Воспоминание Христа

Сие творите в Мое воспоминание.

Первое послание к Коринфянам 11:24

Как видим, верующие могут забывать о Христе. Этот текст подразумевает возможность забыть Того, кого, казалось бы, невозможно забыть, если ты испытываешь к Нему чувства любви и благодарности. Апостол Павел обращается к верующим с этим увещеванием, потому что он допускает, что наша память может подвести нас, наши воспоминания могут оказаться неглубокими и изменчивыми. Апостол не ошибся, делая это допущение: практика, увы, показывает, что подобная забывчивость является не только возможностью, но и прискорбным фактом нашей жизни. Поначалу может показаться, что на подобное преступление истинно обращенный человек не способен. Кажется совершенно немыслимым, чтобы искупленные кровью умирающего Агнца могли забыть своего Искупителя, чтобы те, кого возлюбил вечной любовью Сын Божий, могли забыть о Нем. Но как бы странно это ни звучало для нашего слуха, для нашего зрения это, увы, слишком очевидный факт, который нельзя отрицать. Забыть Того, кто никогда не забывает нас! Забыть Того, кто пролил Свою кровь за наши грехи! Забыть Того, кто возлюбил нас до самой смерти! Возможно ли такое? Да, это не только возможно, но совесть свидетельствует о том, что в этом пороке повинен каждый из нас: мы помним обо всем, кроме Христа. Тот, кто должен быть царем наших сердец, как раз является тем, о ком мы чаще всего забываем. Там, где можно было ожидать крепкую память, там, где не должна ступать нога безразличия, именно там мы сталкиваемся с забывчивостью. Я взываю к совести всех верующих, находящихся здесь: можете ли вы опровергнуть мои слова? Разве вы порой не забываете об Иисусе? Кто-то другой похищает ваше сердце, и вы перестаете думать о Том, к кому вы должны быть привязаны больше всего. Земное дело завладевает вашим вниманием в то время, как вы должны взирать на крест. Бесконечный бег по кругу: мир, мир, мир; непрерывный шум: земное, земное, земное — вот что разлучает душу со Христом. Друзья, разве это не печальный факт, что мы можем помнить о чем угодно, только не о Христе, и не забываем ни о чем так легко, как о Нем?! Память хранит ядовитый сорняк, но попускает розе саронской увянуть.

Причина этого ясна: забывчивость объясняется одним-двумя фактами. Мы забываем Христа, потому что хотя мы и возрождены, в нас по-прежнему остаются тление и смерть. Мы забываем о Нем, потому что носим в себе старого Адама греха и смерти. Если бы в нас была только новая природа, мы бы никогда не забыли имя Того, кого любим. Если бы мы были полностью возрожденными людьми, мы бы остановились, задумались о своем Спасителе, о Его страданиях, личности и обещаниях, и тогда наши блуждающие мысли не стали бы уклоняться в сторону, остановились бы, были бы пригвождены навечно к Нему одному, и мы, не прекращая, размышляли бы о смерти и страданиях нашего Господа. Но увы! В нашем сердце живет червь, внутри нас — чумной барак необузданных страстей, больного воображения, злой похоти, которые, подобно источнику отравленной воды, постоянно извергают потоки нечистоты. У меня такое сердце, что, знает Бог, я хотел бы вырвать его из своей груди и зашвырнуть в бесконечную даль. Душа — клеть с нечистыми птицами, вертеп с омерзительными животными, где находят себе пристанище драконы и собираются совы, где устраивает себе логовище всякий хищный зверь. Это сердце порочно так, что его даже не с чем сравнить: «Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено». Именно по этой причине я забываю о Христе. Но это не единственная причина. Подозреваю, есть еще одна. Мы забываем Христа, потому что вокруг нас так много всего, что завладевает нашим вниманием. Но вы скажете: «Так не должно быть, ведь все то, что окружает нас, — ничто по сравнению с Христом. Хотя вещи этого мира и теснят нас, они ничто рядом с Христом». Но знаете ли вы, дорогие друзья, что близость предмета придает ему невероятную притягательную силу? Солнце во много, много раз больше Луны, но Луна оказывает большее влияние на приливы и отливы земных морей, чем солнце: она ближе, поэтому ее сила притяжения больше. Так и я в своей жизни обнаруживаю, что маленький червь, ползающий по земле, оказывает большее влияние на мою душу, чем славный Христос, восседающий на небесах. Горсть золотой земли, миг славы, гром аплодисментов, прибыль в бизнесе, мой дом, моя семья оказывают на меня гораздо большее влияние, чем вся слава вышнего мира и даже возможность увидеть Бога — и все потому, что земля близко, а небо далеко. Счастливый день, когда ангелы понесут меня на своих крыльях ввысь и я навечно поселюсь рядом с Господом, буду видеть Его улыбку и потеряюсь в неописуемом сиянии Его дивного лика! Итак, мы видим причины забывчивости. Пусть нам будет стыдно, пусть нам будет грустно оттого, что мы так часто забываем о нашем Господе, но давайте также задумаемся над словами: «Сие творите в Мое воспоминание», — в надежде на то, что они изгонят бесов низкой неблагодарности.

Мы побеседуем, во-первых, о блаженном образе, который мы должны помнить; во-вторых, о благословениях, которые принесет нам воспоминание; в-третьих, о помощи, которая оказана нашей памяти: «Сие творите в Мое воспоминание»; в-четвертых, о Христовом повелении: «Сие творите в Мое воспоминание». Да откроет Святой Дух мои уста и ваши сердца, чтобы мы могли получить благословение.

I. В первую очередь мы поговорим о славном и драгоценном образе, который мы должны помнить: «Сие творите в Мое воспоминание». У христиан есть много сокровищ, которые они должны хранить в сейфах своей памяти. Они должны помнить свое избрание: «…избранные Богом прежде создания мира…». Они должны памятовать о своем извлечении из страшного рва, из тинистого болота. Они должны помнить о своем действенном призвании, ибо они были призваны Богом и спасены силой Святого Духа. Они не должны забывать о многих избавлениях, которые Бог совершал в их жизни, проявляя к ним милость. Но есть Некто, кого они должны помазать в своей душе самыми дорогими благовониями, Некто, кто превыше всех даров Божьих и заслуживает непрестанного памятования. Я сказал «Некто», ибо я имею в виду не дело и не подвиг, я говорю о Личности, чей портрет я хотел бы обрамить в золото и повесить в парадном зале души. Я бы хотел, чтобы вы изучали дела Мессии-победителя. Я желал бы, чтобы вы в точности знали подробности жизни нашего Возлюбленного. Но не забывайте о Его личности, ибо апостол говорит: «Сие творите в МОЕ воспоминание». Именно славная личность Христа должна завладеть нашей памятью. Его образ должен быть поставлен в каждом храме Святого Духа.

Но кто-нибудь скажет: «Как мы можем вспоминать личность Христа, если мы никогда не видели Его? Мы не можем описать Его внешний облик. Мы верим в то, что Его лицо было прекраснее лица любого другого человека — хотя оно и было без меры изуродовано скорбью и страданиями — но поскольку мы не видели его, мы не можем его вспомнить. Мы не видели, как Его ноги совершали путешествия милосердия, мы никогда не наблюдали за тем, как Он протягивает Свои руки, полные любви и сострадания. Мы не можем вспомнить интонацию, с которой Он изрекал истину, приводя в изумление Своим красноречием толпу и заставляя слушать Себя с затаенным дыханием. Мы не можем изобразить ни лучезарную улыбку, которая редко покидала Его уста, ни гневное выражение лица, с которым Он предавал анафеме фарисеев. Мы не можем вспомнить Его страдания и муки, ибо мы их никогда не видели». Что ж, возлюбленные, полагаю, вы на самом деле не можете вспомнить облик Христа, ибо вы тогда еще не родились, но разве вам не знакомы слова апостола, который говорит, что, хотя он и знал Христа во плоти, отныне он не знает Его так? Естественный облик, национальность, происхождение, бедность, простое одеяние — для апостола все это не имеет большого значения при оценке его прославленного Господа. Поэтому, хотя вы и не знаете Его по плоти, вы знаете Его по духу, и в этом смысле вы можете помнить Иисуса так же, как вы помните Петра, Павла, Иоанна и Иакова или любого другого из тех благословенных, кто ходил по Его следам, жил бок о бок с Ним и клал свою голову Ему на грудь. Память уничтожает расстояние, перепрыгивает через время и может видеть Господа, хотя Он уже и вознесся во славе.

Ах! Давайте проведем пять минут в воспоминании Иисуса. Давайте вспомним Его в крещении, когда при Его погружении в воду с небес донесся глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Вот, Он выходит на берег и вода стекает с Него. Вода, если бы могла думать, должна была затрепетать при мысли о том, что в нее погрузился ее Бог. На мгновение волны накрыли Его, и Он освятил могилу крещения, в которую спускаются те, кто умер со Христом. Давайте вспомним Его в пустыне, куда Он отправился сразу после Своего погружения. О! Я часто пытался представить себе ту сцену в пустыне, когда уставший Христос присел на искривленный корень какого-то старого дерева. Сорок дней Он постился, Он был голоден, и в эту минуту Его слабости явился злой дух. Возможно, он скрыл свое дьявольское величество под маской старого путника. Он взял в руку камень и сказал: «Собрат-пилигрим, если ты Сын Божий, повели этому камню сделаться хлебом». Мне кажется, я вижу, как, криво улыбаясь и подло вглядываясь в глаза Христа, он произнес свое богохульное «если»: «Если ты Сын Божий, повели этому камню стать трапезой для тебя и меня, ибо мы оба голодны, и ты можешь проявить милосердие. Тебе ведь не трудно, скажи слово, и камень станет небесным хлебом, который напитает нас обоих — и мы с тобой будем друзьями навеки». Но Иисус ответил (и как прекрасны Его слова!): «Не хлебом единым жив человек…». Как удивительно Христос дал отпор искусителю! Никогда еще не было такой битвы: в рукопашном бою сошлись лев-победитель из вертепа и могучий лев Иудин. Дивное зрелище! Подобно людям древности, собиравшимся посмотреть на схватку знаменитых воинов, ангелы столпились вокруг того места, чтобы посмотреть на происходящее. В тот час сатана собрал все свои силы, Аполлион напряг свои жилы, чтобы одолеть в этой великой битве семя жены. Но он был не ровня Иисусу, который нанес ему сокрушительный удар и вышел из борьбы полным победителем. Агнец Божий! Я вспомню Твои пустынные борения, когда сам в следующий раз вступлю в схватку с сатаной. В очередном сражении с рычащим Диаболисом, я буду взирать на Того, кто победил его раз и навсегда и сокрушил драконью голову уверенным ударом.

Кроме того, я призываю вас помнить Его во всех Его ежедневных искушениях и ежеминутных испытаниях, которые сопровождали Его борьбу длиною в жизнь. О, какой могучей трагедией была смерть Христа! А Его жизнь? Она началась под звуки песни, а закончилась воплем: «Совершилось!» Она началась в пещере, а закончилась на кресте, но как трагично то, что было между этими событиями! О, мрачная картина гонений, когда друзья возненавидели Его, когда Его враги угрожали Ему, когда Его подстерегала беда на каждом шагу, когда в Него впивались отравленные клыки зависти, когда слух доносил, что в Нем бес, что Он сошел с ума, что Он пьяница, когда Его праведная душа томилась, видя преступления нечестивых. О Сын Божий! Я должен помнить о Тебе, я не могу не вспоминать Тебя, думая о тех годах тяжкого труда, которые Ты провел на земле ради меня.

Но вы знаете мою излюбленную тему, место, которое больше всего говорит мне о Христе. Это тенистый масличный сад. Что за место! Как жаль, что мне не достает красноречия, чтобы привести вас туда. О, если бы Дух взял нас и перенес к иерусалимским холмам, я бы указал на ручей, который пересекал не один царь, и за ним вы увидели бы масличную рощу. Быть может, под той маслиной спали трое учеников, а вот там, ах, я вижу следы крови. Замри, душа моя, на мгновение, посмотри на эти капли крови, обрати на них особое внимание: эта кровь излилась не из раны, ибо человек, кому принадлежит эта кровь, тогда еще не был ранен. Душа моя, представь себе Его, в агонии преклонившего колени. С Него стекает пот, потому что Он борется с Богом, со Своим Отцом. «Отец, если возможно, да минует меня чаша эта». О Гефсимания! Как драгоценен для меня твой тенистый покой! Но эти капли крови! Поистине это был пик скорби, это было одно из последних могучих дел этой дивной жертвы. Может ли любовь опуститься ниже? Может ли она снизойти на более великую милость? О, если бы у меня было красноречие, я бы отдал его каждой капли крови, которая там пролилась, дабы ваши сердца восстали против вашего равнодушия и безразличия и пробудили в вас жгучую память об Иисусе! Но прощай, Гефсимания.

Отправимся в еще одно место, где вы сможете увидеть Мужа скорбей. Я приведу вас в преторию Пилата, и вы увидите жестокие насмешки воинов над Иисусом. Пощечины бронированными перчатками, удары железными кулаками, позор, плевки, вырванные волосы и выбитые зубы, жестокое избиение. О! И вы не можете изобразить Мученика всех мучеников, с которого содрали одежду и отдали на поругание не знающим жалости солдатам? Неужели вы не видите венец, упирающийся в виски и каждой иглой, как скальпелем, разрывающий кожу на голове? Неужели вам не видны Его искалеченные плечи и белые кости, с которых слазит кровоточащая плоть? О Сын Человеческий! Я вижу, как Тебя истязают плетьми и избивают палками, как же я могу забывать о Тебе? Моя память уподобится трусливому Пилату, если постоянно не будет восклицать: «Ecce Homo. Се, Человек».

Наконец, представьте себе заключительную скорбную сцену, посмотрев на Голгофу. Подумайте о пронзенных руках, об истекающей кровью спине, о палящем солнце, а затем об опустившейся тьме. Вспомните горячечную лихорадку и обжигающую жажду, вспомните предсмертный крик: «Совершилось!», и предшествовавшие ему стоны. Это те образы, которые мы должны вспоминать. Давайте никогда не забывать Христа. Я умоляю вас, ради любви Иисуса, пусть Он занимает главное место в вашей памяти. И пусть драгоценная жемчужина не упадет из ваших беспечных рук в темный океан забытья.

Однако, я не могу удержаться, чтобы не высказать еще одну мысль, прежде чем мы перейдем к следующей части нашей беседы. Некоторые из вас без труда могут сохранить в своей памяти все то, о чем я говорил, потому что вы часто читали и нередко слышали об этом, но в то же время духовное воспоминание о Христе вам недоступно, потому что Он никогда не был явлен вам, вы не познали Его, а то, что мы никогда не знали прежде, вспомнить невозможно. Слава Богу, я говорю не о всех вас, ибо в этом месте есть остаток по избранию благодати, и именно к вам я обращаюсь. Кому-то из вас я мог бы напомнить о старом амбаре или деревенской избе, а если вы жили в Лондоне, тогда о темной мансарде, безлюдной аллее или узенькой улочке, где вы впервые встретили Христа; или о часовне, в которую вы случайно зашли (Сперджен намекает на свое собственное обращение — прим. пер.) и теперь можете сказать: «Слава Богу, я помню то место на церковной скамейке, где Он впервые встретил меня и прошептал слова любви моей душе, и сказал, что искупил меня».

Помнишь то место, ту землю святую,

Где Господа милость познал ты, ликуя?

Да, и желал бы построить храм на том месте, воздвигнуть памятник встретившему меня Иегове-Иисусу. Он встречал вас и открывался вам не однажды, не правда ли? И вы можете вспомнить десятки мест, где Господь являлся вам и говорил: «Я возлюбил тебя любовью вечною». Если все не могут вспомнить такие места, то некоторые могут, и я уверен, вы понимаете меня, когда я говорю: «Сие творите в воспоминание Христа, в воспоминание всех откровений Его любви, всех Его утешительных слов и ободряющих улыбок, всего того, что Он говорил вам и чем наполнял ваши души». Вспомните обо всем этом сегодня вечером, если наша память вообще способна охватить все проявления благодати в нашей жизни. «Благослови душа моя Господа и не забывай всех благодеяний Его».

II. От размышления об образе, который мы должны помнить, перейдем к благословениям, которые несет воспоминание с любовью о Христе.

Любовь никогда не говорит: «Cui bono?» Любовь никогда не спрашивает, какая польза от любви. Любовь по природе своей бескорыстна. Она любит ради того, кого любит, а не ради чего-то еще. Христианина не нужно убеждать любить Христа, так же как мать не нужно убеждать любить свое дитя. Она любит, потому что по-другому не может. Новорожденное творение любит Христа, потому что по-другому поступить не может. Кто может противостоять несравненному очарованию Иисуса?! Кто не восхитится самим совершенством, эталоном красоты, величественным Сыном Бога?! И все же нам полезно подумать о благословениях, которые несет воспоминание о Христе, ибо их не мало и они не маловажны.

Во-первых, воспоминание Иисуса дает вам надежду, когда вы стенаете от бремени своих грехов. Представьте себе несколько типов людей. Вот заходит несчастный человек. Вы только посмотрите на него! Он совсем не следил за собой целый месяц, он выглядит так, как будто он ел через день. «Что приключилось с тобой?» «Ах, — отвечает он, — меня мучило чувство вины. Я не мог остановить свои рыдания, потому что, боюсь, мне никогда не получить прощения. Когда-то я думал, что я хороший человек, но я начал читать Библию и обнаружил, что мое сердце лукаво и крайне испорчено. Я пробовал изменить себя, но чем больше я старался, тем больше тонул в трясине. У меня нет никакой надежды. Я чувствую, что не заслуживаю милости, мне кажется, Бог должен уничтожить меня, ведь Он сказал: ‘Душа согрешающая умрет’. Я должен умереть, я буду проклят, ибо знаю, что нарушил закон Божий». Как бы вы утешили такого человека? Какими словами вы вернете мир его душе? Я знаю! Я предложу ему вспомнить Христа. Я скажу ему, что Он заплатил огромный долг за него. Да, я скажу тебе, пьяница, тебе, богохульник — кто бы ты ни был, — я скажу тебе, что есть Некто, Кто полностью искупил тебя. Если ты только уверуешь в Него, ты будешь в безопасности. Вспомни Его, несчастный, умирающий, потерявший надежду человек, и ты тогда запоешь от радости и счастья. Посмотрите, этот человек уверовал и теперь в восторге восклицает: «Послушайте все, боящиеся Бога, и я скажу, что Он сделал для моей души!»

Слушайте повесть любви в простоте,

Слушайте дивный рассказ:

Бог нас на веки простил во Христе,

Бог нас от гибели спас.

Аллилуйя! Бог изгладил мои грехи! Это одно из благословений воспоминания о Христе. Оно дает нам надежду, когда мы осознаем свой грех, и сообщает, что есть еще милость для нас.

А вот и другой тип человека. Что же он говорит? «Я больше не вынесу этого: меня преследуют, надо мной издеваются, потому что я люблю Христа. Надо мной смеются и меня презирают. Я пытался все это вытерпеть, но больше не могу. Мне не хватает терпения. Мне так трудно, что даже не призывайте меня набраться еще терпения. Именно терпеть я больше не могу. Мои враги клевещут на меня, и я совсем не знаю, что мне делать». Что вы скажете этому несчастному? Как дать ему силы терпеть? Какую проповедь мы ему прочитаем? Вы слышали, что он сказал о самом себе. Как утешить его в нелегких испытаниях? Если бы мы находились в таком положении, что бы мы хотели услышать от нашего друга? Может быть, нам сказать ему, что другие люди тоже страдали подобным образом? Но он ответит: «Жалкие утешители вы все!» Нет, я скажу ему другое, я скажу: «Брат, тебя гонят, но вспомни слова Иисуса Христа: ‘Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах, ибо так гнали и пророков, бывших прежде вас’. Брат мой! Подумай о Том, кто, умирая, молился о Своих палачах: ‘Отче, прости им, ибо не знают, что делают’. Твои страдания почти ничто по сравнению с Его великими муками. Ободрись, будь мужественен, не сдавайся. Пусть твое терпение не иссякает, каждый день бери свой крест и следуй за Христом. Пусть Он будет символом твоей жизни, пусть Он всегда будет перед твоим взором». А теперь послушайте, что отвечает тот человек, услышав эти слова: «Да здравствуют гонения! Добро пожаловать насмешки! Позор Иисуса будет моей честью и презрение ради Него будет моей славой».

Чем без Христа обладаю — все сор.

И за ничто почитаю позор.

Имя Христа мне важнее всего —

Славу свою попрал для Него.

Как видите, есть еще один результат воспоминания о Христе: оно дает терпение во время гонений. Оно помогает препоясать свои чресла и сохранить веру до конца боя.

Дорогие друзья, я отнял бы у вас слишком много времени, если бы стал перечислять другие благословения, которые дает нам воспоминание о Христе, поэтому я коснусь только одного или двух. Воспоминание дает нам силы в искушении. Я убежден, что в жизни каждого человека есть моменты сильнейших искушений. Нет такого корабля на морских просторах, который бы ни разу не попадал в шторм. Вон оно, утлое суденышко, вздымается и опускается на бешенных волнах. Оно взлетает до самого неба, ветер гнет мачты и рвет паруса, океан захватывает его в свои смертельные объятия. Как кричат моряки от страха! Но знаете ли вы, как налить масла на бушующую стихию и усмирить ее? Да, одного могущественного слова довольно. Пусть придет Иисус, пусть ужасающееся сердце вспомнит о Нем, и тогда корабль пойдет уверенно и прямо, ибо Христос у руля. Ветер утихнет, ибо Христос повелит ему закрыть свои уста и больше не беспокоить Его дитя. Нет ничего лучше, что может дать силу в искушении и успокоить бурю, чем имя Иисуса Христа, воплощенного Сына Божьего. Какое утешение Его имя может дать на смертном одре! Оно даст вам терпения к тем, кто заботится о вас, и силы переносить боль. Иисус пребудет с вами таким образом, что у вас будет больше надежды в болезни, чем когда вы были здоровы, вы ощутите блаженную сладость горькой чаши. Несмотря на все трудности, которые Бог пошлет вам, ваши уста наполнятся не уксусом, а вкусом меда, ибо «Он дает песнь в ночи».

Заканчивая размышлять о пользе воспоминаний об Иисусе, спрошу вас: знаете ли вы, где вы получите больше всего пользы? Знаете ли вы, в каком месте вы больше всего возрадуетесь от того, что вспомнили о Нем? Я проведу вас туда. Тише! Молчите! Мы поднимаемся по ступеням в комнату скорби. Ставни закрыты. Кто-то плачет. Вокруг кровати стоят дети и друзья. Видите того человека, который лежит там? Это вы. Посмотрите, это ваши глаза и ваши руки. Это вы. Очень скоро вы там окажетесь! Вы видите себя? Именно так вы будете выглядеть перед смертью. Посмотрите, вот ваши глаза, которые скоро закроет смерть, вот ваши руки, которые лежат скованно и неподвижно, вот ваши пересохшие губы, которые смачивают водой. Вы говорите и ваши слова, медленно слетая с ваших губ, беспомощно повисают в воздухе. Можете ли вы вспомнить Христа в этот час? Если не можете, тогда я нарисую ваш последний портрет. Вот человек, вытянувшись в полный рост, лежит на постели, его взор наполняется ужасом. Друзья, стоящие вокруг него, спрашивают, что он видит. Пытаясь сдержать дрожь, он отвечает, что ничего не видит. Стоящие рядом, понимают, что он что-то видит, потому что его взгляд наполнен страхом. Благой Боже! Что же я вижу? Что это?! Один вздох — и души нет. Тело осталось. Что же он увидел перед смертью? Он увидел пламенеющий судебный престол. Он увидел сидящего на престоле Бога со скипетром, открытые книги и ангела, обнажившего меч, чтобы убить его. Друг! Это ты, ты в недалеком будущем. Это твой портрет. Я сфотографировал тебя, посмотри на эту фотографию: это произойдет с тобой через несколько лет, а быть может, и дней. Но если вы можете вспомнить Христа, то нужно ли мне говорить, что с вами будет? О, вы будете сильны в день скорби! Позвольте мне нарисовать портрет такого человека. Ему подкладывают подушки, он садится на постели, берет за руку того, кого любит, и говорит: «Прощай! Не плачь обо мне. Благой Бог отрет всякую слезу с наших глаз». Остальным он говорит: «Будьте готовы встретить вашего Бога и последуйте за мной в страну блаженства». Он успокоил свою семью. Теперь все в порядке. Посмотрите на него: он подобен старому Иакову, облокотившемуся на свой посох и готовому умереть. Его глаза сверкают, он складывает ладони, к нему подходят ближе, чтобы услышать, что он хочет сказать, он шепчет: «Победа!», и, собравшись с силами, повторяет в полный голос: «Победа!», наконец с последним вздохом произносит: «Победа, благодаря Возлюбившему нас!», и умирает. В этом заключается одно из главных благословений воспоминания о Христе: оно дает силы встретить смерть с блаженным самообладанием.

III. Мы подошли к третьей части нашей беседы: помощь, оказанная нашей памяти.

В школе у нас был учебник, который назывался «Помощь для памяти». Он не столько помогал мне, сколько усложнял мою жизнь. От него была такая же польза, как от охапки посохов в руках путешественника: он мог бы использовать их по отдельности, но ему приходится носить с собой палки, которые ему никогда не понадобятся. Но наш Спаситель мудрее всех моих учителей, и Его «узелки на память» на самом деле помогают нашей памяти. Его символы любви говорят на понятном языке, не давая нам забыть о самом важном.

Перед нами тайна священной евхаристии: хлеб и вино, являющиеся символами тела и крови Иисуса. Способность вызвать воспоминание зависит от воздействия на органы чувств. В Вечере найдется работа и для глаз, и для рук, и для уст. Мы вкушаем хлеб, и он оказывает воздействие на орган вкуса, один из самых чувствительных. Мы делаем глоток вина — включается осязание, мы ощущаем, что мы пьем, и действие, которое обычно бывает бременем для души, помогает разуму в созерцании вышнего. Сила воздействия этого обряда заключается в его удивительной простоте: хлеб преломляется, вино наливается. Нет необходимости называть хлеб, чашу и вино странными словами. Нет ничего, что могло бы затруднить нашу память: мы видим только хлеб и вино. Кто не может запомнить, что он только что съел кусочек хлеба и сделал глоток вина, тот вообще, видимо, не в состоянии ничего запомнить. И в то же время, каким глубоким смыслом наполнены эти символы! Мы ломаем хлеб — тело нашего Спасителя было ломимым. Мы съедаем хлеб — Его плоть истинно есть пища. Вино, сок отжатого винограда, изливается — Спаситель был сокрушен божественным правосудием. Его кровь — самое лучшее вино для нас: вино веселит сердце, так же и кровь Иисуса. Вино укрепляет и оживляет вас — то же делает кровь великой жертвы. Пусть же хлеб и вино помогут вам вспомнить того Человека, который умер на Голгофе. Как маленькая овечка, мы должны сейчас есть хлеб своего Хозяина и пить из Его чаши. Вспомните руку, которая питает вас.

Но прежде чем вы сможете по-настоящему вспомнить Христа, вы должны попросить о помощи Святого Духа. Я верю, что надо готовиться к Вечере Господней. Но я не верю в подготовку миссис Старательной, которая готовилась целую неделю, а потом, когда обнаружилось, что в это воскресенье Вечери не будет, сказала, что потратила целую неделю зря. В такое приготовление я не верю. Но я верю в святое приготовление к Вечере: в час проведенный, по возможности, в субботу в размышлениях о Христе и Его муках, в послеобеденный покой в воскресенье, посвященный созерцанию разных сцен из жизни Иисуса. Я боюсь, что некоторые из вас сегодня вечером будут есть хлеб, не вспоминая о Христе, будут пить вино, не вспоминая о пролитой крови, — поступая так, вы будете ужасными лицемерами. Не забывайте: «Тот, кто есть и пьет недостойно, ест и пьет…» — что? — «осуждение себе». Эти слова очень просты и недвусмысленны: думайте, что вы делаете! Не ешьте хлеб беспечно, потому что это одно из самых серьезных дел на земле. Мы слышали истории о том, как люди смешивают кровь друг друга, а потом пьют ее в знак заключения союза — это дико и отвратительно, но в то же время очень серьезно. А сейчас вы будете пить кровь из вен Христа. Разве это не серьезно? Может ли кто-нибудь осмелиться играть с этим? Ходить в церковь и считать это пустяком? Становиться одним из нас ради получения материальной помощи? Да не будет этого! Это страшное богохульство против Всемогущего Бога, и среди проклятых обитателей ада хуже всего будет тем, кто осмелится шутить со святым установлением Божьим. Идет речь о воспоминании Христа: «Сие творите в Мое воспоминание». Если вы не можете принять участие в Вечере в воспоминание Христа, я прошу вас, если вы любите свою душу, вообще не принимайте участия. О невозрожденные люди, не входите во священнический двор, дабы Бог Израилев не разгневался на ваше вторжение.

IV. И в заключение, Христово повеление: «Сие творите в Мое воспоминание». К кому обращены эти слова? «Сие ТВОРИТЕ…» О ком здесь идет речь? О тех, кто возлагают свое упование на Христа. «Сие творите в Мое воспоминание». Видимо, Христос обращается и к вам сегодня вечером. «Сие творите в Мое воспоминание». Он видит вас у дверей и говорит: «Разве Я не сказал: ‘Сие творите в Мое воспоминание’?» Вы идете домой, а Он говорит: «Разве Я не сказал: ‘Сие творите в Мое воспоминание’?» Вы сидите здесь как зрители, Христос занимает место рядом с вами и говорит: «Разве Я не сказал: ‘Сие творите в Мое воспоминание’?» «Да, я знаю, Господь, что Ты сказал это». «Любишь ли ты Меня?» «Да, я люблю Тебя, Ты знаешь, я люблю Тебя». «Но ведь Я сказал есть от этого хлеба и пить из этой чаши». «Господи, я не хочу делать этого, потому что тогда мне придется присоединиться к этой церкви и принять крещение. Но я могу простудиться в воде, или надо мной будут смеяться. Мне боязно предстать перед церковью, потому что мне могут задать вопросы, на которые я не буду знать, как ответить». «Не понимаю, — говорит Христос, — это и вся твоя любовь ко Мне? Так-то ты любишь Своего Господа! Как же ты холоден к своему Спасителю! Если бы Я возлюбил тебя точно так же, ты бы уже был в аду, если бы Моя любовь была не больше твоей, Я не стал бы умирать за тебя. Но великая любовь понесла великие страдания. И это твоя благодарность?» Не стыдно ли некоторым из вас после этого? Не говорите ли вы в сердце своем: «Это неправильно». Христос говорит: «Сие творите в Мое воспоминание», а вы стоите в стороне. Я приглашаю всех, кто любит Христа подойти к этому столу. Я прошу вас, не лишайте себя благословений, отказываясь присоединиться к церкви. Если вы все еще пренебрегаете этим установлением, я напомню вам слова Христа: «Всякого, кто постыдиться Меня в роде сем прелюбодейном, того и Я постыжусь, когда приду во славе Отца Моего». Воин креста, не будь трусом!

И чтобы не ввести никого в заблуждение, я скажу еще одно и закончу. Когда я призываю вас к участию в Вечере Господней, не думайте, что я имею в виду, будто совершение этого обряда спасает. И крещение, и участие в Вечере второстепенны в вопросе спасения. Можно ли спастись, съев кусочек хлеба? Глупость, полнейшая глупость! Можно ли спастись глотком вина? Это настолько абсурдно, что и говорить здесь не о чем. Вы прекрасно знаете, что только кровь Иисуса Христа, заслуги Его страданий, искупление Его креста, только то, что Он сделал для вас, спасает вас. Положитесь на Него, положитесь полностью — и вы спасены. Погибающий грешник! Если мы встретимся с тобой в том мире, ты, быть может, скажешь мне: «Я провел с вами, сударь, один вечер, слушая вашу проповедь, и вы так и не рассказали мне о пути на небеса». Ну что же, слушай: поверь в Иисуса Христа, поверь в Его имя, ищи убежище в Его кресте, положись на силу Святого Духа, доверься Его праведности — и ты спасен от наказания закона, от власти ада. Но положись на свои собственные дела — и ты погибнешь; это так же точно, как то, что ты жив сейчас. А сейчас, о вечно славный Сын Божий, мы приходим к Твоему столу, чтобы вкушать яства благодати. Позволь нам, полагаясь на помощь Святого Духа, вспомнить Тебя, Твои муки и Твою любовь к нам.