7. Действенный призыв

Сейчас мы приступаем к подробному рассмотрению работы Святого Духа, которую Он совершает в нас по применению искупления. Я не буду настаивать на том, что предложенный мной порядок является единственно правильным и хронологически верным.

«Но как вы пришли к этому порядку?» — может спросить кто-то. Мой ответ заключается в том, что в основном я пытался рассмотреть данную работу Святого Духа с точки зрения Бога, пребывающего в вечности и наблюдающего за людьми, которые живут во грехе. Этот подход импонирует мне более всего, и я его нахожу самым удачным. Он, однако, вовсе не умаляет значение опыта или практики. Некоторые ставят во главу угла именно этот фактор и составляют свой перечень, исходя из личного опыта, но я отношусь к людям, которые не довольствуются одними лишь личными переживаниями. Я хочу знать нечто большее. Я хочу знать: что, почему и каким образом я переживаю. Только дитя может ограничиваться непосредственной радостью. Если мы собираемся возрастать в благодати, продвигаться вперед и приучать свои чувства к различению добра и зла, как выражается автор Послания к Евреям (5:14), то мы должны задавать вопросы и стараться познавать, что на самом деле происходит.

Итак, мой подход заключается в следующем: существует истина Евангелия, и мы уже видели, что в задачу Святого Духа входит провозглашать эту истину всем людям без исключения. Мы назвали это общим призывом — вселенским провозглашением Евангелия. Далее мы видели, что, хотя общий или внешний призыв доходит до всех людей, между ними происходит определенное разделение, так как одни люди спасаются, слыша его, а другие — нет. Перед нами встает вопрос: почему происходит разделение людей на эти две группы?

На мой взгляд, ответ заключается в следующем: призыв Евангелия, относящийся ко всем людям, производит действие только в некоторых из них. В Писании есть множество отрывков, которые прекрасно иллюстрируют это. Даже последователи Христа, которые именовались Его учениками, разделились на две группы. Часть учеников решили, что они уже больше никогда не будут слушать Христа. Они оставили Его и разошлись по домам. Когда же Он спросил остальных: «…не хотите ли и вы отойти?», Петр ответил: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоан. 6:67, 68). Одни люди разочаровались и ушли домой, другие, слышавшие те же самые слова, остались со Христом. Они хотели слышать еще больше и радовались услышанному. Чем объяснить такое различие? Одно и то же слово было действенно в спасенных и не действенно в неспасенных, отвергнувших его людях.

Это совершенно очевидно. Мы можем сказать, что, вдобавок к внешнему призыву, существует действенный призыв Евангелия, который производит положительное действие и делает человека спасенным и истинным христианином. Позвольте мне для подтверждения привести ряд отрывков Писания. Первый — Рим. 8:28-39, и в нем содержится эта же мысль. Павел говорит: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу…». Не всем без исключения, но любящим Бога. Кто они? «Призванные по Его изволению». И Павел продолжает: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». О спасенных говорится как о призванных. Они были призваны особым образом. Следовательно, это библейское подтверждение существования действенного призыва.

Следующий отрывок записан в 1 Кор. 1:2: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым…». Здесь говорится о призванных святых. Подобные утверждения вы найдете также в других местах Священного Писания. Далее апостол Павел продолжает: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23, 24). Итак, для некоторых людей проповедь о Христе — безумие. Они не спасены. О спасенных же в этих стихах снова говорится как о призванных.

Позвольте мне привести еще один пример. Возьмите известное утверждение апостола Петра о верующих: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9, 10). Бог призвал этих людей. Они спасены, потому что их призвание было действенным. Призыв Евангелия достигал и многих других людей, но не о них говорит Петр. Он говорит о народе, который по плоти соответствует ветхозаветному Израилю. При этом Петр использует те определения, которые относились к израильскому народу, когда ему были даны Десять заповедей и нравственный закон: призванные, Израиль Божий (по тексту английской Библии. — Прим. перев.), призванные возвещать Божьи совершенства. Очевидно, что для этих людей призыв был действенным. Так учит Писание.

Но есть другой, весьма убедительный аргумент. Каково значение слова церковь? Мы являемся членами христианской церкви. Но что это значит? Какова коннотация слова «церковь»? Оно является переводом греческого слова ecclesia, что значит «вызванные». Церковь — это собрание вызванных, призванных и отделенных людей, откликнувшихся на Божий призыв. Петр пишет: «…Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Таково значение слова «церковь». Оно дает основание говорить о существовании действенного призыва. Он был слышен многими людьми, но только некоторые из них были вызваны из мира в Церковь.

Какое же различие между внешним призывом и призывом действенным? Ответ заключается в том, что действенный призыв является внутренним, духовным. Это не что-то приходящее к человеку извне. Вдобавок к внешнему призыву, который слышат все, существует некий внутренний призыв, достигающий людей, которые становятся христианами. Это и есть действенный призыв.

Я хочу продолжить эту тему и привести библейское доказательство существования внутреннего, духовного призыва. Мы лишь в общем упомянули о нем, рассматривая предложенные мною отрывки Писания и ограничиваясь при этом лишь названиями и определениями. Поэтому сейчас я хочу привести некоторые отрывки Писания, в которых говорится о внутреннем действии. Прежде всего, я обращаюсь к шестой главе Евангелия от Иоанна. К слову, эта доктрина излагается Иоанном гораздо яснее, если можно так сказать, чем апостолом Павлом. По мнению некоторых, доктрина о внутреннем призыве связана лишь с именем Павла, однако она гораздо полнее представлена в Евангелии от Иоанна, в частности, в его великой шестой главе.

В ст. 45 мы читаем: «У пророков написано: „и будут все научены Богом”». Пророк записывал данное Богом откровение. Некоторые люди будут научены Самим Богом. Они получат знания не только от людей, но и от Бога, от Духа. В них будет произведена определенная внутренняя работа. «…Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (ст. 45). Вы видите, что ко Христу приходят только те люди, которые были научены Богом, которые научились от Него Духом. Итак, это важнейшее утверждение. Наш Господь повторяет его в ст. 63-65. Слушатели Иисуса соблазнялись, слыша эти слова, и Он сказал им: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие». Далее Иоанн добавляет: «Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его». Были люди, которые откликнулись на внешний призыв и подумали, что стали христианами, однако обнаружилось, что это не так, что они не были научены Богом. Они держались видимого, опирались на букву, но не получили Духа. Иоанн продолжает: «И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». Этим людям не было дано от Отца, поэтому они не пришли ко Христу, но ушли домой. Но другим людям было дано, и они остались и возрадовались. Это доказывает, что существует духовный, внутренний призыв. Именно он делает Божий призыв действенным.

Или возьмем другое утверждение. Оно записано в Еф. 1:17. Павел молился о ефесянах, «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его». Другими словами, мы не сможем получить познания о Боге до тех пор, пока Он не даст нам Духа премудрости и откровения. Именно поэтому Павел молился о ефесянах, чтобы они могли получить Духа и постоянно возрастать в познании Бога. Без работы Духа мы не можем получить это познание. И снова в Еф. 2:8 мы читаем: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар…». Далее, конечно, вспомним Фил. 2:12, 13, где Павел приводит ту же самую мысль: «…со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие…». Бог совершает в нас внутреннюю работу, благодаря которой мы можем «хотеть и действовать» по Его благоволению.

В 1 Фес. 1:5 Павел делает важнейшее утверждение на эту тему: «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением…». Итак, когда вы будете читать это послание, особенно первые две главы, вы увидите, что апостол в различной форме повторяет данное утверждение. Он говорит, что фессалоникийцы приняли слово, которое пришло к ним «не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно и есть по истине» (1 Фес. 2:13). Но что он имеет в виду, говоря: «…наше благовествование у вас было не в слове только…»? Безусловно, оно выражалось словами. Апостолы говорили на своем родном языке, но не это превратило фессалоникийцев-идолопоклонников в святых. Но что же тогда? То, что пришло «в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением». Именно внутренняя работа превращает грешников в святых, и это — проповедь в Духе и силе.

Мы находим весьма похожее утверждение во 2 Тим. 2:25, где Павел учит юного Тимофея, как обращаться с теми людьми, которые противодействуют ему: «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины». Тимофей, — как бы говорит Павел, — я хочу, чтобы ты учил людей, противящихся тебе. Но не думай, что своими аргументами или логикой ты сможешь убедить их. Если Бог не произведет в них соответствующей работы, они не смогут познать истину, но если Бог проведет Свою работу, они познают ее. Действительно, есть утверждение, которое вы можете неоднократно встретить в Евангелиях, и мы его уже цитировали. Оно выражается одной фразой: «…много званых, а мало избранных» (Матф. 22:14). Рассмотрите эти слова в контексте брачного пира. «Много званых» — это указание на внешний призыв, «мало избранных» — на действенный.

Далее, мы уже увидели, что, согласно учению Писания, спасенные призваны действенным призывом, и они являются таковыми, потому что в них была произведена определенная работа. «Но, — может спросить кто-либо, — так ли уж необходима эта работа?» Ответом будет: «Да, она абсолютно необходима». Без нее никто и никогда не стал бы христианином. Позвольте мне привести доказательства. «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном» (Рим. 8:5). В переработанном стандартном переводе на английский язык (RSV) эта мысль выражена так: «Те, которые плотские, интересуются плотским, а те, которые духовные, интересуются духовным». Плотской человек совершенно не интересуется духовными вопросами. Он считает это глупым и скучным. Духовные ценности воспринимаются им как нечто бесполезное и вызывают отвращение. Но духовные люди интересуются духовным. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога» (ст. 6, 7).

Безусловно, это категорическое утверждение, но оно истинно. И мужчины, и женщины по своей греховной природе находятся во вражде с Богом. «…Плотские помышления… закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (ст. 7, 8). Для меня это окончательное доказательство. Все люди по природе находятся во вражде с Богом. Они ненавидят Бога, не интересуются Им, им чуждо все Божье. Из приведенного утверждения апостола я делаю вывод, что внутренняя работа Духа абсолютно необходима, чтобы кто-либо смог уверовать в Евангелие Божье, принять его и возрадоваться.

Однако пойдем дальше и рассмотрим другие, не менее важные утверждения. Возьмем знаменитый отрывок 1 Кор. 2:14: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». Это также категорическое утверждение, но не спешите становиться философом и заявлять: «Если так, то тогда я ничего не понимаю». Давайте будем принимать то, что говорит нам Писание. Мы касаемся того, что превыше нашего понимания. Мы имеем дело с непостижимыми целями Божьими и если дойдем до такого безумия, что станем противопоставлять наше понимание или нашу философию этим утверждениям Писания, то тогда наш удел — оставаться во тьме. Мы не должны, открывая Библию, обольщаться мыслью, что можем понять все. Нет, не можем. Есть «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3:16), особенно в духовных вопросах. Но указанные утверждения говорят о том, что плотские люди не только не принимают духовного, но и не могут принять, потому что все духовное принимается, понимается и усваивается только духовно.

Следующее утверждение записано во 2 Кор. 4:3, 4: «Если же и закрыто благовествование наше…». Совершенно ясно, Павел говорит о том, что Евангелие закрыто для определенных людей. Они слышат его, как и другие, но ничего не понимают в нем, не интересуются им, хулят его, относятся к нему неподобающим образом. «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих». Кто же это такие? Это люди, «у которых бог века сего (диавол) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа», чтобы они не уверовали в славное Евангелие. Что может быть яснее? Люди не могут уверовать, потому что сатана ослепил их умы, «чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4).

И наконец, мы находим утверждение в Еф. 2:1, 5: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим… оживотворил со Христом…». Оживотворил мертвых! Нет более сильного утверждения. Речь идет о духовном положении людей. Рассмотренные нами отрывки доказывают крайнюю необходимость внутренней работы Духа для того, чтобы внешний, общий призыв Евангелия стал действенным.

Итак, что же такое действенный, внутренний призыв? В целом можно сказать, и это подтверждается указанными выше отрывками Писания, что внутренний призыв — это воздействие на душу силы Святого Духа. Это прямое действие Духа внутри нас. Оно непосредственное, духовное, сверхъестественное и чудесное. Благодаря этому действию мы становимся способными к духовной деятельности, которая ранее была невозможна, и, следовательно, Божий призыв становится для нас действенным, делает нас способными принять его.

Итак, это очень важно, и я хочу подчеркнуть прямой и непосредственный характер этого действия. Вы видите, что в тот момент, когда действенный призыв достигает людей, они подвергаются не просто нравственному влиянию, как думают некоторые, утверждая, что евангельская истина оказывает некое общее нравственное влияние на людей. Например, способный оратор, желающий убедить слушателей проголосовать на выборах за определенную партию, может воздействовать на них умело построенной речью. Но здесь дело обстоит иначе. В нашем случае Сам Дух действует в глубине человеческого естества. Он не просто усиливает наши природные данные. Действие происходит на более глубоком уровне. Дух воздействует на душу изнутри и формирует внутри нас новый духовный принцип.

Все должно происходить именно так, и не иначе, потому что, как говорит Павел, речь идет о духовных вопросах. Потому-то плотской человек не понимает их, и мы, как я часто вам напоминал, никогда не должны удивляться и тем более разочаровываться, если кто-либо скажет, что христианство не может быть истиной, потому что тот или иной великий человек не принимает его! Как часто нам приходится слышать этот аргумент! Некоторые заявляют: «Вы знаете, я не могу верить этому, потому что, если христианство верно, невозможно, чтобы философы, ученые и великие политики не приняли его».

В свете вышесказанного очень легко ответить на это. Самый великий и гениальный плотской ум не может постигнуть духовного, ибо он принадлежит «душевному человеку». Человек должен обладать духовной способностью, чтобы принять чудесную истину о двух природах в одной Личности; уникальную доктрину о Троице; доктрины о воплощении, искуплении и так далее. Это духовные истины. Душевому человеку они совершенно чужды и кажутся безумием, как выразился Павел. Итак, если Дух Святой дал нам силы уверовать в Евангелие, то они должны превосходить наши природные свойства. Речь идет не просто о том, что Он дает нам познание Своей великой истины. Нет, конечно. Нам нужно некое новое свойство, некий новый принцип, и об этом заботится Святой Дух. Он дает нам новый принцип духовной жизни и деятельности, и благодаря этому общий призыв Евангелия, достигая нас, становится действенным.

Итак, позвольте мне привести ряд библейских доказательств. В Д. Ап. 16:14 мы находим практический пример: Павел проповедует в Филиппах. Это очень важный отрывок, так как в нем говорится о первом посещении апостолом Европы, о первой проповеди там Евангелия. Не забывайте также о том, что первой в Европе обратилась в христианскую веру женщина по имени Лидия. Она была первым человеком в европейской истории, до которого дошел призыв Евангелия. Как же все это произошло? Мы читаем: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала…». Слушали и многие другие люди. Апостол проповедовал Слово. Это был внешний призыв. Павел, благовествуя, излагал факты о Господе Иисусе Христе и изъяснял их значение слушателям. Нам сообщается, что среди слушателей была женщина по имени Лидия, которая слушала Евангелие. И другие люди слушают его в церкви или в других местах, однако уходят домой неверующими и умирают неверующими. Что же отличает Лидию от них? Внимание! «…И Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел».

Все совершенно ясно. Слово проповедуется, но люди не обращают на него никакого внимания. Они рассматривают друг друга во время проповеди, или записывают что-либо в свои блокноты, или повторяют про себя стихи, или улыбаются друг другу. В определенном смысле они слышат Слово Божье, но не внимают ему, поэтому не могут спастись. Что же заставило Лидию принять Слово? Ответ заключается в следующем: «Господь отверз сердце ее внимать…». Господь вложил нечто в сердце этой женщины, произвел некую внутреннюю работу, в результате чего она могла «внимать». Услышав Евангелие, она приняла его. Внешний призыв стал внутренним, общий призыв — действенным. Лидия уверовала и была крещена вместе со своим домом. Ошибки быть не может — Сам Господь отверз сердце Лидии, и именно это отличает ее от остальных людей, которые остались неверующими. Без Божьего вмешательства она никогда бы не уверовала.

Далее мы имеем важное теологическое утверждение в 1 Кор. 2:10-15. Перед этим Павел сказал, что власти мира сего не познали сокрытую Божью мудрость, «ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (ст. 8). Правители слышали проповедь, но не уверовали. А мы верим, — говорит Павел. Почему? Какая разница между нами и правителями века сего? Она заключается в следующем: «А нам Бог открыл это Духом Своим: ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Никакой человек не может знать Божьего, только Святой Дух знает это. Но мы, верующие христиане, «приняли не духа мира сего, а Духа от Бога…» Зачем? «…Дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный (каковыми по милости Божьей являемся мы) судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».

Я мог бы снова обратиться к Еф. 1:18 и 1 Фес. 1:5, а также к Фил. 2:13. Другими словами, существуют позитивные доказательства того, что Святой Дух, воздействуя на души и сердца людей, подготавливает их к тому, чтобы Божий призыв стал действенным. И когда Дух совершает это действие, то Он непременно достигает цели. По этой причине некоторые люди используют выражение «неотразимая благодать», но оно мне не нравится, потому что создает впечатление, как будто человеку помимо его воли навязывается то, чему он не в силах противиться. Но это не так. Святой Дух помещает некий принцип внутрь меня, который дает мне силы первый раз в жизни увидеть нечто славное, понять чудесную истину. Он трудится над моей волей. «…Бог производит в вас и хотения и действия…» Он не угнетает, не поражает, не принуждает меня. Нет, слава Богу, Он воздействует на мою волю так, чтобы я сам устремился к небесному, возрадовался о нем и полюбил его. Он ведет, убеждает и влияет на меня так, что призыв Евангелия становится для меня действенным, верным и безотказным. У Бога нет осечек, и когда Он трудится над человеком, Его работа не бывает напрасной.

Поэтому позвольте мне сослаться на те важнейшие отрывки Писания, которые я предложил для вашего рассмотрения. Исследуйте их, молитесь и размышляйте над ними, и тогда, я думаю, вы согласитесь, что мы можем сказать лишь следующее:

«Должник одной благодати,

Я милость завета пою».

Август Топлдей

Только благодаря благодати Божьей я являюсь тем, кто я есть.