24. Запечатление и залог

Теперь мы переходим к теме, которая естественно и даже неизбежно следует из всего, что мы сказали ранее. Рассмотрим следующее понятие — запечатление Духа. Слово «запечатление» используется в Писании три раза, прежде всего, во 2 Кор. 1:21, 22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши».

Также мы находим это слово в Еф. 1:13: «В Нем (то есть в Господе Иисусе Христе) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом», и далее необходимо прочесть ст. 14: «Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его».

И третий раз это слово используется в Еф. 4:30, где речь идет об оскорблении Святого Духа: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления».

Из контекста видно, как важно правильно понимать значение слова «запечатление». Большинство исследователей данной доктрины начинают с вопросов: каковы общие функции и цели запечатления? Что оно означает? Зачем его используют? Ответ заключается в том, что запечатление или печать имеет три основные функции, и первая из них — удостоверение или подтверждение подлинности чего-либо. В прошлом люди очень часто имели собственную печать и ставили ее на документе, чтобы подтвердить достоверность самого документа и его содержания. В Писании данное слово также используется в этом значении. Нам говорится, что человек, верующий в Евангелие, «сим запечатлел, что Бог истинен» (Иоан. 3:33). Такой человек не отвергает Благую Весть, не почитает Бога лжецом, как говорит апостол Иоанн, но, напротив, ставит свою печать под Евангелием и таким образом подтверждает его истинность.

Конечно же, печать использовалась и используется для того, чтобы подтвердить собственность. Вы ставите печать на бандероли, и всем становится ясно, что она ваша. Если вы хотите положить в банк или сейф пакет с документами, то, как правило, ставите на нем сургучовую печать и свою подпись. Печать показывает, что этот пакет — ваша собственность, и никто кроме вас не имеет права его вскрыть.

И в-третьих, как я уже вскользь упомянул, печать обеспечивает сохранность того, на чем она стоит. Это своеобразная охрана. Она не допускает, чтобы кто-либо посторонний узнал содержание запечатанного. Печать не должна нарушаться, и когда мы получаем свою собственность, доказательством того, что к ней никто не имел доступа, является неприкосновенность печати.

Итак, эти три отрывка Писания говорят, безусловно, об отношениях Святого Духа и верующего. Во-первых и прежде всего, Святой Дух подтверждает и доказывает, что мы воистину народ Божий. Писание указывает на то, что мы являемся уникальной собственностью Бога, «родом избранным» (1 Пет. 2:9; Тит. 2:14).

Другими словами, христиане — это народ, избранный Богом. Смысл этого утверждения заключается в том, что Бог отделил их и дал им многочисленные благословения; они стали Его уникальным народом, подтверждением чего является дар Святого Духа. Итак, очень важно это понимать. Уникальность нашего положения явна не только для нас, но и для других людей. Запечатление Святым Духом — это Божий метод свидетельства другим людям, что мы — христиане. Это очень важно с практической точки зрения. Я повторяю, присутствие Святого Духа, производящего в нас плоды Духа, показывает окружающим, что мы действительно христиане.

Человек может исповедовать христианство, соглашаться с истиной и учением Писания, но это еще не доказывает, что он — истинный христианин. Только присутствие в нас Святого Духа является таким доказательством, только оно показывает, что Дух дан нам Богом через Христа, что Он пребывает и действует в нас, потому что мы есть народ Божий. Дух Святой не дан никому другому, Он не дан миру сему. Сам Господь Иисус Христос говорил ученикам об этом перед Своей смертью. Он дан только тем, кто принадлежит Богу. Итак, Святой Дух, подобно печати, подтверждает тот факт, что мы — христиане.

Далее, переходя ко второму значению этого слова, мы ясно видим, что оно передает идею собственности. Это очевидно не только для нас, христиан, но и для всего мира. В этой связи интересно прочитать Откр. 3:12 — послание Филадельфийской церкви: «…напишу на нем имя Бога Моего…». Без сомнения, здесь в несколько иных словах передается та же самая идея.

Как уже было сказано, данные слова относятся лично к нам. Святой Дух — это гарантия того, что мы действительно являемся Божьим народом и Божьей собственностью. И снова мы затрагиваем вопрос уверенности в спасении. Вы помните, что в пятой главе говорилось об этом аспекте истины, и мы с большим вниманием отнеслись к, пожалуй, самому важному элементу нашей уверенности — свидетельству Духа нашему духу, что мы есть дети Божьи (Рим. 8:16).

Каким же образом Дух свидетельствует нам? Отчасти мы ответили на этот вопрос на прошлой лекции. Вы помните свидетельство пуританина Джона Флавела? Он сказал, что познал эту драгоценную истину в часы особого духовного переживания, не сознавая, в теле он или вне тела, больше, чем за все годы изучения Писания и размышлений. Когда Господь Иисус Христос явился ему таким поразительным образом, Флавел получил окончательное удостоверение, свидетельство Духа Святого. Это не обязательно должно происходить таким драматическим образом. Это нечто такое, что невозможно выразить словами, но мы ясно осознаем, что Святой Дух свидетельствует нашему духу, что мы есть дети Божьи.

Вот так мы узнаем о том, что являемся собственностью Бога. И в-третьих, запечатление Духом делает наше спасение непреложным. Какая прекрасная мысль: мы знаем, что Святой Дух в нас, что Он — залог нашего окончательного спасения или, другими словами, нашего искупления: «…вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Искупление означает окончательное завершение нашего спасения, включая и прославление. Апостол Павел говорит: «…мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23). Это нечто такое, чему еще надлежит произойти. Искупление будет завершено тогда, когда наше тело станет совершенным, подобно духу, когда станет совершенной вся наша личность. Запечатление Святым Духом гарантирует, что это непременно произойдет. Сам Бог дает эту гарантию. Он поставил на нас печать Духа, чтобы мы могли иметь благословенную уверенность, «что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38, 39). В этом смысле отлучение от любви Божьей невозможно. Святой Дух, Которого мы получили, является абсолютной гарантией того, что никто и ничто в этом мире не сможет похитить нас из руки Божией. Присутствие Святого Духа в нас, подобно печати, удостоверяет это.

Итак, в свете всего сказанного возникает вопрос: как Святой Дух может быть печатью, если мы об этом не знаем? Как можно убедиться в этом, основываясь только на вере и не обращая никакого внимания на чувства? Согласно Писанию, я знаю, что имею печать, и могу радоваться тому, иметь уверенность и благословенную надежду на свое окончательное и полное искупление и совершенство.

Вот в чем заключается учение о запечатлении Духа, и тут же следует сказать о залоге Духа. В Библии трижды упоминается это слово. Во-первых, во 2 Кор. 1:22: «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». Во-вторых, в Еф. 1:13, 14 (самое важное утверждение): «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его». И в-третьих, во 2 Кор. 5:5, где говорится: «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа». Вот контекст этого стиха: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (ст. 1). Наша благословенная уверенность заключается в том, что если даже наши тела будут разрушены и распадутся, с нами все будет в порядке. Откуда мы это знаем? Сказано весьма убедительно: «На сие самое и создал нас Бог…» (ст. 5), а далее мы читаем: «…и дал нам залог Духа».

Итак, что подразумевается в Писании под словосочетанием «залог Духа»? Залог или задаток — это часть стоимости, которую выплачивают при покупке чего-либо. Давая залог, вы тем самым обязуетесь, даете гарантию выплатить остальное. Следовательно, залог — это не только первый взнос, но и обещание того, что вы выплатите оставшуюся сумму. Безусловно, истина о залоге Святого Духа или первой выплате, если хотите, — одна из самых славных истин Писания, открытых Богом. Давайте снова обратимся к словам апостола Павла в Рим. 8:23: «…мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Здесь прослеживается та же самая мысль, следовательно, Святой Дух дан нам Богом для того, чтобы мы имели какое-то представление о том, что нас ожидает, когда мы придем в славу. Мы получили начаток Духа. Древние народы обычно отмечали праздник сбора первых плодов, начало жатвы. На нем представлялись разные плоды, чтобы их можно было попробовать и получить представление о будущем урожае. В этом есть нечто прекрасное, и для нас этим начатком является Святой Дух.

Вы видите всю важность залога. В первых двух приведенных цитатах Писания данное слово связано со словом обещание. Апостол Павел не использует их во 2 Кор. 5:5, но, как вы видели, подразумевает. Интересно отметить, что эти слова передают одну и ту же идею, поэтому так необходимо было подчеркнуть важность учения о запечатлении Духом. Обратите внимание на то, как Павел выражает это в Еф. 1: 13, 14: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его…» (в английской Библии — для искупления приобретенной собственности. — Прим. перев.). Итак, наше спасение еще не завершено, но оно обязательно завершится в будущем, и нам дан Дух для того, чтобы мы могли не только точно знать об этом, но и вкусить его уже сейчас. Все, что мы можем попробовать в этой жизни в духовном смысле, является ничем иным, как первым плодом, начатком или предвкушением того, что должно свершиться, чем-то вроде первой выплаты, сделанной Богом, чтобы мы могли знать, что нас ожидает в будущем.

Но если этого нельзя познать, то какова цена ему? В чем смысл данного учения апостола? Конечно же, в том, чтобы ободрить и утешить нас. Он как бы говорит: «Эта жизнь может быть очень трудной и мучительной, и у вас, как и у еврейских христиан, может возникнуть искушение сказать: „Что нас ожидает в конце пути?”. Ответ будет следующим: то, что вы уже сейчас можете испытать, — не что иное, как результаты действия Духа, образец, некий начаток того чудесного наследия, которое Бог определил для вас». Апостол Павел пишет: «…„не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”. А нам Бог открыл это Духом Своим (мы знаем об этом): ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:9, 10). Далее он продолжает: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). Это запечатление, по словам Павла, также является залогом — оба слова указывают на одно и то же.

Итак, если бы я счел запечатление чем-то таким, что принимается по вере, никак не отражаясь на чувствах, и так же понимал залог, то не имел бы никакого утешения и ободрения. Как печально, что мы, боясь крайностей, готовы даже отвергнуть ясное учение Писания. Поэтому я без колебаний вновь задаю вопрос: знаете ли вы, что приняли Духа? Я не спрашиваю, верите ли вы, что Дух пребывает в вас? Я снова утверждаю на основании Писания, что, если Святой Дух находится в нас, нам не нужно что-то делать, чтобы узнать об этом. Его присутствие будет явным и ощутимым. Когда Дух Святой работает внутри нас, предостерегая, увещевая, просвещая нас, мы чувствуем и знаем об этом. Когда Он посылает нам особые благословения, умиляет наши сердца и открывает очи, чтобы мы могли увидеть Господа, мы знаем это и радуемся этому. Дух касается наших сердец, и это очевидно для нас. Наши чувства задействованы, вся личность — ум, сердце и воля свидетельствуют о присутствии Духа, и это не состояние исступления или экстаза. Нет, истинное присутствие Святого Духа ведет к благочестивому поведению и состоянию воли, ума и сердца. Не будем упускать этого из виду и воображать себя чрезвычайно духовными только потому, что можем заявить: «Я не испытываю никаких чувств, но живу верой». Друзья мои, мы должны чувствовать!

Я снова подчеркиваю, что до тех пор, пока вы не испытали умиления от действия Святого Духа, пока не познали, что значит жаждать петь, восхвалять Бога и вместе с апостолом восклицать от радости, вам, как христианам, должно быть стыдно за себя. Вы должны стремиться к тому, чтобы с другими христианами воспевать и прославлять от всего сердца Бога за Его чудесное спасение. Вкусили ли вы этого небесного дара? Отведали ли этот начаток? Имеете ли вы предвкушение той чистой и безграничной радости, которая ожидает вас во славе? Таковы, на мой взгляд, уроки, которые неизбежно следуют из библейского учения о Святом Духе, о запечатлении Им и о залоге.

Позвольте мне коснуться более практического вопроса. Как мы можем обрести эту радость? И если кто-либо скажет: «Я не совсем понимаю, о чем вы все время говорите, но и я хотел бы иметь все это», то ответ будет очень простой. Существует еще нечто такое, чего мы должны избегать. Во-первых, мы не должны угашать Духа. В 1 Фес. 5:19 читаем: «Духа не угашайте». К толкованию этого стиха необходимо отнестись очень серьезно, не вырывая его из контекста, который гласит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Затем следует: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:16-21). Теперь мы знаем, что значит «угашать». Это угнетать, противодействовать, препятствовать, что мы, к сожалению, нередко делаем. Угашать — значит пытаться спорить, вместо того чтобы с готовностью откликнуться, а также сомневаться и придумывать отговорки. Духа можно угашать не только в личном порядке, но и в обществе с другими людьми, на богослужении в церкви, в любом собрании верующих.

У нас может возникнуть страх совершить нечто неугодное. Хорошо, если мы боимся этого, имея повеление не угашать Духа и в то же время «все испытывать, хорошего держаться». Некоторые люди считают, что необходимо отказаться от рассуждений, размышлений, анализа, избегать собственной активности, чтобы не угасить Духа. Но как это противоречит Писанию! Вы не должны угашать Духа, но при этом вы должны все испытывать, так как нечистые духи могут выдать за действия Святого Духа то, что однозначно осуждается в Писании. Поэтому, если у вас появляется желание совершить нечто такое, что запрещается Библией, вы можете быть абсолютно уверены, что это не водительство Святого Духа. Вы должны руководствоваться и Словом Божьим, и Духом Божьим одновременно.

Итак, необходимо всегда бодрствовать, чтобы не угасить Духа и ни в чем не нарушить Писание, но, оставаясь на его позициях, быть открытыми и чуткими. Памятуя о том, что не всякий дух от Бога, что нужно испытывать духов. Существует дух антихриста, дух мира сего, и мы должны бодрствовать. Он может превращаться в ангела света, и его чудесный вид способен обольстить даже избранных, как говорит Сам Иисус Христос (Матф. 24:24).

Итак, мы, христиане, не должны угашать Духа, и в то же время мы не должны, отбросив здравый смысл и всякую осторожность, поддаваться иным силам, которые желают добиться контроля над нами. Со Словом и Духом Божьим это возможно, и даже не трудно.

Итак, во-первых, мы не должны угашать Духа. Во-вторых, мы не должны оскорблять Его: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). Мы можем оскорблять Духа, забывая о Нем, пренебрегая Им и Его словом. Мы можем не верить в Него и сомневаться в Нем и Его целях относительно нас, самоутверждаясь в любой форме. Дух желает руководить нами, а если мы хотим жить по-своему, это оскорбляет Его. Также, несомненно, любой грех оскорбляет Духа. Он свят, а также нежен и чуток, как голубь, поэтому мы должны быть очень осторожными, чтобы не огорчить его. Отказ исполнить Его волю, если она открыта нам, оскорбляет Духа. Когда мы интересуемся больше своими переживаниями, чем Святым Духом, это, безусловно, также огорчает Его. Ничто так не оскорбляет личность, как потребительское отношение к ней. Мы все склонны поступать так. Нам нужны впечатления, сила… Все наше поведение свидетельствует о том, что нам совершенно не нужен Сам Дух, и это очень оскорбляет Его. Подводя итог, я могу сказать: если Господь Иисус Христос не находится в центре всей нашей жизни, то мы оскорбляем Духа. Он пришел для того, чтобы прославить Иисуса Христа, и все, что в нашей жизни препятствует этому, оскорбительно для Него.

Итак, мы не должны угашать и оскорблять Духа. Давайте помнить об этом. Писание не говорит о том, что, если мы будем оскорблять Духа, Он оставит нас. Слава Богу, нет. Родители не оставляют малое дитя, если оно огорчает их, не перестают о нем заботиться: их отношения не прерываются, и ребенка не бросают на произвол судьбы. Слава Богу, что Дух Святой не оставляет нас, хотя мы и огорчаем Его. Если мы обратимся к пятой главе Послания к Ефесянам, где, как вы помните, Павел учит исполняться Духом, то увидим, что она имеет практическое значение. Павел повелевает не воровать и не допускать нечестивых речей, призывает следить, чтобы никакое гнилое слово не исходило из наших уст. Мы должны быть нежными и сострадательными. Поступая иначе, мы оскорбляем Духа. Прочитайте главы 4 и 5, и вы ясно увидите, чего необходимо избегать, чтобы не угасить и не оскорбить Духа.

Данное учение можно выразить в позитивной форме: мы должны жить под водительством Духа, ходить в Духе. Это значит осознавать свою связь с Духом и постоянно помнить о Его присутствии. Каждый из нас должен понимать, что наше тело — храм Духа Святого (1 Кор. 6:19), что Дух обитает в нас, и мы должны быть готовыми внимать и повиноваться Ему. Мы должны быть готовы выполнять то, к чему нас призывает и ведет Святой Дух. Он желает, чтобы мы постоянно исследовали Писание — Его слово и средство, которое Он использует для нашего назидания и возрастания в благодати и познании Господа. Отказываясь делать это, мы отказываемся от водительства Святого Духа, оскорбляем Его. Но если мы слушаем Его, изучаем Слово Божье, размышляем и молимся над ним, ибо Дух ведет нас к молитве, Он действует в нас, производит в нас «и хотение и действие» (Фил. 2:13). Поступая так, мы увидим, что наша уверенность в запечатлении Духом и в том, что Он действительно является залогом нашего наследия, все более возрастает. Как чудесно, что Бог, искупивший нас драгоценной кровью Христа, дал нам своего рода свидетельство, залог. Он как бы говорит: вот вам доказательство. Вы имеете его уже сейчас, но это ничто по сравнению с тем, что вас ожидает, когда вы получите все наследство.

Зная все это, мы продолжим свой путь, радуясь и веселясь. Мы не будем угашать или оскорблять Духа, но будем радоваться Его присутствию и все более и более будем познавать и любить Господа. Это самое надежное подтверждение того, что в нас действует Святой Дух, что мы ведомы Им. Последнее доказательство присутствия Духа — это не переживания или впечатления, но отношение к Господу Иисусу Христу, любовь к Нему, познание Его и живая связь с Ним.