14. Вездесущность Бога

Отец наш, мы знаем, что Ты с нами, но наше знание — это только несовершенное изображение и тень истины, и в нем мало того духовного богатства и той внутренней красоты, которые должны быть у такого знания. Для нас это большая потеря и причина большой слабости нашего сердца. Помоги нам исправить нашу жизнь, прежде чем мы сможем сами почувствовать истинное значение слов: «В Твоем присутствии — полнота радости». Аминь.

Слово присутствие, конечно, означает здесь, близко к, рядом с, а присутствие везде — это вездесущность. Бог повсюду, близко ко всему, рядом со всеми.

Мало таких истин в Священном Писании, которые были бы столь ясны и понятны, как учение о Божественной вездесущности. Строки Священного Писания, в которых подтверждается эта истина, настолько точны, что потребовались бы значительные усилия, чтобы неправильно понять их. В этих строках говорится, что Бог постоянно присутствует в Своих творениях, что нет места ни на небесах, ни на земле, ни в аду, где человек мог бы скрыться от Его присутствия. Священное Писание учит, что Бог одновременно и очень далеко, и рядом и что в Нем люди и движутся, и Живут, и существуют. Эти строки заставляют нас признать вездесущность Бога и объясняют другие истины о Нем.

Например, в Священном Писании говорится, что Бог бесконечен. Это означает, что Его существование не знает границ. Поэтому не может быть границ Его присутствию; Он вездесущ. В Своей бесконечности Он окружает Свои конечные творения и держит их в Себе. Нет такого места, где что-то могло бы существовать без Его присутствия. Бог — это среда нашего обитания, как море для рыбы и как воздух для птицы. «Бог — над всем, — писал Гильдеберт Лавардинский, — под всем, за пределами всего, внутри, но не в составе; вовне, но не за исключением; вверху, но не поднят вверх; внизу, но не опущен; полностью вверху, возглавляя; полностью внизу, поддерживая; полностью внутри, наполняя».

Вера в то, что Бог присутствует внутри Своей Вселенной, не может существовать в изоляции. Она имеет практическое применение во многих сферах богословской мысли и оказывает прямое влияние на некоторые религиозные проблемы, например, на проблему природы мира. Мыслящие люди почти каждой эпохи и почти каждой культуры задумывались над вопросом о том, что же представляет собой этот мир. Материальный ли это мир, существующий сам по себе, или же это духовный мир, приводимый в движение невидимыми силами? Можно ли найти объяснение внутри самой системы, в которой все взаимосвязано, или же ее секрет скрыт под покровом тайны? Действительно ли этот поток существования начинается и кончается в самом себе? Или его источник выше холмов и находится где-то дальше, за холмами?

Христианское богословие утверждает, что у него есть ответ на эти вопросы. Оно не вдается в рассуждения и не высказывает субъективного мнения, но выдвигает в качестве авторитета слова: «Так говорит Господь». Оно с уверенностью настаивает на том, что мир духовен, что он происходит от Духа, проистекает из Духа, что он духовен по своей сути и не имеет никакого значения в отрыве от Духа.

Учение о Божественной вездесущности олицетворяет отношения между человеком и Вселенной. Эта великая главная истина придает значение всем другим истинам и наделяет высшей ценностью всю короткую человеческую жизнь. Бог присутствует здесь. Он рядом с человеком. Он подле него, и этот Бог видит его и знает его полностью. С этого начинается вера, постепенно она может включить в себя тысячу других чудесных истин, и все эти истины будут восходить к той единственной, которая гласит: Бог есть, и Бог здесь. В Послании к Евреям говорится: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11:6). И Сам Христос сказал: «Веруйте в Бога…» (Ин. 14:1). А все то, что можно добавить к элементарной вере в Бога, является надстройкой, и независимо от высот, до которых мы можем подняться, вся надстройка будет прочно стоять на этом первоначальном фундаменте.

Новый Завет учит, что Бог сотворил мир с помощью Логоса (то есть Слова), и Слово отождествляется со второй личностью Божества, которая присутствовала в мире еще до воплощения. Слово создало все и оставалось в Своих творениях, чтобы управлять ими и поддерживать их, и в то же время было моральным светом, позволяющим человеку отличать добро от зла. Вселенная действует как строго упорядоченная система не благодаря безличным законам, но благодаря творящему голосу Божественного присутствия — Логосу.

Каноник У. Дж. X. Холмс из Индии рассказывал о том, как молятся индусы: они стучат по деревьям и камням и, кланяясь, Шепчут богу: «Здесь ли ты? Здесь ли ты?», надеясь, что он обитает внутри этих деревьев и камней. Образованный христианин с полным спокойствием дает ответ на этот вопрос. Бог Действительно там. Он там, и здесь, и повсюду, не только в Дереве или в камне, но и в просторах Вселенной, близко ко всему, рядом с каждым, и благодаря Иисусу Христу в любой Момент доступен каждому любящему сердцу. Учение о Божественной вездесущности навеки решает этот вопрос.

Для убежденного христианина эта истина — источник великого утешения и величайшей уверенности, которая не зависит ни от каких жизненных обстоятельств. Для него «практический смысл присутствия Бога» состоит не в том, чтобы мысленно переносить воображаемый объект за пределы собственного ума и затем искать способы реализации его присутствия, а в том, чтобы узнавать реальное присутствие Того, Который, согласно любому здравому богословскому учению, уже здесь и объективно существует независимо от того, признают Его существование те, кого Он создал, или нет. Результатом этой истины является опыт, который дается человеку не в видении, а в реальности.

Уверенность в том, что Бог всегда рядом с нами, что Он присутствует во всех частях Своего мира, что Он ближе к нам, чем наши мысли, может долго поддерживать нас в состоянии возвышенного морального счастья. Но не всегда. Было бы нечестно обещать каждому верующему постоянную радость, и было бы нереалистично ожидать этого. Подобно тому как ребенок может плакать от боли даже на руках у своей матери, христианин может иногда страдать, даже сознавая, что он находится в присутствии Бога. Апостол Павел хотя и говорил: «Мы всегда радуемся» (2 Кор. 6:10), признавал, что иногда он был печален; а Христос ради нас пролил много слез, хотя Он никогда не покидал «недра Отчего» (Ин. 1:18).

Но все будет хорошо. В таком мире, как наш, эти слезы производят свое лечебное действие. Целительный бальзам, изготовленный из покровов защищающего нас присутствия Божьего, исцеляет наши болезни до того, как они становятся неизлечимыми. Знание о том, что мы никогда не бываем одни, успокаивает бушующее море нашей жизни и приносит мир в наши души.

И Священное Писание, и рассудок говорят нам, что Бог здесь. Нам остается только научиться понимать это с помощью осознанного опыта. Предложение, взятое из письма доктора Аллена Флиса, обобщает свидетельства многих других людей: «Знать, что Бог присутствует здесь, — это благословение, но чувствовать Его присутствие — это самое настоящее счастье».

Бог открывает Свое присутствие:

Давайте теперь поклоняться Ему,

И с благоговением представать перед Ним.

У нас есть только Он один — Бог;

Он — наш Господь и Спаситель,

Славьте Его имя во веки веков.

Сам Бог с нами:

Тот, Кому легионы ангелов

Служат с благоговением на небесах.

Герхард Терстеген