10. Божественное всеведение

Господь, Ты знаешь все; Ты знаешь о моих падениях и о моих подъемах, и Тебе ведомы все мои пути. Я не могу сообщить Тебе ни о чем, и напрасно пытаться скрыть что-то от Тебя. В свете Твоего совершенного знания я буду казаться неумелым, как малое дитя. Помоги мне отложить в сторону всякую заботу, ибо Ты знаешь, каким путем мне идти, и когда Ты очищаешь меня, я становлюсь, как чистое золото. Аминь.

Сказать, что Бог знает все, — это значит сказать, что Он обладает совершенным знанием, и поэтому Ему не нужно ничего изучать. Но более того, это значит сказать, что Бог никогда не учился и Ему незачем учиться.

Священное Писание учит нас, что Бог никогда ни у кого не учился. «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?» (Ис. 40:13-14). «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:34). Эти риторические вопросы, заданные пророком Исайей и апостолом Павлом, подтверждают, что Бог никогда не учился.

От этого только один шаг к выводу, что Богу незачем учиться. Если бы Бог когда-нибудь и как-нибудь мог получать знания, которыми Он бы не обладал, и не обладал бы вечно, Он был бы несовершенным, чем-то меньшим, чем то, что Он есть. Подумать о том, что Бог может сидеть у ног какого-то учителя, пусть даже этот учитель-архангел или серафим, — это значит подумать о ком-то другом, а не о Всевышнем, Творце небес и земли.

Я думаю, что подход к Божественному всеведению «от противного» вполне оправдан в данных обстоятельствах. Поскольку наше интеллектуальное знание о Боге мало и неопределенно, мы иногда значительно продвигаемся в наших усилиях понять, что такое Бог, думая о том, чем Он не является. И поэтому в процессе этого изучения атрибутов Бога мы были вынуждены часто использовать отрицание. Мы увидели, что у Бога нет происхождения, что у Него нет начала, что Ему не нужны помощники, что Он не претерпевает никаких изменений и что в Его драгоценном существовании нет никаких пределов.

Эта попытка объяснить людям, что такое Бог, показав им то, чем Он не является, используется и получившими Божье вдохновение авторами Священного Писания. «Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, — взывает пророк Исайя, — что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?» (Ис. 40:28). А краткое утверждение Самого Бога «Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6) говорит нам о Божественном всеведении больше, чем может сказать трактат, состоящий из десяти тысяч слов и составленный так, что в нем нет никакого отрицания. Апостол Павел с помощью отрицания говорит о правдивости Бога: «…неизменный в слове Бог» (Тит. 1:2), а когда ангел утверждает, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37), два отрицания перерастают в утверждение.

Не только Писание учит, что Богу ведомо все, об этом можно узнать и из всего остального, что говорится о Боге. Бог в совершенстве знает Самого Себя, и поскольку Он — источник и творец всего, из этого следует, что Он знает все, что можно знать. И Он знает это с самого начала и со всей полнотой совершенного знания, которое включает каждую возможную частицу знания обо всем, что существует или могло существовать где-либо во Вселенной в любое время в прошлом или же будет существовать когда-нибудь спустя столетия или тысячелетия.

Бог мгновенно и без всяких усилий узнает обо всей материи и обо всех делах, обо всех умах и о каждом уме в отдельности, обо всем духе и обо всех духах, обо всех существах и о каждом существе в отдельности, обо всем творении и обо всех тварях, о каждом множестве и обо всех множествах, обо всех законах и о каждом законе в отдельности, обо всех отношениях, причинах, мыслях, тайнах, загадках, чувствах, желаниях, о каждом секрете, не высказанном никакими словами, обо всех престолах и владениях, обо всех личностях, обо всех вещах, видимых и невидимых на небесах и на земле, о движении, о пространстве, о времени, о жизни, о смерти, о добре, о зле, о небесах и об аде.

Потому что знание Бога обо всем совершенно. Он знает не что-то лучше, что-то хуже, а обо всем знает одинаково хорошо. Он никогда ничего для Себя не открывает. Он никогда не удивляется, не изумляется. Он никогда не спрашивает Себя ни о чем, никогда не ищет информации ни о чем и не задает вопросов (за исключением тех случаев, когда Он вызывает на разговор людей для их же собственного блага).

Бог существует в Самом Себе и Сам по Себе, и Он обладает совершенным знанием о том, чего ни одно сотворенное существо знать не может, — о Самом Себе.

«Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11).

Только Бесконечный может знать о Бесконечном.

Мы видим, как Божественное всеведение вызывает в нас страх перед Богом и восхищение перед Ним. То, что Бог насквозь знает каждого, может заставить содрогнуться от страха человека, которому есть что скрывать, — какой-нибудь грех, от которого человек еще не отказался, какое-нибудь тайное преступление, совершенное против человека или против Бога. Не получившая благословения душа вполне может дрогнуть от мысли о том, что Бог знает неубедительность каждой отговорки и никогда не примет необоснованного оправдания греховному поведению, потому что Он прекрасно знает истинную причину такого поведения.

«Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего» (Пс. 89:8).

Как страшно становится, когда видишь сынов Адама, которые пытаются спрятаться среди деревьев не Эдемского, а другого сада. Но где им спрятаться?

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? … Скажу ли: «может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день» (Пс. 138:7, 11-12).

А для нас, бежавших в поисках пристанища, а потом ухватившихся за надежду, данную нам в Евангелии, как приятно знать о том, что Отец наш Небесный полностью знает нас. Никакой лжец не может оклеветать нас, никакой враг не может ни в чем нас обвинить, никакой забытый скелет, спрятанный где-то в потайном шкафу, не будет вынут оттуда, и не приведет нас в замешательство, и не откроет ужасы нашего прошлого; никакая слабость в нашем характере, о которой мы сами даже не подозреваем, не станет явной и не отвратит Бога от нас, поскольку Он знал все о нас еще до того, как мы узнали Его, и Он позвал нас к Себе, полностью зная обо всем, что свидетельствует против нас.

«Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис. 54:10).

Отец наш на небесах знает, из чего мы состоим, и помнит, что мы есть прах. Он знал о нашем врожденном коварстве и ради Себя Самого решил спасти нас (Ис. 48:8-11). Его единственный Сын, находясь среди нас, испытывал наши страдания во всей неприкрытой силе физических мучений. Его знание о наших бедах и несчастьях не только теоретическое; Он лично испытал это и относится к страдающим людям с теплотой и сочувствием. Что бы с нами ни случилось, Бог знает об этом и заботится о нас как никто другой.

Он дает Свою радость всем;

Он становится маленьким ребенком;

Он становится несчастным человеком;

Он тоже испытывает печаль.

Не думай, что ты можешь вздыхать от горя,

А твоего Создателя не будет рядом;

Не думай, что ты можешь пролить хотя бы одну слезу,

И твой Создатель не будет рядом с тобой.

О! Он дает нам Свою радость

Для того, чтобы Он мог уничтожить наши печали;

А пока наша печаль не покинула нас и не ушла прочь,

Он сидит рядом с нами и плачет.

Уильям Блэйк