21. Освящение в Рим. 6-8

Рассмотрев различные теории и учения, а также некоторые проблемы, связанные с библейской доктриной об освящении, мы переходим к ее позитивному изложению. Наш Господь молился о Своих учениках: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17). Этот метод освящения ясно изложен в Писании. Сразу же возникает вопрос: что это за истина? Наш Господь дает ответ: «Слово Твое есть истина». Какое слово? Все Писание служит для нашего освящения. Невозможно возрастать в познании Бога, Его бытия и Личности, не содействуя своему освящению. Доктрины о Боге, грехе, законе Божьем, наказании, суде и аде указывают направление освящению.

Правильно будет сказать, что в Писании содержатся определенные утверждения и отрывки, в которых очень ясно и подробно излагается великая доктрина об освящении. Во многих отношениях наиболее ярко она представлена в шестой, седьмой и восьмой главах Послания к Римлянам, которые мы можем назвать классическим отрывком Священного Писания по данной теме. Я хочу подчеркнуть, что не только здесь говорится об освящении. Данная тема прослеживается повсюду в Писании, но в данных главах она представлена особенно ярко. Павел останавливается на ней потому, что, изложив в первых пяти главах великую доктрину об оправдании, он показал ложные заключения, к которым, по его мнению, могли прийти некоторые христиане в Риме. Конечно же, для этого не требовалось особого воображения; многие люди и сейчас делают эти ложные выводы на основании апостольского учения. Римляне обвиняли Павла в антиномизме, то есть в использовании доктрин об оправдании и спасении во Христе для оправдания любых поступков. И апостол написал указанные главы, чтобы опровергнуть это ужасное обвинение, которое не имело к нему никакого отношения.

И теперь я хотел бы дать вам общий анализ данных трех глав Послания к Римлянам. Мы сделаем лишь краткий обзор, потому что за это короткое время, за одну лекцию, невозможно полностью исследовать шестую, седьмую и восьмую главы. Итак, мы будем довольствоваться общим обзором. Во-первых, нам необходимо понять суть аргументации Павла. Мы можем выразить ее следующим образом: апостол убедительно показывает, что пребывание христианина во грехе — это совершенно недопустимое явление, и утверждает, что такое положение немыслимо в свете всей природы и характера христианского спасения. Павел выражает эту мысль в форме вопроса: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:1, 2). В общем мы могли бы сказать, что темой глав 6, 7 и 8 является опровержение опасных утверждений некоторых людей, склонных разделять оправдание и освящение. Если вы думаете, что можно остановиться на оправдании, то делаете нечто такое, что апостол считает недопустимым и на что он может сказать лишь: «Никак!».

Вся аргументация представлена и суммирована в шестой главе. В седьмой и восьмой главах Павел раскрывает данную тему более подробно. Я хочу подчеркнуть, что восьмая глава не вводит новый принцип. Главная идея представлена в шестой главе, а в главах 7 и 8 она лишь развивается. Это очень важный пункт. Некоторые люди утверждают, что, будучи христианами, мы можем оставаться в положении, описанном в шестой и седьмой главах, и это крайне опасное заблуждение. Позвольте мне обосновать свое столь категорическое утверждение. Апостол Павел в Рим. 8:5-9 приходит к следующему заключению:

«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».

Вы видите, что это значит? В восьмой главе речь идет не о каких-то особенных христианах, получивших некое дополнительное благословение, а обо всех без исключения. «Если какой-либо человек не имеет Духа Христова, — говорит апостол, — то он и не Его. Если вы не получили Духа Христова, вы не можете быть христианином». Он говорит, что христиане уже не являются плотскими людьми, что они живут не по плоти, а по Духу. До своего обращения они жили по плоти, но с того момента, как уверовали, они стали жить по Духу. Можно ли себе представить, чтобы следующие слова Павла относились к христианину: «Помышления плотские суть смерть.., потому что плотские помышления суть вражда против Бога»? Нет, конечно. С момента нашего возрождения, нашего рождения свыше мы соединены со Христом и пребываем в Духе. Это очень важная истина.

Итак, позвольте мне повторить, что в Рим. 8 речь идет обо всех христианах, а не только об избранных, получивших особое благословение или особые переживания. Павел не говорит в этой главе что-то новое, но лишь повторяет и более подробно объясняет то, что было изложено в шестой главе. Для меня это основополагающая истина. Как мы уже видели на предыдущих лекциях, из-за ее недопонимания люди неверно понимают освящение. Но, без сомнения, текст Рим. 8:5-9 должен раз и навсегда разрешить этот вопрос. Поэтому нельзя разделять христиан на духовных и не духовных. Все христиане, по определению, духовные. С момента рождения свыше мы получаем Святой Дух, соединяемся со Христом, в нас пребывает природа Божья, и мы являемся сопричастниками Божьими.

Итак, после общего ознакомления с учением об освящении, давайте перейдем к более подробному его рассмотрению. Какие аргументы приводит Павел в этих трех главах? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вернуться к доктрине о грехе. То же самое сделал и апостол Павел во второй половине пятой главы, где он учит, что все мы пребывали в Адаме и, согрешив вместе с ним, теперь пожинаем плоды его греха. Вследствие грехопадения люди попали под власть греха и сатаны, находятся под их жестким контролем. На предыдущих лекциях мы уже касались этой темы. Сейчас мы имеем греховную природу. Грехопадение привело нас к потере живой связи с Богом, вследствие чего наш дух, предназначенный для общения с Богом, утратил способность контролировать плоть. Теперь плоть, в которой заложен греховный принцип, управляет всей нашей жизнью.

Вот результат греха. До грехопадения мужчина и женщина пребывали в состоянии совершенной гармонии. Все их инстинкты (самосохранения, продолжения рода и т. д.) были уравновешены, не доставляли никакого беспокойства, подчинялись высшим интересам, так как люди находились в совершенных отношениях с Богом. Но после грехопадения этот баланс был нарушен, и человек оказался жертвою собственной плоти, начал исполнять, как пишет Павел, «желания плоти и помыслов» (Еф. 2:3). Он стал похотливым созданием, управляемым грехом и сатаной. Это библейское учение. Люди страдают всем своим существом и находятся в состоянии смятения.

Но спасение — в Иисусе Христе. Во второй половине пятой главы Послания к Римлянам Павел делает замечательное утверждение: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (ст. 20). Вот в чем спасение. Но какова его суть? Может быть, это просто прощение грехов? Ответом будет решительное «нет». Именно с этого и начинает Павел шестую главу. Он предполагает возможность такого рассуждения: «Как хорошо, что наши грехи покрыты Христом! Не важно, много мы грешили или мало. Более того, мы можем даже доказать, что чем больше мы грешим, тем больше благодати на нас изливается. Я знаю, что все мои грехи прощены, поэтому не важно, как я живу, ибо я во Христе. Мне уже ничего не угрожает, и я могу жить так, как захочу».

«Никак» (в английском переводе — «сохрани Бог». — Прим. перев.), — говорит Павел в конце первого стиха. Он опровергает такой подход. Почему? Потому что наше спасение во Христе не частичное, а полное и завершенное. В важнейшем отрывке Рим. 6, 7 и 8 он излагает и доказывает эту мысль.

На мой взгляд, в Рим. 6:14 записано великое утверждение: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью». Задумайтесь над словами Павла. (В английском тексте Библии сказано еще более определенно: «Грех не будет над вами господствовать…». — Прим. перев.). Этого не будет допущено. Так как вы не под законом, но под благодатью, грех не будет иметь власти над вами, — объясняет Павел. В основании лежит следующий принцип: наш союз со Христом. Мы рассмотрели доктрину о нем несколько раньше и теперь понимаем, почему ее следовало изучать перед доктриной об освящении. Если вы снова прочитаете вторую половину пятой главы, вы увидите, что аргументация Павла заключается в том, что мы пребываем во Христе так же, как раньше пребывали в Адаме. Мы пожали все последствия греха Адама, а теперь точно так имеем отношение ко всему тому, что совершил Христос. Такова параллель.

Что же это значит? Мы соединены с Господом Иисусом Христом не частично, но целиком и полностью. Невозможно разделить Христа. Как повествует шестая глава, мы были распяты, умерли и погребены с Ним. Мы погрузились в подобие Его смерти и воскресли с Ним. Обратимся вновь к Еф. 2:6: «… и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе…». Это произошло одновременно. В 1 Кор. 1:30 сказано: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». Христос сделался всем этим для нас, христиан. Можете ли вы себе представить что-либо более опасное и небиблейское, чем утверждение, что для некоторых христиан Христос является только оправданием? «Для кого-то Он еще не стал освящением, — говорят они. — Им надлежит пройти это». Но Писание говорит совершенно противоположное! Он сделался всем этим для нас. Мы не можем разделить Христа. Мы соединены с Ним, находимся в Нем, и это необходимо четко усвоить.

Каков же вывод? Его делает сам апостол. Мы вступили в союз со Христом, мы распяты, умерли, погребены и воскресли с Ним, поэтому Павел говорит: «…вы, братия мои, умерли для закона…» (Рим. 7:4). Закон не имеет к нам никакого отношения. Христос умер. Он положил конец закону раз и навсегда. Поэтому закон уже ни в чем не может меня осуждать. Да, но это еще не все. Апостол говорит, что мы не только умерли для закона, но так же умерли и для греха (Рим. 6:2). Все совершенно ясно: данный глагол стоит в прошедшем времени аорист, обозначая свершившееся действие. Смерть произошла раз и навсегда. Мы не умираем для греха сейчас; мы уже умерли для него в прошлом. Павел многократно повторяет: «…зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (ст. 6). Наше ветхое «я» уже распято и сейчас распинается. «Ибо умерший освободился от греха» (ст. 7). Вот кто такой христианин. «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (ст. 18). «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (ст. 22). В другом месте Павел выражает эту мысль в виде призыва: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 11).

Итак, мы мертвы не только для закона, но и для греха. Пока мы бодрствуем, говорит Павел, грех не имеет над нами власти. В следующей главе Павел приводит известную аналогию с женщиной, состоящей в браке. Она освобождается от уз брака в тот момент, когда ее муж умирает. В этой же главе Павел приводит и другую аналогию, говоря, что раб принадлежит своему господину до тех пор, пока его не купит другой господин. Поэтому мы не только умерли для греха, но и воскресли со Христом. А это значит, что жизнь Христа — это наша жизнь. «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (ст. 4). В пятом стихе продолжается та же мысль: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». Также ст. 8 гласит: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним». Мы живем с Ним в настоящее время, уже сегодня. Это подтверждают ст. 11 и 13: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В ст. 13 Павел говорит: «Представьте себя Богу, как оживших из мертвых…». Мы воскресли со Христом и, следовательно, пребываем в этой новой жизни.

Как я уже отмечал, в главе 7 Павел как бы говорит: «В каком-то смысле вы были связаны с законом узами, подобными брачным, но сейчас вы свободны, так как закон уже мертв».

«Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу»

(Рим. 7:4).

Мы сочетались со Христом и должны приносить плод святой и благочестивой жизни.

В этом заключается великое утверждение Павла. Вследствие нашего союза со Христом мы становимся мертвыми для греха и живыми для Бога. Жизнь Христа пребывает в нас, и это положение каждого христианина.

«Так что же, — может спросить кто-либо, — это значит, что мы теперь безгрешны и совершенны? Касается ли это всей моей личности? Покончил ли я с грехом в любом его виде и проявлении?»

И Павел отвечает: «Нет». Все вышесказанное относится к нашему духу, который полностью избавлен от греха. Я, как духовное существо, мертв для греха. С ним покончено раз и навсегда, но это не касается моего тела. Вы понимаете суть? В результате грехопадения Адама пострадала вся моя личность: как дух, так и тело. Но Спаситель Христос совершенным образом искупает мой дух. Это и есть новое «я», но тело мое по-прежнему пребывает в рабстве греха. Я мертв для греха, но моя плоть все еще находится в его власти.

Позвольте мне привести доказательства. Прежде всего, это глава 6. В ст. 6 Павел говорит: «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное…». Старое «я» распято; с ним покончено. В будущем будет упразднено и греховное тело, но пока этого не произошло. Обратите внимание на ст. 12. В ст. 11 Павел как бы говорит: «Вы считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога», и далее следует: «Итак, да не царствует грех (как это, к сожалению, бывает) в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (ст. 12). Но перейдем к ст. 13: «И не предавайте членов ваших (то есть плоти, физических и умственных способностей) греху в орудия неправды, но представьте себя Богу… и члены ваши Богу в орудия праведности».

И наконец, в 19-м стихе мы находим такое утверждение апостола Павла: «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так и ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые». Таким образом, в шестой главе доказывается, что наш дух освобожден и искуплен, но это не относится к телу.

Итак, давайте теперь перейдем к седьмой главе. Павел говорит в ст. 16: «Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр» и в ст. 17: «…а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Вы видите, что зло уже делаю не я, так как мое «я» искуплено, но грех, живущий в моем теле. Ст. 18 гласит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе…». Здесь Павел подчеркивает, что именно в теле нет ничего доброго. Затем в ст. 20 он продолжает: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» — то же самое утверждение. В ст. 23 сказано: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». Вот что происходит. Пока я не пойму данной доктрины, я буду считать себя пленником греха. Но это совершенно не соответствует действительности, потому что грех пребывает в моих членах, а не в моем «я».

Далее в ст. 24 читаем: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?». Кто избавит меня?.. Закономерный вопрос, не правда ли? Павел как бы говорит: «Это мое положение. Я спасен и искуплен, да, но я все еще нахожусь в теле, над которым по-прежнему властвует грех и пытается тянуть меня вниз. Кто избавит меня от этого тела? Как мне обрести свободу?». Вот в чем вопрос. И снова в последней части ст. 25 Павел говорит: «Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию — закону греха». Это итог всей главы.

А теперь позвольте мне привести вам доказательства восьмой главы. Прежде всего, в ст. 10, одном из самых важных, говорится: «А если Христос в вас, то тело (Павел имеет в виду физическое тело — по-гречески «сома», — а не плоть) мертво для греха, но дух жив для праведности». Апостол только что сказал: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас (это наше положение как христиан), то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». Вы видите суть противопоставления? В ст. 13 Павел вновь говорит: «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Здесь не сказано, что мы должны умерщвлять свое «я»; речь идет о том, что необходимо умерщвлять дела своего тела, в котором обитает грех. Поступая так, мы будем жить.

И далее, в середине главы имеется ключевой стих, в котором подытоживается все вышесказанное. Павел говорит о творении, которое доныне стенает и мучится, и затем продолжает в ст. 23: «И не только она (вся тварь), но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления…». Что имеется в виду? Вот ответ: «…искупления тела нашего». Вы понимаете, о чем идет речь? Я — христианин, мой дух уже искуплен, но тело еще нет. Теперь я ожидаю наступления дня, когда мое тело будет так же искуплено, как и мой дух. Вследствие грехопадения Адама мой дух и мое тело осквернены. Но вот пришел Христос. Он спас мой дух, но мое тело еще не искуплено, и я ожидаю усыновления — искупления моего тела.

«Так что же нам делать?» — спросите вы. Значит ли это, что христиане обречены в этом мире на безнадежную, несчастную жизнь поражений и неудач? Должны ли мы продолжать напрасную борьбу, снова и снова впадая в отчаяние и терпя поражения? Ответ на это — да, обречены, если вы полагаетесь только на самих себя, свои способности и пытаетесь своими силами исполнить закон Божий. Да, вы обречены на это, если проводите разграничение между оправданием и освящением, если утверждаете, что христианин может рассчитывать только на прощение грехов и ни на что более. Но Писание говорит тысячу раз: «Нет!». Христианин занимает совершенно иное положение!

А теперь перейдем к известному утверждению в Рим. 7:7-25, о котором так часто спорят люди. К кому оно относится: к человеку неискупленному или к искупленному, но еще не полностью освященному? Суть всего этого отрывка заключается в следующем. Павел доказывает в первой половине главы, что мы уже не под законом. Наше положение подобно положению женщины, у которой умер муж, и она теперь может выйти замуж за другого человека. Мы уже не связаны с законом, потому что Христос положил ему конец Своею смертью. Теперь мы в союзе со Христом, и в этом смысле уже не находимся под властью закона. Кто-то может спросить: «Вы утверждаете, что закон Божий не имеет никакой цены, что он абсолютно бесполезный и не нужный?» «Ни в коем случае!» — заявляет Павел. Сам по себе закон совершенен, но если вы думаете, что он может либо оправдать, либо освятить вас, то совершаете фатальную ошибку. Если вы полагаете, что можете полностью избавиться от греха и посредством собственных усилий исполнить закон, то вы действительно осуждены на погибель.

Павел драматически описывает это состояние. Он как бы говорит: «Моя участь незавидна. Как христианин, я вижу всю ценность закона и хочу его исполнять, но мое тело тянет меня вниз. Грех, который остается в нем, делает невозможным послушание закону. Если с этим ничего нельзя поделать, я пропал. Бедный и несчастный я человек! Но мое положение, к счастью, не таково». Обратите внимание на утверждение Павла: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?». И тут же он отвечает на свой вопрос: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом…». В шестой главе уже был дан ответ на этот вопрос. Я не обреченный человек, потому что соединен со Христом. Грех больше не имеет и не может иметь надо мной власти.

Итак, прежде всего в Рим. 6:14 Павел отвечает на свой вопрос. Обратите внимание, что он снова и снова возвращается к нему. В Рим. 7:25 он говорит: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом». Далее он скажет удивительные слова в Рим. 8:10, 11: «А если Христос в вас, то тело мертво из-за греха, но дух жив из-за праведности» (по тексту английской Библии. — Прим. перев.). И далее: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Данные слова относятся не только к воскресению святых в пришествие Христово, но и к тому, что уже происходит в наших смертных телах. Этот процесс уже идет. Какое замечательное утверждение!

Затем Павел повторяет почти то же самое в ст. 15-17: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе». Вы не должны отчаиваться, не должны сетовать на несчастную жизнь, когда всё против вас и ваш удел — постоянное поражение. Вовсе нет! «…Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!” Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу…». Вот к чему мы придем.

И наконец, Павел говорит об этом в ст. 23: «…и мы в себе стенаем, ожидая усыновления (оно грядет!), искупления тела нашего». Итак, мы не обречены на отчаяние и поражение. Мы сражаемся не напрасно, и наше положение не безнадежно. Этот великий процесс продолжается, потому что мы во Христе. Как это происходит? Господь Иисус Христос пребывает в нас. Если мы христиане, Он действует в нас Своим Духом Святым. Он избавил наш дух и сейчас производит избавление нашего тела. В конце концов мы будем избавлены самым совершенным образом.

Как проходит этот процесс? Фил. 2:12, 13 дает ответ: «…со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие…». Дух пребывает в нас и ведет нас. Он воздействует на нашу волю, посылает жажду святости, открывает весь ужас греха, а также помогает стремиться к чистоте и богоугодной жизни. И не только это. Он дает нам силы делать то, к чему мы стремимся. Что еще? В Рим. 8:14 Павел пишет: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Эти слова относятся к каждому христианину.

Как это происходит, как осуществляется Божье водительство в нашей жизни? К чему ведет нас Бог? Итак, Он ведет нас самыми разнообразными путями, но все они лежат через истину. Бог есть Автор истины, и Он ведет нас к ней и открывает ее, благодаря чему мы освящаемся. А истина заключается в том, что, как уже было сказано, наш дух искуплен, и вся проблема заключается в теле. Мы должны понять, что оно вскоре будет избавлено, и Павел увещевает нас: «…почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога…» (Рим. 6:11). Он дает нам уверенность в победе. Я больше не чувствую себя пораженным. Я знаю, что я на стороне победителя и должен продолжать победное шествие. Далее Павел обращается к нам со словами: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле…» (Рим. 6:12). Я чувствую, что это прекрасный призыв, и желаю откликнуться на него. Павел говорит: «…не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте члены… ваши Богу в орудия праведности». Совершенно правильно, — соглашаюсь я.

Далее Павел наставляет меня более не угождать своему неискупленному телу и не допускать, чтобы оно господствовало надо мною, как прежде. Я должен понять, что теперь я дитя Божье, предназначенное для славы, поэтому не должен позволять телу управлять собою. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока я пребываю на земле. Грех остается в теле, но, слава Богу, наступит день, когда этот процесс завершится. Я должен снова процитировать Рим. 8:23, потому что это один из самых славных стихов Писания: «…и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Наступит день, когда мое тленное тело будет совершенно избавлено от всякого рода греха. Бог преобразит его так, что оно будет подобно Его славному телу (Фил. 3:21). Наступит день, когда процесс искупления, начатый во мне Христом, Который возродил мой дух и сделал меня мертвым для греха, завершится. Мое тело также станет мертвым для греха, и я предстану пред Богом совершенным, безгрешным, без пятна и порока. Иоанн в полном согласии с Павлом говорит: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2). Мы будем подобны Богу не только в духе, являясь причастниками Его природы и отражением Его образа, но и в теле, которое станет таким же прославленным, как и Его тело. Мы будем подобны Ему, ибо мы увидим Его таким, какой Он есть. Этот день приближается и обязательно наступит. Что же из этого следует? Я пребываю в мире сем и должен постоянно вести брань против греха, который живет в моем теле. Иоанн выражает это так: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Иоан. 3:3). «Но усмиряю и порабощаю тело мое…» (1 Кор. 9:27), — говорит Павел. Он не просто пассивно смотрит на Христа. Необходимо умерщвлять «земные члены» (Кол. 3:5). Вот в чем суть его аргументации. Познав эту истину, получив силу Духа, которая действует во мне, я стремлюсь поступать по истине. Это и есть освящение.

Итак, мы должны полностью отвергнуть идею о полном избавлении от греха в этой жизни, которая противоречит Писанию. Мы также не соглашаемся с принципом противодействия, потому что он не раскрывает всю истину обо мне, не показывает, что я уже духовно избавлен и что проблемы связаны только с моей плотью. Данная теория проводит ложное разграничение между христианином, который пребывает в состоянии, описанном в седьмой главе Послания к Римлянам, и христианином, характеристика которого содержится в восьмой главе. Эта теория умалчивает о том, что восьмая глава имеет отношение ко всем христианам без исключения, потому что если Духа Христова нет в нас, то мы и не Его.

Мы рассматриваем освящение как часть великого и славного плана. Вот его главные пункты: во Христе мы имеем искупление; верующий соединен со Христом; с момента возрождения, рождения свыше и заключения союза со Христом начинается великий процесс освящения, который однажды приведет нас к окончательному искуплению и спасению. Это касается и наших тел, которые до тех пор, пока мы не умрем и не воскреснем, будут оставаться под властью греха. Понимая эту славную истину, мы должны усмирять свое тело и все больше овладевать им, чтобы возрастать в своем освящении.