Введение

Когда мне (Дэну) было десять лет, я оказался в «городке» из моего любимого телесериала. Я был разочарован. Здания, которые выглядели совершенно нормальными на экране телевизора, оказались всего лишь фасадами, удерживаемыми в вертикальном положении подпорками. За фасадами ничего не было, и эта пустота развеяла мои иллюзии о реальности происходящего на экране. Я, конечно, понимал, что это всего лишь кино, но тем не менее был весьма подавлен. Никогда больше я не смотрел этот сериал.

На обложке предлагаемой вам книги указано, что речь в ней идет об эмоциях. Но может быть это всего лишь фасад, скрывающий за собой только видимость помощи? У вас может возникнуть вопрос: «Зачем еще одна книга об эмоциях? Их уже вполне достаточно?» Мы хотим пригласить вас за обложку этой книги, чтобы вы увидели, что у наших слов есть достаточное основание, и смогли понять те убеждения, которые двигали нами в написании данной книги.

Эмоции обычно возникают в результате горизонтальных межличностных отношений. (Кто-то поступил со мной непорядочно — и я чувствую гнев или обиду.) Мы не отрицаем этого положения, но идем дальше: каждая эмоция, хотя и спровоцированная горизонтально, тем не менее отражает нечто и в вертикальном направлении — наши отношения с Богом. В этой книге исследуется, что же говорит наша сложная эмоциональная борьба о наших отношениях с Богом. Все эмоции, включая считающиеся отрицательными, открывают нам что-то о сердце Бога.

Приведем ключевые положения, лежащие в основе структуры этой книги.

1. Мы убеждены, что отрицательные эмоции сами по себе не являются аморальными — они отражают внутреннюю работу нашей души и в той же степени искажены грехом, как та или иная грань нашей личности.

Многие исследователи полагают, что эмоции не являются ни хорошими, ни плохими — они просто есть. Сторонники этого подхода обеспокоены тем, что, как только мы назовем эмоцию хорошей или плохой, нам станет трудно искренне переживать ее. Большинство людей прилагают максимум усилий для того, чтобы не испытывать неприятных эмоций. Они притворяются, они отрицают, они искажают. Забота тех, кто приписывает эмоциям нравственную нейтральность, представляется следующей: если рассматривать эмоцию в категориях добра или зла, то это приведет к тому, что мы будем все больше стараться избегать эмоциональных переживаний.

Выход из этого затруднительного положения, по их мнению, состоит в том, чтобы считать эмоции нравственно нейтральными и не подлежащими осуждению. Например, такая мрачная эмоция, как гнев, не является ни хорошей, ни плохой. Имеет значение лишь то, к каким поступкам она приведет — к созидательным или к разрушительным. Такая точка зрения подразумевает, что какая-то часть нашей личности свободна от влияния грехопадения, поскольку предполагает, что нашим эмоциям удалось избежать загрязнения или искажения — и по своей сущности они чисты и благи.

Однако путь к пониманию отрицательных эмоций лежит через осознание того, почему мы их избегаем. Причина, по которой мы не хотим их переживать, заключается в том, что они отражают трагедию нашего собственного мира и мрак наших сердец. Не удивительно, что мы избегаем чувств: чувства обнажают иллюзорность того, что наша жизнь безопасна, справедлива и предсказуема.

Путь к открытой встрече с нашими чувствами лежит не в преуменьшении мрачности наших эмоций, а в правильной оценке причин, из-за которых мы избегаем чувств. Как только мы честно признаемся, почему нам так трудно чувствовать, мы обретем возможность заглянуть за наши чувства и открыть те скрытые силы внутри нас, которые удерживают нас от честной встречи с нашими эмоциями. После этого наши чувства станут более глубокими и — что еще важнее — мы увидим, как наши чувства отражают нашу борьбу с Богом.

Одно предупреждение: хотя мы и сосредоточиваем все внимание на эмоциях, это направление ни в коей мере не следует считать основным путем возрастания в христианской зрелости. Это лишь один из многих важных элементов, связанных с возрастанием в подобии Христу, но вовсе не краеугольный камень познания Бога.

2. Мы заглядываем внутрь себя не для того, чтобы просто заменить отрицательную эмоцию положительной. Совсем наоборот: мы должны прислушиваться к себе и размышлять над тем, что чувствуем, чтобы приблизиться к гораздо более глубокому вопросу о том, как мы в наших сердцах поступаем с Богом и окружающими нас людьми.

Глупо предполагать, что одно простое желание может изменить наши эмоции. Если ты сердишься, то было бы нелепо с моей стороны сказать: «Не сердись» и затем ожидать, что ты разом переключишься на ощущение доброты или счастья. Также было бы ошибкой стараться подавить причиняющую беспокойство эмоцию при помощи поведенческих тренингов. Этим мы не хотим отрицать важность молитвы об избавлении от ярости или зависти. Нельзя, однако, неверно предполагать, что мы можем изменить наши эмоции, используя только какие-то психологические методы контроля над нашим бурным внутренним миром.

Вопрос борьбы с эмоциями не решается приобретением каких-то дополнительных знаний или практических навыков. Мы не машины, которые можно починить, выполняя определенную последовательность операций; мы — существа, преображаемые таинством общения. Мы чрезвычайно предрасположены к идолопоклонству, созданию иллюзий и попыткам устроить нашу жизнь, не склоняясь перед Богом. Недостаток информации не является нашей главной проблемой — она в стремлении убежать и бунте.

Поэтому если мы будем рассматривать неприятные эмоции как проблему, требующую решения, мы погрузимся в поиск насущных ответов вместо того, чтобы развивать отношения с Богом, не ожидая немедленного результата. Решение одержать победу над эмоциями неизбежно отодвигает Бога на второй план, на положение слуги, занимающегося нашим исцелением, а не Личности, Которую следует прославлять.

Вместо того чтобы заниматься борьбой с эмоциями, нам следует стать немного умнее и сначала к ним прислушаться. Их голос может поведать нам о том, каковы наши отношения с этим падшим миром, с этими малоприятными, причиняющими нам боль людьми, и с этим загадочным Богом, Который редко оказывается таким, каким мы Его себе представляем, и редко делает то, чего мы от Него ожидаем. Хотя эмоции, как правило, возникают в человеческом окружении, они всегда говорят кое-что о том, как мы связаны с Богом.

Открытие реальности — вне нас и внутри нас — открывает двери к единоборству с Богом. Встреча с Богом не только изменяет наши эмоции, но и, что более важно, может изменить наши сердца.

Очень важно понять, что любая эмоция включает в себя сложное взаимодействие между душой и телом. Мы, действительно, не просто испытываем гнев в нашей душе — мы ощущаем его всем телом. То же самое верно для чувств страха, ревности, отчаяния, презрения и стыда. Следовательно, неверно предполагать, что эмоциональная борьба может разрешиться на чисто «духовном» уровне. Для некоторых глубокая духовная битва может сопровождаться значительной биологической немощью.

Определенные эмоции, особенно беспокойство и депрессия, вызванные физиологическими реакциями, часто могут быть нейтрализованы с помощью медикаментов или иного биологического вмешательства. Игнорирование важности физиологических проблем приводит к трагическому недопониманию того, что значит искать Бога. Это совершенно недопустимо — возлагать дополнительное бремя на того, кто страдает от глубокой эмоциональной борьбы, советуя ему, что достаточно просто разрешить эту проблему с Богом, чтобы все благополучно закончилось. Также неверно заявлять страдающему, что искать помощи психолога — это бездуховный компромисс. Подобный вопрос не из ряда выбора между черным и белым.

Биологический аспект эмоций — это сложный фактор, который мы не в коей мере не хотим игнорировать. Однако нацелившись на особый круг вопросов, рассматриваемых в данной книге, мы не станем непосредственно затрагивать этот фактор.

Поскольку мы размышляем о наших чувствах, эмоциях, это может привести некоторых читателей к заключению, что мы призываем заняться самоанализом. Нет это ни в коей мере не является нашей целью. Самопоглощающая озабоченность нашим внутренним миром идет вразрез с духовной зрелостью. Излишний самоанализ может привести к ложному ощущению независимости, к иллюзии, что мы можем влиять на свою жизнь и стать хозяевами своей судьбы. Этот путь очень легко приводит к самонадеянности или же к замешательству.

Мы призываем к честному исследованию нашего внутреннего мира с целью обретения мудрости. Чтобы не только выяснить, что там происходит, но и — что гораздо более важно -получить ответ на вопрос: «Каковы мои отношения с Богом?».

3. Нашим путеводителем в этом паломничестве откровения станут Псалмы. В Священном Писании нет раздела, более точно отражающего внутренний мир нашего сердца и более ярко представляющего эмоциональную жизнь Бога, чем Псалмы.

Псалмы написаны в поэтической форме. Это язык не столько возвышенный, сколько по-настоящему реальный — речь идет о той реальности, которую нельзя постичь с помощью научных, сугубо теоретических методов. Богословские утверждения необходимы для понимания истины, но истина в конечном счете связана с отношениями, а отношения — это сфера поэзии. Посредством поэзии Бог предлагает нам взглянуть на невидимое — саму Его сущность.

Мы сосредоточимся в основном на Псалмах, которые показывают душевную борьбу, происходящую в те моменты, когда псалмопевец пытается постичь благость Бога в свете жизненных страданий. Мы также позволим поэзии Псалмов привести нас к божественным образам, используемым пророками, апостолом Павлом и Иисусом Христом, когда последуем приглашению Священного Писания — вкусить тайну Божией благости.

4. Все эмоции, в том числе и наиболее мрачные, дают нам возможность понять природу Бога. Это главное в нашей книге. Наши самые неприятные эмоции: гнев, страх, ревность, отчаяние, презрение и стыд — непостижимым образом открывают нам нечто о сердце Бога. Конечно, наши положительные эмоции: радость, мир, удовлетворение и другие — не меньше могут рассказать о природе Бога. Но трудная борьба с мрачными эмоциями дает нам бесценную возможность взглянуть на природу Бога через библейское откровение о Его личных эмоциях.

Весьма странно, что Бог избрал этот способ, чтобы открыть Свое сердце через греховную реальность нашего внутреннего мира. Он позволяет псалмопевцу изобразить Его гнев подобным гневу пьяницы, проснувшегося с тяжелого похмелья (Пс 77:65). Что мы должны понять из этой пугающей картины? Не означает ли это, что Бог так или иначе грешит? Конечно, нет. Это означает, что Он открывает Свое сердце в Своем Слове через многогранные образы, взятые из нашей жизни. Описывая Бога в терминах так называемых негативных эмоций, Псалмы раскрывают нам непостижимое смирение Бога.

Почему мы в нашей книге уделяем столь большое внимание отрицательным эмоциям, таким как гнев, страх, ревность, отчаяние, презрение и стыд? Отчасти это попытка показать, что сии эмоции гораздо более положительны и жизненно необходимы, чем обычно принято считать. Но что еще более важно, эта книга является попыткой понять необыкновенное сердце Бога. Бог испытывает гнев, страх, отчаяние, презрение и стыд — и все эти эмоции открывают нам какие-то качества Его характера. Самое поразительное, что каждая из них указывает на скандальное чудо Креста.

Путешествие в наши неприятные эмоции откроет нам нечто о страшной сущности жертвы за нас Сущего от Начала Сына и в конечном счете приведет нас к Богопоклонению.