5. Общая работа Святого Духа

После общего анализа служения Святого Духа и событий, происшедших в день Пятидесятницы, будет полезно и интересно кратко остановиться на работе Духа по отношению к нашему Господу, а затем уже перейти к рассмотрению Его великой работы по применению искупления.

Во-первых, рассуждая о рождении Христа, мы прочитали, что ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Матф. 1:20). Далее Лука в своем Евангелии приводит слова ангела Гавриила, сказанные Марии: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1:35).

Во-вторых, Петр, проповедуя в доме Корнилия, свидетельствовал о служении нашего Господа, «начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном», и о том, «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Д. Ап. 10:37, 38). В Иоан. 3:34 говорится, что «не мерою дает Бог Духа». Мы также знаем, что Иисус «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Матф. 4:1) после водного крещения, во время которого «Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лук. 3:22).

Более того, в-третьих, Иисус Христос был распят в силе Духа. Автор Послания к Евреям говорит: «…Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу…» (Евр. 9:14), после чего Он был воскрешен силою Духа, как пишет Павел в Рим. 1:4.

Наконец, мы видим, что Иисус Святым Духом дал повеления апостолам (Д. Ап. 1:2).

А теперь давайте перейдем к одной из главных функций Святого Духа — применению искупления, совершенного Сыном Божиим, нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом. Обратите внимание на важность логической последовательности этих доктрин. Без сомнения, вначале мы должны были рассмотреть Личность нашего Господа и ту работу, что Он совершил. А теперь вопрос заключается в том, какое значение для нас с вами имеют результаты этой работы.

В настоящей серии лекций мы часто будем обращаться к великому предвечному совету, на котором Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой решили распределить между Собой работу по спасению. Сын добровольно согласился облечься в человеческую природу, в совершенстве исполнить закон и умереть за вину и грехи людей. Дух Святой добровольно взял на Себя работу по применению искупления. Это Его особое служение, и мы сейчас должны на нем остановиться.

В рамках данной темы необходимо еще раз рассмотреть работу Святого Духа в общем и в частности. Всю Его работу можно разделить на работу в плане искупления всего человечества и работу в плане спасения отдельных людей. Сейчас я хочу остановиться на работе Святого Духа, которую Он выполнял до и выполняет после искупительной миссии Христа.

Во-первых, мне хотелось бы отметить, что пришествие Святого Духа и Его присутствие в Церкви и мире сами по себе являются частью работы искупления, и в этой связи давайте обратим внимание на слова нашего Господа в Иоан. 16:8-11, сказанные о Святом Духе: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден». Это ключевые стихи, и очень важно правильно их толковать. Часто считают, что здесь имеется в виду работа, которую выполняет Святой Дух в душах отдельных людей, чтобы привести их ко спасению. Отчасти это так, но я хотел бы показать, что данное значение, отнюдь, не является основным. Позвольте мне подтвердить это. Я считаю, что Иоан. 16:8-11 является общим утверждением о сошествии Святого Духа и его значении. Обратите внимание, что наш Господь ясно говорит о том, что Святой Дух, придя, будет обличать не отдельных людей, не верующих, а сей мир. Но в мире находятся как верующие, так и неверующие люди, и наш Господь подчеркивает, что Дух Святой выступает в роли обвинителя. На мой взгляд, толкователи, часто забывая об этом, к большому сожалению, уходят от истины в данном вопросе.

Следующее: мне интересно, задумывались ли вы когда-нибудь над значением этих стихов? Обратите внимание, наш Господь говорит, что Святой Дух обличит мир о грехе, и далее поясняет: «о грехе, что не веруют в Меня». Он не говорит, что Святой Дух обличит мир, раскрывая всю истину о грехе. Нет! Он делает только одно особое замечание: «что не веруют в Меня». Это также очень важно. Закон, данный Богом через Моисея, обличает о грехе в общем смысле, и для этого не нужно было приходить Святому Духу. Однако Святой Дух выполняет эту особую работу. Точно так же наш Господь, говоря о правде и суде, касается чего-то конкретного. Другими словами, в этом отрывке Он показывает, какое влияние на мир оказало сошествие Духа и что само присутствие в Церкви Святого Духа обличает мир о грехе, правде и суде.

В Д. Ап. 5:29-32 есть параллельное утверждение. Петр и другие апостолы были поставлены перед судом — синедрионом, где Петр произнес свою защитную речь:

«Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов ваших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (курсив автора. — Прим. ред.).

«Мы и Святой Дух, — сказал Петр, — свидетели тому, что говорим вам». Святой Дух, придя в мир, открывает некоторые истины и обличает мир о грехе, правде и суде.

Как же Он делает это? Давайте обратимся за объяснением к Самому Господу. И здесь мы должны сделать важнейшее замечание, касающееся всей доктрины о работе Святого Духа: во всех трех случаях Он указывает на Господа. Он говорит не только о грехе. Он учит не о Себе, привлекает внимание не к Себе и не Себя прославляет. Он все время направляет внимание на Господа, и в этом заключается суть служения Святого Духа. Его главное дело и цель, как говорит Сам Господь, — прославлять Иисуса Христа. Все наше искупление исходит от Христа, каждое благословение, каждое событие — все от Него. Иоанн уже говорил об этом в самом начале своего Евангелия: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан. 1:16). Святой Дух дает нам только то, что исходит от Христа. Он действует как Посредник, созидая в нас полноту, которая есть во Христе и Его искуплении. Итак, наш Господь, говоря, что Святой Дух «обличит мир о грехе и о правде и о суде», указывает, что это обличение имеет к Нему прямое отношение.

Во-первых, Святой Дух «обличит мир о грехе, что не веруют» во Христа. Как я уже отмечал, Иисус не говорит, что Святой Дух будет обличать мир о грехе в общем, открывая всю его мерзость. Он не будет показывать, что грех есть беззаконие, или «промах», или что-то в этом роде. Наш Господь вообще не касается этого. Он говорит только об одном: «не веруют в Меня». Что же подразумевается под этими словами? Существует только одно удовлетворительное объяснение: сошествие Духа Святого на Церковь в день Пятидесятницы в Иерусалиме, сопровождавшееся знамениями, а также служение апостолов — все это обличило мир в ужасной ошибке, которую он совершил, отвергнув Иисуса из Назарета и вынеся Ему смертный приговор. Сошествие Святого Духа стало утвердительным и окончательным доказательством того, что Иисус из Назарета есть Сын Божий и Спаситель мира.

Как же Дух Святой делает это? Когда наш Господь пребывал здесь, в мире сем, Он говорил, что пошлет «обещанного от Отца». Исполнения этого обетования иудеи ожидали в течение многих веков. У них были пророчества Иоиля и других пророков, и они знали, что Мессия — это Тот, в Ком исполнится данное обетование. Наконец перед ними предстал Иисус из Назарета. Он объявил Себя Мессией, но они отвергли Его, не поверили в Него, а затем и распяли. Но вот появился Святой Дух, посланный в Церковь по пророчеству Христа. К чему это привело? Сошествие Духа стало доказательством, что Иисус есть Мессия, и, следовательно, мир, который отверг Его, обличается в грехе непризнания, отвержения и распятия Миссии. Вот почему Иисус Христос говорит, что Святой Дух, в частности, обличает мир в грехе, что «не веруют в Меня».

Надеюсь, я выражаюсь ясно: сам факт сошествия Святого Духа был обличением для мира. Оно не было результатом работы, проводимой Святым Духом в душах людей. Я остановлюсь на этом позже, когда мы перейдем к вопросу о применении искупления к спасенным. Сейчас же мы рассматриваем, каким образом Святой Дух обличает мир о грехе. Когда Он сошел на Церковь и с неба послышался шум, как бы от несущегося сильного ветра, и явились разделяющиеся языки, как бы огненные, почившие по одному на каждом из учеников, и те начали говорить на иных языках, уже это одно обличило мир о грехе — грехе неверия. Вот почему я отношу это к общей работе Святого Духа.

Но давайте перейдем ко второму утверждению: «…о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня». Были ли у вас когда-нибудь трудности в толковании этого отрывка? Очень интересно читать комментарии и различные проповеди на эту тему. Забывая о том, что наш Господь говорит о мире сем, некоторые комментаторы допускают ошибки в толковании данного текста. По их мнению, под «правдой» Иисус имел в виду то, что Бог проявил Свою праведность и оправдал Себя Самого. Они считают, что обвинение против Бога заключалось в том, что Он оставил Своего Сына, допустил, чтобы Его распяли, следовательно, Бог не праведен. Но Он послал Святого Духа, чтобы доказать Свою праведность. Он воскресил Христа из мертвых и после Его вознесения на небеса послал Святого Духа, подтверждая таким образом Свою праведность и показывая заботу о жизни Своего Сына.

Другие комментаторы говорят, что под словом «правда» здесь подразумевается праведность Христа, Сына Божия. Видя Иисуса распятым, в немощи, люди говорили, что это не Сын Божий и, следовательно, Он не праведен и Его утверждения лживы. Сошествие Святого Духа, по мнению этих комментаторов, подтвердило, что Иисус Христос является Тем, за Кого Он Себя выдавал, и поэтому Он праведен. Но это толкование мы уже рассмотрели выше, и возвращение к нему было бы тавтологией — простым повторением сказанного ранее. Таким образом, настоящий отрывок не имеет ни того, ни другого значения.

Итак, наш Господь использует очень интересное выражение: «…о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня». Исполнились ли эти слова? Воскресение нашего Господа из мертвых является убедительным доказательством того, что Он был принят Отцом. Отец принял не только Его, но и Его совершенную работу. На мой взгляд, апостол Павел дает нам ключ к пониманию этой проблемы. В Рим. 4:25 он говорит: «…Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Мы оправданы благодаря воскресению Христа. Бог воскресил из мертвых Того, Чья жизнь была совершенной и безупречной, Кто был послушен даже до смерти, и смерти крестной, приняв на Себя вину и наказание за грехи всех людей. Воскресением Бог как бы говорил: «Я удовлетворен, закон удовлетворен. Теперь уже никто не может обвинять».

Но окончательным доказательством того, что Христос принят Богом в качестве нашего оправдания, является сошествие Святого Духа. Вот почему так важно всегда помнить событие, которое произошло в день Пятидесятницы в Иерусалиме, относя его к ряду великих событий, утверждающих спасение. Сошествие Святого Духа — последнее и окончательное доказательство того, что Христос есть Сын Божий и Спаситель мира, потому что, как мы уже видели, только Тому, Кто доказал Свою праведность, Бог мог дать дар Своего Духа, чтобы народ, который есть Тело Христа, Церковь, пользовался этим даром.

Таким образом, сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы показало, что есть только один источник праведности — Иисус Христос. Вы не можете добиться ее посредством закона, нравственных усилий или подвижничества. Христос — наша праведность, наш мир. Он есть Божий путь праведности, и та праведность, которую дает нам Бог, является праведностью Его Сына. Об этом свидетельствует Святой Дух. Бог послал Его, чтобы убедить мир в праведности Христа, показывая, что во Христе, и только в Нем мы можем обрести праведность. Это великая тема книги Деяний святых Апостолов и всех новозаветных посланий. В 1 Кор. 1:30 говорится, что Христос «сделался для нас… праведностью». Никакое другое событие не провозглашалось с такой силой, как сошествие Святого Духа, посланного Христом в Церковь в день Пятидесятницы.

То же самое касается и третьего утверждения: «…о суде же, что князь мира сего осужден». В толковании этих слов нашего Господа также часто возникают трудности. Иисус говорит, что Святой Дух, придя, обличит мир о суде, так как князь мира сего будет осужден в результате Его работы. Что это значит? Я бы так сформулировал свою мысль: сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы было окончательным доказательством поражения сатаны и того, что ему вынесен приговор. Это, на мой взгляд, важнейшая доктрина по данной теме. Немного раньше, говоря о Своей смерти, наш Господь заявил: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан. 12:31). Он говорил о значении Своей смерти: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (ст. 32, 33).

В Кол. 2:15 апостол Павел утверждает, что наш Господь Своею смертью подверг позору начальства и власти, «восторжествовав над ними Собою». Следовательно, утверждение Иоан. 12:31 показывает, что наш Господь на кресте осудил и победил сатану. Было предсказано, что Он изгонит князя мира сего, и Павел утверждает, что это пророчество осуществилось. По моему мнению, наш Господь говорит в Иоан. 16 о том же. Его смерть на кресте, воскресение, вознесение и сошествие Святого Духа были свидетельством поражения сатаны. Он изгнан, как пророчествовал об этом наш Господь, но, безусловно, окончательным подтверждением этого было сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы. Оно доказало, как уже говорилось, что наш Господь — воистину Сын Божий, что Его работа принята и, следовательно, Он совершил великий подвиг искупления, избавил людей от рабства сатаны. Это и есть обличение или суд, так как князь мира сего, сатана, осужден.

Мне интересно, понимаете ли вы до конца смысл этих слов? Что значит: сатана уже осужден? Он осужден посредством крестной смерти Христа, и сошествие Святого Духа стало объективным свидетельством этого. Великое поручение нашего Господа, данное Своим последователям, заключалось в следующем: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Матф. 28: 18, 19). Он имеет эту власть. Апостол Павел говорит так: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:25). Следовательно, сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы стало провозглашением великой вести о том, что в мире произошли необратимые перемены в результате крестного подвига нашего Господа.

До пришествия Иисуса Христа сатана удерживал в плену все народы мира, кроме евреев. Эти народы были язычниками и поклонялись многочисленным идолам. Но знание об истинном и живом Боге было дано одному народу Израиля — евреям. Однако после смерти нашего Господа на кресте и сошествия Духа Святого в день Пятидесятницы положение коренным образом изменилось. Сатана уже не может обольщать народы мира так, как раньше. В мире зазвучала проповедь о Христе, и появились верующие в Него среди других народов, живущих под небом. Иисус сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан. 12:32; курсив автора. — Прим. ред.). Поэтому в данном смысле уже не сатана правит миром, но Христос. Он господствует. Он воссел одесную силы Божией. Ему дана вся власть на небе и на земле, и Он учит все народы Духом Святым через Своих служителей, учеников. Итак, само сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы, как предсказывал наш Господь, обличило мир о суде.

Боюсь, мы не до конца осознаем это, и я сам, признаюсь, раньше недооценивал значение этих слов и не относился к ним должным образом. Для меня очевидны результаты сошествия Святого Духа. Кроме всего прочего, миру было объявлено, что сатана потерял свое влияние, что его чары разрушены. Он изгнан вон, как и пророчествовал о нем Господь. Это не означает, что сатана вообще потерял всякую силу, но что она ограничена и уже не такая, как раньше. Царства мира сего в определенном смысле стали Царством нашего Бога и Христа.

Все это провозгласил Святой Дух. «И Он, придя, обличит мир… о суде… что князь мира сего осужден». Далее Он объявляет, что все служители сатаны также будут осуждены с ним и брошены в озеро огненное. В провозглашении этих истин заключается великое служение Святого Духа с момента Его сошествия на Церковь после искупления, совершенного нашим Господом.

Я хотел бы подчеркнуть еще один момент, чтобы мы могли далее рассуждать о работе, совершаемой в спасенных. Святой Дух проводит подготовительную работу и в неспасенных людях. Иногда ее называют «внешним» призывом Евангелия. Это значит, что с момента сошествия Святого Духа общий призыв Евангелия распространяется на всех людей. Позвольте мне подчеркнуть это: призыв к спасению касается как неверующих, так и верующих.

Вероятно, лучше всего это выразить с помощью вопроса. Если бы вас попросили объяснить разницу между кальвинистом и гиперкальвинистом, то как бы вы это сделали? Этот вопрос достоин ответа по следующей причине: я знаю множество людей, которые, употребляя слово «гиперкальвинист», обычно имеют в виду кальвиниста. Другими словами, они не знают точного значения этого слова. Гиперкальвинист — это тот, кто утверждает, что призыв спасения касается только искупленных и что ни один проповедник Евангелия не должен проповедовать и предлагать дар спасения всем людям без исключения. Гиперкальвинист считает всякого, кто делает это, очень опасной личностью. Сейчас в Лондоне действует общество, которое охарактеризовало меня как опасного арминианина, потому что я проповедую Христа и предлагаю дар спасения всем людям!

Я начал разговор о гиперкальвинизме, чтобы подчеркнуть, что Библия учит проповедовать Христа всем людям без исключения. Позвольте мне доказать это утверждение. Возьмите великое поручение нашего Господа, которое я уже упоминал: «…идите, научите все народы…». Далее возьмите утверждение апостола Павла в Д. Ап. 17:30: «…Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться…» (курсив автора. — Прим. ред.). Это всеобщее повеление. Прочтите также слова, сказанные Павлом о себе и о своем служении в обращении к служителям в Ефесе. Он называет их свидетелями того, что он проповедовал как иудеям, так и язычникам, то есть всем людям без исключения, «покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Д. Ап. 20:21). Евангелие — это всеобщее провозглашение.

Мое второе доказательство заключается в следующем. Сам наш Господь в притче о брачном пире говорит, что не все приглашенные пришли на пир (Матф. 22:2-14). Он показывает, что Евангелие будет проповедано людям, которые отвернут его. Данная притча учит, что Евангелие необходимо проповедовать всем народам. Эта же мысль прослеживается в параллельной притче в Лук. 14. Действительно, Писание совершенно ясно говорит, что некоторые люди отвергают и будут отвергать Евангелие. Павел в Антиохии Писидийской свидетельствовал, что он проповедовал Евангелие иудеям, но они его отвергли, поэтому он оставил их и пошел к язычникам (Д. Ап. 13:46).

Проповедь Евангелия должна осуществляться через слово Божье.

Об этом говорится в ключевом стихе 1 Пет. 1:12:

«Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают приникнуть Ангелы».

Святой Дух всегда действует через слово Божье. Множество людей утверждают, что Он оказывает на человека непосредственное влияние. Именно из-за разногласий в этом вопросе квакеры отделились от основной части пуритан. Они считали, что слово Божье не имеет решающего значения, что Святой Дух обращается к каждому человеку каким-то таинственным образом, посредством «внутреннего света». Однако это вовсе не так! Святой Дух всегда использует слово: «…слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:25). В 1 Пет. 1:23 апостол Петр пишет: «…Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек».

В Своем служении Дух Святой использует Слово Божье. Каким образом? Позвольте мне предложить следующие тезисы. Во-первых, Он открывает через него великую любовь Бога ко всем грешникам: «Бог… по Своей великой любви, которою возлюбил нас…» (Еф. 2:4) и т. д. Во-вторых, Он предлагает спасение во Христе. Через Свой народ Он свидетельствует о Нем. Служение проповедников Евангелия заключается в том, чтобы рассказать о жизни, смерти, воскресении и явлении нашего Господа после воскресения. Что такое проповедь? Это провозглашение истин о Христе. Но не только. Проповедь имеет целью также объяснение этих истин, их значения и отношения к нашему спасению. Итак, проповедь Слова в силе Духа Святого открывает и разъясняет истины о Христе.

Дух Святой, как мы говорили, также призывает все народы к покаянию, свидетельствуя о Христе, о «предопределенном… Муже», Который будет праведно судить вселенную (Д. Ап. 17:31).

И наконец, Святой Дух призывает нас к вере во Христа. Давайте снова обратим внимание на приветствие в послании к ефеской церкви. О чем оно свидетельствует? Что провозглашает? «…Покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Д. Ап. 20:21). Дух Святой призывает людей к вере во Христа, чтобы они могли получить прощение грехов и унаследовать жизнь вечную. Для этой цели наш Господь обратил Павла, когда тот направлялся в Дамаск. Бог сказал, что пошлет его к народу Израиля и к язычникам «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Д. Ап. 26:18).

Вот в чем заключается общая работа Святого Духа, касающаяся искупления, совершенного нашим Господом. Выяснив все это, мы переходим к подробному исследованию влияния Святого Духа на людей и применения Им работы искупления в жизни верующих.