17. Усыновление

На последней лекции мы говорили о том, что великая доктрина об оправдании верой, ставшая символом Реформации, по-прежнему является для нас самой важной из всех доктрин. Теперь мы приступаем к рассмотрению результатов оправдания. В частности, рассмотрим библейскую доктрину об усыновлении.

Я вновь хочу обратить внимание на порядок рассмотрения доктрин, на то место, которое занимает доктрина об искуплении. Мы подходим к еще одной славной истине, которая ободряет и утешает верующего. Но, как ни странно, по каким-то необъяснимым причинам об этой доктрине мы говорим крайне редко. Когда вы в последний раз слышали проповедь или лекцию об усыновлении? Почему так происходит? Кажется, что даже евангельские христиане не очень хорошо знают некоторые из самых утешающих и ободряющих доктрин Писания и пренебрегают ими.

Итак, давайте прежде всего рассмотрим тексты Священного Писания, в которых говорится об усыновлении. В Рим. 9:4 мы читаем: «…то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования…». Здесь апостол имеет в виду своих соплеменников — иудеев, израильтян, и позже я объясню, почему эту цитату я рассматриваю прежде той, что записана в Рим. 8:15: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!”». В ст. 23 восьмой главы Павел снова использует это же слово, говоря о грядущем дне. Он пишет: «…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Далее об усыновлении говорится в Гал. 4:4, 5. Павел указывает, что «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». Это слово упоминается также в Еф. 1:5: «…предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей».

Сейчас наша задача — выяснить, что означает здесь слово «усыновление». Исследуя определения, наверное, лучше всего начинать с этимологии слова, буквального значения его корня. Итак, усыновление — это принятие в семью в качестве сына. В древних языках это слово имело то же значение, что и в современных, т. е. переход человека из одной семьи в другую, вхождение в новую семью в качестве сына или дочери.

Итак, если это и есть основное значение слова «усыновление», то мы сразу же должны рассмотреть значение слова «сын», особенно то, в котором оно используется в Писании. Исследуя Библию, вы обнаружите, что это слово в единственном числе неизменно относится к Господу Иисусу Христу. Он есть Сын. Определенный артикль в греческом языке указывает на то, что Этот Сын — единственный в своем роде и неповторимый. Он уникален как Сын Божий.

Данное слово используется во множественном числе по отношению к ангелам, и это объясняется тем, как видно из контекста, что ангелы являются возлюбленными творениями Божьими и что по своему разуму и некоторым другим качествам они подобны Самому Богу. Примеры вы найдете в Иов. 1 и 6.

Далее, в-третьих, очень интересный случай использования слова «сыны» мы видим в Пс. 81:6, где по отношению к человеческим властям и судьям говорится: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Это очень важное утверждение, потому что, как вы помните, Сам Господь цитировал это место (Иоан. 10:34), когда Его обвинили в том, что Он выдает Себя за Сына Божьего. Из этого отрывка явно следует, что начальники являются сынами Божьими, в том смысле что Богом им делегирована власть, и, поэтому, выполняя свои функции, они совершают то, что сделал бы Сам Бог.

Четвертое значение этого слова относится к людям как объектам божественного усыновления, и здесь необходимо различать общее и особое усыновление. В Рим. 9:2-4 Павел так говорит о народе Израиля: «…великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление…». Также в Исх. 4:22 Бог обращается к народу Израиля и говорит ему, что принимает его как сына. Таким образом, слово «усыновление» может использоваться и в общем значении по отношению к народу Израиля. Он есть особенный народ Божий. Вот почему через Амоса Бог говорит: «Только вас признал Я из всех племен земли…» (Ам. 3:2). Безусловно, Бог знает и все остальные народы земли, но к Израилю Он имеет особый интерес. Он относится к нему как к Своему сыну. Слово «сын» также используется в особенном, духовном смысле, и мы остановимся главным образом на этом значении. Бог усыновляет некоторых людей и в духовном смысле делает их Своими сынами.

Здесь я должен обратить внимание на два текста, но не потому, что они необходимы для позитивного изложения, а потому, что их часто используют в качестве аргументов. Эти тексты часто вызывают смущение, поэтому важно их рассмотреть. Некоторые верующие, к примеру, утверждают, что, согласно Писанию, все люди являются детьми Божьими. Они верят в так называемое всеобщее отцовство Бога и всеобщее братство людей. Для обоснования этого взгляда берется Д. Ап. 17:24-29, где апостол Павел, проповедуя в Афинах, использует выражение «мы Его и род». Итак, это очень серьезное утверждение. Павел говорит афинянам о Боге, Которому они поклоняются, называя Его «неведомым Богом»:

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли — хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „мы Его и род”. Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру…».

Второй отрывок, который приводят эти люди, — Евр. 12:9, где автор увещевает нас быть послушными и не роптать, когда Бог наказывает. Он говорит, что все мы подчиняемся своим земным родителям, и затем делает вывод: «…не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» В Иак. 1:17 мы находим выражение о Боге как об «Отце светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». Итак, что мы можем возразить на то, что Бог есть Отец всех людей и что, как следствие, все люди являются детьми Божьими?

Наш первый аргумент заключается в том, что здесь имеются в виду отношения Бога со всеми людьми только в плане творения и провидения. В 1 Тим. 4:10 также говорится, что Бог есть «Спаситель всех человеков, а наипаче верных». Суть та же. Бог — творец всего человечества. В этом смысле Он является духовным Отцом всех людей, но здесь речь не идет об искуплении или особых отношениях между Богом и людьми в плане их усыновления.

Это отличие мы находим повсюду в Писании. Мы уже видели, что в Ветхом Завете Бог рассматривает Израиль как Своего сына. Поэтому Он говорит: «Только вас признал Я из всех племен земли…» (Ам. 3:2). В Новом Завете это различие выступает еще более явно. Например, в Иоан. 1:12 мы читаем: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Ясно, что люди, которым дано право или власть быть сынами Божьими, относятся к совершенно иной категории людей, чем неверующие. Они верят во имя Господа, и усыновление касается только их, и никого более.

Возьмите также Рим. 8:15: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!”». Кому пишет Павел? Только верующим, христианам. Он не обращается ко всему миру, а пишет людям, которых хорошо знает, которые веруют в Господа Иисуса Христа, пребывают во Христе и имеют Дух Христов.

Наш Господь так сказал неверующим иудеям, заявившим, что все они являются детьми Божьими: «…если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня…» (Иоан. 8:42). Но потом Он выразился еще более конкретно: «Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего…» (ст. 44). Без сомнения, на основании одного этого стиха можно сделать вывод, что в определенном смысле не все люди являются детьми Божьими. Сам Господь провел это четкое разграничение. В Послании к Ефесянам апостол Павел пишет, что все мы «были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3). Только воскресшие со Христом стали детьми Божьими.

На эту тему я мог бы привести еще множество текстов Священного Писания, но, думаю, довольно. На самом деле достаточно и одного отрывка. Между детьми Бога и мира сего существует явное различие. Иоанн говорит, что «весь мир лежит во зле», но «мы от Бога» (1 Иоан. 5:19). Это различие проявляется повсюду, поэтому мы должны отвергнуть концепцию о всеобщем отцовстве Бога и всеобщем братстве людей.

Второй, также очень важный вопрос касается различия нашего сыновства и Сыновства нашего Господа. Становясь детьми Божьими, мы не становимся совершенно равными Господу Иисусу Христу. Он — Богочеловек, совершенный Бог и совершенный Человек, истинный Бог и истинный Человек, мы же не являемся богами в том смысле, в каком является Богом наш Господь. Он особо подчеркивал это различие. Возьмем, например, образец молитвы, которую Иисус дал Своим ученикам: «Молитесь же так…» (Матф. 6:9). Он не присоединился к ним, не сказал: «Будем же молиться так». Молитвой «Отче наш» должны молиться вы и я, но Иисус не молился ею.

После Своего воскресения Он сделал еще более категоричное утверждение, сказав одной из женщин: «…иди к братьям Моим и скажи им: „восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”» (Иоан. 20:17). Почему было сделано это разграничение? Наверное, потому, что Иисус хотел показать различие нашего положения. Он не сказал: «Восхожу к нашему Отцу и нашему Богу». Нет, Он — Единородный Сын Божий, мы же — сыны Божьи по усыновлению. Это очень важное различие.

Мы сделали еще один шаг в понимании точного значения слова «усыновление». Можно сказать, что усыновление — это юридический акт Бога, посредством которого Он присваивает нам статус или положение Своих детей. Это и есть реальное значение данного слова. Я хочу подчеркнуть, что усыновление является особой, уникальной работой или служением Святого Духа в применении искупления. Его необходимо отличать, но не изолировать от других действий. В каком-то смысле и возрождение, и вера, и оправдание происходят одновременно. То же самое касается и великого акта усыновления, но все же для более ясного понимания необходимо их различать. Усыновление — не то же самое, что оправдание. Оно даже не является его частью. При оправдании, как вы помните, Бог объявляет нас праведными. Это юридический, судебный акт. Бог провозглашает, что наши грехи прощены и что Он принимает нас и вменяет нам праведность Христа. Итак, оправдание не тождественно усыновлению. Точно так же мы должны ясно понимать, что усыновление и возрождение — не синонимы. При возрождении мы получаем новую природу, становимся причастниками божественной природы, новым творением, новым созданием, но это не усыновление.

В каком-то смысле усыновление — это сочетание оправдания и возрождения. У возрожденного человека появляются новые отношения с Богом: он становится дитем Божьим. Усыновление — это нечто большее, чем оправдание и возрождение; оно включает и то и другое. Человек получает новую природу, объявляется праведным и свободным от закона и осуждения, т. е. позитивно святым. Да, но кроме того, он объявляется и дитем Божьим. В определенном смысле это также юридический акт и судебное заключение. Но теперь провозглашается нечто иное, новое. При усыновлении мы становимся детьми Божьими и входим в семью Божью, получая соответствующие привилегии ее членов.

А теперь, к сожалению, я должен снова уклониться от темы и задать следующий вопрос. Принадлежит ли усыновление всем христианам или это только привилегия некоторых из них? Есть ли различие между детьми Божьими и сынами Божьими? Я касаюсь этого вопроса потому, что существует взгляд, согласно которому все христиане являются детьми Божьими, но лишь некоторые из них — сынами. Чем обосновывается этот взгляд? Главным образом Матф. 5:9: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». В данном случае, как утверждают приверженцы этого взгляда, наш Господь проповедовал верующим, т. е. людям, которые уже были детьми Божьими. Это доказывается тем, что Иисус учил их обращаться к Богу: «Отче наш…». Да, но при этом только те верующие, которые поступают как миротворцы, будут сынами Божьими. Это главный аргумент.

Далее, утверждается, что в ст. 44 той же Нагорной проповеди наш Господь увещевает любить не только любящих нас, но и врагов: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…». И вновь приверженцы этого взгляда утверждают, что все христиане являются детьми Божьими, но только те из них, которые любят своих врагов, становятся Его сынами.

Следующим доказательством служит Лук. 20:36, где наш Господь отвечает на вопрос о воскресении. Его спросили об участи одной женщины, которая последовательно выходила замуж за семерых братьев. В ст. 36 сказано, что в воскресении они будут как сыны Божии, «будучи сынами воскресения». Следовательно, заявляют сторонники этой концепции, данные слова относятся лишь к некоторым людям. Более того, в качестве аргумента они приводят Гал. 3 и 4, где Павел напоминает Галатам, что они некогда были детьми, находясь под законом, а теперь стали сынами Божьими благодаря служению Христа и получению Святого Духа (см. Гал. 4:6, 7). Эти стихи якобы также подтверждают различие между сынами и детьми. Ветхозаветные святые были только детьми Божьими, но новозаветные, те из них, которым это открыто, могут стать сынами Божьими. Исходя из этих доказательств, делается вывод о том, что не все христиане являются сынами Божьими и что только те из них, которые поступают определенным образом, могут стать ими.

Другими словами, по благодати все мы являемся детьми Божьими, но стать сынами Божьими — это вопрос не благодати, а нашего посвящения, усилий, любви к врагам, миротворческой деятельности и так далее. Только в том случае, если нам удастся выполнить все вышеназванные условия, мы можем стать сынами Божьими. Это зависит не от благодати, а от нашего старания и активности. Сторонники указанного взгляда заходят так далеко, что считают, будто христиане, являющиеся детьми Божьими, не удостоятся первого воскресения, в котором примут участие только сыны Божьи, и будто только сыны будут проводить вечность в присутствии Господа. Дети же будут обитать на новом небе и новой земле, не имея непосредственного общения с Господом.

Может быть, вас удивило такое учение, но оно существует, и пропагандируют его христиане. Это еще один пример того, как можно, увлекаясь словами и их игрой, извратить смысл Писания, удалиться от его истинного значения, потому что данное различие действительно надуманное и ничем не оправданное. Я могу доказать свое утверждение на основании той же восьмой главы Послания к Римлянам, которую так любят цитировать люди, придерживающиеся указанной концепции. Я заявляю, что значение слов «дети» и «сыны» в ст. 15, 16 и 17 полностью опровергает их аргументацию. «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!” Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (по тексту английской Библии — «сыны Божии». — Прим. перев). А если дети (курсив автора. — Прим. ред.), то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу…». Без сомнения, апостол использует здесь два взаимозаменяемых понятия.

Но давайте вспомним слова Павла в Гал. 3:26: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Кто это вы? Все христиане. И в Гал. 4:4-7 также говорится о всех христианах, включая галатов, которые заблуждались в некоторых вопросах. Павел говорит, что все они являются сынами. Точно так же в Еф. 1 он имеет в виду всех верующих, всех христиан. Все спасенные и искупленные кровью Христа являются усыновленными детьми Божьими.

Но, может быть, самое убедительное доказательство заключается в том, что здесь использовано слово «сыны», а не «дети», потому что в греческом языке это два разных слова, и апостол Иоанн ни в своем Евангелии, ни в посланиях не употребляет по отношению к верующим слово «сыны». Он всегда обращается к ним как к детям. Однако очевидно, что, говоря о верующих, Иоанн всегда подчеркивает их положение сыновей, которое они заняли вследствие усыновления. Это было бы недопустимо, если бы между сынами и детьми было существенное различие. Согласно концепции, которую мы рассматриваем, апостол Иоанн не понимал, что христиане могут быть сынами Бога, но относился к ним как к детям Божьим и тем самым лишал их великой привилегии, о которой якобы учит Павел. Но я заявляю, что ошибочно, бессмысленно и даже пагубно делать выводы исключительно на основании посланий Павла, противопоставляя их другим книгам Священного Писания. Когда мы посмотрим на эту концепцию с позиции всей Библии, и особенно писаний Иоанна, она не выдержит никакой критики.

Итак, давайте перейдем к более важным и интересным вопросам. Каковы библейские доказательства того, что мы усыновлены? Вот они: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). Также в 1 Пет. 1:3-6 утверждается, что мы возрождены «воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас», т. е. для верующих в Христа. Как дети, мы ожидаем наследства. Оно сберегается для тех, кто верует в Господа.

Наша уверенность в усыновлении основывается также на том, что нам дан «Дух усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!”» (Рим. 8:15). Мы получили усыновление (Гал. 4:5). Вы можете быть уверены в этом, если знаете, что Святой Дух обитает в вас. Мы приводили это доказательство ранее, поэтому можете рассмотреть его самостоятельно. Кроме того, мы имеем свидетельство Духа нашему духу, что мы дети Божии. Это лучшее доказательство того, что мы приняли усыновление.

И наконец, следует напомнить о том, что мы водимы Духом. Вот аргумент Павла: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Павел не говорит, что ими являются только те, кто активно занимаются миротворческой деятельностью или любят своих врагов. Нет! «Все, водимые Духом Божиим», вверившие себя Его водительству и радующиеся этому, и есть сыны Божьи.

Мы рассмотрели доказательства, теперь давайте перейдем к результатам нашего усыновления. Во-первых, получив Дух усыновления, мы освободились от духа рабства, заставляющего нас жить в страхе (Рим. 8:15). В позитивном смысле мы получили дух свободы. Другими словами, мы уже не боимся закона и его осуждения, не боимся смерти, но радуемся славной свободе детей Божьих. И в-третьих, я напоминаю, мы получаем дух усыновления через пребывающего в нас Святого Духа.

Но есть и другие результаты усыновления: будучи принятыми в семью Божью, мы получаем право носить имя Божье. Мы можем с уверенностью сказать, что мы — дети Божьи, члены Его семьи. Мы называемся именем Бога. Он сказал: «…и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:12). Мы — Его народ. Как вы помните, Петр адресовал христианам слова, сказанные Богом древнему народу Израиля (1 Пет. 2:9, 10).

Что далее? Пятое благословение усыновления заключается в том, что мы имеем такую защиту, утешение и заботу, которые может обеспечить Своим детям только Бог. «А у вас и волосы на голове все сочтены» (Лук. 12:7). С нами ничего не может произойти без воли Божьей. Подумайте, какие благие и славные обетования даны детям Божьим. Мы на собственном опыте узнали, что такое Божья охрана, утешение и совершенное попечение о нас. Бог сказал: «…не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5), что бы ни случилось.

Следующий результат нашего усыновления может показаться поначалу не очень приятным. Я имею в виду отцовское наказание. Это главная тема первой половины Евр. 12. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (ст. 6). Здесь приводится следующий аргумент: если мы не подвергаемся наказанию, то являемся не сынами, а незаконными детьми. Если же мы дети, Бог наказывает нас для нашего же блага. «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (ст. 11). Это конкретный результат нашего усыновления. Если мы дети Божьи, Он приведет нас в славу. Если же мы не будем внимать Его словам и прислушиваться к Его голосу, Он будет наказывать нас, потому что мы Его дети, и Он нас очень любит. Итак, Бог наказывает Своих детей, а не тех, кто Ему не принадлежит.

Следующий результат усыновления — наследство. «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу…» (Рим. 8:17). Какая прекрасная истина! Так как мы приняты в семью Божью и объявлены детьми Божьими, мы стали Его наследниками и сонаследниками Христу. Наше наследие непреложно.

Последний пункт — надежность и безопасность нашего наследия. Петр говорит, что мы призваны «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» для нас (1 Пет. 1:4). Оно в надежных руках. Об этом же пишет и Павел в Рим. 8:38, 39: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь… не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Если Бог усыновил вас, если вы дитя Божье, ваше будущее надежно и определенно.

«Ни будущее, ни настоящее,

Ни высота, ни глубина

Не могут нарушить Его цели

Или отлучить меня от Его любви».

Август Топлдей

Бог верен. Если Он взял меня в Свою семью, то я не только Его дитя, но и наследник. Ничто и никто не может лишить меня моего наследия.

Как я уже сказал в самом начале, это самая утешительная и ободряющая доктрина. Разве не трагично, что люди ею часто пренебрегают, останавливаясь на прощении или даже освящении и забывая, что именно усыновление должно в первую очередь напоминать нам о наших отношениях с Богом, о прекрасном наследии и неописуемой славе, к которым мы предназначены? Мы спасены, чтобы быть усыновленными. Мы не только прощены и объявлены праведными, не только получили новую природу, но и стали детьми Божьими — сынами, наследниками Божьими и сонаследниками Единородному Сыну Божьему.