15. Духовное зрение

В молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего. Ефесянам 1:16–18

Святые старого времени часть говорили о состоянии озарения в христианской жизни, без которого невозможно полностью познать или исполнить Божью волю. Приведенное нами место – один из многих отрывков в Слове Божьем, на который они ссылались. Павел говорил (Ефесянам 1:13) о том, что верующие были запечатлены обетованными Святым Духом как залог наследия их. Он сразу же переходит к тому, чтобы сообщить им о его непрестанной молитве, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его, просветив очи их разумения. Они не должны думать, что достаточно иметь в себе Духа Святого как залог своего наследия. Нет, то что у них было – всего лишь залог, зарок всего наследия, на которое они могли рассчитывать.

Первая часть его – которая нужна была им в первую очередь – это просить и получать от Отца особый дар Духа премудрости и откровения, который просветил бы очи их сердца и разумения в познании Бога, чтобы они могли духовно воспринять все, что Бог им уготовил.

Недостаточно, чтобы ребенок родился в мир, обладая всеми чудесными способностями, которыми Бог одарил человека. Плюс ко всему этому ему нужно образование, помощь извне, чтобы извлечь, направить и развить те способности, которыми он обладает. Так и с верующими, запечатленным обетованным Святым Духом. Чтобы возрастать в своей христианской жизни, он должен научиться, как полагается на Дух Святой, чтобы ты открыл его духовные очи и позволил ему правильно познать Бога, Его Слово, Христа и Его благодать. Одна из главных причин немощности духовной жизни – это незнание обетования и силы духовного озарения, даже когда в наличии обетование Духа и радостная уверенность в том, что ты дитя Божье.

Людей обучают и с ними обращаются так, как будто, если они обратились, у них самих есть сила познать волю и благодать Бога в Его Слове. В церкви не преподается возрастающая зависимость от божественного учения с небес, единственно достаточная, чтобы открыть небесное и направить на него умы христиан, как это представлено в Послании. Самое первое, что говорит им Павел, сказав, что они поверили и приняли Духа Святого, и перед тем. как перейти к разговору о полученной ими новой жизни (Еф.2), мы находим в его молитве (Еф. 1:1–3). Здесь он говорит, что они не могли бы знать и владеть этими чудесными истинами без божественного Духа озарения.

Я неоднократно в этой книге говорил о недостаточном признании учения Духа – и вытекающем отсюда доверии к мудрости человеческой – как об одной из главных причин не только слабой христианской жизни, но и неудачи их призывов и свидетельств. Перемен они не приносят. Призвание верующего так божественного и сверхъестественно; блаженство, которое он может испытать здесь, на земле – духовной и небесной природы; а сила, могущая действовать в нем, настолько поистине всемогуща и следовательно за пределами нашего понимания, что самые четкие интеллектуальные концепции совершенно не могут отразить их. В этой великой молитве апостол говорит о божественном озарении Духа с трех сторон. Если мы не научимся верить в это, ждать его и каждый день своей жизни жить под его водительством, мы не сможем подняться до полной высоты ни призвания, ни наследия, ни силы христианской жизни. Все учение Павла можно изложить под следующими тремя заголовками.

1. Наше призвание. «Дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его». Слово «призвание» подразумевает, что мы призваны к чему–то. Мы призваны быть святыми. Павел был призван быт апостолом. Мы призваны к миру, свободе и вечной славе. О долготерпении в страдании и любви к врагам нашим Петр говорит: «Вы к тому призваны.» О нашем призвании говорится как о святом, высоком и небесном призвании. «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.» Практическая часть Послания к Ефесянам начинается со слов: «Поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением.» И Павел описывает свою собственную жизнь как стремление к цели за наградой высокого призвания Божьего во Христе Иисусе. Сюда включается его призвание быть святым и слугой, а также его призвание к общению и служению Иисусу Христу.

Когда мы говорим о призвании человека в этой жизни, мы подразумеваем профессию, род занятий, которому он посвящает себя и свое время. Чем лучше понимают люди свое призвание и чем полнее отдаются ему, тем более вероятно, что они достигнут успеха. Павел знает, насколько это важно и просит Бога дать этим верующим необходимое особое откровение Духа Святого касательно их призвания, того, для чего Бог призвал их из мира. Сюда входит призвание быть святыми и призвание к служению. В обоих отношениях озарение Духа Святого так же нужно в ниши дни, как в дни ефесян.

Мы призваны быть святыми. Мы призваны к святости. Странно, как мало используются слова «святые» и «святость» в повседневном лексиконе христиан. Этому можно выдвинуть различные причины, все будут частично верны. Но главной должна быть божественная благодать, которую выражают эти слова. Плод пребывания в нас Духа святости известен слишком мало. Святость – это сама суть и бытие Божье; вот почему Его Дух называют Святым Духом. Святость – это действие того, что принадлежит Богу, чем Он обладает и владеет. Святость – это благоухание божественного присутствия, покоящегося на человеке, отделенность от мира, небесность, доказывающая тесное общение человека с Богом. Она сочетает очищение от всякого осквернения плоти и духа с послушанием всем заповедям и исполнением всякой правды. Но через это и сверх этого она обретает сам характер и подобие Христа Иисуса, святого Божьего.

Нам нужно озарение сердца Духом Святым по многим причинам. Лишь Он может показать, каков Божий стандарт святости. Лишь Он может открыть, как много в нашем мышлении и деятельности того, что, хотя и не осуждается людьми, можно и нужно убрать. Лишь Он может открыть, насколько достаточно будет гарантий обретения нами святости и насколько надежен этот дар.

Церкви необходимо пробуждение святости. И как мы призваны быть святыми, так же мы призваны и быть слугами. Все мы это воспринимаем легко. Но мало кто понимает это – быть рабом Иисуса Христа, привязанным к Нему страстной, горячей любовью. Но он требует именно этого – и именно это Ему нужно, если Его дело когда–либо будет совершено в мире. Все, что говорится об обязанности церкви в мире, христианском или нехристианском, становится сравнительно немощным в виду недостатка духовного понимания. Когда Дух Святой покажет, насколько непрекращающаяся и благословенная эта привилегия, насколько настоятельны необходимость и долг отдать всю свою жизнь славному делу приведения людей к Христу, и вдохновит сердце любовью и верой, соделывающими это, наше призвание в мире станет выше, чем небеса над землей, славнее, чем это когда–либо было славно для нас.

2. Наше наследие. «Какое богатство славного наследия Его (вашего) для святых.» Обязанность и привилегии всегда идут рука об руку. Призвание относится к долгу христианина и к тому, что Бог от него требует. Наследие указывает на благословение, даруемое Богом. Некоторые считают, что здесь говорится о том наследии, которое Бог имеет в верующем. Я вряд ли с этим соглашусь. Несколькими стихами выше о Духе говорится как о залоге нашего наследия, что предполагает, что Его дело – показать, в чем это наследие. Слова «богатства славы» обычно употребляются, чтобы показать, что Бог дарует нам (Еф. 1:7;2:7; 4:19). Два других пункта, в которых необходимо откровение, касаются внутренней жизни христианах. Все это, по–видимому, препятствует второму и более необычному применению этого термина. Верующему нужно знать о чудесных богатствах благодати и славы, обладателем которых в этой жизни он стал как наследник Божий, сонаследник с Христом. Лишь тогда он может верой унаследовать обетования.

А каково же сейчас богатство славного наследия Божьего, владельцами которого являются святые? Земные богатства предполагают мысль об уплате всех долгов, удовлетворении всех потребностей, достаточности для удовлетворения всякого желания и избытка, изливающегося на других. Наследие чада Божьего включает все это. Когда он стал наследником бесконечной и неистощимой праведности Христа, он освободился от всякого долга и неисполненного обязательства. Для каждой потребности есть неистощимый источник в собственной сокровищнице Христа, о котором говорится: «Он пришел, полный благодати и истины, и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». И тут больше, чем простое удовлетворение всякой потребности:

«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело.» Каждое желание сердца может быть исполнено. И так преизбыточны эти богатства благодати, что их хватит, чтобы свободно и в полной мере наделить ими всех. Богатства Отца все в распоряжении наследника, который принимает водительство Духа, приводящего его к обетованному наследию. Чаду Божьему предназначена жизнь сына богатого Отца, который щедро дарует ему все.

Посмотри на наследие с другой стороны. Оно включает в себя любовь Божью – не только Его благодать и благосклонность, но и Его любовь, покоящуюся на Его детях и наслаждающуюся этим, являя себя в теснейшем общении. Оно включает мир и радость Божью, наполняет сердце и приводит на землю небеса. Оно открывает доступ к премудрости и всем качествам Божьим, окружающим верующего светом совершенства Божьего. Человеку, правильно использующему свои богатства, они дают ощущение благородства и влиятельности. Дитя Божье, знающее свое наследие, может идти по миру, разбрасывая благословения щедрой рукой, ибо оно знает, что главная слава этих божественных богатств в том, что, чем больше мы даем, тем богаче становимся.

Насколько иначе жили бы дети Божьи, если бы они знали о богатстве славного наследия своего. Как благословенно было бы состояние озарения, в котором Дух Святой просвещает нас к познанию и обладанию тем, что Бог даровал нам. Каждое обетование придет к нам с видением бесконечного Бога, ожидающего исполнить его. Каждая нужда и желание будут восприняты как божественное предупреждение о том, что Бог собирается соделать. Мы будем жить на небесах и жить со всяким духовным благословением в небесах во Христе Иисусе. Давайте же горячо молиться о Духе премудрости и откровения, который открывает наши духовные очи к познанию этого. Чудесное пробуждение обязательно последует за этим.

3. Наша молитва. «И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которого Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах.» Кто–нибудь может сказать: «Это высокое призвание слишком высоко, я не могу его достичь. Это наследие слишком славно; оно не для мира сего.» Послушайте, Дух Святой сразу же встречает наше недоверие, говоря о божественной, всемогущей силе, которая должна все это совершить в нас. Мы можем жить достойно своего призвания; мы можем верой наследовать обетования. Мы наделяемся силой Божьей в соответствии с призванием и наследием.

Сила, действующая в нас, та же, что и сила воскресения, вознесшая Господа нашего из мертвых на престол славы. Если в чем–либо необходим дух откровения, то это здесь – для открытия и веры в силу Божью, действующую в нас. Наше призвание так божественно и жизнь, которой мы должны жить, так сверхъестественна; наше наследие так духовно и настолько за пределами человеческого понимания, что лишь действием божественной, всемогущей силы, вне всяких наших мыслей и ожиданий цель Божья может быть исполнена в нас. Сам Бог может сделать все по изволению воли Его. Лишь сила Божья соизмерима с целью Божьей. И лишь Дух может открыть в нас, каковы эта цель и сила.

Как в замысле Божьем, так и в нашем опыте две эти вещи невозможно разделить. Сила будет полностью дана лишь тому человеку, кто принимает цель. Пока мы будем принимать наши человеческие взгляды на то, что кажется возможным или разумным, мы тщетно будем рассматривать слова молитвы Павла. Когда мы примем учение Духа о святости нашего призвания и божественной природе наследия, которое Бог нам дает, Он конечно же явит нам могущественную силу, в которой мы нуждаемся и которая ждет нас. Это самое первое условие получения откровения Духа о силе Божьей – быть готовым в ее силе жить по призванию вашему. Примите сверхъестественную силу для совершенно сверхъестественной жизни.

Второе условие – это принять ее как силу воскресения, силу, воскрешающую из мертвых. Такой она была во Христе: и в нас она не может быть ничем иным. Когда мы войдем в смерть Христа для греха, своего «я» и мира, когда мы узнаем, что мы умерли в Нем и носим мертвость Его в нашем смертном теле и привносим эту мертвость в свою жизнь, сила Его жизни может действовать в нас. Мы знаем Его по силе Его воскресения, сообразуясь с Его смертью.

Третье условие – вера – духовное зрением, к помощью которого мы видим и знаем безмерное величие могущества Его в нас, верующих. Эта жизнь должна быть жизнью веры. Умирая, Христос предал Свой Дух в руки Своего Отца и так вошел в беспомощность смерти и могилы. Он рассчитывал , что Бог воскресит Его. И так мы должны избавиться от всех попыток и надежд сделать что–то лучшее, все возложить на Бога и верить, что с помощью всемогущества Божьего, действующего в нам, мы можем жить достойно нашего призвания и богатства нашего наследия. Когда Дух Святой покажет нам эту смерть для всего, что от нашего «я» и нашей природы, и как сила могущества Божьего, которой Он действовал во Христе, действует в нас, мы будем иметь смелость верить, что мы действительно можем жить достойно нашего призвания. Не будет ли исполнение молитвы из Послания к Ефесянам 1:15–2О само по себе благословенным пробуждением, тем самым, которое нам нужно? Давайте сделает эту молитву определенной частью нашей молитвы о пробуждении. И давайте отдадимся упорной молитве – в церкви или в кругу друзей – чтобы люди почувствовали необходимость озарения Духа Святого; чтобы могли поверить в то, что Дух Святой наверняка будет дан и будет эффективно нас учить; чтобы познали истинное призвание и наследие верующего с могущественным внутренним действие в нем Божьей силы. Бог не замедлит со всем этим.


Глава 16 из 16« Первая«141516