32. Негостеприимный пророк

«Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный» (4 Цар. 5:1). Первый стих 5 главы вновь являет нам, что наш Господь является Богом истории не одного израильского народа, а всех народов и племен Земли. Он действовал и действует на сердца людей вне зависимости от цвета кожи или географической территории. Часто у многих, исследующих Библию, возникает вопрос: почему в ней так подробно отображена история именно иудейского народа, в меньшей степени история сопредельных государств и уж совсем, как кажется, из поля зрения авторов Библии выпадает, к примеру, Китай, Индия, Япония и другие великие страны. Некоторые, исходя из этого, говорят, что их древнее население не имеет даже шанса спастись, поскольку не знало Бога. Но говорить и считать так, означает ограничивать Творца. Значит представлять Его лицеприятным, открывающим одним истины и закрывающим их для других. Но это, конечно же, не так. Во все времена Бог желал открыть всем народам свет Истины. Но далеко не все могли принять ее. Даже патриархам и пророкам требовалось немалое время для постижения Божьих Откровений. История Израиля так подробно представлена в Писании потому, что именно этому народу была открыта Истина, поскольку он еще со времен Авраама сохранил наиболее верное представление о Боге, извращенное в Послепотопные времена. Он был тем народом, который был наиболее готов принять ее. И через этот народ Господь нес Истину другим племенам и странам, сойдя, наконец, в человеческой плоти на землю. Но на протяжении всех этих долгих столетий Господь воздействовал самыми различными способами и на сердца представителей других народов. И их история была также под Его неусыпным контролем. И исследуя историю того же Китая, Индии пли Японии, мы можем видеть неизменность исполнения тех же Божьих Законов, на которых зиждется философия истории и которые мы рассматривали в одной из предыдущих глав. И в исследуемой нами сейчас 5 главе Бог показывает, что именно Он даровал многие победы сирийцам через их полководца Неемана. Сирийские царства и Нееман, сами того не ведая, выполняли свой участок работы в Божьем плане истории. И вот древние анналы сообщают, что великий сирийский полководец Нееман заболел проказой. Последняя представляла собой не только неизлечимую болезнь, но, в понимании древних, она передавалась самыми различными путями, и самое главное, была одним из символов проклятия. Больной проказой становился изгоем, а многие народы вообще предпочитали таких просто истреблять. Безусловно, Нееман испробовал различные методы и способы борьбы с этим страшным недугом, но все было бессильно. Нееман имел все, но здоровья себе купить не мог. Последнюю фразу сегодня знают все, и она даже стала в некотором смысле «заезженной». К ней все привыкли, ее часто говорят, мерно кивая головой. Но обыденность этой фразы заканчивается тогда, когда болезнь касается нас или наших родных. История знает многие примеры, когда смертельно больные люди пытались найти себе исцеление за любые деньги. Но не могли. Они умирали среди гор золота, которое им было уже не интересно. Ибо зачем все это, если ты обречен умереть! В силу специальности мне не раз приходилось видеть, как еще совсем недавно здоровые, сильные и полные планов люди, что называется, «разваливались» прямо на глазах, узнав о своем диагнозе и осознав, что помощь, по-человечески, уже невозможна. Сколь много богатых людей заканчивало жизнь самоубийством, не желая почувствовать на себе холод приближающейся смерти. И вот, некогда всесильный полководец сирийского царя почувствовал приближение своей неминуемой гибели. Причем гибели, как это бывает при проказе, медленной, долгой, мучительной. И вот, в этот самый критический момент своей жизни он слышит рассказ маленькой девочки: «Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. И сказал царь Сирийский (Нееману): пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд» (4 Цар. 5:2-5). Слова этой девочки, оставшейся для истории даже безымянной, произвели на сердце Неемана огромное впечатление. И здесь мы видим не только реакцию утопающего, хватающегося за последнюю соломинку. Нет, ибо если бы это было только так, то чуда Господнего не произошло бы в его жизни. Но что тогда он мог увидеть, услышать в вести маленькой девочки? Мог ли ребенок так подействовать на убеленного сединами опытного высокопоставленного царского сановника? Да, мог, ибо это было Чудом Божьим, которое Он свершил через это маленькое существо, так безгранично доверяющее своему Богу. В простых, но искренних его словах сквозила непререкаемая уверенность, поразившая даже очень уверенного в своей силе и талантах Неемана. Детская вера! Это та вера, которой так часто, даже очень часто не хватает нам, взрослым. Недаром Сам Христос призывает нас уподобиться детям. Без этого, говорит Спаситель, нам не наследовать спасение. «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:2-4). И вот язычник Нееман внимает Богу через голос ребенка. А как часто мы, взрослые, не желаем внимать Богу через куда более ясные и серьезные знамения. Читая Библию, мы удивляемся редкой жестоковыйности еврейского народа, не желающего внимать Богу. Исследуя историю христианской церкви, мы также видим редкое упорство в отстаивании человеческих преданий перед Божьим Словом. А язычник Нееман внял голосу ребенка. Ему не было открыто тех многих, точнее, большинства истин, какие знал еврейский народ, и какие знаем мы, считающие себя христианами сегодня. Это была вера. Нееман засвидетельствовал ее почти сразу пред лицом своего царя, не постеснявшись заявить ему, что он отправляется для получения исцеления в Израиль по слову маленькой пленной девочки. Нееман не боялся быть смешным в глазах царя. Он жаждал спасения и потому реакция людей для него была уже малозначимой. Сегодня же мы, к сожалению, наблюдаем, как миллионы тех, кто причисляет себя к Божьей церкви, не только стесняются проповедовать о своем Боге, но дискредитируют Его своей жизнью. «И принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист» (4 Цар. 5:6-13). Нееман проделал большой путь. И вот, наконец, перед ним жилище того, кого он так хотел видеть. Но тот, этот пророк Елисей, даже отказывается принять его, давая весьма странное повеление. Чем же было вызвано это? Во-первых, через это Бог испытывал веру Неемана, веру в Слово Бога, которое часто звучит вразрез с человеческими правилами и понятиями. Во-вторых, через это у Неемана должно было выработаться смирение, ибо только смиренный человек мог на глазах всего своего окружения окунаться в воду, выполняя столь странное повеление Божьего пророка. Также смирение Неемана вырабатывалось и через то, что Елисей не вышел к нему. Нееман привык к оказыванию по отношению к себе различных почестей. Он привык к поклонению себе. Но Бог через Елисея показывает, что в Его глазах он обычный смертный. Бог не взирает на титулы и саны. У Него нет никого, находящегося на особом счету, будь-то царь, полководец или епископ. И, в-третьих, не выйдя к Нееману лично, Елисей хотел, чтобы свое исцеление он связывал бы не с ним, Елисеем, а с Богом. «И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак, прими дар от раба твоего. И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился. И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа; только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то за мое поклонение в доме Риммона да простит Господь раба твоего в случае сем. И сказал ему: иди с миром. И он отъехал от него на небольшое пространство земли» (4 Цар. 5:14-19). Это было торжество веры, ибо в этой ситуации требовалась поистине великая вера. Представьте себе, что вы окунаетесь раз, но проказа еще не сошла, два — но она еще на вас. Три — но вы еще больны! Но Нееман держался за руку Божью до конца. Как часто нам не хватает этого. И мы перестаем, образно говоря, окунаться на второй, третий или на шестой раз. У нас не хватает веры. Веры, чтобы окунуться в седьмой раз! Недаром, спустя века, Христос скажет: «Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк. 4:27). Их были тысячи. Но исцелился только Нееман. В отличие от сирийца, они жили в Израиле. Им было легко прийти к Елисею. А многие даже знали его лично. Но исцеления они не получили. Сегодня тысячи людей ходят в церковь, но не получают исцеления духовного или физического. А те, которые вроде бы находятся далеко от церкви, наследуют и получают вечную жизнь. Обращаясь ктем, кого считали особо святыми и духовными руководителями народа, Христос сказал: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). И среди них будет и Нееман. Там не будет многих учителей закона, фарисеев, епископов, церковных руководителей, великих проповедников, но там будет Нееман. Эта история показывает Неемана и как благодарного человека. Мы помним, что когда Христос исцелял, лишь единицы возвращались к Нему со словами благодарности. А ведь это были, как правило, представители Божьего народа — Израиля. Но они лишь внешне принадлежали ему. На деле же — ему принадлежал Нееман. Чувство благодарности — это необходимое для христиан чувство. Ибо, не будучи благодарными людям, мы никогда не научимся благодарить Бога. «И сказал Гиезий, слуга Елисея, человека Божия: вот, господин мой отказался взять из руки Неемана, этого Сириянина, то, что он приносил. Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь. И погнался Гиезий за Нееманом. И увидел Нееман бегущего за собою, и сошел с колесницы навстречу ему, и сказал: с миром ли? Он отвечал: с миром; господин мой послал меня сказать: «вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд». И сказал Нееман: возьми, пожалуй, два таланта. И упрашивал его. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд и отдал двум слугам своим, и понесли перед ним. Когда он пришел к холму, то взял из рук их и спрятал дома. И отпустил людей, и они ушли. Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь? Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег» (4 Цар. 5:20- 27). Сребролюбие… Оно не приходит, как правило, сразу. Оно медленно поднимает свои всходы в сердце человека. Как свидетельствует история, особо это чувство характерно для тех, кто в детстве или молодости испытывал нужду. И затем, достигнув высокого поста, дающего доступ к большим, плохо контролируемым деньгам, теряет голову. Он пытается компенсировать свое бедное прошлое, свои комплексы. Недаром А. С. Пушкин говорил, что самый страшный, корыстный и злой — это крестьянский царь. Гиезий служил Елисею. Он видел не только бескорыстие пророка, а также и то, какие возможности упускает, как ему казалось, Елисей. Сколь многое можно было бы получить через его служение, ну зачем он так неразумно отказался от предложения Неемана. Заметим, что 10 талантов серебра равнялось примерно 360 кг! То есть примерно 600 миллионов долларов! Ведь тот предлагал искренне, да и что было бы плохого, если бы они приняли что-либо от него? Но Елисей нес служение не для собственного обогащения. Он также понимал, что даже прими он что-либо от Неемана, то, возвратившись, сопровождавшие Неемана сирийцы стали бы рассказывать, что купили исцеление, что Божье исцеление можно купить! Мы уже говорили о горьком опыте многих христианских церквей, которые сделали платными крещение, причастие, бракосочетание и, наконец, через индульгенции — само спасение. Божий народ и Божьи служители должны являть пример бескорыстия и нестяжательства, и Бог никогда не оставит таких людей без благословений. Он даст им намного большее и лучшее, благословляя и духовно, и материально, настолько, насколько то будет угодно Ему. Проказа, обрушившаяся на Гиезия, является грозным предупреждением каждому из нас, ставшему на путь стяжательства и обмана.