22. И пламя не опалит тебя…

(Автор Андрис Пешелис)

Однако, продолжая исследование жизненного пути тех, кто печатал свои статьи и проповеди в «Обзоре мировых вопросов», мы встречаем куда больше светлых и добрых личностей, остававшихся верными своему Богу в самые критические моменты своей жизни, ? встречаем тех, кто смог с помощью Христа победить гордыню, обиду и страх, победить ГУЛАГ и пережить его. «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2). Одним из этих людей, пережившим ужасы заключения и оставшимся верным Богу, был пастор Дмитрий Платонов, очерк о биографии которого см. в книге: Опарин А. А. Когда плачут сосны. Харьков: Факт, 2007. Когда в июле 2008 года я проводил семинар по Библейской археологии в Риге, то встречался там с дочерью пастора Платонова Ириной и ее мужем, доктором технических наук, профессором Рижского политехнического университета Виктором Зебергсом. Эта встреча оставила очень теплые воспоминания, ибо от этих уже весьма пожилых людей (за 80 лет) веяло особой христианской любовью, миром и интеллигентностью.

Олтинып Янис Варфоломеевич. Родился 10 мая 1902 г. в Витебской губернии, в Двинском (Даугавпилсском) округе, в Ак-нисте. Отец Бертулис, мать Минна, в семье, кроме Яниса, было три брата и четыре сестры. Одно время они жили в Литве, потому что отец работал в государственной сети торговли спиртными напитками. В семье отец ввел закон, чтобы каждую неделю семья говорила на другом языке — на латышском, русском, немецком. Если кто-либо это правило не соблюдал, следовало наказание. Ходили по воскресеньям в церковь — лютеранскую. Когда перебрались жить в г. Каунас, отец впервые в дом внес Библию. Тогда, в детстве, и заложились у мальчика первые представления о Боге, и хоть отчасти и фрагментарно, но Янис начал осознавать значение вечности. Янис учился в начальной школе в г. Биржаи, а потом — в гимназии в г. Каунасе, но не окончил ее. Отец потерял работу в Литве, и семья вернулась в Латвию, но был уже 1914 г. и они бежали в Россию, в Старую Руссу, где Янис окончил среднюю школу. Потом переехали в Витебскую обл., в г. Освея, где Янис поступил учиться на чиновника почты и сдал экзамен, дав клятву верности государству и поцеловав крест на груди священника. На экзамене ему надо было написать текст телеграммы азбукой Морзе. Олтинып написал: «Телеграф дал Бог. Самуил Морзе». Начальник экзамена сказал: «Отлично!» Олтиныну тогда было только 15 лет. После возвращения на родину в 1918 г. он работал на почте в пос. Элкшни, недалеко от места роджения, а с 1920 г. — в Иерики на почте цензором писем. Он должен был открывать каждое 10-е письмо и докладывать о его содержании. Однажды он открыл письмо некоего Роока из Германии, где он излагал созвучие библейских пророчеств с историческим исполнением. Олтинып интересовался историей и написал этому г-ну Рооку не путает ли он историю с Библией. Скоро он получил ответ от этого Роока, где он высказал благодарность Богу, что именно его письмо было открыто и так заинтересовало Библейской истиной. Началась переписка на немецком, где Роок писал и о субботе, и о пророчествах Библии. Олтинын принял истину о субботе и пророчествах. Об этих истинах он рассказывал и своим товарищам по работе, но, когда начал соблюдать субботу, ему пришлось должность на почте оставить. Олтинын поехал домой к отцу. Когда отец узнал о причине его ухода с работы, он Яниса избил. Олтинын начал проповедовать об адвентизме в семье, но старший брат решил его проучить, закрыл его в субботу на чердаке, сжег его Библию. Потом Олтинын получил письмо от Роока, что в г. Екабпилсе есть церковь, где проповедником был Шнейдерс, и там он может креститься. Олтинын решил направиться туда, но отец не дал ему лошади. Олтинын прошел пешком 52 км до Екабпилса. Там он нашел место собрания церкви. Он не ожидал, что церковь, которая проповедует свою весть в мире на более чем 100 языках, будет здесь так мала и будет собираться на квартире. Олтинын был немного смущен, но проповедник укрепил его веру. Тогда, в 1921 г., 30 августа, Шнейдерс его крестил. В своей семье он не скрывал, что стал адвентистом, и по субботам не работал, хотя семья продолжала трудиться в поле и по субботам. С февраля 1922 г. последовал призыв в армию. Там Олтинын сказал, кем является и что по субботам не будет работать. Так каждую субботу он сидел в карцере, его стыдили и били. Его спас офицер, который ранее вместе с Олтинынем работал на почте и о субботе знал. Он взял Олтинына на должность кассира-писаря. Каждую субботу он посещал церковь в Даугавпилсе, но из-за субботы ему пришлось служить в армии сверх срока до августа 1923 г. После службы в армии он пошел учиться в миссионерское училище в Сужи. После его окончания он начинает пасторское служение. С 1937 г. по 1942 г. Олтинып служил на посту президента конференции Латвии. Это было сложное время для церкви — давление режима Улманиса на церковь, аннексия Прибалтики войсками СССР и начало войны. В 1986 г. Олтинып ушел на пенсию. Умер он дома в 1997 г. под Ригой в Приедайне в возрасте 95 лет. Сам Олтинын заметил, что за время своего служения он имел возможность крестить 826 душ. Это были латыши, литовцы, русские, немцы, эстонцы, цыгане, поляки, евреи. Это были бывшие католики, православные, староверы, лютеране, баптисты, методисты, пятидесятники, мусульмане, иудеи. Проповедовал на латышском, литовском, русском, немецком, польском. Выступал на английском в Лондоне, проповедовал в Латвии, в Литве, в Украине, на Кавказе, в Азербайджане, Швеции, Польше, Австрии, Бельгии, Белоруссии, Эстонии. Олтинын подводит итог своего служения в автобиографии такими словами: «Как пространно Бог использует немощное дитя сей земли, чтобы благовествовать Его последнюю Трехангельскую весть сему миру перед Его близким пришествием во славе. И сколько у Него таких слуг во всем мире! Как чудно и мощно исполняется великое пророчество — Откр. 14:6-12».

Эрнест Клотинып. Родился Эрнест Клотинып в Лифлянд-ской губернии в волости Вецлаицене в 1905 г. Отец был лютеранином, пил. Когда в 1927 г. 22 июня Эрнест в возрасте 15 лет крестился в адвентистской церкви, отец его прогнал из дома. Позднее отец с этим смирился, и Эрнест Клотинын навещал родителей, но они все же оставались закрыты для благовестия. В 1928 г. он окончил миссионерское училище в Сужи. В том же году на конгрессе он был избран на должность библейского работника. В 1930 г. на конгрессе его рукополагают в проповедники. В 1929 г. в октябре он женился на Зелме Кункулис (род. 1909 г.). С 1937 по 1942 г. он был избран на пост заместителя президента (Олтинына) конференции Латвии, а с 1940 г. исполнял обязанность кассира конференции. Эрнест Клотинын публиковал свои статьи в периодике АСД Латвии вплоть до ее закрытия в 1940 г. советской властью. С 1938 по 1940 г. Эрнест Клотинын был директором миссионерского училища в Сужи. В 1940 г. Красная Армия забрала у церкви училище в Сужи. В 1942 г. на конгрессе конференции Клотинын был избран на пост президента конференции АСД Латвии. Он находился на этом посту вплоть до его ареста в 1949 г. В 1949 г. власти от Эрнеста Клотинына требовали отдать для нужд милиции дом в Риге по ул. Бривибас, 11 (теперь Базницас, 12-а). Это было главное здание АСД Латвии, и других помещений в Риге у церкви не было. Эрнест Клотинын, конечно, не согласился. Рано осенью того же года милиция здание забрала, а в ноябре последовал арест Эрнеста Клотинына, А. Медниса, Д. Платонова и др. Поводом для ареста послужило то, что во время оккупации немецкими войсками немецкие власти от церквей в обязательном порядке требовали собирание пожертвований для нужд немецкой армии. Собирали деньги, одежду и т. д. Этого было достаточно для получения срока за решеткой уже в советское время. Эрнеста Клотинына выслали в Архангельскую область, пос. Ерцево. Оттуда он писал письма своей семье и получал посылки. В своих письмах он мало писал об обстоятельствах жизни в лагере, это не допускала цензура, но меж строк можно понять, что у него была хорошая должность в лагере, что он мог соблюдать субботу. Писал семье на латышском, в основном на нейтральные темы. В одном письме от 31 января 1953 г. он писал следующее: «Заново подтверждаю, что нахожусь в добром здравии. На работе все благополучно сложилось, и мое сердце чувствует облегчение. Кроме мирского труда, есть возможность одной-другой душе рассказать о той надежде, которая живет в сердцах детей Б., и послужить тем даром, который Б. нам даровал». В письмах имеются ссылки на библейские тексты, что подразумевает то, что он в лагере имел доступ к Библии. В 1954 г. его освободили и он вернулся в Латвию к семье. Ему позволили вернуться на пост проповедника. Его как проповедника характеризуют как сердечного, нежного человека. У него были хорошие контакты с людьми, он имел успех, навещая членов церкви. Его называют «проповедником любви». Его проповеди были эмоциональные, немного поэтичные. Особо ласково и смиренно он рассказывал об Иисусе, что иногда вызывало даже слезы сочувствия у слушателей. Хотя его манера проповеди была эмоциональна, но речи были содержательны, классически адвентистские, и весть он проповедовал, как большую ценность. Не зря некоторые современные проповедники до сих пор пользуются записями его проповедей. Для Эрнеста Клотинына самым больным вопросом было отношение его детей к религии и церкви. Они все ушли из церкви. Хотя в церкви именно Клотинын до и в послевоенное время имел успех в организации мероприятий среди церковной молодежи. Может быть, он слишком много времени уделял другим, а для своих детей времени не оставалось? Эрнест Клотинын старался не конфликтовать с людьми и находить компромиссы, но, где это не было возможно, держался мнения «старших братьев». Он всегда предлагал своим оппонентам молиться Богу, даже в ситуациях, когда просто надо было стать на одну или другую сторону во имя истины. Последние годы жизни он про-вел в г. Цесисе. В доме для работника церкви у него была комната. Жил он один. Умер он в 1996 г.

Чолдерс Арвидс. Родился 22 октября 1899 г. в Лифляндской губернии, уезд Валка. С адвентистской вестью он познакомился от брата Яниса и сестры Луции. Крещен в 1917 г., 5 апреля. Служил в армии и дослужился до чина сержанта. Обучался профессии маляра. Когда была приобретена школа в Сужах, он был одним из добровольцев, кто принимал участие в ремонте помещений. Он же был и одним из первых учеников училища в Сужах и окончил его в 1927 г. В 1925 г. он женился на однокурснице Луизе Валенчук. В семье родились две девочки — Эстере (1927) и Мирдза (1931). Чолдерс владел несколькими языками — латышским, русским, немецким, английским и эстонским. С 1927 г. по окончании училища его во время конгресса назначают библейским работником и в том же году направляют в церкви Руйиени и Валка. В 1930-1935 гг. он трудился в Риге уже в качестве евангелиста. Потом его направили в церковь Валмиери и Рижскую 7-ю церковь. В 1939 г. на конгрессе его пригласили в совет конференции, а в 1940 г. он становится заместителем руководителя конференции. Мацанов в 1950 г. направил Чолдерса в Ригу на пост уполномоченного ВСАСДа. Однажды на квартиру Чолдерса в Елгаве пришел некий работник КГБ и сказал, что в такого и такого-то числа Чолдерс на богослужении бросил фразу против советской власти. Чолдерс спокойно записал названное число и выпроводил «гостя». Потом подошел к окну и сказал дочери, чтобы та вызвала милицию. Участок милиции был рядом, и милиционер пришел быстро. Ему Чолдерс сказал, что пришел человек, обвинивший его в преступлении, которое он не мог совершить, потому что в тот день был в Москве, и требовал задержать его обвинителя, который все еще находился на улице. Милиционер ушел и подошел к этому работнику КГБ. «Дело» утихло. Как руководитель, Чолдерс был последовательным, крепко стоял за столпы веры. Он считал своим долгом навестить каждого заболевшего проповедника и укрепить его. Чолдерс был сильным в проповедях, с четким и строгим языком, его проповеди были содержательными и сильными, он был требователен к себе и другим. В 1966 г., 26 мая его не стало. Похоронен он в Риге.

Эглит Александр. Прекрасный след в истории церкви, причем не только Латвии, но и России, и США, оставил пастор Александр Эглит, родившийся в 1884 году и в ранней юности принявший истину. С 1910 года находился на служении в церкви, вначале в городе Цесисе, потом в Петербурге, Новгороде, Ростове.

В 1922 году вновь возвращается в Латвию, служа как пастор во многих церквях, а также в семинарии Сужи. В 1941 году с женой эмигрирует в США, где умирает около 1970 года.

Юркевиц Артур. Много сделал для созидания церкви и пастор Артур Юркевиц (1903-1978), трудившийся в церкви с 1923 года. Его глубокие проповеди и интересные темы по истории религии в памяти до сих пор у старых членов церкви.

Генрих Руди. Родился в 1901 году, происходя из поволжских немцев России. С 1933 по 1936 г. возглавлял Балтийский унион. Затем был переведен в США, в Вашингтон, где был избран перед самой войной руководителем Среднеевропейского дивизиона. Однако из-за войны этот дивизион был распущен, но Руди продолжал служение в США, принимая активное участие в проведении евангельских программ. Умер в 1982 году, в США.

Екабс Шнейдерс. Родился в 1877 г., 13 февраля, в Риге и был 13-м ребенком в своей семье. Его отец имел небольшое предприятие по изготовлению пробок. Так что Екабс смолоду трудился на этом предприятии. Уже с юношества Екабс интересовался духовными вещами. В этих поисках он со своей женой побывал даже у спиритистов и там слышал голоса, но он и его жена в это же время услышали и адвентистскую весть. В 1897 г. они присоединились к адвентистам. После крещения, когда они шли домой, его жена почувствовала как бы удар в спину. Таким образом духи «распрощались» со своими жертвами. С тех пор Шнейдерс во время молитвы, когда предлагалось всем взяться за руки, от этого отказывался, потому что такая практика существовала у спиритистов. Сразу после крещения Шнейдерс занялся активным служением. Он был книгоношей в Риге, был пресвитером в общине Риги и одним из первых латышских проповедников. Создавал новые общины АСД, руководил библейскими уроками. В 1906 г., когда появилась такая возможность, стал редактором газеты «Страж Сиона», на латышском языке. В этой газете в основном были статьи Шнейдерса о пророчествах Библии, и эту газету, вместе с книгами и брошюрами, распространяли книгоноши. В 1914 г. из-за военных действий издание газеты было прервано, но с 1916 г. Шнейдерс стал издавать новую газету — «Адвентистский Вестник», тоже на латышском. Эта газета не переставала издаваться, даже несмотря на трудности гражданской войны. Почти в каждом номере была статья Л. Конради о пророчествах и статья Е. Уайт. В газете рассматривались разные темы, не только о субботе и заповедях, но и о Евангелии, жизни Христа, о практическом христианстве, о здоровье, были статьи для детей и молодежи. В 1923 г. возобновили издание газеты «Страж Сиона» на латыш-ском. С этого момента редактор Шнейдерс отвел для газеты «Страж Сиона» темы по пунктам учения АСД и знамениям времени, а газета «Адвентистский Вестник» стала отражателем жизни общин Латвии, но и в ней находилось место для статей на актуальные для церкви темы. С 1912 г. Шнейдерс был руководителем Балтийского объединения, а потом, во время войны — и Даугавского объединения. Во время войны Шнейдерс сначала уехал во Псков, а потом поселился в г. Валка. В это время он был единственным рукоположенным проповедником на территории Прибалтики. На этом посту Шнейдерс руководит местным объединением до 1922 г., а после этого года он продолжил служение лишь в качестве проповедника и редактора газет. В 1930 г. Шнейдерс уходит на пенсию, став рядовым членом церкви в Риге. Его выбирали то пресвитером, то кассиром общины. Он был человеком, который умел копить средства и довольствовался малым в своих потребностях, а в служении общинам проявлял высокое самоотречение. За два года до своей смерти он написал короткое воззвание на юбилей 1-й общины г. Риги: «Дорогие братья и сестры, в нашей святой вере ожидайте прихода нашего Господа во славе. Сегодня мы с глубокой благодарностью вспоминаем, как Всевышний семьдесят лет назад прислал нам вестника Трехан-гельской вести и нашел в нашей стране поклонников и соблюдателей заповедей. Чудесная была помощь Бога. Несмотря на трудности и сопротивление, число адвентистов умножилось. Прославьте Его святое имя и в первой любви восстановите ваш завет сердца. Освящайтесь для времени просеивания, что наступит во всем мире, когда устоят только те, в чьих сердцах будет сиять пламя веры. Будем верны до смерти! Восстановим перед Богом свои обеты и с помазанием Святого Духа возрастем, потому что мы ближе к Пришествию Христа, чем раньше. Мир Бога, что превыше всего понимания, пусть проявится на всех ваших путях. Ваш старший брат во Христе. Екабс Шнейдерс. 1966. Рига». Умер он в 1968 г. в возрасте 91 года. Кстати, именно Шнейдерс в конце 1920-х годов основал русскоязычный журнал «Знамение времени», который выходил на протяжении нескольких лет и вместе с «Обзором мировых вопросов» тайно провозился в СССР.

Янис Спрогис. Родился в 1871 г., 29 мая в Риге. В молодости работал на металлолитейном предприятии, имел хороший оклад и жил довольно хорошо. В 1895 г. принял адвентистскую весть и крестился. Из-за Христа бросил свою хорошо оплачиваемую работу и стал одним из первых латышских адвентистских проповедников. В 1901 г. Спрогис был избран на пост в совете Севернорусского миссионерского поля. В служении находился в церквях

г. Елгавы и Лиепаи в 1902-1905 гг. В 1906 г. рукоположен в Фри-денсау (Германия) и выбран на пост секретаря Севернорусского миссионерского поля. Жил Янис со своей семьей в г. Елгаве и был проповедником в общине этого города. В 1910 г. выбран на пост руководителя Балтийской конференции. В 1911 г. основал общину в г. Цесисе. В 1912 г. отправлен в ссылку в г. Пятигорск из-за того, что на него поступила жалоба в полицию, что он без разрешения на то церковных властей крестил члена лютеранской церкви. Вместе с ним в Пятигорск переселилась вся его семья. В г. Пятигорске они жили по ул. Подгорная, 12, а потом поселились на ул. Базарной, 50. Эти адреса указаны, как места, где можно приобрести журналы «Страж Сиона». Его дети посещали школу, а старшая дочь вышла замуж и осталась в России. В Пятигорске Спрогис был избран на пост руководителя Севернокавказской конференции. Незадолго до начала войны Спрогис получил разрешение вернуться обратно в Елгаву. Здоровье у Спрогиса было плохое, так что г. Пятигорск для него не был курортом. С началом войны Спрогис с семьей переселился в Тарту. В 1915 г. Спрогиса арестовали и сослали в Иркутск, где он пробыл до февральской революции. После амнистии он вернулся на родину. Имел публикации в адвентистских газетах и журналах, его мнение уважали, и с ним в общинах считались. Здоровье его ухудшалось, и его частично парализовало. Его радостью было слышать рассказы о том, что Трехангельская весть имеет успех. Болезнь не отставала. В 1928 г. на 57-м году жизни Спрогиса не стало. В начале 30-х его сын стал миссионером в Восточной Африке и имел успех в служении. Во время войны г. Елгава не раз переходил из рук в руки и город был сильно разрушен. Дом и архив Спрогиса погибли. Не уцелела даже его могила. В памяти он остался как первопроходец адвентизма в Латвии и активный проповедник Трехангельской вести.

К сожалению, объем книги нам не позволяет осветить биографии других замечательных авторов материалов журнала «Обзор мировых вопросов», но личность главного редактора этого журнала, замечательного пастора, администратора и религиозного деятеля Павла Андреевича Мацанова мы, конечно, не могли обойти вниманием, хотя и посвятили ему одну из своих отдельных монографий (см.: Опарин А. А. Когда плачут сосны. Харьков: Факт, 2007), к которой мы и отсылаем заинтересовавшегося и желающего получить более подробную информацию читателя, здесь же по ходу и в рамках следующих глав мы осветим лишь основные вехи жизни этого человека и служителя, очерк жизни которого был нами прерван, как читатель помнит, когда вместе с Ф. Бабиенко он в 1928 году основывает журнал «Обзор мировых вопросов».-