8. Возрождение — новая направленность

На последней лекции мы выяснили, что, согласно учению Библии, к спасению приводит действенный призыв. Люди принимают его, и это, как мы видели, является результатом действия Святого Духа в каждом человеке. Только Его сверхъестественная работа делает призыв для верующих, для спасенных действенным. Но, конечно, на этом наша тема не исчерпана.

Мы должны теперь задать вопрос: что же конкретно делает Святой Дух в человеке, в тех людях, которые становятся верующими и таким образом спасаются, принимают истину? Что Он делает для того, чтобы общий призыв стал действенным? Ответ таков: Он возрождает. Вы, наверное, обратили внимание на порядок, в котором мы изучаем данную доктрину. Выше мы уделили некоторое время рассмотрению порядка, в котором совершается спасение и в котором нужно исследовать этот вопрос. Мне кажется, необходимо начинать с общего призыва, становящегося действенным в спасенных. Что или кто делает его таковым? Святой Дух, Который возрождает.

Интересно проследить взаимосвязь между действенным призывом и возрождением. Конечно же, в каком-то смысле возрождение предшествует действенному призыву.

«Почему вы расставляете события именно в таком порядке?» — может спросить кто-либо.

Потому что, начав с общего призыва, мы обнаружили, что происходит разделение людей на две категории, и это свидетельствует о том, что призыв является действенным для одних людей и не производит подобного эффекта в отношении других. На вопрос, что делает его действенным, мы отвечаем: возрождение. Но с позиции вечности события выстраиваются в другой последовательности, и получается, что на общий призыв откликаются только возрожденные люди. Другими словами, призыв становится действенным потому, что откликнувшиеся на него люди были возрожденными. Это чисто теоретический вопрос, но все же я считаю, что нам важно хорошо в нем разобраться.

Итак, мы рассматриваем великую, центральную и жизненно важную доктрину о возрождении. Мы считаем, что эта доктрина, как и доктрина об искуплении, является наиболее важной из всех доктрин, и в определенном смысле мы не можем понять христианское учение и христианскую истину без ясного понимания ее. И все же я считаю, что доктрина о возрождении серьезно недооценивается и даже пренебрегается нами. О, я знаю, что эта тема часто на устах и что люди многоречиво и пространно рассуждают о «рождении свыше». Но насколько глубоко они исследуют данную доктрину, насколько вникают в ее суть?

Без сомнения, доктрина о возрождении мало разработана. Посмотрите в наши песенники, и, я думаю, вы увидите поразительную бедность репертуара по данной теме. Мы уже говорили о том, как мало глубоких гимнов о Святом Духе. Гимны, которые мы имеем, часто надуманны, субъективны и в целом сентиментальны. И мне кажется, что то же самое можно сказать о гимнах, в которых говорится о возрождении. Это очень важное замечание, потому что данная доктрина является основополагающей, и я постараюсь это доказать. Почему мы настаиваем на важности учения о прощении и недопонимаем, что другие доктрины так же важны, как и доктрина об искуплении, которое ведет к прощению наших грехов?

Далее я хотел бы сделать еще одно общее замечание: я всегда считал и сейчас еще более убеждаюсь в том, что люди, как правило, испытывают трудности в понимании основных доктрин благодати потому, что они не поняли значения доктрины о возрождении. Если бы только они поняли его, то большинство проблем решились бы сами собой. Но если мы не представляем себе ясно, что происходит с нами во время возрождения, то неизбежно сталкиваемся с большими трудностями в исследовании действенного призыва и многих других тем.

Поэтому, приступая к изучению нашей темы, давайте рассмотрим выражения, которые используются в Библии для описания того исключительно важного действия, которое производит в нас Святой Дух. Прежде всего, это слово возрождение. В Тит. 3:5 апостол Павел говорит о «бане возрождения». Это единственное место в Новом Завете, где употребляется слово «возрождение», и оно указывает на великое и решающее событие в жизни спасенной души.

Есть и другие выражения, которые означают родиться или родиться свыше, и таковых целый ряд. Например, во вступлении Евангелия от Иоанна мы читаем: «…которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения муж, но от Бога родились» (Иоан. 1:13). Эти же слова встречаются в беседе нашего Господа с Никодимом, приведенной в Иоан. 3:3-8 и в многочисленных стихах Первого послания Иоанна: 1 Иоан. 2:29; 3:9; 4:7; 5:1. «Рожденный от Бога» — великое утверждение 1 Иоан.

Далее обратим внимание на слово родить. В Иак. 1:18 мы читаем: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». Существует также большая группа слов, употребленных в значении создать, создание. В Еф. 2:10 мы читаем: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе…»; во 2 Кор. 5:17: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (новое творение); в Гал.,6:15: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь»; в Еф. 4:24: «…и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». «Новая тварь» — это еще одно выражение, используемое для описания замечательного события в жизни души.

И наконец, существует понятие оживотворить. Например, в Еф. 2:5 мы читаем: «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены…». В Кол. 2:13 мы также встречаем это понятие: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи». Безусловно, этот стих параллелен Еф. 2:5, и мы видим, что в этих двух посланиях много перекликающихся отрывков.

Итак, мы рассмотрели слова и выражения, которые используются в Писании для обозначения и передачи учения о великом и решающем изменении в жизни человека. Итак, какой же смысл мы вкладываем в слово возрождение? Ознакомившись с практикой использования его в теологии или в истории Церкви, вы обнаружите большую путаницу, так как с этим словом обращались очень вольно, и даже один и тот же автор не всегда был последовательным в употреблении его. Иногда слово «возрождение» использовали в очень узком смысле, а иногда — в самом широком, включая почти все, что происходит в духовной жизни верующего — и оправдание, и освящение, и возрождение. Такова практика, к примеру, римско-католической церкви.

На мой взгляд, очень важно различать значения слов «возрождение» и «обращение», так как часто их путают. Возрождение не является обращением, потому что обращение зависит от нас, тогда как возрождение, как мы увидим далее, полностью зависит от Бога. Обращение — это перелом в жизни, но это не возрождение. Можно сказать так: когда люди оставляют прежний образ жизни, это является доказательством того, что они возрождены. Обращение — это то, что следует за возрождением. Видимые изменения в жизни людей являются следствием глубоких, внутренних перемен, которые произошли с ними.

Можно привести следующую иллюстрацию. Между посевом семени и результатами этого посева существует большая разница. Возрождение — это посев семени жизни, и, безусловно, он должен отличаться от результатов. Существует различие между зачатием и рождением.

Зачатие происходит задолго до рождения. Это разовый акт, который со временем приводит к рождению. Поэтому необходимо различать эти два явления и помнить, что, говоря о возрождении, мы имеем в виду как бы зачатие, а не рождение.

Действенный призыв влечет за собой подлинное рождение, доказательством которого является то, что эти люди живы. Призыв был действенен, так как они имеют веру, и это значит, что процесс зачатия, внедрения семени жизни уже произошел. Я считаю полезным сделать данное разграничение, чтобы видеть отличие не только между возрождением и обращением, но и между возрождением и усыновлением. Люди часто смешивают последние два понятия, но совершенно ясно, что они различны.

Итак, мы определяем возрождение как помещение в душу новой жизни, но если вам нравятся более общие определения, то рассмотрите следующее: это Божье деяние, благодаря которому в человека входит новая жизнь, вследствие чего ведущая направленность души становится святой. Далее следует рождение, которое является первым действием в новом состоянии.

Сформулировав точное определение, давайте рассмотрим, что, в сущности, происходит во время нашего возрождения. Это имеет огромное значение и, следовательно, мы должны начать с отрицательных утверждений, чтобы точно знать, чем возрождение не является и что во время него не происходит.

Первое отрицательное утверждение, которое мы должны сформулировать, будет следующим: возрождение не означает изменения сущности человеческой природы. Здесь ключевое слово — сущность. Доктрина о возрождении не учит, что сущность человеческой природы, ее состав изменяется.

Или можно сказать так: мы не должны думать, что в нас внедряется некое материальное, физическое семя или носитель жизни. Возрождение — это не какая-то инъекция или имплантация физической субстанции внутрь нас. Это не физическое, а духовное явление.

В-третьих, мы не должны думать, что возрождение означает полное изменение всей человеческой природы. Возрожденный человек не становится совершенно другим (далее мы увидим, почему так важны эти отрицательные утверждения). Возрождение не означает и того, что человек становится божественной личностью или даже Богом.

«Но почему же? — могут возразить мне. — Ведь мы становимся причастниками божественного естества!»

Да, но не в том смысле, что мы вдруг становимся божественными. Мы не становимся подобны Господу Иисусу Христу, имеющему две природы — человеческую и божественную. Необходимо быть очень осторожными в этом вопросе.

Следующее отрицательное утверждение: возрождение не означает добавление или изъятие каких-либо свойств души, изменение ее сущности, как полагают некоторые люди. Каждое из приведенных отрицательных утверждений должно предохранить нас от неправильных взглядов, которые встречаются время от времени. Душа имеет пять свойств. Это разум, память, чувства, воля и совесть. Некоторые люди полагают, что во время возрождения это количество изменяется, но такой взгляд не соответствует библейской доктрине о возрождении.

И последнее отрицательное утверждение: возрождение — это не какая-то моральная реформа, хотя некоторые люди именно так и полагают. Они утверждают, что во время возрождения воля человека изменяется, и поэтому он начинает преображаться и стремиться к лучшему образу жизни.

А теперь давайте перейдем к положительным утверждениям. Что такое возрождение? Позвольте мне повторить, что это внедрение принципа новой жизни и радикальное изменение ведущей направленности души. Я хочу пояснить, что под этим подразумевается. Для нас очень важно понять идею слова направленность. За свойствами нашей души стоит нечто такое, что их направляет. Мы называем это направленностью. Возьмем двух человек. Они обладают одинаковыми качествами, и то же самое можно сказать об их способностях, но один из них живет благочестивой жизнью, а другой — нет. Чем обусловлено такое различие? Ответ заключается в том, что благочестивый человек имеет святую направленность, и она, как регулятор свойств его души, управляет ими и побуждает его применять свои свойства для благих целей. У другого же человека направленность нечестива, поэтому он использует те же свойства своей души в совершенно противоположном направлении. Вот что мы понимаем под направленностью.

Если вы задумаетесь над этим, исследуете себя и свою жизнь, свое поведение и поведение других людей, то сразу же увидите, какое огромное значение имеет направленность. Она является фактором, который, если хотите, предопределяет то, что мы делаем и кем мы являемся. В чем заключается различие между людьми, имеющими разные интересы и способности, к примеру, между человеком искусства и человеком науки? Мы не можем сказать, что оно заключается только лишь в силе разума или в свойствах души. Нет, но каждый из этих двух человек обладает определенной направленностью, которая свидетельствует о его сущности. Направленность организует их свойства и способности таким образом, что один занимается искусством, а другой — наукой и т. д. Итак, я хочу подчеркнуть следующее: во время возрождения Бог так воздействует на нас Духом Святым, что фундаментальная направленность нашей личности изменяется. Он помещает святой принцип, семя новой духовной жизни в ту направленность, которая предопределяет нашу сущность и то, как мы используем свои свойства и способности.

Позвольте мне в качестве объяснения привести одну хорошую иллюстрацию. Вспомним апостола Павла, когда он именовался еще Савлом из Тарса. Нет никаких сомнений в том, что у него были выдающиеся способности, разум и сила воли. Сейчас мы не говорим о памяти. Он был незаурядной личностью и всегда считался великим человеком. Но в данный момент Савл преследует церковь, считая Сына Божия богохульником. Он направляется в Дамаск, «дыша угрозами и убийством», чтобы все свои силы бросить на искоренение христианской церкви. Но посмотрите на него спустя некоторое время, когда он проповедует Евангелие с такой силой, с какой оно никогда больше не проповедовалось. Павел остался той же личностью, у него остались те же свойства и способности, однако они стали применяться в совершенно новом направлении. Что же изменилось? Нет, не свойства души Павла. Они по-прежнему те же: то же дерзновение, та же логика, то же усердие и та же готовность рисковать. Павел, без сомнения, остался самим собой. Однако вся направленность его личности, все его мировоззрение изменились. Теперь это уже другой человек. Что же произошло? Изменилась направленность.

Я подчеркиваю, что мы сможем увидеть различие между возрождением и психическими явлениями и процессами только тогда, когда поймем это. Видите ли, возрождаясь, люди не становятся одинаковыми, как почтовые штампы, но они зачастую уподобляются друг другу, подвергаясь психологическому влиянию. Это очень важное различие. Когда люди возрождаются, особые дарования, которые их отличают, всегда остаются при них. Как уже отмечалось, Павел, проповедуя Евангелие, в сущности был тем же человеком, что и раньше, когда он преследовал церковь. Я имею в виду, что он был той же самой личностью с теми же особенностями поведения. Бог вовсе не предусматривал, чтобы все христиане были одинаковыми, одинаково говорили, проповедовали или молились. Евангелие не приводит к подобному преобразованию людей, и если у вас такой взгляд на возрождение, то вы заблуждаетесь. Возрождение изменяет направленность, которая является стержнем личности. Это нечто фундаментальное, что определяет курс движения, маршрут и способ действия. Очень важно, чтобы мы поняли, что изменения при возрождении касаются направленности.

Далее, во-вторых, так как направленность является фундаментом нашей личности, то отсюда вытекает, что ее изменение влияет на всю личность. Не кажется ли кому-либо из вас, что я противоречу одному из своих отрицательных утверждений? Выше было сказано, что личность не меняется полностью, а теперь, похоже, я говорю обратное. Я придерживаюсь своего отрицательного утверждения, но я говорю в принципе, потому что изменение направленности касается всей личности. То, как я использую свой ум, как проявляю свои чувства, подвергается изменению, и то же самое касается моей воли, потому что, по определению, направленность лежит в основе всего этого и управляет всем этим. Поэтому, когда моя направленность меняется, я становлюсь человеком с новым умом. Ранее я не интересовался Евангелием, а теперь оно очень важно для меня, ранее я не понимал его, а теперь понимаю.

Но изменение ведущей направленности личности не означает, что теперь мой ум стал более великим! Нет, мой разум, интеллект остался прежним, но теперь он действует в иной сфере и иным образом. То же самое происходит с чувствами. Человек, который ранее ненавидел Евангелие, сейчас любит его, и тот, кто ненавидел Господа Иисуса Христа, благоговеет перед ним. То же самое касается и воли. Я был непослушен и упрям, противился Евангелию, а теперь меня влечет к нему, и я стремлюсь изучать его.

Далее следует обратить внимание на то, что данные изменения происходят мгновенно. Вы видите разницу между зачатием и рождением? Зачатие, по определению, — мгновенный акт. Наступает момент, когда ядро жизни входит, проникает в человека. Это мгновенное и одноразовое действие. Другими словами, в возрождении не существует никаких промежуточных звеньев. Либо жизнь есть, либо ее нет. Она не может проявляться частично или появляться постепенно. Я еще раз подчеркиваю это. Под мгновенным характером возрождения я не имею в виду осознание человеком этих перемен. Я говорю вещи в себе, о том, как возрождение осуществляется Богом. Осознание, конечно же, со временем наступает, но сам акт оживотворения происходит вне времени, и поэтому он происходит непосредственно и мгновенно.

Также очень важно отметить, что оживотворение, внедрение семени жизни и изменение направленности души происходит на подсознательном уровне или, если хотите, вне разума. Наш Господь подробно объяснил это Никодиму (Иоан. 3). Это тайна, непостижимое для человеческого ума явление. Действительно, нам не дано понять, как появляется новая жизнь. Мы сразу же узнаем о ее появлении, потому что осознаем нечто новое, иное, но мы не можем это логически объяснить, проникнуть в эту тайну.

Позвольте мне обратиться за доказательствами к Священному Писанию. Никодим, подобно всем нам, пытался разобраться в этом. Наш Господь сказал ему: «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:3). «Дорогой мой Никодим! — как бы говорил Он, — ты пытаешься понять различие между тобою и Мною, уразуметь Мои дела. Остановись! Речь не идет о каком-то частном изменении или понимании. Должна измениться ведущая направленность твоей жизни. Ты должен родиться свыше. Корень находится глубже, чем ты думаешь».

Никодим удивился: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Иоан. 3:4). Он хотел понять, как все это произойдет, но наш Господь продолжал отвечать в том же духе, а Никодим настаивал на своем.

Наконец, наш Господь сказал: «Дух дышит, где хочет…» (в английской Библии «ветер». — Прим. перев.). Его действие независимо и суверенно. Вы не знаете, когда он подует или перестанет дуть. Он все решает сам: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит…» (Иоан. 3:8). Вы не видите ветра, но можете слышать его шум, наблюдать за подхваченными им предметами. Его действия непредсказуемы. В ветре есть какая-то тайна, нечто непостижимое. Вы не можете измерить ветер или до конца объяснить его природу, но вы прекрасно видите его результаты. «…Так бывает со всяким, рожденным от Духа» (ст. 8).

Есть люди, которые не понимают этого и переводят выражение «ветер дышит» (ст. 8) как «Дух дышит», подразумевая под этим Святого Духа (в древнегреческом языке для обозначения понятия «ветер» и «дух» использовалось одно и то же слово. В русском Синодальном переводе сказано «Дух». — Прим. перев.). Но это не так. Наш Господь приводит здесь лишь иллюстрацию, говоря о ветре, вихре, если хотите, но Он не имеет в виду Святого Духа, как и духа вообще. Ветер «дышит, где хочет, и голос его слышишь». Вы не видите ветра, но вы видите результаты его действия — «так бывает со всяким рожденным от Духа». Изменяется сущность самой природы.

Мое четвертое утверждение заключается в том, что возрождение дает Бог. Это Божий акт, в котором люди не принимают никакого участия. В Иоан. 1:13 мы читаем: «…которые… родились…». Вы никак не можете родить самого себя. Сказано: «…которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Только Бог может внедрить принцип или семя духовной жизни. Давайте еще раз вспомним слова, сказанные нашим Господом Никодиму: «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:5, 6). Только так и не иначе: мы рождены свыше. Это нечто, приходящее к нам извне.

Мы не рождаем себя, не можем самих себя оживотворить. Это исключительно Божья работа в нас и над нами.

Мы еще не закончили рассмотрение великой фундаментальной доктрины о возрождении, но я уверен, что уже все уяснили, что Бог влияет на направленность нашей души через Святого Духа. Мы рождены от Духа.

Решусь привести такую иллюстрацию. Вы помните, что наш Господь и Спаситель Иисус Христос был рожден от Марии, но зачат от Святого Духа. Возможно, нечто сходное (но не то же самое, как мы понимаем) происходит и при рождении свыше. Внедрение нового принципа духовной жизни, изменение направленности личности производится Святым Духом Божьим. При этом человеческая природа полностью не изменяется, но человек становится новым творением благодаря изменению своей направленности. Он становится другим человеком во всех отношениях, потому что изменяется фундаментальный фактор его личности, который предопределяет все остальные.

Однако при этом свойства личности человека остаются теми же. Никогда не пытайтесь выдавать себя за кого-то другого. Будьте самими собой — этого хочет Бог. Он сотворил нас такими, какие мы есть, и мы более всего можем прославлять Бога, будучи самими собой. Всегда остерегайтесь верующих, которые не имеют своего мнения и во всем придерживаются одинаковых взглядов. Вероятнее всего, это указывает на то, что они являются душевными, а не духовными христианами. После возрождения человек остается тем, кем он был ранее, поэтому мы наблюдаем такое славное разнообразие среди апостолов и других последователей Христа во многовековой истории христианской церкви. Все они свидетельствуют о Спасителе, о благодати, о возрождении, об изменении направленности души, но эти свидетельства выражаются по-разному, в зависимости от даров, свойств, наклонностей и сил, которые Бог дал каждому человеку.

Какое чудесное спасение, какой славный путь искупления! О, как мне нравится слово, использованное во второй главе Послания к Евреям. Оно совершенным образом характеризует и определяет то, что я пытаюсь выразить. Имея в виду великое спасение, дарованное Богом, автор в Евр. 2:10 говорит: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (курсив автора. — Прим. ред.). Сему надлежало быть! И я верю, что все мы, кратко ознакомившись с великой доктриной о возрождении, можем сказать то же самое. Это путь спасения, который надлежало пройти Ему, великому Богу!