областей, поэтому поле деятельности было очень большое. И вновь Василий Семенович успевал везде. Причем его посещения общин в селах происходили не так, как это происходит ныне — наспех, второпях. Нет! Ярмоленко приезжал всегда в пятницу задолго до захода солнца, обходил людей, знакомился с их нуждами, смотрел, как готовятся к субботе. В субботу читал проповедь, проводил совет общины, вечерю, вновь посещал людей и уезжал уже в воскресенье. Он был областным на три области, но знал каждую сельскую общину, знал нужды практически каждого из ее, пусть и немногочисленных, членов. К этому стоит добавить, что машины для совершения дальних поездок у него не было, поэтому добираться приходилось поездами или автобусами, которые ходили плохо, были забиты до отказа людьми, а зимой — были настоящими холодильниками. Но Василий Семенович не смотрел на это. Он знал, что он пастор — и этим все сказано. Старые члены харьковской церкви также вспоминают его удивительные посещения. Удивительные потому, что отличались необыкновенной теплотой. Также и двери его дома были всегда открыты для всех. Когда Василий Семенович посещал кого-либо или когда к нему приходили по какому-то вопросу, он обязательно спрашивал: «Что ты сегодня читал из Библии? Как ты это понимаешь?». Он часто напоминал стих из книги Псалтирь 118:162, говоря, что мы каждый день должны что-то новое открыть для себя в Слове Божьем, о Господе, Его плане, Его воле. Однажды он посетил одну молодую семью. Когда он увидел, какую скудную пищу они едят за неимением средств, Ярмоленко дал им 100 рублей, довольно большую по тем временам сумму, сказав, что на такой обед, который они едят, много они не наработают. Также он добавил, что долг ему они вернут со своей первой пенсии. Посещая членов церкви, он учил их и тактичности, христианскому поведению, даже в мелочах. Так он говорил, что даже стучать в окно нужно нежно, дробью, как Христос стучится в дверь нашего сердца. Не врываться, не ломиться. Во всех общинах, где он был служителем, Ярмоленко поражал людей своим знанием Библии. На любой вопрос он мог ответить библейским текстом, говоря, даже, при этом, на какой стороне в Библии это записано, и вверху или внизу. Недаром его называли «ходячей симфонией». Причем его знание Библии было не теорией. Василий Семенович в практику своей собственной жизни претворял библейские ценности. Он побуждал изучать Священное Писание, при нем памятные стихи учили все члены общины наизусть. Более того, учились наизусть главные, ключевые стихи в каждой главе библейской книги, а послание к Евреям — наизусть полностью. В те годы власти не разрешали совершать открытых крещений, всячески преследуя проповедников, которые делали это, особенно, если это касалось молодежи, и некоторые из служителей в то время, чтобы не иметь неприятностей, этого избегали, но Ярмоленко был не такой. Он продолжал совершать крещения молодежи, невзирая на запрещение властей. Одно из таких крещений состоялось в селе Васищево под Харьковом, на реке Уды, 10 августа 1955 года в 4:30 утра. Это крещение было проведено так рано, чтобы власти не смогли сорвать его. Как видим, это было очень запоминающееся событие, ибо сохранилось даже время. И как жаль что в наши дни люди, порой, не помнят дня и месяца своего крещения. Весьма необычным образом во время служения Ярмоленко в Харькове было организовано и оповещение членов церкви о времени совершения Вечери Господней, ибо многие члены церкви были рассеяны. Эту работу выполняли две девушки: Васюкович Лия Антоновна и Сиротинская (тогда Тарасенко) Лидия Тихоновна. Интересные внешне, хорошо одетые, они приходили на почтамт поздно вечером, ближе к закрытию, брали по нескольку десятков телеграфных бланков и начинали их заполнять, затем становились в очередь сдавать телеграммы. Адреса и фамилии были разные, а содержание одинаковое: «Вечеря Господня состоится тогда-то… приезжайте». Приёмщицы телеграмм смотрели то в текст, то на девушек, затем поднимались, куда-то выходили, снова возвращались и продолжали работу. При этом то из одних, то из других дверей выходили люди, смотрели на девушек, перешёптывались, пересмеивались. Так продолжалось до тех пор, пока все телеграммы не отправлялись. Это были поистине Евангельские телеграммы, несущие радостную весть. К сожалению, в наши дни порой Вечеря Господня не является тем долгожданным праздником, каким она являлась в те годы. В бытность пастора Ярмоленко произошло одно, надолго запомнившееся подобное служение. Молодежь из Ростова-на-Дону пожелала приехать в Харьков на новогоднее торжественное собрание, чтобы провести совместную новогоднюю программу. Для этого была выбрана первая суббота января. Утром должна была состояться Вечеря Господня, а вечером — новогоднее торжество. За сутки до выезда гостей из Ростова пастор Ярмоленко получил приглашение к уполномоченному по делам религиозных культов, где ему поставили условие: или он не допустит присутствия гостей на собрании, или у него отберут справку о праве быть служителем и проповедовать в Харькове. Вопрос, как видите, был серьезным: как решить, что делать? Об этом молились, просили мудрости у Бога. Утром в пятницу приехали ростовчане, 15 человек молодежи, остановившись у Васюкович Анны Сидоровны. Их ознакомили с создавшимся положением. После совместного совета и молитв решили, что в пятницу вечером они на собрание не пойдут, чтобы не привлекать внимание, а пойдут в субботу утром и проведут всё служение. Так и сделали. Гости остались дома, а хозяева ушли на собрание. После возвращения через пару минут раздался звонок в дверь, открыли, и в комнату ворвались 15 человек милиции. Они вежливо поздравили хозяйку с новым годом и стали проталкиваться в другую комнату, где находились ростовчане, которые в это время, репетируя, как раз пели: «Но я знаю, в Кого я верю. Ничто с Иисусом нас не разлучит, и Он мне наследие вручит, в тот день, когда опять придет». Это было символично. Милиционеры подождали, пока окончилось пение, а затем предложили хозяйке и гостям одеться и пройти с ними в райотдел. В милиции каждому из них предложили написать объяснительную записку, почему они оказались в городе Харькове. Времени, чтобы договориться об общем тексте объяснительных, не было. Но есть на небе Бог, Который управляет сердцем и мыслями Своих детей. Содержание всех 15-ти объяснительных было практически идентично, глася следующее: «Я приехал (приехала) в Харьков на церковный праздник преломления хлеба». Прочитав эти объяснения, милиция приказала ростовчанам в ближайшие часы покинуть город. Но этого не произошло. Все возвратились в дом Анны Сидоровны, переночевали, а в субботу утром участвовали в служении Причастия, а вечером проводили новогоднее торжественное собрание. Весной 1957 года по упорному настоянию властей, недовольных деятельностью Ярмоленко, его переводят из Харькова на служение в город Жданов (ныне Мариуполь), а затем в Донецк. Меняя места служения, Василий Семенович, несмотря уже и на возраст, не изменил принципам своей работы. Старые члены донецкой общины вспоминают, что он проповедовал даже свой походкой. Эту походку Ярмоленко вспоминают практически все, кто его знал, в том числе и проповедники — Семанивский В. С. и Дрозд С. С., которые тогда были молодыми людьми. Ярмоленко в Донецке жил в небольшой квартире, где дом делился на двух хозяев. Квартира была без удобств, отличаясь крайней простотой и скромностью. Она располагалась сравнительно недалеко от молитвенного дома, до которого можно было доехать на транспорте, но Ярмоленко всегда предпочитал идти пешком. Он выходил из дома вместе с супругой около 8 ч. утра и не спеша шел на собрание. Он шел медленной, ровной, спокойной походкой, откинув назад голову. Эта походка, полная достоинства и внутреннего мира, вместе с тщательно отглаженным костюмом, спокойным и добрым выражением лица, привлекала всеобщее внимание. Многие из прохожих оглядывались, интересуясь, куда идет этот полный достоинства пожилой человек. Ярмоленко уделял большое внимание поведению в молитвенном доме, причем, это было для него естественно. Так однажды пришла на собрание одна женщина со своим родственником. Когда она увидела поведение Ярмоленко и членов церкви, которые пришли на богослужение, стройное пение, глубокую проповедь и молитву, она сказала: «Здесь Бог». И сколько потом ее родственники не прилагали усилий, чтобы разубедить ее и не ходить в церковь, она осталась верна своему решению, приняв крещение и став ревностной христианкой. Однажды, во время репетиции хора донецкой общины разучивался псалом «Вот дремлет Гефсиманский сад», и при этом некоторые из молодых людей смеялись и перешептывались. Ярмоленко, увидев это, прервал спевку, и очень тактично спросил: «Вы поете такой псалом и одновременно смеетесь. Разве это можно совместить?». Участники той спевки вспоминают сегодня, как неудобно им тогда стало, как задумались они над этим простым, но важным замечанием пастора. За активную работу Ярмоленко много раз вызывали в спец. органы, где ему делали жесткие предупреждения, а однажды, когда был конфискован молитвенный дом в Донецке по ул. Днепропетровская, 7, и члены общины стали собираться нелегально по квартирам, во время одного из таких собраний в пятницу вечером приехала полная машина дружинников и милиция. При этом всех присутствующих переписали, а Ярмоленко посадили на 15 суток, но даже это он использовал в деле проповеди Евангелия, ибо всех, находящихся с ним, очень интересовал вопрос: за что его, такого спокойного и приличного «дедушку» могли посадить на 15 суток. Наконец, Ярмоленко был лишен властями возможности открыто проповедовать, но даже тогда Василий Семенович организует нелегальные курсы по подготовке будущих служителей, на которые привлекает практически всю тогдашнюю молодежь. Занятия организовывались очень просто, но глубоко и доходчиво, давая посетителям объем знаний, который по своему качеству и глубине не уступал современным духовным академиям. Ибо там детально разбиралось Слово Божие, в его простоте и глубине. Эти курсы закончили многие будущие видные пасторы и президенты конференций церкви АСД Украины. Но последние годы жизни Василия Семеновича были омрачены не столько преследованиями со стороны властей, сколько тем кризисом, в который вступила тогда церковь, служению которой он посвятил всю свою жизнь. В конце 1950 — начале 1960-х годов дьявол, используя органы гос. безопасности и амбиции некоторых служителей, пытался разрушить церковь изнутри, внеся в нее организационный раскол, поделив церковь на независимые и противостоящие друг другу группы. Этот сложный трагический период хорошо описан в труде видного историка адвентистской церкви Д. О. Юнака и пастора Н. А. Жукалюка (см. библиографию, приведенную в конце книги). Часть служителей и членов церкви тогда считала возможным ради сохранения регистрации поступиться некоторыми библейскими принципами, другая, базируясь на Слове Божьем, считала это недопустимым, говоря, что это не только не пойдет на пользу, но и еще более усугубит положение в церкви. К последним принадлежал и Ярмоленко. 20 января 1965 г. он принимает участие в совещании адвентистских служителей, несших служение на территории СССР и проходившем в Киеве. Организованный П. А. Мацановым, данный съезд пытался восстановить единство церкви. В числе тех, кто голосовал за резолюции, направленные на преодоление внутрицерковного раскола, был и Василий Семенович. Но кризис продолжал усугубляться, росло противостояние между теми, кто еще недавно был вместе, и власти умело подливали в этот огонь масло. Не избежала этого сложного периода и донецкая церковь, некоторые члены которой стали искать не Божьего пути, а своих личных интересов. В результате чего Ярмоленко отстраняется от служения, начав переживать очень тяжелое в материальном плане время. Но члены церкви, которым он помогал всю жизнь, теперь помогали ему. Продукты и помощь ему, уже больному человеку, привозили в Донецк даже из Харькова и Бердянска. Ярмоленко очень тяжело переносил лицемерие многих, и сердце его не выдержало. Вначале у него появились сильные боли за грудиной, но так как он был немного простужен, решили, что у него бронхит, и несколько дней его растирали и ставили согревающие компрессы. Однако боли усиливались, и, наконец, когда сделали ЭКГ, обнаружили, что у него обширный трансмуральный инфаркт миокарда. Спустя несколько дней, 2 февраля 1967 года Ярмоленко умирает. На его похороны съехалось много людей, знавших и очень любивших его. Среди присутствующих были и те, которые при жизни всячески притесняли его, а сейчас в глазах людей хотели подержаться даже за его гроб. Воистину, как сказал Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23:29—32). При жизни от Ярмоленко никто никогда не слышал слов осуждения, и потому никто не вправе осуждать этих людей, тем более, что грешны все. Главное лишь, чтобы лично каждый из нас осознавал этот свой грех, не повторял его, и тогда Бог нас обязательно простит. До наших дней дошло стихотворение, которое было передано жене Василия Семеновича в день похорон ее мужа.

Для них открыта дверь в небесную обитель,

Они уж видят, как Христос Спаситель

Награду им несет

За их незыблемую веру.

Так стойте же, друзья, в той вере,

Которая надежду нам дарит,

О, пусть она при полной мере

В сердцах святых огнем горит.

Ярмоленко умер, оставаясь для нас добрым примером пастора, верующего, Человека.

Список использованной литературы.

1. Алексеев Б. А. Краткая история Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня в Ростове-на-Дону (Рукопись).

2. Алексеева В. И. Краткая история Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня в Харькове (Рукопись).

3. Архив Алексеева А. Н. церкви Адвентистов Седьмого Дня г. Ростова-на-Дону.

4. Архив Симферопольского музея Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня.

5. Архив Харьковской церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня.

6. Бедная, бросаемая бурею. Краткие заметки о положении церкви Адвентистов Седьмого Дня в нашей стране (машинописное издание).

7. Белов А. В. Адвентизм. М.: Политиздат, 1968.

8. Белов А. В. Адвентисты. М.: Наука, 1964.

9. Богатырчук Д. И. Воспоминания (рукопись). Мелитополь, 2006.

10. Бондаренко Т. В. Воспоминания (рукопись). Харьков, 2005.

11. Бондарь С. Д. Адвентисты Седьмого Дня. СПб.: Тип-я Министерства Внутренних дел, 1911.

12. Буз Д. и Буз И. Наш путь не усыпан цветами. К.: Джерело життя, 2003.

13. Васюкович Л. А. Воспоминания (рукопись). Харьков, 2005.

14. Гапон В. Н. Воспоминания (рукопись). Харьков, 2005.

15. Гарин П. С. Воспоминания и думы былого в церкви АСД. М., 1978 (машинописное издание).

16. Гончар (Мацанова) Н.П. Воспоминания (рукопись). Белгород.2005.

17. Государственный архив Харьковской области.

18. Григоренко А.Ю. Эсхатология, миллеризм, адвентизм: история и современность. Спб. 2003. 344 с.

19. Григорьев Г. А. Адвентисты Седьмого Дня. Краткий исторический очерк (машинописная брошюра). М, 1948.

20. Григорьев Г. А. Конспекты проповедей (Рукопись).

21. Демидов А. М. Из истории издания и написания наших «Псалмов Сиона». М.(рукопись). 1978.

22. Дрейлинг И. М. Воспоминания и опыты. Заокский: Источник жизни, 2003.

23. Жукалюк Н. А. Вспоминайте наставников ваших. К.: Джерело життя, 1999.

24. Жукалюк Н. А. Через крутые перевалы. К.: Джерело життя, Заокский: Источник жизни, 2002.

25. Журнал «Благая весть», за 1913—1919 гг.

26. Журнал «Благовестник», за 1925—1928 гг.

27. Журнал «Вестник христианина» за 1919—1923 гг.

28. Журнал «Голос истины», за 1918—1920 гг., 1925—1929 гг.

29. Журнал «Знамения нашего времени», 1920. № 1. Том 5.

30. Журнал «Маслина», за 1907—1913 гг.

31. Журнал «Обзор мировых вопросов», за 1935—1937 гг.

32. Журнал «Семейный друг», за 1926 г.

33. Куроедов В. А. Религия и церковь в советском обществе. М.: Политиздат, 1984.

34. Лебсак Г. И. Великое Адвентистское движение и Адвентисты седьмого дня в России. К.: Патмос, 1918.

35. Лебсак Г. И. Великое адвентистское движение и адвентисты седьмого дня в России. Ростов-на-Дону: Альтаир, 2006.

36. Личный архив Алексеева А. А.

37. Личный архив Вендина М. П.

38. Личный архив пастора Васюковича А. В.

39. Личный архив пастора Воронюка Н. Й.

40. Личный архив пастора Дрозда С. С.

41. Личный архив пастора Н. П. Осьмачко.

42. Личный архив пастора П. А. Мацанова.

43. Мацанова А. Г., Мацанов П. А. По тернистому пути. Калининград: Янтарный сказ. 1995.

44. Огієнко І. І. Українська церква. К.: Україна, 1993.

45. Опарин А. А. Юбилейный год. Очерки истории адвентизма в Харькове. Харьков: Факт, 2006.

46. Опарин А. А., Балаклицкий М. А. Адвентистская церковь в Украине: штрихи к портрету // Вісник Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна, 2006. № 714. С. 23—26.

47. Осьмачко Н. П. Воспоминания (рукопись). Харьков, 2005.

48. Отчет Пятого Всесоюзного Съезда Адвентистов Седьмого Дня. М.: И-е Всесоюзного совета АСД, 1924.

49. Отчет Шестого Всесоюзного Съезда Адвентистов Седьмого Дня. К.: И-е Всеукраинского объединения АСД, 1928.

50. Парасей А. Ф., Жукалюк Н. А. Бедная, бросаемая бурею. К.: Джерело життя, 1997.

51. Полонська-Василенко Н. Історія України-Русі. В 2 т. К.: Либідь. 1993.

52. Рейфшнейдер К. А. Детский друг. 52 Библейских чтения (машинописное издание).

53. Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. М.: Наука, 1985.

54. Саркисян А. С. Неужели это было? Очерки из истории Церкви Адвентистов Седьмого Дня в Армении. Днепропетровск: Лира, 2003.

55. Сиротинская Л. Т. Воспоминания (рукопись). Харьков, 2005.

56. Теппоне В. В. «Из истории церкви АСД», Калининград: Янтарный сказ. 1993.

57. Титоренко К. Е. Конспекты проповедей (Рукопись).

58. Федоренко Ф. И. Секты, их вера и дела. М.: Политиздат, 1965.

59. Хавренко А. Г. Что принесет будущее (машинописное издание).

60. Чернявский Э. Движение адвентистов в Латвии. Рига: Патмос, 1998.

61. Чернявский Э. П. А. Мацанов — феномен руководителя адвентистского движения в Советском Союзе. Рига, 1997.

62. Юнак Д. О. И помни весь путь. М.-К., 2000.

63. Юнак Д. О. Церковь АСД в России: документы из государственных, партийных и церковных архивов. М., 2004.

64. Юнак Д. О. История Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России. В 2 т. Заокский: Источник жизни, 2002.