1. Учение Иисуса о Себе

Вы слышали последние «новости» об Иисусе? Одни говорят, что Он был женат на Марии Магдалине и у них был ребенок. Другие заявляют, что Иуда — настоящий герой евангельского повествования. Если вы не изучали историю Иисуса самостоятельно, вас легко ввести в заблуждение. Что же Иисус говорил о Себе Сам, и истинны ли Его радикальные утверждения?

Радикальные утверждения Иисуса

Иисус был смел в Своих утверждениях о Себе. Апостол Иоанн запомнил их и записал:

• «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

• «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).

• «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).

• «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25,26)

• «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ» (Ин. 8:58).• «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17).

• «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Действительно радикальные заявления!

Известный христианский апологет Клайв С. Льюис был прав, утверждая, что Иисус не дал нам выбора считать Себя просто великим учителем нравственности. Иисус был либо сумасшедшим, полностью оторванным от реальности, либо лжецом-злоумышленником, поставившим цель увести людей с пути истинного, либо же Он был и есть тем, Кем называл Себя: Мессией, Спасителем, Сыном Божьим.

Иисус оставил нам однозначные заявления относительно того, Кем Он Себя считал: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Несомненно, каждый может делать подобные из ряда вон выходящие заявления. Откуда нам знать, что радикальные утверждения Иисуса истинны? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы должны начать со свидетельств ранних последователей Иисуса.

Что говорили Его последователи

Иоанн Креститель был один из первых, кто начал говорить об Иисусе. Когда он увидел Иисуса, идущего к Иордану для того, чтобы креститься, он воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» (Ин. 1:29). После крещения Иисуса Иоанн Креститель изрек удивительное свидетельство: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем… И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:32,34). Точка зрения Иоанна Крестителя предельно ясна: он смело заявил, что Иисус — Сын Божий!

Благочестивая женщина по имени Марфа, сестра Марии и Лазаря, также свидетельствовала об Иисусе. Марфа, Лазарь и Мария были близкими друзьями Иисуса. Они хорошо знали Его и очень любили. Разговаривая с Иисусом у гроба своего брата, Лазаря, Марфа объявила: «Я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:27).

Даже скептики переживали радикальные перемены в своей жизни, когда они лично встречались с Иисусом. Когда Филипп, друг Нафанаила, сказал, что он нашел Мессию, учителя из Назарета, Нафанаил ответил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46). Но когда Нафанаил встретился с Иисусом лицом к лицу, он убедился в том, что Иисус не обычный человек, и уж точно не безумец и не обманщик. Вот свидетельство Нафанаила: «Раввй! Ты Сын — Божий, Ты — Царь Израилев!» (Ин. 1:49).

Фома был еще одним скептиком, который стал учеником Иисуса. После воскресения Иисуса Фома не мог поверить, что Он действительно воскрес из мертвых. Когда же он наконец встретился с воскресшим Христом, увидел Его своими глазами и прикоснулся к Нему своими руками, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Вы, возможно, заметили, что все радикальные утверждения Иисуса, приведенные выше, и все свидетельства об Иисусе записаны в Евангелии от Иоанна. Один из первых учеников Иисуса, Иоанн, сын Заведея, написал свое Евангелие с целью поведать людям о том, Кем был Иисус. В конце своего Евангелия он заявляет: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:30,31).

Подлинность свидетельства Иоанна

Евангелие Иоанна представляет Иисуса в таком необычном свете, что многие либеральные богословы сомневаются в его подлинности. Они утверждают, что Евангелие от Иоанна изменялось в течение столетия или более, и относят его к концу второго века нашей эры, когда Иоанн уже умер. Они говорят, что хотя Евангелие от Иоанна может содержать некоторые фрагменты подлинной традиции, но в своей настоящей форме оно не является подлинным свидетельством ученика, «которого любил Иисус» (Ин. 21:20).

Однако археологические открытия двадцатого столетия предоставили доказательства, подтверждающие факт написания Евангелия от Иоанна в конце первого столетия, а значит, и авторство престарелого апостола Иоанна. В 1920 году коллекция папирусов, приобретенная в Египте, была направлена в библиотеку Джона Райландса в Англии. Ученые перевели и впервые опубликовали фрагмент одного папируса из коллекции в 1935 году. Он стал известен как Папирус Райландса 457, или Папирус 52. Палеографы — ученые, специализирующиеся на датировании документов на основе стиля написания, были в восторге, обнаружив, что этот древний папирус относится к началу второго века, возможно, 125 г. н.э. На нем был отрывок из Евангелия от Иоанна. Открытие папируса в виде рукописи (подобной современной книге со страницами), а не в виде традиционного свитка, четко указывает на то, что Евангелие от Иоанна было написано в конце первого столетия, как и верили христиане на протяжении столетий. Я убежден, что Бог направлял ученых в открытии этого древнего папируса, чтобы укрепить веру христиан и подтвердить подлинность свидетельства Иоанна.

Наверняка вам интересно, что же было написано на том фрагменте папируса. На нем был с одной стороны текст из Ин. 18:31 -33, а с обратной стороны — отрывки из Ин. 18:37, 38. «Пилат сказал им: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18:31-33).На обратной стороне фрагмента мы находим продолжение беседы Пилата и Иисуса. «Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:37, 38).

«Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего!» Мы все имеем право выбрать, кого слушать. Нас постоянно окружают безумие и причудливые подделки. Это часть великой борьбы между добром и злом. Но Бог дал нам неопровержимые доказательства того, что свидетельства об Иисусе надежны, а Его радикальные утверждения истинны!

Свидетельство Савла

Одно из самых неповторимых свидетельств истины об Иисусе мы видим на примере Савла из Тарса, яростного и беспощадного врага Иисуса и Его последователей. Савл, позднее названный Павлом, свидетельствовал перед иудейским царем Агриппой: «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26:9-11).

Савл был свидетелем побиения камнями Стефана, одного из последователей Иисуса. Это событие навсегда запечатлелось в сознании Савла, и убеждения, рожденные смертью Стефана, остались с Савлом навсегда. Стефан за несколько мгновений до смерти дерзновенно свидетельствовал об Иисусе Христе перед синедрионом, высшим судебным органом иудеев. Автор Книги Деяний святых Апостолов записал, что «слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7:54-60).

Вскоре после этого Савл был на пути из Иерусалима в Дамаск с поручением от первосвященника. Он намеревался арестовать всех последователей Иисуса, которых ему удастся найти в городе, и привести их в цепях в Иерусалим. Но у Бога были другие планы. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:3-5).

Эта встреча с воскресшим Христом изменила направление всей его жизни. Савл-гонитель стал Павлом, преданным последователем Иисуса. Он начал смело провозглашать, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Он исцелял больных и изгонял бесов именем Иисуса так же, как и другие апостолы, и с радостью взирал в будущее, «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).

Свидетельства Петра и Иоанна

Когда ученики Иисуса Петр и Иоанн пришли в храм в Иерусалиме, они увидели хромого человека, просящего милостыню. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени. И, вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним» (Деян. 3:1-10).

Люди, ставшие свидетелями чуда, были поражены. Когда Петр увидел реакцию толпы, он сказал: «Мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. Да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа»(Деян. 3:12-20). Свидетельство Петра как на словах, так и на деле подтвердило то, что радикальные утверждения Иисуса были истинными. Иисус есть Христос, Сын Божий!

Свидетельство нечистых духов

Во время служения Иисуса нечистые духи также подтверждали радикальные заявления Иисуса о Себе. Однажды, когда Он проповедовал в синагоге в Капернауме, одержимый злым духом воскликнул: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий!» (Мк. 1:24). Иисус не оспорил свидетельство нечистого духа, но запретил ему говорить об этом: «Замолчи и выйди из него» (стих 25). Марк описывает, что нечистый дух, сотрясая одержимого и вскричав громким голосом, оставил его. «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее» (стихи 27, 28).

Книга Деяний описывает много историй о людях, освобожденных от нечистых духов силой имени Иисуса. В городе Филиппы молодая девушка, одержимая злым духом, преследовала Павла и Силу и кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16:17). Но хотя ее свидетельство и подтверждало радикальные заявления Иисуса о Себе, Павел понимал, что ее непрерывное словесное преследование больше отвлекало внимание, чем помогало. Поэтому Павел противостал нечистому духу: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (стих 18). Нечистый дух не мог сопротивляться силе имени Иисуса, и у него не оставалось иного выбора, как выйти из нее.

Такие истории подтверждают, что Иисус не был обычным человеком, и, конечно, Он не был безумным или лжецом. Поскольку Иисус был и есть всем тем, что Он говорил о Себе, мы обретаем в Его имени невероятную силу. Но я должен предупредить вас, что только лишь знать об Иисусе недостаточно. Если вы желаете испытать Его силу в своей жизни, вы должны знать Его лично.

История, записанная в Деян. 19:13-16, является яркой иллюстрацией этому. Некоторые из странствующих иудейских заклинателей пытались изгонять нечистых духов именем Иисуса, хотя они сами не верили в Него. Когда семь сыновей Скевы, иудейского первосвященника, пытались совершить обряд изгнания бесов именем Иисуса, нечистый дух ответил: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян. 19:15) Тогда одержимый бесом бросился на них, одолел и избил их так, что они выбежали из дома нагие и избитые.

Эта удивительная история должна убедить вас в том, что только лишь знать об Иисусе недостаточно. Вам необходимы личные отношения с Ним. Когда вы соединитесь с Иисусом, вы обретете исцеление и свободу, которых не знали никогда раньше. Но это все свидетельства из далекого прошлого.

А как же двадцать первый век? Видим ли мы сегодня доказательства того, что радикальные заявления Иисуса истинны? Несомненно! Более того, преобразование жизней продолжает быть лучшим подтверждением Его заявлений. Причудливые выдумки, цель которых унизить или опровергнуть истину об Иисусе, никому не приносят никакой пользы, но когда вы лично встретите Иисуса Христа, возможно, даже сегодня, ваша жизнь уже никогда не будет такой, как прежде. Пусть те, кто высмеивает Иисуса и религию, продолжают смеяться дальше. Пусть они издеваются и критикуют. Но они не могут ни спасти, ни исцелить вас. Они не могут избавить вас от того, что калечит вашу жизнь. Только Иисус может это сделать.

Свидетельство Уилла

Осенью 2008 года я имел честь проводить серию евангельских встреч в Орландо, штат Флорида, со всемирно известным евангелистом Марком Финли. Мы видели множество примеров чудесных преобразований жизни силою Иисуса. Я вспоминаю Уилла, молодого человека, которому было 25 лет. Он бросил школу, когда ему было 16, и теперь его жизнь шла в никуда. Более того, последние семь лет он был алкоголиком. В первый вечер, когда он пришел на программу, у него было похмелье. Позже он признался, что пришел туда только потому, что его буквально приволокла мама! Когда Уилл начал каждый вечер слушать об Иисусе, его жизнь радикально изменилась. С тех пор, как он встретился с Иисусом, он перестал употреблять алкоголь, и сейчас он активно свидетельствует о Том, Кто освободил его от пут греха. История Уилла повторяется снова и снова в жизни молодых и пожилых людей, которые переживают личную встречу с Иисусом, изменяющую жизнь.

Иисус по-прежнему приглашает людей сегодня: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28, 29). Иисус может даровать покой вашим душам, потому что Он не обычный человек. Он не просто великий учитель нравственности, и уж точно Он не безумец и не обманщик. Иисус есть Христос, Сын Бога живого.

Нуждаетесь ли вы в мире и покое в своей жизни? Ищете ли свободы от сковывающих вас цепей? Благая весть состоит в том, что Он может сделать вас гармоничным человеком. Христос может освободить вас. Никакие красивые фальшивки этого мира никогда не сделают это.