10. Риторические вопросы

«Ревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в нее? Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3:4—6). Желая подвести к главной мысли, пророк начинает, на первый взгляд, с сугубо риторических вопросов, ответ на которые напрашивался сам собой. Действительно, рев льва всегда имеет свою причину. Конечно, птица не может попасть в силки, если они не поставлены. Разумеется, оповещение трубы, говорящее о приближении к городу неприятеля, вселяет испуг и беспокойство в сердца людей. В ответ на это собравшиеся в Вефиле,

72

выслушав эти вопросы, уже, видимо, хотели спросить пророка, зачем он их спрашивает о столь понятных вещах, как вдруг сам Амос раскрывает их суть, задав следующий вопрос: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3:6). Он ставит этот вопрос в один ряд с теми столь понятными и риторическими вопросами, показывая тем самым, что и ответ на последний вопрос является точно таким же — понятным и однозначным! Но в отличие от предыдущих, этот вопрос слушателей Амоса застает их врасплох, а нас…? Мы научились, как никогда, строить логические цепочки и построения. Ученые мужи выводят сложнейшие формулы и логарифмы. Мы проникаем в тайны генетического кода и недр земли. Находим ответы на причины возникновения болезней, всемирного потепления, урагана «Катрин». Но за всем этим не видим главную причину, их обусловившую, — грех человека и его отступление от Бога, Который вынужден допускать эти бедствия, последствия нашего греха. Исследуя причину СПИДа, мы говорим о строении вируса, особенностях его жизнедеятельности, разрабатывая на этой основе принципы противовирусной терапии, но забываем, что главная причина СПИДа не в вирусе, а в грехе человека, опустившегося до уровня животного в своих инстинктах и позволившего через соитие с обезьяной, которые раньше только и болели этим заболеванием, войти СПИДу в человеческое общество. Причина СПИДа в СПДДе — синдроме приобретенного духовного дефицита. Мы исследуем влияние промышленности на потепление земли, созывая по этой проблеме всемирные ассамблеи, забывая, что причина его в сребролюбии человека, который во имя денег готов умерщвлять свою же планету. Мы говорим о причинах формирования страшного урагана «Катрин», принесшего несколько лет назад страшные бедствия в США и разрушившего Новый Орлеан, забывая при этом, что этот самый Новый Орлеан на протяжении долгого времени являлся своеобразной оккультной столицей Америки, городом колдунов, магов, сата-нистов, которые, ведя открытую жизнь и рекламируя черные силы, стали нормой для его жителей. Но мы не желаем видеть все эти подлинные причины. Не желаем, поскольку тогда и нам придется что-то менять в своей жизни, от чего-то отказываться. А мы этого не любим делать. Нам проще рассуждать о патогенетических цепочках при болезнях, о перемещении воздушных потоков и таянии льдов при ураганах и потеплениях, чем о грехе и путях его искоренения. Мы не любим, подобно древним израильтянам, отвечать в своей жизни на самые простые и понятные вопросы. Одним из которых как раз и является вопрос: «Быва-

73

ет ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3:6). Допуская те или иные невзгоды, как в нашей личной жизни, так и через природно-социальные бедствия, Господь хочет через это или остановить нас на нашем греховном пути, ибо на простые увещевания мы редко обращаем внимание, или очистить наш характер от той или иной скверны, воспитав в нас терпение и веру, или чтобы через нашу помощь другие люди узнали бы любящий характер Бога, Которого мы исповедуем, или как суд, тогда, когда мы уже сознательно, подобно Израилю, отвергли Его. В наш век предпочитают говорить о Боге любви и милосердия. Но Бог это не только любовь, милость, долготерпение, но и огонь поядающий. «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17). Допотопный мир, Содом и Гоморра, бедствия в Египте — это Божьи суды. Сегодня, согласно пророчеству Христа о Последнем времени, мы видим неимоверно участившиеся ураганы, наводнения, землетрясения, болезни, войны, голодо-моры. Святой Дух медленно оставляет землю. Бог допускает все это, чтобы мы, быть может в последний момент нашей жизни, задумались бы и обратились. Задумались над тем, что все это справедливая расплата за наш грех, который переполняет чашу Божьего долготерпения. «Трубит ли в городе труба, — и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3:6). Давайте же, пока не поздно, ответим отрицательно на этот вопрос и обратимся к Богу всем сердцем, и тогда Он помилует нас и мы избежим того позора и беды, к которым подошел народ во дни Амоса.