Работа Духа Святого на заключительном этапе Великой борьбы

У знаменитого русского художника Верещагина есть одна картина, которая потрясает зрителей, — она называется «Апофеоз войны». На ней изображена огромная груда человеческих черепов.

Нечто подобное увидел в видении пророк Иезекииль, и он был поражен страшной картиной. Дух Святой поставил его среди поля, усеянного сухими человеческими костями и черепами. «И обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи» (Иез. 37:2).

Это картина торжества смерти, апофеоз разрушения. Но вот над мертвым полем прозвучал голос Божий: «Сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и вырощу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, — и оживете».

Далее пророк видит то, чего не видело ни одно человеческое око: кости поползли одна к другой, стали сближаться, соединяясь в человеческие скелеты, и их покрыла плоть.

Теперь на поле лежало множество бездыханных тел. Господь далее повелевает изречь пророчество Духу: «Так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, — и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37:9, 10).

Нам знакомо это пророчество, которое исполнилось в жизни еврейского народа, семьдесят лет томившегося в Вавилонском плену; и обозначало оно восстановление Иудеи, как и возвращение народа в родную землю. С человеческой точки зрения это было абсолютно невероятно, так как невозможно было представить крах могущества миродержавной столицы древнего Востока — города Вавилона. Слово «невозможно» звучало в сердцах и умах иудеев, когда они смотрели на его огромные стены и башни, на медные ворота и железные запоры. Но именно тогда, когда они окончательно осознали свое бессилие и немощь, прозвучало это потрясающее пророчество. Если б даже вавилоняне и убили их всех, а тела их достались зверям земным и птицам небесным, то Дух жизни восстановил бы их и поставил на ноги полными жизненных сил. Ибо многое невозможно человекам, но Богу возможно все! Эту великую истину пророки повторяли из века в век, прилагая ее к самым безнадежным ситуациям в истории народа Божия. Каждый раз, когда набирали силу слова: «Человекам это невозможно», каждый раз, когда враг торжествовал свою победу, звучали другие слова: «Богу же все возможно».

Дух пророчества по-новому открывает видение Иезекииля, применяя его к нашей Церкви в конце всемирной истории. Здесь описано восстановление Церкви Божьей, которая разрознена, беспомощна, бездеятельна, но силой Духа Святого преображается в стройные полки со знаменами. Это должно произойти с нашей Церковью в ближайшее время на фоне заключительных событий земной истории. С Божьей помощью попытаемся исследовать работу Святого Духа как в наших сердцах, так и в наших церквах.

В эсхатологической перспективе современная эпоха представлена в двух параллельно идущих процессах.

Во-первых, это нарастание разрушительных процессов в природе и обществе. Человек все решает сам, не повинуясь Богу, природа не повинуется человеку и «бунтует», образно говоря, против своего господина. В связи с глобальным потеплением стремительно меняется климатическая картина на планете.

«Под влиянием выбросов парниковых газов изменяются циклы и объемы выпадения осадков, — доказывают канадские исследователи из организации Environment Canada, — и это грозит экстремальными климатическими явлениями во всех уголках земного шара, а значит, ливни и засухи станут более частыми и интенсивными».

Все мы постоянно слышим телесообщения: Европу затопляет, в Греции выгорают леса, в Сибири тает вечная мерзлота и там пробуждаются бактерии, тысячелетиями спавшие во льдах; бактерии выделяют газы — продукт их жизнедеятельности, что еще быстрее нагревает атмосферу. «На севере Аляски в результате изменения климата испаряются тысячелетние озера и пруды». Обмеление и исчезновение грозит многим большим и малым рекам, питающимся от горных ледников.

Ученые заявляют: «Сегодня мы видим, что (прошлые) наши прогнозы были слишком оптимистичными, скорость и масштабы изменения климата более драматичны, чем мы себе представляли».

Это то, о чем говорил Иисус Христос в Своей проповеди на Елеонской горе.

Во-вторых, в этой же проповеди Христос указал на беспечное состояние человеческого общества, стремящегося, несмотря на все грозные предупреждения, «укорениться» на гибнущей планете. Это «пир во время чумы».

Спаситель мира так охарактеризовал последнее время: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Также как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех: так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой вставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Луки 17:26-36). Здесь говорится не о преступлениях и грехах людей, а об обычных жизненных процессах. Евангелист Матфей двумя словами обозначил, в чем вина людей: они все это делали и «не думали» (Матф. 24:39). Другой перевод — «не задумывались», «не сознавали». Люди были поглощены едой и питьем: материализм и суета захлестнули все их интересы. Им не приходило на ум, что прекрасная еда и питье — это дары Божьи, как способность садить и строить; они приписывали все это себе, своим личным заслугам: «Не своей ли силой я воздвиг этот дом? Не своей ли мудростью я развел такой чудный сад и виноградник?»

Люди подобны рыбакам на льдине, которые подвыпили и не заметили, что льдину течением уносит в море.

Так враг рода человеческого культивирует дух независимости от Бога во всех его проявлениях.

В самом начале восстания на Небе Люцифер приложил много усилий, чтобы внушить последовавшим за ним ангелам чувство независимости от Бога. То же самое он внушил и нашим прародителям — Адаму и Еве: «Вы не умрете, если будете делать то, что вам заблагорассудится».

Цель врага — увести людей как можно дальше от Бога, и он очень преуспел в этом. В современном мире мужчины все чаще хотят быть независимыми и не нести ответственности за семью, за брошенных детей. Женщины также стремятся к независимости в семье, в правовой и экономической сферах. Существуют даже пособия для того, чтобы культивировать свое «эго» (например, книга «Как стать стервой?»).Дети пытаются, что называется, «с пеленок», быть независимыми от родителей; их «я» диктует своеволие и непослушание. В последнее время средства массовой информации часто упоминают о детях индиго — якобы новой расе людей. Они с малолетства разумны, знают компьютер, но в то же время не признают никаких авторитетов. Их «я» претендует на равенство с родителями и даже на господство над ними, это маленькие семейные «божки-идолы», что говорит о непомерном разрастании «эго» в человеческой природе.

Исполняется пророчество апостола Павла о том, что в последние дни дети будут родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы (2 Тим. 3:2), что свидетельствует об их независимом эгоистичном духе.

Сегодня мир признает только одну основную зависимость — деньги. В свою очередь, общая атмосфера мира влияет на жизнь Церкви. Весьма прискорбно, но этот дух проникает и в христианские церкви все больше и больше. Возникают независимые общины, издательства. Периодически появляющиеся ереси говорят о том, что и мы с вами подвержены духу независимости и эгоцентризма — это дух времени.

В мире проповедуется ложное евангелие, выдвигающее три позиции — здоровье, богатство и власть.

Это завуалированное утверждение в человеке скрытого эгоизма. Но если не исцелен характер и сердце, то все остальное — бесполезно.

Немощь человеческая — естественное явление в греховном мире, а самодостаточность и эгоизм гнездятся в глубинах греховной человеческой природы. Это чувство независимости от Бога. Даже неосознанная гордыня — смерть для духа, поэтому каждый служитель и рядовой член Церкви (как молодой, так ис 50-летним церковным стажем) нуждаются в смерти остаточного эгоизма.

Представьте, что перед вами бутылка с сильным ядом — это необращенный человек. Мы берем бутылку и выливаем яд, а затем заливаем туда чистую воду. Захотите ли вы попробовать эту воду, если знаете, что на стенках бутылки остались капли сильнодействующего яда? Конечно, нет. Так и с христианином. Бог не может смешать воду Позднего дождя Духа Святого с остатками нашего эгоизма.

Еще раз повторю: дух независимости проник в наши общины. В послании к Лаодикии, то есть к нам, читаем: «Я ни в чем не имею нужды» — независим ни от кого. Самоправедность как скрытая форма независимости от Бога и фарисейская гордыня от обладания истиной («я богат») — причины того, что в наших церквах появились люди, которые не признают Духа Святого как Наставника, как Божественную Личность, Которая всегда рядом с человеком. «Параклетос» — греческое слово, переведенное как «утешитель», имеет более глубокое значение. Параклетос — «Некто, позванный участвовать в помощи во всех непредвиденно возникающих обстоятельствах» (Арнольд Валленкампф. Рожденные от Духа, с. 44). Эти люди, отвергая Помощника, как малые дети, говорят: «Я сам все могу, я подражаю Христу, мне не нужен Наставник и Советник».

Иов говорит о независимости беззаконных и цитирует их слова:«.. .Отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? И что пользы прибегать к Нему?» (Иова 21:14, 15).

А независим ли Бог? — Безусловно, да. Он сотворил Вселенную, Он не зависит от нас, но использует Свою свободу, чтобы служить Вселенной и Своему творению. Христос, будучи свободным и независимым, ничего не делал во Имя Свое на Земле, но все — во Имя Отца Небесного. «Никто не отнимает ее [жизнь] у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Иоан.10:18). Также и Дух Святой — независимый и свободный, Который дышит, где хочет, не Себя проповедует, а Иисуса Христа.

Мы видим во взаимоотношениях Святой Троицы, что Их посвященное служение Друг Другу и творению — это самое чистое, высокое и благородное использование собственной свободы и независимости.

То, каким образом любая человеческая личность использует свою свободу, является самой важной и определяющей ее характеристикой.

Не понимая этой глубинной истины, еретики выступают против равенства Иисуса Отцу или против Личности Духа Святого.

Евангелие прямо указывает, что и Сын, и Дух Святой не Себя проповедуют, а самоотверженно служат Отцу, Друг Другу и всем людям на Земле.

Это же предлагается и церкви: «Кто из вас больший, да будет вам слугой».

Это и есть самое высокое использование личной свободы на уровне межличностных взаимоотношений. Дух взаимного служения ведет к единению Церкви, а дух независимости — к ее разрушению.

Дух Божий свидетельствует, что наша независимость эфемерна. Ученики ходили с Иисусом три с половиной года, и все же этого было недостаточно, чтобы стать Его истинными последователями. Впереди их ожидал опыт крещения Святым Духом. Должен был прийти Утешитель, Дух Истины, и продолжить их обучение. Они только начали путь преобразования душевного человека в духовного.

На вопрос учеников: «Кто может спастись?» Иисус ответил: «Человекам это невозможно». Петр искренне посчитал, что эти слова к нему не относятся, ведь он же последовал за Учителем. Но Христос имел в виду всех людей — и мирских, и верующих, даже если они пророки или апостолы. Все мы должны осознать эту отрезвляющую истину: человек не может спасти себя сам — и приложить к себе персонально.

Мы все — погибшие грешники, пока думаем, будто что-то можем. Это лишь цепляние за наше «я» и свои сокровенные недостатки.

Но далее Иисус продолжил: «Богу же все возможно». Он направил упование человека на Господа, похоронив идею самоспасения и даровав надежду спасения Иисусом и Духом Святым. Но, чтобы осознать эту истину, нам — каждому — необходимо пройти через особые кризисы, повергнуться в прах. Сие удалит в нас остатки яда эгоизма и позволит Богу наполнить наши чистые сосуды живой водой Духа Святого.

Вспомните Анну, мать Самуила, как она была сокрушена, беспомощна, опустошена и разбита горем бездетности. И была надежда только на Бога, к Которому в молитве молчаливым криком взывало ее сердце.

Бог даровал ей удивительный ответ, который наполнил ее сердце хвалой и радостью: «Возрадовалось сердце мое…» и далее: «Не силою крепок человек». Захария вторит ей: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).

Наша немощь и наши кризисы не являются убийственными, но дают возможность осознать, что«мы — ничто, и все — лишь Бог», и от всего сердца взыскать силы Духа Святого.

Вам, дорогие собратья, предстоит взыскать силы Духа Христова и Его огня, чтобы зажечься Им и понести этот огонь в свои общины и на места служения.

Проанализируйте опыт духовного возрождения церкви Дэнниса Смита, описанный в его книге «Крещение Святым Духом» (гл. 11). Или найдите свой путь, чтобы в единении, в посте и молитве получить от Господа обещанное для себя и своей паствы.

Вы скажете: «Вот тогда мы станем совершенно святыми!» В связи с этим хочется напомнить, что в нашей среде время от времени появляется некое заблуждение: перфекционисты утверждают, что в последние дни народ Божий достигнет такой святости, что у него исчезнет даже память греха. Это ложное учение. Апостол Павел, великий человек, говорил о себе как о первом из грешников (1Тим. 1:15). Память о том, что он гнал Церковь, память греха у него осталась. И она не давала возможности взять верх эгоизму и чувству самоправедности.

И Давиду память греха не давала возможности превознестись.

Исаия говорил: «Господи, я человек с нечистыми устами». И мы — каждый в своем сердце — должны осознавать эту истину о самих себе, это противоядие от эгоизма, но эта истина не должна угнетать нас: Христос заплатил за нас гораздо больше, чем мы стоим!

Он желает даровать нам титулы, говорящие об особых привилегиях и одновременно несущие в себе память о том, кем мы были. Титул «Спасенные» говорит о том, что мы были некогда погибающими.Титул «Освященные» говорит о нашей прежней нечистоте.

Титул «Прощенные» напоминает, что все мы были грешниками и заслуживали наказания.

Не за горами година испытаний, но Бог допустит их для нашего блага, чтобы очистить сосуды сердец от всего неугодного Ему. И тогда то, что будет казаться поражением, станет нашей победой.

Радость покроет все, когда Дух изольется во всей полноте. Поздний дождь наполнит жаждущие сердца детей Божьих силой праведности Христа.

Господь говорит: «Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоан. 16:24).

«…И радости вашей никто не отнимет у вас…» (Иоан. 16:22).

Христос обещает: «Радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоан. 15:11), потому что «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).