10. Дитя Божие во Христе

Напоминаю, что мы все еще рассматриваем великую доктрину о возрождении и роль Святого Духа в этом процессе. Это настолько важная и жизненная тема, что я не спешу заканчивать ее изучение. Я не придерживаюсь определенной формы и строгого плана изложения материала, позволяя великой истине самой вести и направлять нас. Итак, мы сказали о природе возрождения, его значении, о том, каким образом оно происходит и в какой зависимости находится от слова, а также особо подчеркнули, что для нашего возрождения не существует никаких вспомогательных средств: оно является прямым и непосредственным результатом воздействия Духа на наши души. Далее мы отметили, что ничто не может остановить непрерывную работу, которую выполняет в нас Бог. Безопасность верующего, как мы увидим, когда перейдем к доктрине об уверенности в спасении, покоится непосредственно на великой доктрине о возрождении.

Сейчас же мы подходим к теме, которая имеет большое практическое значение. Главной задачей наших лекций является обзор доктрин, но я всегда стараюсь показать, что теоретические, абстрактные исследования не являются такой уж скучной и безрадостной работой. Я могу засвидетельствовать, что знание доктрин очень помогает мне жить христианской жизнью. Итак, мы должны периодически обращать свое внимание на практическое применение доктрин, и сейчас я хотел бы коснуться результатов, к которым ведет возрождение, или, говоря иначе, доказательств того, что мы действительно рождены свыше. Я знаю, что этот вопрос беспокоит многих людей, поэтому перехожу непосредственно к нему. Некоторые люди спрашивают: «Как мне узнать, имею я возрождение или нет?» Эта тема составляет важную часть доктрины о возрождении, и сейчас мы будем говорить о результатах возрождения.

Мы можем начать с общего принципа. Возрождение, как уже говорилось, — это внедрение внутрь нас принципа духовной жизни. Жизнь всегда проявляет себя. Доказательством рождения младенца является его крик или движения. Невозможно представить жизнь, которая бы никак не проявлялась. Это касается как духовной, так и любой другой формы жизни. Итак, в Библии имеется множество текстов, которые могут помочь определить, возрождены мы или нет. Классический отрывок на эту тему записан в Первом послании Иоанна. Автор комментариев к этой книге Библии справедливо, как я полагаю, озаглавил их «Доказательства жизни». Именно о них говорится в Первом послании Иоанна. Я думаю, что заповеди блаженства также являются хорошими индикаторами возрождения, которые нам дал Сам Господь.

Итак, давайте кратко взглянем на них. В Первом послании Иоанна имеются четыре основных доказательства, которые постоянно повторяются (имеются и другие дополнительные доказательства, которых мы не будем касаться). В этом послании относительно легко можно выделить подразделы, если мы признаем четыре главные доказательства духовной жизни или возрождения человека. Я не буду соблюдать порядок, в котором они представлены в послании, их можно обнаружить в каждом подразделе.

Первое доказательство — это вера в то, что Иисус есть Христос. Иоанн говорит «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они… Духа Божия… узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1 Иоан. 4:1, 2). Это важнейшее утверждение. В нем содержится вся доктрина о Господе Иисусе Христе. Если вы соглашаетесь с ним, значит вы верите, что Иисус Христос действительно является вечным Богом, одним из трех Лиц благословенной Троицы. Примените это доказательство к любому из культов, которых сейчас множество, и вы увидите, какой это прекрасный тест. Недостаточно прославлять Иисуса Христа и даже говорить, что Он есть Сын Божий. Вы должны свидетельствовать о том, что Он есть Иегова, что Иисус Христос — предвечный Сын Божий, единосущный Отцу, второе Лицо благословенной Троицы — пришел во плоти. Его тело не было призраком: «И Слово стало плотию и обитало с нами…» (Иоан. 1:14). Признавать достоверность этого утверждения — значит признавать все, что мы сказали ранее[3] исследуя великую доктрину о Личности нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Иоанн не устает повторять это снова и снова. В 1 Иоан. 5:1 говорится: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» и т. д. Вы помните подобное утверждение апостола Павла: «…никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Только так. Есть все основания считать, что человек, который сознательно исповедует Иисуса Христа Господом, рожден свыше, что в нем пребывает Святой Дух.

Вторым доказательством является соблюдение заповедей. Вообще-то это первое доказательство возрождения, которое предлагает Иоанн: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Иоан. 2:3). Эту мысль Иоанн постоянно повторяет в своем Первом послании. В последней главе он пишет: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Иоан. 5: 3). Иногда он называет соблюдение заповедей «деланием правды» (1 Иоан. 2:29). По этому критерию, как показывает Иоанн, можно распознать, кто от Бога, а кто от диавола. Более того, дитя Божье, возрожденный человек не только соблюдает заповеди, но и получает от этого наслаждение. Заповеди Божьи, указывает Иоанн, не угнетают. Их не выполняют из-под палки. Христиан не тяготят эти заповеди, они не только не избегают, но любят их выполнять. В Послании к Римлянам апостол Павел также говорит об этой истине (Рим. 7). Итак, соблюдение заповедей — самое важное доказательство рождения свыше. Наше отношение к заповедям Божьим, заповедям Христовым сразу же обнаруживает, получили мы благословенную новую жизнь или нет.

Третье доказательство заключается в том, что Бог дал нам Святого Духа. Иоанн в конце третьей главы пишет: «…А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Иоан. 3:24).

«Но, — может спросить кто-то, — как же узнать, получил ли я Духа?» Об этом мы поговорим позже, когда продолжим исследование данной доктрины, но все же отметим один из несомненных критериев. Существует нечто такое, что апостол Павел называет «Духом усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!”» (Рим. 8:15). Об этом же Павел говорит в Гал. 4:6: «…Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!”». Этот Дух является «Духом усыновления», и одним из доказательств того, что мы имеем в себе Святой Дух, является внутренняя уверенность, пусть даже и не до конца объяснимая, что Бог — наш Отец. Он больше не является каким-то удаленным Вседержителем. Он — наш Отец. Мы обращаемся к Нему: «Боже мой, Отче мой!». Существуют и другие свидетельства присутствия Святого Духа, но мы продолжим рассматривать их на следующей лекции.

Последнее доказательство — это наша любовь к братьям. «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев…» (1 Иоан. 3:14). Это самое замечательное доказательство возрождения. Оно подводит нас к следующей теме о мистическом союзе всех верующих с Господом Иисусом Христом и, следовательно, друг с другом. Вы видите, что иначе быть не может. Если мы соединены со Христом и друг с другом, то имеем единство и любовь между собой. Мы узнаем христиан при встрече. В каком-то смысле мы не нуждаемся, чтобы кто-либо сказал нам, что те или иные люди — христиане. Мы сразу же видим их, и у нас появляется чувство, что мы знали их всегда. Мы являемся членами одной семьи, мы связаны друг с другом. Для нас предпочтительнее их общество любому другому. Если бы вы предложили мне выбрать, с кем провести вечер: с так называемыми великими людьми мира сего или с несколькими скромными и неизвестными христианами, то я бы предпочел последнее. У нас ведь столько общего! Мы любим друг друга. Мы знаем, что принадлежим друг другу, и ничто не может разлучить нас. «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев…» (1 Иоан. 3:14). Если мы не узнаём христиан и не любим их, то нам следует обратить внимание на свое состояние. Дети одной семьи любят друг друга.

Таковы основные четыре доказательства рождения свыше, данные нам в Первом послании Иоанна. Безусловно, есть и другие доказательства, записанные в Священном Писании, и я хочу просто назвать их. Одно из них для меня очень ценно, и оно длительное время служило мне огромным утешением. Я имею в виду сознание внутренней борьбы. Это очень важный показатель. Павел прекрасно выражает его в Гал. 5:17, где он учит, что «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Дух и плоть воюют между собой или «желают противного» друг другу. Это значит, что, по определению, в христианах происходит великая борьба. Святой Дух желает посвятить их Богу, а плоть, то есть иной дух, управляемый диаволом, желает, чтобы они оказались в царстве тьмы. Поэтому плоть и дух воюют за обладание душой, и христиане осознают, что они являются ареной этого конфликта, этой внутренней, междоусобной войны. Они осознают наличие в себе двух сил, двух векторов и поэтому имеют право считать себя христианами.

Но будьте очень внимательны. Я говорю не только о способности различать добро и зло, праведное и неправедное. Люди имеют представление о нравственной чистоте и этическом кодексе. Они могут осознавать, что катятся вниз. Я же имею в виду нечто иное. Будучи не-возрожденными, вы считали, что сами можете справиться с ситуацией, что все зависит исключительно от вас. Вы сами разрешаете проблемы. Но теперь вы осознаете, что есть еще некто — Дух, пребывающий в вас. Он работает в вас, вдохновляет, уводит от мира сего, открывает истину. Вы осознаете действие Духа Святого, а также силу сатаны, чего не было до уверования.

Следовательно, явным признаком рождения свыше является то, что человек, как никогда ранее, ощущает на себе влияние сатаны. Сатане незачем трудиться над невозрожденными людьми. Их можно оставить в покое, ведь они и так принадлежат ему, находятся в его царстве и сами не могут оттуда вырваться. Однако как только человек переходит в Божье царство, в царство света, диавол начинает приступать к нему, совершать на него нападки в духовной сфере. Люди осознают его присутствие и то, что они участвуют в битве не на жизнь, а на смерть. Таким образом, противостояние плоти и Духа является доказательством рождения свыше.

Еще одно доказательство рождения свыше заключается в следующем: всякий, кто имеет желание познавать Бога, а не только получать от Него благословения, может быть совершенно уверенным в том, что он — дитя Божье. Несомненно, всем хочется быть счастливыми и получать благословения. Да, но отличительной чертой детей Божьих является то, что они интересуются Самой Личностью Бога. Они любят своего Отца и хотят познавать Его все больше и больше. Они больше стремятся к Подателю даров, к Благословляющему, чем к самому благословению. Они начинают томиться по Богу, как выразился псалмопевец: «Жаждет душа моя к Богу…» (Пс. 41:3). Их души жаждут общения с живым Богом. Если у вас есть сильное желание познавать Бога, то вы можете быть уверенны в своем возрождении. Невозрожденный ум не может стремиться к богопознанию, потому что он пребывает во «вражде против Бога» (Рим. 8:7). Все мы по природе являемся, как сказал Павел, «отчужденными и врагами» (Кол. 1:21) для Бога. Невозрожденные Люди ненавидят Бога и не желают ничего знать о Нем. Они с готовностью верят любым и нередко весьма примитивным доказательствам того, что Бога нет, находя их в газетах и журналах. Они против Бога, а дети Божьи желают познавать Бога.

Последнее доказательство, которое я хотел бы упомянуть и которое я также считаю очень важным, заключается в том, что дети Божьи не только желают прощения своих грехов и избежания их последствий, но они также знают, что такое грех. Другими словами, как выразился Павел в Рим. 7, они восклицают: «Бедный я человек! кто избавит меня..?» (ст. 24). Грешники же, невозрожденные люди, не задумываются о последствиях греха, не хотят нести за него ответственность, так как не имеют понятия о природе греха, о подлинном чувстве вины за грех. Они не осознали, насколько мерзок, безумен и отвратителен грех, они не гнушаются им. Но дети Божьи ненавидят грех. Вот почему наш Господь говорит о них: «Блаженны алчущие и жаждущие правды…» (Матф. 5:6). Почему блаженны? Потому что они являются детьми Божьими. Неверующие и невозрожденные люди не могут знать этого чувства жажды, потребности в праведности и святости. Они могут стремиться жить добропорядочной жизнью и придерживаться норм морали, но христиане идут намного дальше. Они имеют чувство жажды и потребности в праведности. Они желают быть подобными Христу, подобными святым, о которых они читают. Дети Божьи не довольствуются только тем, чтобы не совершать определенных грехов, но они хотят иметь чистое сердце, хотят быть непорочными, святыми, подобными Богу. Они жаждут праведности.

Таковы, по моему мнению, некоторые основные доказательства возрождения. Они, безусловно, не единственные, но я считаю, что на них в первую очередь можно опереться, чтобы определить, рождены мы свыше или нет. Говоря о возрождении, Иоанн в своем Первом послании вводит еще одно понятие. Он неоднократно упоминает о нашем союзе со Христом. Например: «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том…» (1 Иоан. 3:24). Другими словами, иногда Иоанн говорит о возрождении, о семени жизни, а иногда описывает возрождение как союз верующего со своим Господом. Эта доктрина неотделима от доктрины о возрождении, которую мы только что рассмотрели, поэтому будем рассматривать ее в этом контексте. Я думаю, вы согласитесь с тем, что нет более важной, восхитительной и славной доктрины, чем эта.

Возможно, некоторых удивит, почему мы изучаем данную доктрину сейчас.

Действительно, вы можете обнаружить, что многие люди считают доктрину о союзе верующего со Христом самой последней, заключительной доктриной в ряду других доктрин. Они полагают, что союз со Христом возможен лишь при условии достижения необычайной святости и чистоты, и поэтому не рассматривают данную доктрину в числе первых. Этот вывод делается исключительно на основании учения мистиков, имеющих свою иерархическую лестницу, по которой они поднимаются мистическим путем. Согласно их учению, конечной целью верующего является слияние с божеством или «растворение» в нем.

Этот взгляд характерен практически для всех мистиков, но слово «мистики» я беру в кавычки. Апостол Павел также был мистиком, но не в том смысле, который я сейчас имею в виду. Я не хотел бы говорить о мистиках в традиционном смысле и думаю, вы понимаете, что я хочу сказать. Речь идет о мистиках, которые являются более философствующими, чем духовными, более ориентированными на философию, чем на Священное Писание. Таковые, особенно из католиков, имеют представления о союзе со Христом, которые соответствуют больше философии, чем библейской истине. Даже такого великого англичанина, как Уильяма Jloy, следует отнести к данной категории мистиков, насколько я могу судить по его произведениям. Ему многим были обязаны Джон и Чарльз Уэсли, особенно на раннем этапе своей жизни. Впоследствии они расстались с Лоу, и правильно сделали, так как увидели, что тот был настроен слишком философски и недостаточно библейски. Таковые мистики имеют тенденцию рассматривать союз верующего со Христом как некое растворение в вечности. Это же учение характерно и для многих восточных культов.

К сожалению, это учение часто влияет и на христиан — даже на тех, которые именуют себя евангельскими. Они также полагают, что подлинное единение со Христом могут иметь только люди, достигшие исключительной святости и чистоты, порвавшие все связи с миром и смирившие себя настолько, что смогли достичь этого мистического союза. Но я утверждаю, что это совершенно ошибочное представление и что доктрину о союзе верующего со Христом следует рассматривать именно на данном этапе изучения библейских доктрин.

Почему? Потому что, как я надеюсь вам показать, все благословения Христовой искупительной работы приходят к нам через этот союз. Я могу сформулировать это еще более ясно в отрицательной форме. Мы не можем получить никаких благословений от служения Господа Иисуса Христа до тех пор, пока не прилепимся к Нему, пока не вступим с Ним в союз. Позвольте мне привести вам один стих, который прояснит нашу позицию. Павел говорит: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах…» (Еф. 1:3). Вот в чем суть. Все духовные благословения в небесах принадлежат нам во Христе, лишь в Нем одном.

Позвольте мне привести следующий стих по данной теме, к которому я еще буду обращаться несколько позже. Иоанн в самом начале своего Евангелия говорит: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать…» (Иоан. 1:16). Все мы получили полноту Иисуса Христа. Каким образом? Соединившись с Ним. Он является источником всякого благословения, которое мы можем получить только в союзе со Христом. Итак, как вы видите, мы вынуждены признать, что даже возрождение, о котором говорилось выше, логически вытекает из нашего союза со Христом.

Мы можем не сомневаться, что хронологически эти два события происходят одновременно. В тот самый момент, когда мы присоединяемся ко Христу, мы рождаемся свыше; в тот момент, когда мы соединяемся с Ним, мы получаем новый принцип жизни. Невозможно определить последовательность этих событий во времени, но, рассуждая логически, мы должны поставить союз со Христом перед возрождением. Согласно избранному нами порядку, мы начали с идеи о призвании, остановились на действенном призыве и затем должны были перейти к возрождению, отметив, что союз верующего со Христом является причиной его.

Безусловно, следует сказать, что этот союз появляется благодаря особой и уникальной работе Святого Духа. Не это ли имел в виду наш Господь, когда Он, повернувшись к Своим ученикам, сказал: «…лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…» (Иоан. 16:7)? Именно этот союз является причиной всех благословений. Вот хорошее домашнее задание для изучающих Библию! Вы можете легко заметить, что доктрина о союзе со Христом во многих отношениях является главнейшей из доктрин, приведенных апостолом Иоанном. Конечно же, о ней говорят и другие авторы книг Библии, например, апостол Павел, но мне кажется, что особенно ярко ее раскрывает Иоанн. Внимательно прочтите его Евангелие, отмечая те места, в которых говорится о таком союзе, и, я думаю, вы легко заметите, что именно на этом фоне, начиная с четырнадцатой главы, Иоанн представляет учение нашего Господа о Святом Духе. Наряду с этим учением наш Господь говорит Своим ученикам о союзе с Собой. Во многих отношениях классическим отрывком, представляющим доктрину о союзе верующего со Христом, являются главы 14-17 Евангелия от Иоанна. Какое прекрасное место Священного Писания! И вы видите, что оно также непосредственно относится к учению о Личности и работе Святого Духа.

Вот что я имею в виду, когда говорю, что Святой Дух соединяет нас с нашим возлюбленным Господом. Существует точка зрения (я не знаю, насколько она оправдана Писанием, но, во всяком случае, она достойна повторения), согласно которой, это особая работа Святого Духа в Божестве, в благословенной Святой Троице. Третья Личность Троицы является как бы связующим звеном между Отцом и Сыном. Возможно, это чисто теоретические рассуждения, но мы хорошо знаем, что именно Дух Святой соединяет нас с Сыном и Отцом, обеспечивает наше общение, что это Его особое служение.

Итак, по мере приближения к этой великой, славной и замечательной доктрине, давайте еще раз рассмотрим некоторые понятия, использованные в Писании. Прежде всего, мы должны рассмотреть выражения, которые, увы, многие из нас упускают из виду при чтении как коллективном, так и личном, но которые во многих отношениях являются самыми важными в Писании. Это выражения: «во Христе», «во Христе в Коринфе», «во Христе в Колоссах». Павел повторяет слова «во Христе» в 16-й главе Послания к Римлянам, приводя перечень имен. Многие люди не читают ее вообще, утверждая, что в ней «нет ничего, кроме имен!». Прочитайте эту главу еще раз, и вы увидите, что Павел обращается к Прискилле и Акиле, которые, как он выражается, находятся «во Христе» (ст. 3). Какие прекрасные слова! Христианин -это человек, пребывающий во Христе. Святые, где бы они ни жили, пребывают во Христе Иисусе. Эта мысль может выражаться по-разному, но смысл остается тот же: невозможно быть христианином, не находясь во Христе. Вы не можете быть им только на основании того, что веруете в определенные догмы и считаете, что если будете все делать, как следует, то когда-нибудь соединитесь со Христом. Вовсе нет! Либо вы находитесь во Христе, либо вы вообще не христианин.

Давайте возьмем другой отрывок. В Иоан. 15 наш Господь сравнивает союз с Ним с лозой и ветвями. Он говорит: «Я есмь Лоза, а вы — ветви…» (ст. 5). Эта иллюстрация помогает нам понять мистический союз со Христом. Его можно сравнить со стволом и ветвями дерева, которые являются его живыми частями. Они находятся в отношениях жизни, в живой взаимосвязи.

Также Библия сравнивает взаимодействие верующих и Христа со взаимодействием головы и тела. «И вы — тело Христово, а порознь — члены», — говорит Павел в 1 Кор. 12:27. То же самое он повторяет в Еф. 4:15, 16:

«…но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

В Еф. 5 Павел делает еще одно сравнение. Не случайно апостол, рассуждая о союзе между верующим и Христом, приводит больше, чем обычно, иллюстраций и аналогий. В Еф. 5 он говорит: «…Потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:30-32). Он сравнивает союз между верующим и Господом с союзом между мужем и женой.

Обратим внимание еще на одно сравнение, которое приводит Петр в 1 Пет. 2:4-6: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный…». Вам понятна идея? Наши взаимоотношения со Христом сравниваются со строительством, и далее в ст. 6 Петр проводит аналогию со взаимосвязью между отдельными камнями и основанием: «…и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: „вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный…”». Это очень важный элемент в строительстве любого здания.

Рассмотрим еще одно сравнение, которое с точки зрения доктрины имеет огромное значение. Его приводит апостол Павел, противопоставляя союз неверующих с Адамом союзу верующих со Христом. Этот важный аргумент представлен в Рим. 5 и повторяется в 1 Кор. 15:22 и 49. В Рим. 5 сказано, что смерть перешла во всех людей по причине греха Адама. Почему? Потому что они имеют определенные отношения с Адамом. Все мы осуждены в нем. Как вы помните, он является нашим представителем,4 нашим федеральным главой. Более того, мы связаны с Адамом, потому что находились в его чреслах, когда он согрешил. В Адаме все умерли. В этом заключается суть доктрины о первородном грехе. Но во Христе все оживут. Отношения верующего со Христом являются союзом так же, как и отношения между Адамом и всеми его потомками. Все мы рождены в Адаме и связаны, соединены с ним. Да, но рождаясь свыше, мы становимся так же зависимы от Христа. Какая важная доктрина появляется в результате этого союза! Мы увидим, что это одна из самых драгоценных истин, которые мы способны понять. Прочитайте еще раз Рим. 5 и 1 Кор. 15, начиная со ст. 21 и далее.

Надеюсь, вам стал более понятен этот вопрос. Возрождение и союз со Христом нельзя разделять. Невозможно получить рождение свыше и не пребывать во Христе. Вы возрождены потому, что находитесь во Христе. В тот момент, когда вы соединяетесь с Ним, вы рождаетесь свыше, и поэтому недопустимо рассматривать возрождение вне связи с этим союзом, полагая, что он устанавливается не сразу, а постепенно. Отнюдь нет! Возрождение и союз со Христом должны всегда рассматриваться в тесной взаимосвязи. А теперь давайте на основании Писания попытаемся рассмотреть природу этого союза, метод его заключения, а также его некоторые славные последствия. Пусть Бог нас благословит и даст способность вникнуть в эти глубокие и драгоценные истины! И снова, я повторяю, ничто так не укрепляет мою веру и не наполняет меня желанием уподобляться Господу в Его святости и чистоте, как понимание того, какое положение я занимаю, пребывая во Христе и являясь христианином, дитем Божьим.