12. Обращение

Сейчас мы подходим к кульминационному пункту в рассмотрении роли Святого Духа в применении спасения. Мы исследуем работу, которую Он производит в глубине нашего естества. Следует отметить, что все сказанное о действенном призыве, возрождении и нашем союзе со Христом является работой Духа, которую мы порой даже не замечаем, по крайней мере, осознание нами этой работы не является важным условием ее выполнения.

Исследуя ее результаты, мы должны быть очень острожными в использовании хронологического порядка, потому что многое из того, что мы рассматриваем, невозможно представить во времени. Мы должны иметь это в виду и ясно понимать, о чем рассуждаем. Очевидно то, что многие из явлений, касающихся возрождения, происходят почти одновременно. Некоторые величайшие учителя церкви утверждают, что человек может быть возрожденным многие годы, но это никак не будет проявляться. Лично я считаю такое утверждение достаточно спорным, однако не рискую восставать против авторитетов. Я лишь хочу подчеркнуть, что этот вопрос может толковаться по-разному.

Итак, мы рассматриваем, как проявляется работа Святого Духа в применении спасения, и снова возникает интересный вопрос о порядке изучения данных доктрин. Он вызывает оживленные дискуссии, но лично я считаю, что далее должна следовать доктрина об обращении. Перед нами возрожденный человек, возрожденная душа. От него ожидаются определенные действия, которые знаменуют момент обращения.

Что мы подразумеваем под обращением? Это первое проявление новой природы, с которого начинается умерщвление ветхого человека и появление нового. Первое действие возрожденной души связано с поворотом от чего-либо к чему-либо. Само слово «обращение» предполагает перемену направления. Оно не очень часто встречается в Библии, но идея, которая в нем заключена, присутствует постоянно.

Вы можете обнаружить, что обращение иногда обозначает в Писании просто какой-либо поворот. Иногда это относится даже к верующему. Наш Господь, порицая Петра, однажды сказал: «…и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук. 22:32). Это значило: «…когда ты снова вернешься, когда придешь обратно». Речь шла не о первоначальном обращении Петра к Иисусу Христу, так как оно уже произошло. Но вскоре Петр отступит, отречется от своего Учителя, а затем снова станет на истинный путь. Это и есть обращение, но, рассматривая библейские доктрины, хорошо было бы использовать это слово в общепринятом смысле, который имеется в виду, когда говорится о первоначальном сознательном шаге в духовной жизни души по направлению к Богу, о первом проявлении новой жизни, полученной при возрождении.

Это, несомненно, важное явление, и в Писании содержится множество утверждений на эту тему. Например, в Матф. 18:3 приводятся следующие слова Иисуса Христа: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Также все отрывки, которые мы рассматривали при изучении доктрины о возрождении, равно уместны и в этом случае: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия…» (1 Кор. 2:14) и: «…плотские помышления суть вражда против Бога…» (Рим. 8:7). Люди должны оставить это, прежде чем станут христианами; они должны войти в новое состояние. Итак, обращение очень важно. Никто не приходит в мир сей христианином. Все мы рождены во грехе, «в беззаконии» зачаты (Пс. 50:7), все были «чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3). Все мы имеем первородный грех и несем вину за него, поэтому всем нам необходимо пережить обращение, и Библия совершенно ясно говорит об этом.

Тогда возникает следующий вопрос: как происходит обращение? Что является его движущей силой? Ответ очень прост. Прежде всего, это работа Святого Духа, которая совершается через действенный призыв. Мы уже рассмотрели данную доктрину и теперь остановимся на том, как происходит обращение.

Призыв, становясь действенным, ведет к поступкам. Как вы заметили, мы говорим об этом впервые. Давая определение обращению, необходимо отметить участие в нем как Бога, так и человека. Призыв становится действенным, и поэтому мы начинаем что-то делать. Это и есть процесс обращения, который имеет двухсторонний характер: призыв — ответ. Мы уже видели, как это происходит, но, говоря об обращении, мы обязательно должны подчеркнуть роль человека. Итак, при возрождении и вступлении в союз со Христом нам отведена пассивная роль, в нашем сердце проводится работа исключительно Духом Святым. Но при обращении мы сами предпринимаем конкретные шаги и отвечаем на призыв.

Итак, мы подошли к рассмотрению особенностей обращения, и, по-моему, это одна из самых серьезных тем, которую верующие могут обсуждать. Почему так важно исследовать библейское учение об обращении? Потому что существует такое явление, как временное обращение. Вы обратили внимание, как часто говорит об этом наш Господь? Иногда даже кажется, что Он отговаривает некоторых людей следовать за Ним. Один человек сказал Ему: «…я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел», но наш Господь вместо того, чтобы воскликнуть: «Замечательно!», остановил его: «…лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф. 8:19, 20). Этим Он как бы говорил: «Понимаешь ли, что собираешься делать? Только безумец может пойти на войну, не проверив своего оружия. Только безумец может начать строить дом, не убедившись, достаточно ли у него стройматериалов».

Наш Господь постоянно сталкивался с людьми, имеющими временные намерения следовать за Ним, знал об опасности этого и, казалось, отталкивал таких людей. Его даже обвиняли в том, что Он делает ученичество совершенно невозможным. Возьмите знаменитую шестую главу Евангелия от Иоанна, где говорится о людях, следовавших за Христом потому, что они видели чудо насыщения пяти тысяч человек. Здесь наш Господь как бы намеренно просит их оставить Его. Мы узнаем, что великое множество людей, считавших себя учениками Иисуса, отошли и больше не ходили с Ним. Совершенно ясно, что Господь сознательно и настойчиво излагал это учение, проводя четкую границу между духом и плотью. Он знал, что эти мнимые ученики были плотскими, и хотел подчеркнуть исключительную важность духовного.

Возьмите также притчу о сеятеле в Матф. 13 и обратите внимание на ее истолкование Самим Господом. Особое внимание обратите на ст. 20 и 21: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». Заметьте, Господь говорит, что данный человек «тотчас с радостью принимает» слово. Вот что я понимаю под временным обращением. Кажется, что человек принял слово, исполнился радостью, но в нем не было корня, поэтому так печальна его участь. Итак, это учение Самого Господа. Обращение может быть очень радостным, но при этом безжизненным, о чем будет свидетельствовать его временный характер.

Это учение развивается дальше в Писании. Возьмите волхва Симона из Деян. 8. В ст. 13 сказано: «Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа…». Посмотрим, что с ним далее произошло: он оказался «в узах неправды» (ст. 23). Петр повелел Симону покаяться и попросить у Бога прощения. Он казался истинно верующим, но был ли таковым на самом деле?

Далее Павел говорит в 1 Тим. 1:19, 20 о тех людях, которые «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере». Это очень серьезное учение, и апостол Павел напоминает о нем во 2 Тим. 2. Он пишет Тимофею о людях, казавшихся верующими, но начавших отрицать воскресение, в результате чего некоторые христиане испугались, думая, что вся Церковь погибнет. Павел говорит: «Но твердое основание Божие стоит… „познал Господь Своих”» (ст. 19). Бог все знает. Его не обманешь, не проведешь. Существует понятие о временном обращении, о временно уверовавших людях, которые на самом деле не являются верующими. Вот почему так важно знать библейское учение об обращении.

Что же произошло с Димасом? Некоторые считают, что он вообще никогда не был верующим. Я бы не был так категоричен. Может быть, он оступился. «…Димас оставил меня, возлюбив нынешний век…», — пишет Павел (2 Тим. 4:10). В любом случае, это спорный вопрос. И теперь мы подошли к известному классическому отрывку, записанному в Евр. 6, который перекликается с подобным отрывком в десятой главе этого же послания. «Ибо невозможно — однажды просвещенных… и отпадших опять обновлять покаянием…» (Евр. 6:4, 6).

Итак, я сознательно использую выражение «временное обращение». Конечно же, с людьми, к которым оно применимо, не все в порядке, и мы должны разобраться в некоторых вопросах. Необходимо бодрствовать и быть рассудительными, потому что не все то золото, что блестит. То, что кажется обращением, может не быть им в том смысле, который имели в виду наш Господь и богодухновенные апостолы. Поэтому нет ничего более опасного и неразумного, чем избегать подобных вопросов. Вопросы задавать нужно. Всегда исследуйте, что говорит об этом Писание. Если мы хотим быть истинными учителями Слова Божия, помогать другим людям, заботиться о Божьей славе, то должны признать, что существует такое явление, как временное обращение, которое основано на недопонимании библейской истины.

Во-вторых, ради точности необходимо отметить, что существует не только временное, но и ложное обращение. Вы видите, что я разграничиваю эти два понятия. Временное обращение происходит в результате проповеди библейской истины. Ложное же обращение похоже на христианское, однако в основании его лежит не евангельская истина, а какой-либо иной фактор. Итак, мы должны видеть это различие.

Сегодня этот вопрос более актуальный, чем когда-либо, так как множество людей считают, что если в жизни человека произошли большие изменения, то, значит, его обращение было истинным. Если человек оставил грехи, живет благочестивой жизнью и творит добро, то, по их мнению, он стал христианином. Но это может быть ложное заключение. В жизни человека и его привычках могут произойти большие перемены, которые не имеют ничего общего с христианством. Человек может даже выйти из мира и присоединиться к церкви, изменить свой образ жизни, но все же это будет ложным обращением. Человек обратился в том смысле, что оставил одно и повернулся в сторону другого, его жизнь преобразилась, он творит добро, но это обращение ложное, потому что не имеет глубинной связи с истиной. Если вас интересует сам феномен обращения, если вам интересно посмотреть на человека, который может засвидетельствовать: «Вся моя жизнь совершенно изменилась», то вам нужно обратиться к книгам по психологии. Уже многие годы психология пользуется большой популярностью, и я обеспокоен тем, что с ее стороны совершаются сильнейшие атаки на христианскую веру. Я слышал, как один человек утверждал, что подобные нападки на его веру никак не могут ей повредить: «Мне безразлично, что говорят о моей вере люди или наука. У меня нет сомнений в том, что происходит со мной».

На это я ответил: «Да, все это хорошо, но любой психолог в ответ на ваши слова лишь усмехнется и скажет: „Я согласен, вы имеете уникальный психологический опыт и в вашей жизни произошли разительные перемены, однако причины этого могут быть самые разнообразные”, и далее он не оставит камня на камне от вашего христианства».

Нет, защита христианской веры никогда не должна основываться только на том, что вы или я пережили в своей жизни. Она нуждается в объективном подходе. Поэтому, пока мы не уясним суть обращения, всегда будет существовать опасность, что мы не сможем правильно ответить людям, пережившим ложное обращение.

На этом мы остановимся в рассмотрении ложного и временного обращения и перейдем к вопросу более практичному и реальному. В истинном обращении присутствуют различные динамичные элементы, и мы должны четко их себе представлять. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду. Возьмем временной фактор в обращении. Должно ли обращение быть мгновенным? Может ли оно происходить постепенно? Писание не учит, что обращение обязательно должно быть мгновенным. Главное, что оно произошло. Временной фактор не является абсолютно важным, хотя и имеет определенное значение.

Во-вторых, должно ли обращение быть драматичным? Все мы склонны подчеркивать этот элемент, не правда ли? Нам кажется, что обращение непременно должно быть ярким, но прочитав всего одну главу Священного Писания — Деян. 16, мы увидим, что у нас нет права настаивать на этом. Безусловно, на основании истории о темничном страже в Филиппах вы можете прийти к выводу, что обращение должно быть весьма драматичным. Но меня в равной мере поражает история Лидии, и в ней нет никакой драмы. Обращение может быть спокойным, но таким же истинным, как и очень яркое. Драматичность — еще один динамичный элемент. Он может как присутствовать, так и отсутствовать в обращении. Это не решающий фактор.

Далее перед нами встает старый вопрос о месте чувств в обращении. Конечно же, они могут играть видную роль, но чувства бывают разные. Они могут быть очень сильными или едва заметными, но все же это будут чувства. Все мы различаемся по характеру и темпераменту, и в этом наша особенность. Не всегда самой яркой личностью является тот человек, который отличается богатством переживаний.

«Ничем не приметный цветочек, увядая,

Может погрузить меня в раздумье и

Заставить горько рыдать».

У. Уордсворт

Не только те, кто способен горько плакать, являются самыми эмоциональными людьми. Человек может настолько глубоко переживать горе, что у него как бы не остается сил на слезы. Чувства изменчивы и проявляются у разных людей по-разному. Это естественно, и не дай Бог, чтобы мы требовали от других какого-то определенного выражения чувств при обращении.

Далее мы подходим к вопросу о возрасте. Некоторые утверждают, что если человек не обратился в подростковом возрасте, то он уже не обратится никогда, потому что такое благоприятное стечение психологических факторов больше никогда не повторится. Какой ужас! Какое противоречие Писанию! Я никогда не видел более поразительного обращения, чем обращение одного семидесятисемилетнего старика. Слава Богу, для обращения не существует никаких возрастных ограничений! Возраст здесь не играет решающей роли. Ведь мы говорим о том, что совершает Дух Святой. Для старца, стоящего одной ногой в могиле, существует такая же надежда, как и для ребенка, если речь идет об истинном обращении. Если же вас интересуют психологические феномены, то я согласен, что подростковый возраст является наиболее подходящим в этом плане. В этот период жизни человек обладает очень импульсивным характером: достаточно черкнуть спичкой, чтобы произошел взрыв. Но мы имеем в виду не психологические феномены, а говорим об истинном обращении — христианском и духовном, и возраст, слава Богу, не играет здесь никакой роли.

Мы останавливаемся на этом так подробно, потому что всегда существует тенденция стандартизировать переменные аспекты обращения. Иногда виной этому являются проповедники, которые хотят, чтобы все становились христианами определенным образом, и сомневаются в истинности обращения, если оно происходит как-то иначе. То же самое можно сказать и о нас самих. Мы хотим быть как все. Это также один из опасных подходов к человеческому опыту. Сознательно или неосознанно мы стремимся подражать другим. Это часть нашей натуры или естества. Если нам нравится что-то у других, мы хотим, чтобы то же самое было и у нас.

Существует также тенденция сосредотачиваться на отдельных проявлениях обращения, таких как, к примеру, чувства. Мы склонны уделять им особое внимание. Это крайне опасно и может привести к трагедии, потому что, как я уже отмечал, в обращении чувства являются лишь одним из многих переменных факторов. Некоторые люди настаивают на обязательном проявлении каких-то определенных чувств, которые на самом деле не является решающими, и если не замечают их, то утверждают, что человек не пережил обращения. Это может послужить причиной тяжелейших страданий. К примеру, Джон Уэсли после пережитого им на Альдерсгейт-стрит полагал, что это и было его подлинным обращением и что до этого момента он не был истинным христианином. Многие годы спустя он признал, что весьма заблуждался и что задолго до этого был христианином, но «более в ранге слуги, чем сына». Все, что с ним случилось на Альдерсгейт-стрит, означало лишь то, что он осознал свою веру.

Прав был Уэсли или нет, я не знаю, но хочу подчеркнуть, что если мы будем настаивать на обязательности какого-либо динамичного элемента обращения, то можем причинить много вреда и себе, и другим людям. Мы можем сказать человеку, что он не обращен, только потому, что он не соответствует нашим стандартам. Поэтому мы должны быть очень осторожными и не выходить за рамки Писания, утверждая то, чего в нем нет. Теперь вы видите всю важность ясных и четких определений?

Каковы же постоянные и существенные элементы обращения? Они ясно изложены в Священном Писании, и не только там. Исходя из предыдущих доктрин, можно сделать вывод об истинности того, что мы сейчас будем рассматривать. Это меня действительно восхищает! Мы видим последовательность библейского учения. Все доктрины гармонируют между собой, и если мы позволим Библии вести нас, то нам не придется противоречить самим себе. Доктрины, которые мы уже рассмотрели, делают истины о постоянных и обязательных элементах обращения неизбежными и ясными.

Следующий аргумент, который я хочу подчеркнуть особо, заключается в том, что Писание говорит нам о существенных элементах обращения, которые постоянно повторяются во всех великих пробуждениях, когда-либо имевших место в истории христианской церкви. Это очень важное замечание. Если вы говорите, что, к примеру, в двадцатом веке все должно быть иначе, то вы рассуждаете не по-библейски. Божья работа, независимо от того, в каком веке она осуществляется, имеет те же отличительные знаки, ту же печать. Прочтите историю о пробуждениях, и вы обнаружите, что они имеют сходные характеристики. Часто говорят, что любое пробуждение — это не что иное, как возвращение к книге Деяний Апостолов. Признаки истинной веры одинаковы во все времена! Это всеобщее правило, и история показывает, что пробуждение характеризуется постоянными элементами.

Это касается не только истории пробуждений, но в равной мере истинно и по отношению к людям, к отдельным лицам, обратившимся христианам. Истинные верующие в чем-то всегда одинаковы. Не важно, в какой стране они родились и в каком веке жили. Главное, что они — мужи Божии, и их отношения с Богом предопределяют их основные качества. Они не меняются, как не меняется и Сам Бог. Не существует какого-то особого типа верующего двадцатого века. Не верьте таким утверждениям. Верующие во все времена одинаковы. Прочтите о христианах первых веков, средневековья, периода Реформации, пуританах, о представителях евангельского движения восемнадцатого века — все они обладают одинаковыми качествами. В каждом верующем вы найдете черты другого верующего.

Так какими же постоянными элементами характеризуется обращение? Можно выделить два таких элемента, и о них часто говорится в Священном Писании: в Евангелиях, в книге Деяний Апостолов и в посланиях. Павел приводит их в одном стихе — Д. Ап. 20:21, приветствуя служителей Ефеской церкви. Если бы мне представилась возможность быть очевидцем какого-либо исторического события, то я непременно выбрал бы это. Павел обращается к служителям с такими словами: «Уже не увидите лица моего, и я хочу, чтобы вы держались того, что я вам преподал, и помнили то, что я делал, когда был с вами». Что же именно? «Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (курсив автора. — Прим. ред.). Это и есть истинное обращение. На первый план выступают покаяние и вера. Не имеет значения, как они проявляются: мгновенно или постепенно. Обращения не может быть без какого-либо из этих двух элементов.

А теперь позвольте мне задать вам вопрос: какова их последовательность? Что чему предшествует? Это очень важный вопрос. Есть веские причины для того, чтобы поставить веру на первое место, перед покаянием, но все же я бы предпочел другой порядок. Говоря о вере, я имею в виду именно то значение, которое вкладывал в это слово апостол Павел, т. е. это вера в Господа Иисуса Христа. Покаянию должна предшествовать общая вера, потому что если вы не верите в Бога вообще, то никогда не придете к покаянию. Но я имею в виду веру в Господа Иисуса Христа. В этом случае покаяние предшествует вере, и Павел ставит их именно в таком порядке: «Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа».

Почему же покаяние должно стоять на первом месте? Вы можете убедиться, что Писание всегда отводит ему это место. Кто был первым проповедником в Новом Завете? Иоанн Креститель. Что он возвещал? «…Крещение покаяния для прощения грехов» (Марк. 1:4). В этом заключалось служение предтечи, а предтеча всегда приходит первым. Вторым проповедником был Господь Иисус Христос, и если вы обратитесь к Евангелиям и посмотрите, что Он говорил прежде всего, то обнаружите, что Он также увещевал людей покаяться и веровать в Евангелие (Марк. 1:15). Таким образом, Иисус, как и Иоанн Креститель, прежде всего учил покаянию.

Далее, что проповедовал Петр? Возьмите его великую проповедь, сказанную в день Пятидесятницы (Д. Ап. 2). После слов апостола люди спросили: «Что нам делать, мужи братия?» и услышали в ответ: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов: и получите дар Святого Духа» (2:37, 38). Покайтесь… Как я уже говорил, покаяние было главной темой проповедей апостола Павла. В Афинах Павел сказал: «…Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться…» (Д. Ап. 17:30).

Покаяние является первым и обязательным элементом обращения, и это закономерно. Такой порядок определяет Писание, но оно дает нам возможность рассуждать. Позвольте предложить вам следующее рассуждение. Почему люди должны уверовать в Господа Иисуса Христа? Мало просто призывать их к этому. Человек вправе спросить: «Почему я должен верить в Него?» И это справедливый вопрос. Люди не видят никакой необходимости в вере в Господа Иисуса Христа, если они не знают, что такое настоящее покаяние. Конечно же, вы можете пригласить их прийти ко Христу как к помощнику, или другу, или целителю, но это не будет христианским покаянием. Нет и нет. Люди должны знать, почему они должны обязательно веровать в Господа Иисуса Христа. Нашим детоводителем к Нему является закон (Гал. 3:24), который и производит покаяние.

Другими словами, главным критерием обращения и всего христианского спасения являются правильные отношения с Богом. Для чего пришел Христос? Для чего Он умер? Ответ заключается в следующем: чтобы привести нас к Богу. И если мы не рассматриваем все эти вопросы через призму примирения с Богом, то наши взгляды ошибочны. Я опасаюсь, что меня могут неправильно понять. Сегодня слишком много христиан не могут уяснить, что Иисус Христос все сделал для того, чтобы примирить нас с Богом. Действительно, «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Я думаю, что самой большой слабостью современного евангельского христианства является то, что оно забывает Бога. Нас интересуют переживания, мы гонимся за счастьем, за необычными ощущениями. Но главное, что нужно для каждой души, — быть примиренной с Богом. Нет ничего более важного. Евангелие начинается с Бога, потому что каждый человек от рождения пребывает в неверном отношении с Ним.

Итак, на первое место мы должны поставить покаяние. Мы нуждаемся в нем прежде всего, испытывая на себе последствия грехопадения и первородного греха. Бог есть Бог порядка, и Он начинает с главного. Поэтому на следующей лекции мы будем говорить о покаянии.