Апостолы и матери

Первые апостолы нашего Господа были высокоуважаемыми людьми. Несмотря на все ошибки и недостатки, их сердца, должно быть, стали намного мягче и добрее, живя рядом с Тем, Кто так совершенен и так полон любви. Я прихожу к выводу, что если эти люди, сливки из сливок, бранили матерей, которые привели своих детей ко Христу, то такое оскорбление наверняка не является чем-то необычным в церкви Божьей. Боюсь, что леденящий холод этого греха ощущается почти повсеместно.

Я не собираюсь делать никаких несправедливых утверждений, но полагаю, что если провести небольшое личное исследование, многие из нас обнаружили бы свою вину в этом вопросе и, вероятно, воскликнули бы вместе с виночерпием фараона: «Грехи мои вспоминаю я ныне» (Быт.41:9). Старались ли мы изо всех сил привести ко Христу ребенка, как мы делаем это для обращения взрослых? Что? Вы считаете меня саркастичным? Прилагаете ли вы максимум личных усилий для обращения кого-нибудь? Что должен я сказать вам? Ужасно, что дух Каина может проникнуть в сердце верующего и заставить его произнести: «Разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9). Ужасно, что мы позволяем себе вкусно есть и сладко пить, в то время как множество людей умирает от голода. Но если вы действительно заботитесь о спасении душ, то скажите мне сейчас: неужели вы полагаете, что спасение мальчишек и девчонок дело незначительное? Да, и ваши чувства разделяют многие. Это весьма распространенная ошибка.

Я думаю, что в данном случае реакция апостолов была вызвана преданной любовью к Иисусу. Эти добрые люди думали, что дети, принесенные матерями, отвлекут Спасителя, занятого более важной работой: Он обличал фарисеев, наставлял толпы людей и исцелял больных. Как они могли позволить, чтобы дети докучали Ему? Малыши не поняли бы Его учения, и они не нуждались в Его чудесах. Зачем их нужно было приносить, чтобы отвлекать Его от великих дел?

Вот почему ученики сказали: «Забирайте своих детей, почтенные матери, учите их закону сами, учите с ними Псалмы и деяния пророков, молитесь. Христос не может возложить руки на всех детей. Если мы позволим прийти одной группе детей, то вокруг нас будут кишеть дети со всех окрестностей, и работа Спасителя будет, к сожалению, прервана. Разве вы не понимаете этого?»

Ученики испытывали такое почтение к своему Господину, что готовы были прогнать прочь этих лепечущих посетителей, чтобы великий Учитель не превратился в простого учителя младенцев.

Возможно, это было вызвано большой любовью к Иисусу, но не соответствовало Его учению. Так и сегодня некоторые братья вряд ли согласятся принять в церковь много детей, боясь, что она превратится в общество мальчишек и девчонок. И действительно, если членами церкви станет много детей, о церкви будут отзываться с неодобрением. Внешний мир будет называть ее просто воскресной школой.

Я вспоминаю случай, когда в одной из церквей нашего графства обратилась к Богу падшая женщина. Некоторые ученые мужи воспротивились тому, чтобы принять ее в члены церкви, а определенные невежественные лица самого гнусного сорта даже решились написать на стенах, что баптистский пастор крестил шлюху. Я сказал своему другу, что это следует рассматривать как честь. Даже если некоторые будут укорять нас за то, что мы принимаем детей в члены церкви, мы принимаем их упрек как почетный знак.

Святые дети не могут причинить церкви никакого зла. Бог пошлет нас, зрелых и опытных людей, чтобы благоразумно управлять церковью. Мы не примем никого, кто не сможет засвидетельствовать о новом рождении, каков бы ни был его возраст. Боже упаси, чтобы мы осуждали своих осторожных братьев, но мы все же хотели бы, чтобы они проявляли свою осторожность там, где она более всего необходима. Иисус не потеряет Своей чести и величия из-за детей, у нас гораздо больше причин беспокоиться за взрослых.

Упреки апостолов в адрес детей в значительной мере вытекали из того, что они игнорировали потребности детей. Если бы какая-то мать в этой толпе сказала: «Я должна принести к Учителю своего ребенка, потому что он одержим дьяволом», то ни Петр, ни Иаков, ни Иоанн без малейшего промедления помогли бы женщине привести такого ребенка к Спасителю. Или, предположим, другая мать сказала бы: «Болезнь снедает мою дочь, от нее остались лишь кожа да кости. Позвольте мне пройти с ней к Иисусу, чтобы Он возложил Свои руки на нее». Все ученики сказали бы: «Пропустите эту женщину с ее печальной ношей!» Но остальные малыши с блестящими глазами, милым лепетом и детской непоседливостью — зачем им нужно приходить к Иисусу? Они забыли, что эти дети со всей их радостью, здоровьем и очевидной невинностью остро нуждаются в благословении милостивого Спасителя.

Если вы придерживаетесь иной точки зрения, что ВАШИМ детям обращение не нужно, что дети, рожденные в христианской семье, имеют некоторое преимущество перед другими и в них уже заложены добрые качества, которые следует лишь развивать, исчезнет один из главных мотивов для вашей благочестивой ревностности. Поверьте мне, ваши дети нуждаются в Духе Божьем, Который дал бы им новые сердца и наполнил праведным духом, иначе они собьются с пути, как и все остальные дети. Помните, что как бы ни были они малы, в их юной груди уже лежит камень, который нужно удалить, иначе он разрушит их. Человеку свойственна тяга к греху, даже если она еще не выразилась в поступках, и эту тягу следует преодолеть Божественной силой Святого Духа, благодаря которой ребенок получит второе рождение.

О, если бы Церковь Божья отринула старый иудейский догмат, который все еще имеет у нас силу, о том, что физическое рождение несет с собой привилегии завета! Даже в ветхозаветных законах были намеки, что не плоть, а дух рождает истинное семя, как это было в случае с Измаилом и Исааком, Исавом и Иаковом. Разве не знает даже Церковь Божья, что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан.3:6)? «Кто родится чистым от нечистого?» (Иов.14:4).

Физическое рождение передает природную развращенность, но бессильно передавать милость. В Новом Завете выразительно сказано, что чада Божьи «не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:13). Во времена Ветхого Завета во главе угла стояло рождение от плоти. Однако с точки зрения завета милости, вы должны пережить второе рождение. Первое рождение не приносит вам ничего, кроме наследия первого Адама. Вы должны родиться вторично, чтобы получить руководство второго Адама.

Но кто-то может возразить, что в Библии написано: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим». Под небесами не совершалось большего мошенничества, чем то, какое связано с цитированием этого текста. Я много раз слышал, как его цитировали, чтобы подтвердить доктрину, весьма далекую от той, что ясно здесь читается. Если вы возьмете половину любого предложения, произнесенного человеком, и выбросите остальное, то можно получить обратное тому, что он говорил.

Как вы думаете, что на самом деле означает этот текст? Прочтите Деяния 2,39: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». Это утверждение, которое можно трактовать в необычайно широком смысле, является поводом для призыва: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас…» (Деян.2:38). Это не заявление об особой привилегии для всех членов семьи, а представление милости как им и их детям, так и «всем дальним». В Новом Завете нет ни слова о том, что преимущества Божественной милости в какой-то степени передаются по наследству. Они даются тем, «кого призовет Господь Бог наш», независимо от того, кем были родители — святыми или грешниками.

Откуда у людей берется дерзость отрывать половину текста, чтобы наставлять в том, что неверно? Вы должны с печалью смотреть на детей своих, потому что они рождены во грехе, формируются в беззаконии, «чада гнева» по природе, как и прочие. И хотя вы сами, возможно, относитесь к святым, а ваша родословная идет от известных в церкви служителей Божьих, тем не менее ваши дети так же грешны от рождения, как и дети других людей, поэтому они должны быть спасены от проклятия закона драгоценной и искупительной Кровью Иисуса и получить новую природу в результате работы над ними Святого Духа. Им выпала честь воспитываться в христианской семье и с детства слышать Слово Божье, но они грешны и нуждаются в Спасителе, как и все человечество. Если вы задумаетесь над этим, вы поймете, почему необходимо как можно скорее принести их на руках молитвы и веры к Иисусу Христу и доверить Тому, Кто один способен возродить их.

Мне приходилось встречать детей, чей духовный опыт в 10-12 лет был больше, чем у некоторых лиц в 50-60 лет. Старая поговорка гласит, что некоторые дети рождаются с бородами. Некоторые мальчики с рождения маленькие мужчины, а некоторые девочки — маленькие старушки. Нельзя изменить жизнь любого из нас прожитыми годами. Я знал пятнадцатилетнего подростка, о котором пожилые христиане часто говорили: «Этот юноша, как шестидесятилетний, он с таким пониманием говорит о Божественной истине!»

Я уверен, что этот юноша в свои пятнадцать лет действительно знал о Боге и о душевных муках больше, чем кто-либо из окружающих, независимо от их возраста. Я не могу объяснить причину, но я знаю, что некоторые люди — смолоду старики, другие же до старости остаются зелеными; одни обладают мудростью, которую трудно в них предположить, другие же чрезвычайно глупы, хотя, казалось бы, расстались со своим безрассудством.

Не говорите, что ребенок не способен покаяться! Я знал девочку, которая месяцами засыпала в слезах, обуреваемая сокрушительным чувством собственной греховности. Если вы хотите знать, что такое глубокий, сильный и ужасный страх перед гневом Божьим, позвольте мне рассказать вам, что я испытывал в детстве. Если вы хотите знать, что такое радость в Господе, обратите внимание на многие детские сердечки, которые с трудом вмещают ее. Если вы хотите знать, что такое вера в Иисуса, нужно смотреть не на тех, кто одурманен еретической тарабарщиной нашей эпохи, а на детей, которые поверили Иисусу на слово, уверовали в Него, возлюбили Его и отныне знают и уверены, что они спасены. Ребенок больше способен поверить, чем взрослый. С возрастом мы становимся менее восприимчивыми к вере, каждый год отдаляет необращенный ум от Бога и делает его менее способным к восприятию Божьих истин. Ни одна почва так хорошо не подготовлена к выращиванию добрых семян, как та, по которой еще не ступала нога человека и не превратила ее в утоптанную тропу, а так же как та, которая еще не заросла терниями. Ребенок не познал еще лживость гордыни, ложь честолюбия, заблуждения без духовного мира, хитрость и обман торговцев, софистику философии — а поэтому имеет преимущество перед взрослым. Как бы то ни было, второе рождение зависит от работы Святого Духа, а Ему под силу работать как с молодостью, так и со старостью.

Некоторые не давали детям пройти к Иисусу, потому что забыли ценность ребенка. Ценность души не зависит от возраста. «Ах, это всего лишь дитя!», «Дети — сущее наказание», «Дети всегда путаются под ногами». Такое можно услышать часто. Да простит Господь тех, кто презирает этих малышей! Не рассердитесь ли вы, если я скажу, что гораздо важнее спасти мальчика, чем взрослого мужчину?

Бок проявляет бесконечную милость, спасая тех, кому исполнилось семьдесят: ну что полезного могут они совершить на закате своей жизни? К пятидесяти-шестидесяти годам мы почти развалины, и если всю свою молодость мы провели с дьяволом, что остается для Бога? Но что касается этих дорогих мальчишек и девчонок — из них можно что-то сделать. Если они придут сейчас ко Христу, у них может быть впереди долгий счастливый и святой день, в течение которого они всем своим сердцем могут служить Богу. Кто знает, какую славу они принесут Ему? Может, в языческих странах их назовут благословенными. Может, они будут источником вдохновения для целых наций.

Если известный школьный учитель имел привычку снимать шляпу, здороваясь со своими учениками, потому что не был уверен, что в один прекрасный день кто-нибудь из них не станет премьер-министром, то нам следует должным образом смотреть на обращенных детей, потому что неизвестно, как скоро они окажутся среди ангелов или как ярко будет сиять их свет среди людей. Давайте же правильно оценивать детей, не удерживать их, а немедленно вести к Иисусу!

Мы будем жить с детьми соразмерно нашей собственной духовности разума и соразмерно детской непосредственности наших собственных сердец Мы вникнем в их ранние страхи и надежды, их расцветающую веру и открывающуюся любовь. Жизнь среди молодых обращенных будет казаться жизнью в саду, полном цветов, в винограднике, полном аромата нежных гроздьев винограда.