20. Великие деяния Святого Духа

Как уже было сказано, освящение, главным образом, является работой Бога, но мы также должны участвовать в этом процессе. Сейчас мы подходим к самому интересному во многих отношениях аспекту доктрины об освящении, к рассмотрению того, каким образом оно происходит внутри нас. По этому вопросу идет самая острая дискуссия между представителями разных школ, о которых мы уже упомянули. Возможно, лучший способ раскрыть эту тему — задать три вопроса.

Первый вопрос: можно ли получить освящение? Множество людей утвердительно отвечают на этот вопрос, заявляя: «Точно так, как вы получили свое оправдание, вы должны получить и освящение», и далее они приводят множество иллюстраций. В начале этого века один известный учитель говорил так: «У вас есть кошелек, в котором лежат две золотые монеты. Сначала вы достаете одну монету — это ваше оправдание. Далее вы можете взять и другую монету — ваше освящение, но беда в том, что многие христиане достают только одну монету и не прикасаются к другой».

Есть еще одна иллюстрация: я держу на ладонях по монете и говорю вам: «Подойдите и возьмите». Многие запросто подходят и берут одну монету — оправдание, но все дело в том, что вы так же просто можете взять и вторую. Вы получили оправдание по вере и точно так же можете получить освящение.

Итак, существует теория, согласно которой освящение может быть получено подобным образом, одним действием. Безусловно, ее сторонники должны иметь в своем распоряжении тексты Писания, с помощью которых можно было бы доказать истинность данного учения. Их излюбленный отрывок записан в Д. Ап., где говорится о поручении, данном Павлу по дороге в Дамаск. Наш Господь повелевает Своему великому рабу идти к язычникам проповедовать и «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою… получили прощение грехов и жребий с освященными» (Д. Ап. 26:18). Таким образом, согласно этому учению, мы освящаемся верою.

По мнению его приверженцев, приведенный стих подводит черту под всякими спорами и дискуссиями. Но, рассмотрев его в свете двух аспектов освящения, мы непременно придем к выводу, что в данном случае слово «освященные» использовано в первом значении — «отделенные». Речь идет не о внутреннем процессе очищения и усовершенствования, а об отделении от чего-то для чего-то. Вы помните, что гора, на которой Бог дал Моисею закон, названа святой горой. Начиная свое Первое послание, Петр обращается к «избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа…» (1 Пет. 1:1, 2). Здесь освящение предшествует уверованию. Также, как мы уже видели, в Послании к Коринфянам Павел ставит освящение перед оправданием: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа…» (1 Кор. 6:11).

Итак, во всех этих отрывках под освящением подразумевается отделение. Без сомнения, в таком же значении это слово употребляется и в Д. Ап. 26. Павел был послан проповедовать язычникам и сказать им, что, если они веруют в Господа Иисуса Христа, они имеют жребий с отделенными Святым Духом для Бога по вере в Иисуса Христа. Итак, я думаю, что чем чаще вы будете читать двадцать шестую главу Деяний, тем более будете убеждаться в том, что жребий с освященными означает отделение язычников для получения наследия. Но даже если вы и не согласитесь с этим, я все равно хочу подчеркнуть, что в христианской жизни все в конце концов зависит от веры. «Мы ходим верою, а не видением…» (2 Кор. 5:7). Итак, на основании Д. Ап. 26 можно сделать вывод, что освящение означает «отделение».

Сторонники этого взгляда также любят цитировать Первое послание Иоанна, особенно 1 Иоан. 1:7, где сказано, что кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха, и 1 Иоан. 3:8, 9. Мы не можем долго останавливаться на этом вопросе, отметим лишь, что здесь действительно представлена картина христианского хождения в свете общения с Богом. Да, но у кого-то может возникнуть вопрос: «Мне очень нравится идея хождения во свете, но что произойдет, если я согрешу?»

Иоанн отвечает: «Тогда общение с Богом в определенном смысле будет прервано, но если вы исповедаете свои грехи, то Он, будучи верен и праведен, простит ваши грехи и очистит вас от всякого беззакония. Пока мы ходим с Ним во свете, кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха, поэтому для отчаяния нет причины». В Первом послании Иоанна рассматривается тема осквернения, которому мы можем подвергнуться во время нашего хождения пред Богом и Его Сыном Иисусом Христом. Целью Иоанна было показать, как избавиться от осквернения грехом, чтобы не унывать, не отчаиваться и не чувствовать себя неспособными идти дальше.

Действительно, в первом стихе второй главы это выражается, на мой взгляд, очень ясно: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Другими словами, Иоанн говорит, что цель его послания — научить верующих не грешить. Он не говорит, что они могут, получив нечто, более никогда не грешить. Нет и нет. Он увещевает их жить свято, но если все-таки они согрешат, есть выход: праведник Иисус Христос — наше умилостивление.

Но, наверное, любимый стих сторонников этого взгляда записан в Рим. 8:1, 2: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе… потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Толкуя этот стих, они заявляют, что здесь дан принцип противодействия двух законов. Во мне действует закон греха и смерти, влекущий меня вниз и заставляющий грешить. «О, да, — говорят они, но ничего страшного в этом нет, так как вступает в действие другой закон — закон Духа жизни во Христе Иисусе. Пока я буду взирать на Христа, я буду пребывать в Нем. Новый закон будет удерживать меня от подчинения старому закону». Вы помните примеры с кочергой и спасательным кругом?

Таким образом разъясняется стих Рим. 8:2. Действительно, это очень важный стих, но толкование, которое мы только что рассмотрели, является очень серьезным искажением истины. Что же на самом деле имеется в виду в этом стихе? Павел пишет: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе…». Почему? «…Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Здесь Павел перефразирует то, что он уже несколько раз говорил в предыдущих двух главах, прежде всего, в шестой: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:1, 2). Мы мертвы для греха, но когда-то были живы. Каждый человек, рожденный в этот мир, вследствие грехопадения Адама и унаследования первородного греха пребывает под властью греха. Грех руководит и управляет душевным человеком. Люди могут даже не подозревать об этом, не верить в грех, но, тем не менее, они — его рабы. Они не могут помочь себе. Грех — их господин. Но в данных стихах Павел учит, что мы пребываем во Христе и умерли для греха.

Это первое утверждение, но позвольте мне привести и второе, записанное в стихе 18 главы 6. Павел говорит: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности». Это значит: «вы были освобождены» или «вас освободили». То, что произошло с вами, произошло раз и навсегда. Павел говорит, что христиане — это люди, освобожденные от греха.

Что он подразумевает под этим? Конечно же, не то, что мы уже стали непогрешимыми и совершенными, потому что это не так, и мы прекрасно об этом знаем. Нет, он опять же имеет в виду, что мы освобождены от греха в том смысле, что он уже не является нашим господином. Мы уже не находимся под законом или властью греха. Павел писал в 14 стихе: «…вы не под законом…» и теперь повторяет эту мысль в интересной и необычной форме.

В стихе 20 он снова говорит: «Ибо, когда вы были рабами греха (т. е. управлялись грехом), тогда были свободны от праведности». Обратите внимание, как Павел использует контрасты. Будучи рабами греха, мы были свободны от праведности, но сейчас мы рабы праведности и свободны от греха. Все это помогает нам понять Рим. 8:2, но давайте еще рассмотрим некоторые важные стихи из седьмой главы. Павел говорит: «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым…» и «освободились» (ст. 4, 5 и 6.). В древнегреческом языке последний глагол стоит в аористе, что означает «раз и навсегда», бесповоротно.

В качестве доказательства Павел приводит пример замужней женщины. Пока муж жив, жена привязана к нему и, безусловно, находится в его власти. Но если муж умрет, она может выйти замуж за другого мужчину. Если она это сделает при жизни мужа, то станет прелюбодейкой, но после смерти мужа закон более не распространяется на нее. Эта женщина совершенно свободна и может выйти замуж еще раз. По словам Павла, мы точно так же стали мертвыми «для закона телом Христовым» (ст. 4). Речь не идет о следствиях оправдания. Нет, Павел как бы говорит: «Когда вы были оправданы телом и смертью Христа, Его воскресением и праведностью, вы стали мертвыми для закона, „чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу”». Он снова возвращается к своей любимой доктрине о союзе верующего со Христом. Как женщина пребывает в союзе с мужем, и они имеют детей (то есть плоды), так и христианин находится в союзе со Христом, принося плод ради славы Божьей. «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (ст. 5). Все становится ясно, если проследить доводы Павла от начала до конца. А теперь давайте в свете всего сказанного рассмотрим Рим. 8:2.

Павел говорит: «…потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Будем очень внимательны. Здесь также использован глагол во времени аорист. «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня (раз и навсегда, бесповоротно) от закона греха и смерти». Что же такое «закон греха и смерти», к которому Павел обращался множество раз? Это грех, управляющий жизнью неверующих, господствующий над ними и контролирующий их. Каждый из нас родился под этим законом, но сейчас, как показывает Павел, мы, христиане, занимаем иное положение. Мы умерли со Христом, воскресли с Ним, и в нас вошел «закон духа жизни во Христе Иисусе», в нас вошла сама жизнь Христова. Таким образом, жизнь со Христом освободила нас от рабства греха.

Другими словами, апостол продолжает изложение великой доктрины о союзе верующего с Господом Иисусом Христом, начатое в середине Рим. 5. Если это так, то насколько серьезно заблуждаются те, кто заявляют, что многим христианам еще надлежит занять положение, описанное в Рим. 8:2. «О да, — говорят сторонники этого взгляда, — они прощены и оправданы, но им ничего не известно о прекрасном духе жизни во Христе Иисусе, который делает их свободными». Согласно этому взгляду, приведенный выше стих на самом деле означает, что закон духа жизни во Христе Иисусе может сделать человека свободным от закона греха и смерти. Но апостол Павел утверждает иное. Здесь глагол стоит в прошедшем времени аорист. «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Это событие произошло раз и навсегда, бесповоротно. С того момента, как я во Христе, я покончил с законом греха и смерти. Я вообще не являюсь христианином до тех пор, пока эти слова нельзя будет отнести ко мне. Это учение апостолов.

Итак, вы видите, как опасно отделять оправдание от освящения. В данном стихе нет ни малейшего намека на такое разделение. Павел говорит о том, что истинно по отношению к каждому отдельному христианину. Соединение со Христом — новым Мужем — означает то, что вы покончили с прошлым. Вы более не находитесь под властью греха, сатаны или закона, но вы — под благодатью. В Рим. 8:1, 2 подводится итог всему этому и объясняется, почему «нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».

Мы попытались разобраться с текстами Писания, используемыми для обоснования этого ошибочного взгляда. А теперь позвольте мне напомнить вам некоторые другие причины, почему мы утверждаем, что освящение не является чем-то таким, что можно получить. Последний раз мы делали особый акцент на нашем участии в процессе освящения, на том, что должен делать каждый из нас, не правда ли? Какой бы смысл был в этих сильных аргументах Павла и других апостолов, написавших послания, если бы освящение можно было получить, ничего не делая для этого? К чему тогда все эти увещевания?

Я уже привел множество цитат из посланий апостола Павла, а теперь позвольте мне привести одну цитату из послания апостола Петра: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу…» (1 Пет. 2:11). Понимаете, в чем суть? Мы не получаем наше освящение, которое могло бы все это обеспечить. Нет, Петр увещевает нас воздерживаться и удаляться от похотей плоти. Вся трагедия заключается в том, что многие христиане тратят свою жизнь на ожидание чего-то, не заботясь об обуздании своих страстей.

Возьмем еще одно утверждение апостола Павла: «Кто крал, вперед не кради…» (Еф. 4:28). Вот что необходимо делать. Бывшему вору дано конкретное повеление впредь не красть. Что еще может быть яснее? Также люди, виновные в сквернословии, пустословии и прочих негодных делах, должны оставить это. (Еф. 5:4). «И не сообразуйтесь с веком сим…» (Рим. 12:2). Вы не должны быть беспечны. Если раньше вы подражали миру сему, остановитесь.

Часто ко мне приходят люди и говорят: «Вы знаете, я прикладываю все свои силы, но никак не могу добиться освящения». Но Писание повелевает: «…очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные…» (Иак. 4:8). И я повторяю, что написание этих повелений было бы бессмысленной тратой времени и чернил, если освящение является чем-то таким, что можно получить. В этом случае нам было бы сказано примерно следующее: «Не переживайте об этих грехах — вы можете получить освящение мгновенно, а потом вам останется лишь пребывать в нем». Но это вовсе не учение Нового Завета. Нет, в каждом новозаветном послании содержится эта великая доктрина и этический призыв, увещание.

Итак, мы рассмотрели наш первый вопрос: можно ли получить освящение? Теперь давайте перейдем ко второму вопросу: является ли освящение неким личным переживанием? Многие люди учат, что да. На этот раз в качестве главного аргумента приводятся многочисленные истории. Существует очень много свидетельств о людях, которые имели потрясающий опыт. У некоторых из них, например, был плохой характер или какой-то порок. Они боролись с этим многие годы, но никак не могли освободиться. Но вот, наконец, наступил кризис. Они вошли в свою комнату и там с Божьей помощью одержали победу в битве, испытав поразительные переживания. Подобные рассказы повествуют о людях, которые никак не могли бросить курить, пить и пр.

Итак, давайте отнесемся к таким свидетельствам с должным вниманием и сочувствием. Безусловно, я ничуть не сомневаюсь в их достоверности. Слава Богу, я сам могу поведать о такого рода переживаниях в моей жизни. Так как же к ним относиться? Вот мой ответ. Во-первых и прежде всего, в Новом Завете нет ни одного примера, показывающего, что освящение — это какие-либо личные переживания. Они могут сопровождать освящение, немало способствовать ему, не являясь, однако, им. Как я уже указывал, если бы таким путем можно было решить наши проблемы, то каков бы был смысл во всех новозаветных посланиях? Но их содержание говорит об обратном.

Однако этот вопрос гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. За годы служения мне многократно приходилось встречаться с людьми, поверившими в учение, что можно пережить опыт избавления от всякого греха. Они рассказывали: «Я так стремился к этому и молился об этом! Я читал об одном человеке, который молился о своем характере. У меня также отвратительный характер, и меня это страшно угнетает. Мне очень стыдно за себя. Я положился на Господа и молился, чтобы Он совершил для меня то, что Он сделал в жизни этого человека, но ничего не получилось». На месте моего собеседника может оказаться любой другой человек со своими личными грехами. Мы должны заявить, что если бы это был Божий метод освящения, то он действовал бы во всех случаях без исключения.

«О, да, — говорят другие люди. — Все дело в том, что человек может быть не до конца искренен».

Но это не ответ. Есть множество честных людей, которые от всего сердца пытались достичь такого результата и делали все, что в их силах, но тщетно. Этот факт, без сомнения, должен привлечь наше внимание. Если особые переживания — Божий путь, то он должен быть доступен для каждого человека. Далее я хотел бы предложить следующий аргумент: если этот метод эффективен по отношению к одному греху, то почему он не эффективен по отношению к остальным? Почему бы всем нам не стать безгрешными и совершенными? Если мы можем избавиться таким образом от дурного характера, то почему бы нам сразу же не попробовать избавиться от всего плохого в нашей жизни и не стать совершенными? И все же, я бы не утверждал, что уже достиг такого состояния. Итак, мы должны очень внимательно исследовать вопрос, касающийся личного духовного опыта.

Мой последний аргумент заключается в том, что множество людей, не являющихся христианами, могут засвидетельствовать о подобном опыте, о том, как они вдруг избавились от трудного характера, или похоти, или пьянства… Они добились победы при помощи какого-то учения, культа или чего-либо подобного. Можно привести множество примеров этому. Позвольте мне рассказать об одном из самых поразительных случаев в моей жизни. Я знал одну женщину из секты «Христианская наука», которая избавилась от ужасного состояния, долгое время угнетавшего и мучившего ее. После одной встречи она освободилась от тяжелейшей депрессии, и я могу засвидетельствовать этот факт, который, однако, не имеет ничего общего с библейским христианством. Читая биографии, вы можете найти подобные истории о неожиданном и мгновенном освобождении. Таким образом, избавление от пороков может иметь и психологические причины, не говоря уже об оккультизме.

Поэтому давайте выработаем некоторые общие принципы в данном вопросе. Во-первых, Бог может дать мгновенное избавление от некоторых грехов указанным образом, а может и не дать. Я знал двух человек, членов одной поместной церкви. Они оба были горькими пьяницами, но затем стали святыми в Церкви Божьей. Один всегда свидетельствовал, что с того памятного вечера, когда он обратился к Богу, у него совершенно пропало влечение к спиртным напиткам. Больше никогда в жизни оно его не беспокоило. Он мог абсолютно спокойно проходить мимо питейных заведений. Другой человек, который был не менее благочестивым христианином и в прошлом не меньшим пьяницей, часто рассказывал, что временами он испытывал страшную внутреннюю борьбу при виде спиртных напитков, но слава Богу за то, что Он всегда давал этому человеку достаточно сил, чтобы одержать победу. Да, оба эти человека — святые, оба избавлены от пьянства, но влечение к спиртному полностью оставило одного и иногда посещает другого. Вы видите, как опасно делать обобщения на основании личных переживаний. Мы должны основывать учение не на своем опыте, а на Слове Божьем.

Во-вторых, освящение касается не только какого-то отдельного греха или даже нескольких грехов. Это вопрос моих принципиальных отношений с Богом. Я могу быть избавлен от тех грехов, которые беспокоят меня, но все же мое освящение может быть очень слабым и незрелым. Действительно, согласно учению, о котором я уже упоминал, в один момент я могу быть полностью освященным, а затем из-за какого-то греха лишиться этого состояния. Таким образом, освящение может быть утрачено и вновь обретено. Это не непрерывный процесс, а нечто такое, что я постоянно утрачиваю и снова получаю.

Но учение Писания гласит: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу…» (2 Кор. 3:18). Освящение — это постоянный процесс роста, постоянное движение вперед. Но мне кажется, что самым большим недостатком учения о личном опыте является смешение двух различных понятий, с которыми мы сталкиваемся в христианской жизни. Это — благодать Божья и освящение.

Освящение — это не переживание, а состояние, это мои личные отношения с Богом. Мы «преображаемся в тот же образ (Иисуса Христа) от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Освящение включает переживания, и они способствуют ему, не являясь, однако, освящением. Осмелюсь привести одну иллюстрацию, хотя они могут иногда вводить в заблуждение. Я сравнил бы отношение между переживаниями и освящением с отношением между засеянным полем и дождем и солнцем. Земледелец вспахал землю, обработал ее и посеял семена. Он заботился о поле и делал все необходимые работы. Через некоторое время семена проросли, и поле зазеленело.

Затем похолодало, и наступила пасмурная погода. Земледелец каждый день осматривал поле, и ему казалось, что нет никаких изменений, что всходы перестали расти. Однако в них была жизнь, и они, пусть даже очень медленно, но росли. Неожиданно погода улучшилась, и засветило солнце. Затем пошел чудесный теплый дождь, после чего опять наступили солнечные дни. Земледелец пришел на поле и, удивленный, воскликнул: «Все растет почти на глазах!».

Вы видите суть этого примера? Освящение само по себе является жизнью, процессом роста и развития, который начинается в тот момент, когда мы спасаемся, оправдываемся и получаем возрождение. Временами оно может идти очень медленно и почти незаметно, но затем вы переживаете большие благословения. Бог явно открывает вам Себя и Свою любовь, а люди по неведению называют эти переживания освящением. Но это не так. Переживания подобны дождю и солнцу. Они содействуют освящению, но не являются им. Вот здесь, на мой взгляд, кроется серьезная ошибка, смешение двух в корне различных явлений. Переживания не являются процессом роста, хотя помогают ему и ускоряют его.

Естественно, переживания могут быть очень неожиданными и драматичными. Если хотите, вы можете получить множество вторичных, особых благословений. Я не сомневаюсь в этом. Но освящение — это не вторичное благословение. Люди могут пережить сильное эмоциональное потрясение, когда впервые обращаются ко Христу, и затем многие годы не испытывать ничего подобного. У них могут появиться другие, вторичные переживания, и чем больше они познают Господа, тем больше стремятся повиноваться Его слову, доказывать на деле свою любовь к Нему, и это способствует их освящению. Но, я повторяю, переживания не являются освящением.

Мы должны во всем этом разобраться. Людям может внезапно открыться какая-то истина и изменить их жизнь. Но это не значит, что до сего момента они не были освящены, потому что освящение началось с их возрождения. Но, безусловно, если людям все больше и больше открывается истина, это способствует их освящению. Может показаться, что они совершили большой скачок в своем освящении, подобно росткам пшеницы, растущим прямо на глазах, но не с этого скачка началось освящение. Слава Богу, мы знаем истину и знаем, что чувства изменчивы. Они приходят и уходят, и если освящение приравнивать к ним или рассматривать его как переживания, то наступит время, когда придется в нем весьма усомниться.

И третий вопрос: происходит ли освящение неожиданно? Очевидно, положительный ответ на этот вопрос логически вытекает из вышесказанного. Люди, понимающие освящение как некое переживание, которое необходимо получить, считают, что оно происходит внезапно. Но если вы не согласны с тем, что освящение — это переживание, то на основании изложенных аргументов придете к выводу, что освящение не происходит неожиданно. Что говорит об этом Писание? Вы рождены свыше, «младенцы во Христе» (так называет Павел коринфян в 1 Кор. 3:1). Иоанн пишет детям, юношам, отцам (1 Иоан. 2). Это библейская лексика, и она подразумевает рост. Невозможно сразу перейти из младенчества в зрелый возраст. Человек изменяется почти незаметно. Это и есть освящение в библейском смысле. Вы возрастаете в благодати и познании Господа.

Люди очень любят аналогии с Ветхим Заветом, и правильно делают. Я также хочу привести одну аналогию. Все мы согласны с тем, что история Израильского народа является совершенным прообразом спасения души. Израиль был избавлен из Египта раз и навсегда, а египтяне утонули в Чермном море. Но разве с этого момента для израильтян закончились все трудности? Вовсе нет. Даже после того, как они пришли в Ханаан, их постигали бедствия. Они заняли положение освященных, но у них по-прежнему были враги, с которыми нужно было сражаться; они по-прежнему сталкивались с проблемами и трудностями. То же самое происходит в христианской жизни. Этим методом Бог пользуется постоянно, и нет ничего более славного, чем единство Божьих принципов, применяемых Им в каждой области. Разве не так Он действует в природе? Иисус привел пример земледельца, посеявшего на поле семя. Он «спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Марк. 4:26-29). Этому подобно Царство Небесное, — сказал наш Господь.

Давайте рассуждать. Если освящение должно происходить мгновенно, то почему оно так не происходит? Бог при желании мог сделать всех нас безгрешными и идеальными. Ничто не могло бы Его остановить; для Бога нет ничего невозможного. Он мог бы сделать нас совершенными в момент уверования, но не сделал этого, насколько нам известно из опыта. Об этом же свидетельствуют и новозаветные послания. Почему сатана не был уничтожен в тот момент, когда наш Господь воскрес из мертвых? Почему Бог позволил сатане продолжать свое дело? Надеюсь, вы видите в этом Божий метод? Бог мог бы уничтожить сатану во время распятия на Христа с такой же легкостью, с какой уничтожит его в конце, но Он решил поступить иначе. Все это ясно раскрывает Божий метод и образ действий.

Почему Бог не упразднил смерть? Он это сделает в будущем. Почему христианам приходится умирать? Почему Бог не ликвидировал смерть в самом начале? Единственный ответ: у Бога были другие намерения, и это также относится к нашему освящению. Божий метод освящения, как мы уже видели и как я надеюсь показать еще более ясно, это процесс, который начинается в момент возрождения и затем непрерывно продолжается. Каждое наше духовное переживание способствует ему, и мы изменяемся от славы в славу, движемся вперед, развиваемся. Сегодня мы должны достичь большей святости, чем вчера, и этому надлежит продолжаться до тех пор, пока, наконец, придя во славу, мы не станем совершенными, без пятна и порока.