Заключение

Долгий процесс перехода от первоначального отвержения ранним адвентизмом тринитарианства символов веры к итоговому принятию им учения о Троице можно по праву назвать поиском библейской Троицы. Они были не столько предвзяты против традиционных формулировок, сколько стремились как можно больше приблизить своё учение к тому, что дано в Писании. Чтобы основывать свою веру только на Писании и лишить предание всякого богословского авторитета, они посчитали методологически существенным отказаться от любого учения, не имеющего ясного основания только в Писании. Поскольку традиционное учение о Троице явно содержало в себе небиблейские элементы, они отвергли его. В итоге, однако, они убедились в том, что основополагающее понятие об одном Боге в трёх лицах действительно имелось в Писании. В части 2 данной работы мы более подробно рассмотрим роль в этом процессе Елены Уайт.

В 1846 г. Джеймс Уайт отказался от учения о Троице как от «старого тринитарного догмата, не основанного на Писании».[1] Столетием позже деноминация, одним из основателей которой он был, голосованием приняла первое изложение своих «Фундаментальных Догматов», включавшее и упоминание о Троице.[2] Тот факт, что произошёл большой богословский сдвиг, больше никем не оспаривается. Тот факт, что большинство первых руководителей адвентистов седьмого дня придерживались антитринитарного богословия, стал стандартной адвентистской историей[3] за 40 лет, истекшие с тех пор, как Э. Р. Гейн написал на эту тему магистерскую диссертацию.[4] Сейчас кое-где оспаривается вторая гипотеза Гейна о том, что Елена Г. Уайт (1827-1915), участвовавшая в основании адвентизма, придерживалась «тринитарного моноитеизма»[5] С 80-х гг. 20 века это мнение подвергалось сильным атакам со стороны некоторых авторов, большей частью не входящих в круг учёного сообщества.[6] Тем не менее, новый внимательный разбор роли Елены Уайт в развитии адвентистского учении о Троице поднял достаточно много вопросов, чтобы оправдать повторное рассмотрение этого вопроса.

В первой части этого исследования было выявлено шесть стадий в развитии адвентистского учения о Боге, от противления учению о Троице, до принятия основного понятия о едином Боге в трёх божественных ипостасях.[7] Во второй части будут представлены доказательства гипотезы, состоящей из четырёх частей:

1) характеристика Елены Уайт Гейном как сторонницы «тринитарного моноитеизма» является точной передачей её зрелого представления о Боге начиная с 1898 г., однако в 40 гг. XIX в. у неё присутствовали ещё не все компоненты этого представления, и её взгляды развивались в ходе 40-летнего процесса вплоть до их зрелой формы, чему имеется обширное документальное подтверждение;

2) в её трудах описывается две резко различающиеся формы тринитарных верований, одной из которых она последовательно противостоит, а другую в конечном счёте утверждает;

3) развитие понимания Елены Уайт оказало сильное влияние на других адвентистских авторов, что в итоге привело к значительной степени консенсуса в деноминации; и

4) тот метод, которым первые адвентисты пришли к этой позиции состоял в том, что они лишили церковную традицию какого-либо нормативного авторитета и настаивали на том, чтобы основанием учения и критериев церковного членства было одно лишь Писание. Такое отвержение традиции первоначально привело их к некоторым неправоверным взглядам, что навлекло на них резкую критику со стороны более широкой христианской общественности. Однако их доверие к Писанию в конечном итоге вывело их на то, что они считают более библейским представлением о Троице.[8] Эта работа подразделяется на четыре части:

1) Свидетельства об изменении,

2) Разновидности тринитаризма,

3) Развитие понимания Божества Еленой Уайт и его влияние на других адвентистских авторов, и

4) Выводы.