Ранние пионеры

Два главных основателя церкви Адвентистов Седьмого Дня – Иосиф Бейтс и Джеймс Уайт.

Вначале были членами церкви «Христианский союз», которая отрицала доктрину о Троице. Джеймс Уайт, был рукоположенным служителем в этой церкви. Когда он и Бейтс присоединились к Адвентистскому движению, то они всё ещё продолжали придерживаться Анти-Тринитарианского взгляда, которому научились в церкви «Христианский союз».

В 1855 г. Д. Уайт опубликовал статью в издательстве Review and Herald, которая называлась «Проповедуй Слово». Она имела отношение к утверждению Павла в 2 Тим. 4:4 «и от истины отвратят слух и обратятся к басням» он писал: «Здесь мы должны упомянуть о Троице, которая отсутствует в личностях Бога и Его Сына Иисуса Христа…»

Иосиф Бейтс написал в 1868 г.: «Уважая Троицу, я пришел к выводу, что невозможно для меня было верить, что Господь Иисус Христос, — Сын Божий был также Всемогущим Богом как и Отец – единым и тем же существом». Другие, выдающиеся Адвентисты, которые высказывались против Троицы были Д.Н. Лафборо, Р. Ф. Коттрелл, Д.Н. Андрюс и Урия Смит:

Д.Н. Лафборо

В ответе на вопрос: «Какие есть возражения против доктрины о Троице?», Лаборо написал следующее: «есть много возражений, в которых мы могли бы убеждать, но из-за ограниченного пространства мы должны сохранять до следующих трёх пунктов: 1. Она противоречит здравому смыслу, 2. Она противоречит Писанию, Её происхождение из языческой мифологии».

Р.Ф. Коттрелл

В своей статье о Троице, в этом ещё не столько видны намерения дьявола как в том, чтобы отравить вином которым будут упоены все народы. Тот факт, что это была одна из главных доктрин, если не самой главной, на которой римский епископ был возвышен к своему величию, всё это не придаёт ей чести».

Д.Н. Андрюс

В статье о личности Мелхиседека в Евр. 7:3, Андрюс, приводил доводы, что слова: «не имеющий ни начала дней» не могут приниматься буквально, поскольку каждое существо во Вселенной кроме Бога Отца имеет начало. И в контексте этого он писал, «А что касается Сына Божия, то Он не мог быть исключением, так как Он имел Бога, как Своего Отца, и в таком случае, в определённый момент вечности в прошлом Он имел начало дней».

Урия Смит

В 1865 году в выпуске книги «Мысли, критические и практические на книгу Откровение» – Урия Смит назвал Христа «первым сотворённым существом».

Однако ко времени выхода из печати этой книги (1881 г.) он видоизменил свой взгляд. Согласно фразы «Начало творения Божьего» в Откр. 3:14, он писал «Некоторые понимают этот язык, что Иисус был первым сотворённым существом,…но язык предложения не подразумевает обязательно, что Он был сотворён… Он сам пришёл к существованию каким-то другим образом, так как Он назван единорожденный Отцом».

Наши пионеры, ясно, что поддерживали Арианский и Семи-Арианский взгляды в отношении личности Иисуса Христа. Они понимали Его как «рожденного прежде всякой твари» (Кор. 1:15) и «единородного Сына Божия». А (Ин. 3:16) в буквальном смысле. Поэтому, Отец был первым и превосходным, а Сын, который имел начало, однажды в вечности, был подчиненным Отцу. И естественным следствием такого взгляда стало верование в то, что Святой Дух является всего лишь влиянием или силой Божьей, но не Личностью.

Позиция Елены Уайт

В ранний период нашей Церкви Елена Уайт сделала утверждение, которое возможно интерпретировать как анти-Тринитарианськое (против учения о Троице). Она временами ссылалась на Святой Дух как «оно», и из контекста ее описании о падении сатаны она писала:

«Царь Вселенной собрал все воинства небесные, чтобы в их присутствии освятить истинное положение Его Сына и показать, как Его Сын связал со всеми сотворенными существами. Сын Божий вместе с Отцом восседал на Его престоле, их окружала слава Вещего и Сущего, имеющего жизнь в самом себе… Сын Божий исполнил волю Отца при сотворении все небесных воинств, и теперь они до конца, благоговея, будут служить Ему и быть преданными Ему, как и Богу».

Кажется, что это подразумевает, что после того как ангелы были сотворены, то они не знали или не признавали, что Христос был равен с Богом и поэтому был собран и «небесный совет», чтобы проинформировать их об этом.

С другой стороны, если равенство Христа было наделено « особой честью» от самого Бога, то отсюда следует, что он не был равен с Отцом до этого времени. В книге «Патриархи и пророки» (1890г) она писала: «Его (сатану) любило и потешало небесное воинство, ангелы с радостью исполняли его приказания. Он был облачен мудростью и славой больше, чем кто бы то ни было. Но все же Сын Божий, Который равный Отцу в силе и власти, был выше его.

Два параграфа дальше, она объясняет поношение Христа от начала оставалось неизбежным. И только зависть Люцифера, кривотолки, распространяемые им, его желание быть равным Христу вызвали необходимость разъяснить всем небожителям истинное положение Сына Божия. Но, тем не менее, многие из ангелов были ослеплены коварством Люцифера.

Тем не менее, эти прекрасные утверждения сегодня используются, и чтобы поддержать полу-Арианскую позицию, за которую в настоящее время некоторые адвентисты стали адвокатами.

Может ли такое быть, что эти отрывки выражают позицию Елен Уайт на положение Христа в то время? И когда пришло время, получить больше света, то вел ли этот свет к более ясному тринитарианскому утверждению, которое она провозгласила в 1890-ых годах?

Кастен Джонсон

Однажды Кастон Джонсон, – один профессор теологии из университета Андрюса стал учить тому, что Божья слава состояла не из Его сверх силы и Величия, но скорее из его смирения, возможности самоунижения. Его слава «опустилась» до уровня Его творения и стала невидимой только во время инкарнации Христа, но Бог был во славе все время.

«Атрибут Божьей славы, которая «снисходит» — не является атрибутом Бога, которая «снисходит» только в критические моменты — в такие, когда «снисхождение» становится крайне необходимым – как чрезвычайная мера ради нашего спасения. Снисхождение не было единственно возможным случаем из-за того, что наш праотец Адам пал в Эдемском саду. Сияние (лучезарность) является сущностью Божьего существа. То, что Бог «спускается» к глубинам Своего творенья и искупления является выражением Его постоянной природы».

Таким образом Джонсон верил, что когда были сотворены ангелы то Христос уже «скрывал» свою славу в смирении (скромности). Тот факт, что «ангел Господень (Суд. 6:22) является Божественным существом и Михаил назван ангелом (1Фес. 4:16) потому, он пришел к заключению, что Христос все время творения установил тождество вместе с Ними. Потому, когда сатана стал завидовать Христу, Бог был вынужден открыть все факты. Все это изображено в контексте событий книги «Патриархи и пророки», стр. 36-38.