Ранняя набожность Авдия

Авдий был набожным с детства — «…а раб твой богобоязнен от юности своей» (3Цар.18:12). Ах, если бы вся наша молодежь, все юноши и девушки могли сказать подобное о себе! Счастливы такие люди!

Мы не знаем, как Авдий стал богобоязненным в детстве. Наставник, благодаря которому он уверовал в Иегову, не упомянут. Все же мы можем с уверенностью предположить, что у него были верующие родители. Оснований для такого предположения, конечно, недостаточно, но я убежден, что оно вытекает из его имени. Вполне естественно, имя ребенку дал отец или мать, а оно означает «служитель Иеговы», что указывает на набожность родителей. Я не думаю, что в те времена, когда по всей стране преследовали праведников, а имя Иеговы презиралось, поскольку повсюду были установлены Вефильские тельцы и истуканы Ваала, неверующие родители дали бы своему ребенку имя «Служитель Иеговы», если бы они сами не испытывали почтения к Господу. Будь они неверующими, они не стали бы навлекать на себя оскорбления со стороны своих соседей-идолопоклонников и враждебность со стороны сильных мира сего.

Во времена, когда каждое имя имело определенное значение, они назвали бы его «Чадом Ваала», или «Слугой Хамоса», или каким-нибудь другим именем, выражающим почтение к популярным в тех местах богам, если бы в их сердцах не было страха перед Господом. Имя, данное родителями Авдию, говорит мне об их горячем желании, чтобы сын вырос для служения Иегове и никогда не преклонял колен своих перед отвратительными идолами Сидонской царицы.

Так это было, нет ли, но несомненно, что тысячи наиболее умных верующих своими первыми религиозными чувствами обязаны милым ассоциациям, связанным с домом. Многие из нас могли бы носить такие имена, потому что как только мы открываем глаза, чтобы увидеть свет, так наши родители пытаются просветить нас истиной. Мы были посвящены служению Богу прежде, чем узнали о Его существовании. Немало слез во время горячей молитвы упало на наши младенческие лица и предназначило нас для небес; нас воспитывали в атмосфере набожности; не было и дня, чтобы нас не призывали стать верными слугами Божьими, искать Иисуса, пока мы молоды, и отдать Ему наши сердца.

Если бы не благочестивые родители, я не мог бы объяснить, как Авдий уверовал в Господа в те печальные дни. Разве что встретился с каким-нибудь добрым учителем, няней, а может, с добрым слугой из отцовского дома или набожным соседом, кто осмеливался собирать вокруг себя малышей и рассказывать им о Господе Боге Израильском. Вероятно, какие-то святые женщины наполнили его юный ум знанием закона Господа, прежде чем жрецы Ваала смогли отравить его ложным учением. Нет ни малейшего намека на того, кто содействовал обращению юного Авдия, но это и неважно, не так ли? Ни вы, ни я не хотим, чтобы нас упоминали, если мы искренние слуги Бога.

Эта ранняя набожность Авдия отмечена особой искренностью. Он весьма поучительно описывает ее: «…а раб твой богобоязнен от юности своей». Я не могу припомнить, чтобы за всю свою жизнь я слышал, чтобы набожность ребенка описывалась в обыденной беседе таким термином, хотя это слово характерно для Священного Писания. Мы говорим: «Дорогое дитя любит Бога», мы обсуждаем, «как счастливы» эти дети и так далее, и я не подвергаю сомнению правоту языка; все же Святой Дух говорит о «страхе Господнем» как о «начале мудрости»; и Давид говорит: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс.33:12).

Дети познают великую радость через веру в Господа Иисуса; но эта вера, если она истинна, полна величайшего почтения и благоговейного страха перед Господом. Мне не нужно подробно рассказывать вам о преимуществах благочестия, приобретенного в детстве. Я лишь суммирую их в нескольких предложениях. Уверовать в Бога в раннем возрасте означает освободиться от тысячи сожалений. Такому человеку никогда не придется сказать, что он несет на своих плечах грехи своей молодости.

Ранняя набожность помогает формированию ассоциаций, которые останутся с человеком до конца жизни, принесут немало пользы и уберегут от зла. Юный христианин никогда не впадет в грехи, свойственные его сверстникам, и не причинит вреда своему организму излишествами. Он, скорее всего, женится на христианке и приобретет, таким образом, святую спутницу на пути к небесам. Друзей себе он выберет из церкви, а не из таверны; это будут помощники в добродетели, а не искусители ко злу.

Уверяю вас, многое зависит от того, каких друзей мы выбираем в начале жизненного пути. Если мы начнем в плохой компании, вырваться из нее будет очень тяжело. Человек, приведенный ко Христу в юном возрасте, имеет преимущество в том, что в нем вырабатываются святые привычки, которые уберегут его от рабства пагубных привычек и вскоре станут его второй природой; трудно формировать новые привычки, но те, что приобретены в детстве, останутся до старости. Как раз об этом сказано в стихотворении:

С детства Бога любите —

Это совет для всех.

Того, кто вырос без Бога,

Затянет в пучину грех.

Я убежден, что это так. Более того, я заметил, что очень часто те, кто был приведен ко Христу в детстве, быстрее возрастают в милости, чем остальные. Им не приходится многому переучиваться, на них не давит груз старых воспоминаний. Шрамы и кровоточащие раны, полученные за годы службы у дьявола, минуют тех, кого Господь приводит в Свою Церковь, прежде чем они успеют уйти далеко в мир.

Трудно переоценить значение ранней набожности для общества. Как она привлекательна! Благочестие выглядит особенно очаровательно в юности. При взгляде на ребенка то, что останется незамеченным у взрослого человека, немедленно привлечет внимание самого беззаботного наблюдателя. Благочестие ребенка обладает огромной силой убеждения: безбожник опускает свое оружие и восхищается. Слово, произнесенное ребенком, будет храниться в памяти, а его простодушный язык затронет сердце. Там, где проповедь служителя потерпит неудачу, молитва ребенка может одержать победу.

Более того, религиозность детей вдохновляет тех, кто находится в зрелом возрасте; глядя на спасенного ребенка, они скажут: «А почему бы и нам не найти Господа?» Какой-то тайной силой она открывает закрытые двери и поворачивает ключ в замке неверия. Там, где ничто не может очистить путь истине, это делает любовь ребенка. «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс.8:3).