Сноски

1. James White, Day-Star, January 24, 1846, 25.

2. «Fifteenth Meeting,» General Conference Report No. 8, Review and Herald, June 14, 1946, 197. Исторический контекст рассматривается в Jerry Moon, «The Adventist Trinity Debate, Part 1: Historical Overview,» Andrews University Seminary Studies 41 (Spring 2003): 122-123.

3. См. Russell Holt, «The Doctrine of the Trinity in the Seventh-day Adventist Denomination: Its Rejection and Acceptance» (Term Paper, Seventh-day Adventist Theological Seminary, 1969); Le Roy Edwin Froom, Movement of Destiny (Washington, DC: Review and Herald, 1971), 148-180 – хотя утверждение, которое Фрум делает на основе миллерианской статистики, о том, что «большинство» основателей адвентизма были тринитариями (ibid., 147) не подтверждается фактами; Merlin Burt, «Demise of Semi-Arianism and Anti-Trinitarianism in Adventist Theology, 1888-1957″(term paper, Andrews University, 1996); Woodrow W. Whidden, «Salvation Pilgrimage: The Adventist Journey into Justification by Faith and Trinitarianism,» Ministry, April 1998, 5-7; Fernando L. Canale, «Doctrine of God,» in Handbook of Seventh-day Adventist Theology, ed. Raoul Dederen, Commentary Reference Series, vol. 12 (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2000): 117-150; и Woodrow Whidden, Jerry Moon, and John W. Reeve, The Trinity: Understanding God’s Love, His Plan of Salvation, and Christian Relationships (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2002), 190-220.

4. Erwin R. Gane, «The Arian or Anti-Trinitarian Views Presented in Seventh-day Adventist Literature and the Ellen G. White Answer» (M.A. thesis, Andrews University, 1963).

5. Gane, 67-79.

6. См., напр., [Fred Allaback], «The Doctrine of the Trinity in Adventist History,» Liberty Review [5250 Johnstown Road, Mt. Vernon, Ohio], October 1989, 4-5, 7-8; Lynnford Beachy, «Adventist Review Perpetuates the Omega,» Old Paths [Smyrna Gospel Ministries, HC64, Box 128-B, Welch, WV], vol. 8, no. 7, July 1999, 1-14; David Clayton, «The Omega of Deadly Heresies,» n.p., n.d. [ca. 2000], в моём архиве; там же, «Some Facts Concerning the Omega Heresy;» и Bob Diener, The Alpha and the Omega (Creal Springs, IL: Bible Truth Productions, [ca. 1998]), видеокассета.

7. Moon, «Adventist Trinity Debate, Part 1,» AUSS 41 (Spring 2003): 113-129.

8. Canale, Handbook of Seventh-day Adventist Theology, 150.

9. Например, Джон Киш, антитринитарий из Церкви Божией (седьмого дня), считает, что Елена Уайт придерживалась «домашнего тринитаризма» и полвека держала свои взгляды при себе, пока в 1890-х гг. внезапно не прервала молчания, бросив вызов тогдашней точке зрения большинства адвентистской деноминации («History of the Trinity Doctrine,» Study No. 132, , accessed January 2001).

10. Ellen G. White to Brother and Sister Hastings, March 24?30, 1849 (Letter 5, 1849), pp. 5-6; in Manuscript Releases, 21 vols. (Silver Spring, MD: Ellen G. White Estate, 1981, 1987, 1990, 1993), 5:200.

11. «Много уроков нам нужно усвоить и очень много забыть, – писала она в 1892 г. – Непогрешимы только Бог и небеса. Люди, думающие, что им никогда не придётся отказываться от взлелеянных ими идей, никогда не придётся менять своё мнение, будут разочарованы. Пока мы с непреклонной решительностью держимся за свои собственные идеи и мнения, мы не можем пребывать в том единстве, о котором молился Христос» (E. G. White, «Search the Scriptures,» Review and Herald, July 26, 1892, par. 7).

12. «Со светом, переданным через изучением Его слова, с особым знанием, данным мне об отдельных случаях среди Его народа при всех обстоятельствах и на каждом этапе опыта, могу ли я пребывать в том же неведении, в той же умственной неопределённости и духовной слепоте, как и в начале этого опыта? Не скажут ли мои братья, что сестра Уайт была такой тупой ученицей, что её суждение в этом направлении ничем не лучше, чем было до того, как она поступила в Христову школу, чтобы обучаться и тренироваться для особого труда?.. Я бы не стала бесчестить моего Создателя, признавая, что весь этот свет, всё проявление Его могущественной силы в моём труде и опыте были напрасны, что они не улучшили моих суждений и не подготовили меня для Его труда лучше» (E. Г. Уайт, Свидетельства для церкви, 5:686).

13. Следует заметить, что когда она и Джеймс Уайт всё же приняли субботу, их решение основывалось первоначально на изучении Библии, на которое их натолкнула брошюра Джозефа Бейтса. Позднее правильность этой позиции была подтверждена видением (Arthur L. White, Ellen G. White, vol 1, The Early Years, 1827-1862 [Washington, DC: Review and Herald, 1985], 116, 120-121.

14. См., напр., Лев.23:32 и Мк.1:32; J. N. Andrews, «Time for Commencing the Sabbath,» Review and Herald, 4 Dec. 1855, 76-78.

15. A. L. White, Ellen G. White, 1:322-324.

16. Richard W. Schwarz and Floyd Greenleaf, Light Bearers: A History of the Seventh?day Adventist Church, rev. ed. (Nampa, ID: Pacific Press, 2000); D. E. Robinson, The Story of Our Health Message: The Origin, Character, and Development of Health Education in the Seventh-day Adventist Church 3d ed. (Nashville: Southern Publishing Association, 1965), 75, 81. Большинство адвентистов уже были против употребления алкогольных напитков.

17. Schwarz and Greenleaf, Light Bearers, 53-54. Наиболее подробное на сей день исследование миллерианства после Разочарования, его раскол и распад см. в работе Merlin D. Burt, «The Historical Background, Interconnected Development, and Integration of the Doctrines of the Sanctuary, the Sabbath, and Ellen G. White’s Role in Sabbatarian Adventism from 1844 to 1849» (Ph.D. dissertation, Andrews University, 2002), 60-272.

18. Burt, dissertation, 145.

19. Инок Джейкобс, редактор «Дей-стар», был первым в этом шаге (Burt, 231-242).

20. Burt, 242; George R. Knight, Millennial Fever and the End of the World (Boise, ID: Pacific Press, 1993), 260.

21. См., напр., E. G. White, Life Sketches, 85-94.

22. Бёрт (146-147) перечисляет такие сочинения, каждое из которых озаглавлено «Письмо от брата Уайт» в «Дей-стар» от 6 сентября 1845 г., 17-18; 11 октября 1845 г., 47; 29 ноября 1845 г., 35 и 24 января 1846 г., 25 .

23. James White, Day-Star, January 24, 1846, 25; Первым из опубликованных сочинений Елены Хармон было «Письмо от сестры Хармон» в том же выпуске «Дей-стар» от 24 января 1846 г., 31-32.

24. James White, Day-Star, January 24, 1846, 25.

25. В 1877 г. Елена Уайт цитировала Ин.4:24: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Е. Г. Уайт, Дух пророчества 2:143). В 1904 г. она писала: « Бог есть дух, и всё же Он – личностен, ибо человек был сотворён по Его образу» (Е. Г. Уайт, Свидетельства для церкви (Mountain View, CA: Pacific Press, 1904, 1948), 8:263. Джеймс Уайт считал, что Бог – это «Духовная сущность» (idem, Personality of God [Battle Creek, SDA Pub. Assn., (ca. 1868)], 3).

26. Несколько адвентистских авторов цитировали почти те же самые догматические определения, методистское и англиканское. Методистский символ веры включал в себя выражение «не имеющий тела или частей», а англиканский уточнял, что Бог «не имеет тела, частей и страстей». Кэнрайт утверждал, что знает «другие вероучения», идущие «ещё дальше» и говорящие, что Бог «не имеет центра и периферии» (D. M. Canright, «The Personality of God,» Review and Herald, Sept. 5, 1878, 81; cf. ibid., Sept. 19, 1878, 97; cf. J. B. Frisbie, «The Seventh Day-Sabbath [sic] Not Abolished,» Review and Herald, March 7, 1854, 50. Cf. James White, Personality of God.

27. Doctrines and Discipline of the Methodist Episcopal Church (New York: Carlton and Porter, 1856), 15.

28. Например, Исх. 24:9-11; 33:20-23; Ин. 1:18; Евр. 1:1-3; Uriah Smith, The State of the Dead and the Destiny of the Wicked (Battle Creek, MI: SDA Publishing Assn., 1873), 27-30. Обратите внимание на выступления Смита против любой «мистической интерпретации нашего нынешнего богословия» (ibid., 27).

29. Имелось в виду методистское вероучение, а она выросла в методистской семье. В дальнейшем она была близко связана с первыми адвентистами, которые приводили эту деталь вероучения как пример одного из небиблейских аспектов тринитаризма.

30. Ellen G. White, A Sketch of the Christian Experience and Views [Visions] of Ellen G. White (Saratoga Springs, NY: James White, 1851), переиздание в Early Writings of Ellen G. White (Washington, DC: Review and Herald, 1882, 1945), 54.

31. E. G. White, Early Writings, 77, выделение её.

32. Хотя нет записей о том, что она отвергала «тринитарный догмат», как это делал её муж, обратите внимание на схожесть выражений в её точке зрения от 1852 г. и тем, что он писал в 1868 г.: «Отец и Сын были едины в творении человека и в его искуплении. Отец сказал Сыну: “Сотворим человека по Нашему образу.” И торжественная песнь, которую поют искупленные, обращена к “Сидящему на престоле и Агнцу, во веки веков.” Иисус молился о том, чтобы его ученики были едины, как он был един со Своим Отцом. В этой молитве не подразумевался один ученик с двенадцатью головами, ставшими одним целенаправленно прилагая усилия к делу своего господина. Также и Отец с Сыном не являются частями триединого Бога.” Они являются двумя отдельными существами, однако едиными в замысле и в совершении дела искупления. Искупленные… воздают честь, славу и хвалу за их спасение и Богу, и Агнцу» (James White, Life Incidents [1868], 343, все выделения наши).

33. Заглавие было ясным утверждением её претензии на то, что она получила дар пророчества.

34. Ellen G. White, Spiritual Gifts, vols. 1, 3 (Battle Creek, MI: Steam Press of the Review and Herald Office, 1858; Steam Press of the SDA Publishing Association, 1864), 1:17-18, 22-28; 3:33-34.

35. Ellen G. White, «Testimony 17 (1869),» в Testimonies for the Church, 9 vols. (1855-1909; переиздание Mountain View, CA: Pacific Press, 1948), 2:200; ср. «The Son of God was in the form of God, and he thought it not robbery to be equal with God» (E. G. White, Spirit of Prophecy [1877], 2:10).

36. «Утверждение, будто изречения Сына и апостолов – это заповеди Отца, также далеко от истины, как и старая тринитарная нелепость о том, что Иисус Христом есть сам вечный Бог» (James White, «The Faith of Jesus,» Review and Herald, Aug 5, 1852, p. 52).

37. James White, «The Two Bodies,» RH Oct. 12, 1876, 116; ср. Froom, Movement of Destiny, 178.

38. James White, «Christ Equal with God,» Review and Herald, Nov. 29, 1877, p. 72.

39. Ellen G. White, «The First Advent of Christ,» Review and Herald, Dec. 17, 1872, par. 4; позднее опубликовано в Spirit of Prophecy, vol. 2 (Battle Creek, MI: SDA Publishing Association, 1877), 9-10; ср. E. G. White, «Bible Study,» Review and Herald, Jan 11, 1881, par. 3.

40. Урия Смит (Thoughts on the Revelation (Battle Creek, MI: SDA Publishing Association, 1865), 59) называет Христа первосотворённым существом; это мнение отвергается в Looking Unto Jesus (Battle Creek, MI: Review and Herald, 1898), 17, 12.

41. Ellen G. White, «An Appeal to the Ministers,» Review and Herald, August 8, 1878, par. 4; Ellen G. White to E. J. Waggoner and A. T. Jones, Feb. 18, 1887 (Letter 37, 1887), in Manuscript Releases,15:25, par. 3 (also in idem, 1888 Materials, 28.3); idem, «‘Search the Scriptures.’ John 5:39,» in Youth’s Instructor, August 31, 1887, par. 1; idem, «The Truth Revealed in Jesus,» Review and Herald, Feb. 8, 1898, par. 2.

42. E. G. White, «Christ Our Only Hope, Signs of the Times, Aug. 2, 1905, переиздание в E. G. White, Selected Messages, 1:226-228.

43. Ellen G. White, Great Controversy (1888 ed.), 524. Ср. утверждение Э. Дж. Ваггонера о том, что «нашей целью в этом исследовании является доказательство правомерного равенства Христа с Отцом, чтобы Его искупительная сила получила лучшую оценку» (Christ and His ighteousness [Oakland, CA: Pacific Press, 1890; facsimile reprint, Riverside, CA: The Upward Way, 1988]; 19).

44. Е. Уайт, Великая Борьба (1888 ред.), 493, 495.

45. Е. Уайт, Великая Борьба (1888 ред.), 493; idem, Patriarchs and Prophets (1890), 34.1; ср. idem, «That We Might Be Partakers of the Divine Nature,» Signs of the Times, Oct. 14, 1897, par. 3.

46. Ellen G. White, Patriarchs and Prophets (1890), 36.

47. «Патриархи и пророки» (1890) были расширённой версией более раннего труда «Дух пророчества», т. 1 (1870), где в соответствующем предложении сказано просто: «Сын воссел на престоле с Отцом и небесный сонм святых ангелов собрался вокруг Них». E. G. White, Spirit of Prophecy, vol. 1 (1870), 17.

48. Special Testimonies for Ministers and Workers, No. 10 (1897).

49. Ellen G. White, Desire of Ages, 530, 671.

50. «Мир был сотворён Им» и «без Него ничто не начало быть, что начало быть». Если Христом было сотворено всё, то Он существовал раньше всего. Слова, сказанные об этом, настолько решительны, что никто не может остаться в сомнении. Христос был Богом сущностно, и в высочайшем смысле. Он был с Богом от вечности, Богом Всевышним, благословенным вовеки. «Господь Иисус Христос, божественный Сын Божий, существовал извечно как отдельная личность, будучи однако единым с Отцом» (Ellen G. White, «The Word Made Flesh,» Review and Herald, April 5, 1906, par. 6-7, курсив добавлен [перепечатка из Signs of the Times, April 26, 1899]).

51. E. G. White, Manuscript 130, 1901, в Manuscript Releases, 16:205, цитировано в E. G. White, Evangelism (Washington, DC: Review and Herald, 1946), 616 (ошибочно приписывается Ms. 145, 1901); idem, Special Testimonies, Series B, no. 7 (1905), 51, 62-63, цитировано в Evangelism, 617.3, 615.1.

52. Fernando L. Canale, «Doctrine of God,» в Handbook of SDA Theology, ed. Raoul Dederen, 128-130.

53. О кризисе Келлогга см. Richard W. Schwarz, John Harvey Kellogg, M.D. (Nashville: Southern Publishing, 1970; переиздание Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 1981), 174-192; idem, Light Bearers to the Remnant, (Mountain View, CA: Pacific Press, 1979), 282-298; Jerry Moon, W. C. White and Ellen G. White: The Relationship between the Prophet and Her Son (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 1993), 274-320.

54. Froom, Movement of Destiny, 351.

55. W. A. Spicer, «Pantheism Here and in Its Ancient Setting,» в How the Spirit of Prophecy Met a Crisis: Memories and Notes of the «Living Temple» Controversy, [1938], chapter 13., accessed September 18, 2003.

56. См. J. H. Kellogg, «God in Man, No. 1,» «God in Nature, No. 2,» и «God in Man, No. 3,» в General Conference Daily Bulletin, 1897, 72-84.

57. J. H. Kellogg, The Living Temple (Battle Creek, MI: Good Health Pub. Co., 1903).

58. Kellogg, Living Temple, 28-30.

59. J. H. Kellogg, Living Temple, 28.

60. Ibid.

61. Ibid., 29.

62. W. A. Spicer, (n. 55 above); W. W. Prescott, «Suggestions on Matter Found on Galleys 1-129, Inclusive, of Matter for Dr. Kellogg’s New Book, The Living Temple,» Record Group 11, A. G. Daniells, 1901-1950, J. H. Kellogg Case File, General Conference Archives, Silver Springs, MD.

63. E. G. White to the Teachers in Emmanuel Missionary College, Sept. 22, 1903 («Teach the Word»), в Spalding and Magan’s Unpublished Manuscript Testimonies of Ellen G. White, 1915-1916 (впоследствии указывается как Spalding-Magan Collection (Payson, AZ: Leaves-Of-Autumn Books, 1985), 320.

64. Ibid., 320-321.

65. Ibid., 324. Келлогг намекал в «Живом храме» (29-32), что представление о личностном Боге было (крайне безосновательно) сконструировано ради незрелых умов, что означало, будто интеллектуалы подобные ему самому могут воспринимать реальность вне рамок антропоморфных приспособлений.

66. Джордж Батлер был президентом Генеральной Конференции (1871-1874, 1880-1888), а в 1903 г. – президентом Южного Союза.

67. J. H. Kellogg to G. I. Butler, Oct. 28, 1903a [одно из двух писем Батлера Келлоггу, датированных одним и тем же числом], Center for Adventist Research, Andrews University, Berrien Springs, MI.

68. G. I. Butler to J. H. Kellogg, April 5, 1904, выделение наше.

69. E. G. White, «Teach the Word,» Sept. 22, 1903, в Spalding-Magan Collection, 321.

70. E. G. White, Special Testimonies, Series B, no. 7 (1905), 63.

71. Ibid., 62, намёк на Откр.2:24.

72. Ibid., 61.

73. Ibid., 63-64.

74. Ibid., 62.

75. Ibid., 62-63.

76. See note 80 below.

77. E. G. White, Selected Messages, 1:203.

78. Ibid., 204.

79. Bob Diener, The Alpha and the Omega, видеокассета.

80. Среди библейских текстов, которые Елена Уайт цитировала в поддержку различных аспектов тринитарных взглядов, имеются Рим. 8:16 (Evangelism [Washington, DC: Review and Herald, 1946], 617); 1 Кор. 2:10-14 (ibid.); Ин. 16:7-14 (ibid., 616); Ин. 14:16-18, 26; 16:8, 12-14 (Desire of Ages, 669-671) и Кол. 2:9 (Evangelism, 614).

81. Ф. M. Уилкокс был редактором «Ривью энд Херальд» с 1911 по 1944 г. и одним из пяти первоначальных попечителей, назначенных Еленой Уайт для управления её поместьем.

82. [F. M. Wilcox], «The Message for Today,» RH, October 9, 1913, p. 21.

83. Jerry Moon, «The Adventist Trinity Debate, Part 1: Historical Overview,» Andrews University Seminary Studies 41 (Spring 2003): 122.

84. James White, Day-Star, January 24, 1846, 26.

85. «Нам нужно осознавать, что Святой Дух, который является личностью в той же мере, что и Бог, проходит сейчас по этой земле, будучи невидим для человеческих глаз; что Господь Бог – наш Хранитель и Помощник. Он слышит каждое слово, которое мы произносим, и знает каждое наше помышление» (E. G. White, «Talk at Avondale School,» March 25, 1899, в Sermons and Talks, vol. 2 [Silver Spring, MD: E. G. White Estate, 1994], 136-137; также в Evangelism, 616 и Manuscript Releases, vol. 7 [Silver Spring, MD: E. G. White Estate, 1990], 299).

86. E. G. White, Special Testimonies, Series B, no. 7 (1905), 62-63, цитировано в Evangelism, 615.1.

87. Canale, Handbook of Seventh-day Adventist Theology, 150.

88. Ibid, 148-150. На более популярном уровне см. Moon, «The Trinity in the Reformation Era: Four Viewpoints,» в Whidden, Moon, and Reeve The Trinity, 166-181.

89. Fernando Luis Canale, A Criticism of Theological Reason: Time and Timelessness as Primordial Presuppositions, Andrews University Seminary Doctoral Dissertation Series, vol. 10 (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 1983), 359; 402, n. 1; idem, ADoctrine of God,» in Handbook of Seventh-day Adventist Theology, ed. Raoul Dederen, 117-118, 126, 128-129, 132, 138-140, 145, 148-150.

90. Canale, «Doctrine of God,» в Handbook of Seventh-day Adventist Theology, 148.

91. Канале подробно пишет: (там же, 150): «Наконец, отойдя от философского представления о Боге как от несвоевременного и приняв историческое представление о Боге таким, как оно представлено в Библии, адвентисты видят отношение между имманентной и домостроительной Троицей не как соответствие, а скорее как идентичность. Дела спасения совершаются во времени и в истории имманентной Троицей [Fritz Guy, «What the Trinity Means to Me,» Adventist Review, Sept. 11, 1986, 13] посредством различных её Ипостасей, выступающих как центры сознания и действия. Следовательно, нераздельность дел Бога в истории понимается адвентистами как определяемая не единством сущности, как учит классическая августиновская традиция, но скорее единством исторической задачи искупления [Raoul Dederen, «Reflections on the Doctrine of the Trinity,» AUSS 8 (Spring 1970): 20]. Опасность троебожия, содержащаяся в такой позиции, становится реальной, когда единство Бога сводится к простому союзу, понимаемому по аналогии с человеческим обществом или совместным действием. Однако за рамками такой совместности действия необходимо рассматривать Бога как единую нераздельную реальность, в самих Своих действиях, через которые Он открывает Себя непосредственно в истории, превосходящую границы нашего человеческого разума [W. W. Prescott, The Saviour of the World (Takoma Park, MD: Review and Herald, 1929), 17]. Человеческие умы никоим образом не могли бы достичь того, что утверждает классическое учение о Троице, а именно описания внутренней структуры сущности Бога. Вместе со всем творением мы должны принять единство Бога верой (Иак. 2:19)».