23. Под сенью фашистского орла

Довольно широкие религиозные свободы, которыми пользовались жители Латвии в первые годы независимости своей страны, провозглашенной в 1918 году, были прерваны после государственного переворота, осуществленного премьер-министром Карлисом Уланисом. Он был одним из крупнейших политических деятелей Латвии, сыгравшим видную роль в провозглашении независимости страны, возглавлявшим партию «Крестьянский союз Латвии» и занимавшим различные посты, в том числе несколько раз должность премьер-министра, человеком весьма властолюбивого плана. Политика и власть составляли весь смысл его жизни. Все свои годы в политике Улманис стремился к неограниченной и никем не контролируемой власти, но каждый раз во время прихода на высшие должности ему что-либо или кто-либо мешали их достичь. Более того, его рейтинг постепенно все больше и больше падал. «Выборы в сейм в 1931 году доказали, что звезда Улманиса клонится к закату; он, конечно, был избран в Сейм, но ни в одном округе — в качестве первого кандидата, хотя во всех партийных списках он, как председатель партии, шел под первым номером. Выборы 1934 года обещали быть еще более трудными. Что у него останется в жизни, если не будет политики? Ничего! В 1933 году медлить уже было нельзя». И он медлить не стал, решив использовать все свои возможности пока еще действующего премьер-министра. И поздним вечером 15 мая 1934 года, в 23-00, по его приказу армейские части занимают все центральные государственные учреждения и проводят аресты видных политиков и лидеров оппозиции. При этом президент страны А. Квиесис, человек весьма слабовольный, совершенно спокойно принял факт свершившегося переворота, даже не выразив ни малейшего протеста, продолжая оставаться после этого два года в своей уже полностью чисто номинальной должности. Первым делом Улманис разгоняет Сейм — парламент Латвии. Как верно отмечают современные латышские историки, режим Улманиса был единственным диктаторским режимом в Европе, который не сохранил никакого представительства народа. Даже в фашистской Германии того времени, пусть и номинально, но Рейхстаг продолжал существовать. Все функции парламента Латвии перешли к правительству, т. е. к самому Улманису. Помимо этого были ликвидированы и избираемые городские думы в городах Латвии. Теперь согласно указу Улманиса, и городского голову, и депутатов сменили лица, назначаемые министром внутренних дел. Были ликвидированы также уездные правления. Весной 1936 года Улманис занимает и пост президента страны, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Позднее он занимает пост и министра обороны. Как и всякий диктатор, он провозглашает культ своей личности. «Идея единения народа была тесно связана с идеей вождизма — антиподом парламентарной демократии, — которую К. Улманис воплощал в своих решениях почти как неограниченный диктатор. Официальная пропаганда пыталась представить его вождем, которого латышам послал сам Бог. В этой связи подчеркивались его крестьянское происхождение, талант и мудрость, воспевались такие качества его характера, как смелость, ответственность и готовность к самопожертвованию. Очень скоро восхваление переросло всякие рамки приличия и приобрело юмористический оттенок — вождя называли уже «величайшим государственным деятелем Европы», он же был «великим сеятелем» и «дважды гением». Поклонение Улманису сочеталось с некритичной и необъективной оценкой деятельности авторитарного правительства. Унифицированная пресса Латвии малейший успех обычно характеризовала следующим образом: «Мы стоя движемся вверх». Именно с таким режимом, как мы уже упоминали, и начинает заигрывать пастор Герман Линде, желая обеспечить себе сохранение личной власти, которую он, однако, как и стоило ожидать, не сохранил, а на церковь навлек многие страшные беды. В середине 1937 года правительство закрывает издававшийся десять лет журнал «Обзор мировых вопросов», аналитические и глубоко духовные статьи которого, конечно же, не могли устраивать авторитарный режим. Вместе с «Обзором мировых вопросов» правительство закрывает еще один адвентистский русскоязычный журнал Латвии для детей школьного возраста «Наш досуг». Данный журнал также издавался и печатался в Риге (в типографии Д. Апта, ул. Парковая, № 1-а) с конца 1920-х годов, один раз в месяц. Его главным редактором была К. Апог. В журнале помещались интересные духовные историидля детей, рассказы из области географии и истории. Обязательными разделами были также рубрики «Загадки», «Юмор» и «Письма детей». Журнал отличала теплота, простота и глубина изложения. Там не было велеречивых статей из различных областей наук с обилием терминов, которые так популярны сегодня, не было там и не менее популярных в наши дни обзоров по добрачному сексуальному консультированию, авторы которых часто переходят не только христианские, но и общественные моральные принципы. Нет, авторы статей этого журнала делали акцент на духовном воспитании человека, основанном на принципах Библии, они вели юные души ко Христу. Но даже такой совершенно безобидный журнал был неугоден режиму Улманиса. Практически параллельно с закрытием адвентистских русскоязычных журналов в Латвии происходит закрытие и русскоязычных периодических изданий в Харбине, основанных еще Бабиенко. Ибо милитаристской профашистской Японии, взявшей к концу 1930-х годов почти всю территорию Китая под свой контроль, адвентистские журналы, философия которых высвечивала ее античеловеческую идеологию, были как бельмо в глазу. При этом японцы не только закрывают журналы, но и подвергают церковь страшным гонениям, а активных членов церкви, работающих в издательстве, подвергают зверским утонченным пыткам, в ходе которых загоняли иголки под ногти и подвешивали людей за ребра. До сих пор еще живы некоторые члены харбинской общины, которые пережили то страшное время. Среди них и Леонид Родионов, арестованный японцами и переживший страшные пытки. Но они не сломили его веру. Более того, спустя годы он стал одним из прекрасных евангелистов (сегодня проживает в Австралии). И когда «железный занавес» рухнул, он вместе со своей супругой Еленой Петровной провел ряд прекрасных программ на Востоке Украины. Не менее сложной складывается ситуация в это время для адвентистской церкви и в Румынии. Последняя в 1930-е годы переживала глубокий политический и экономический кризис, который был не в силах остановить ее глава, король Кароль П. Одновременно с этим набиравшая мощь Германия была весьма заинтересована в контроле над Румынией. Ближайший сподвижник Гитлера Г. Геринг прямо говорил: «Без Румынии мы не сможем начать никакой военной кампании». Эта заинтересованность была обусловлена тем, что Румыния должна была стать для Германии источником снабжения нефтью, продовольствием, фуражом, а также плацдармом для нападения на СССР. Однако Кароль II не желал идти на сближение с Гитлером. Более того, видя, какую подрывную деятельность проводит профашистская румынская партия «Железная гвардия», он приказал убить находившихся в тюрьме ее главарей, чем вызвал страшный гнев Берлина. Однако вследствие усугубляющегося кризиса и неудач внешней политики, приведших к потере значительной части Румынии в пользу Венгрии, Кароль II вынужденно назначает на пост главы правительства профашистски настроенного генерала И. Антонеску. Последний же уже на следующий день после прихода к власти, 5 сентября 1940 года, отстраняет Кароля II от власти, заставив его покинуть страну, поставив номинально на престол его сына Михая и сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Вскоре Антонеску отменяет Конституцию, вводит фашистское расовое законодательство, наделяет себя правом издавать декреты, а затем полностью уничтожает не только оппозицию, но даже и «Железную гвардию», став единоличным диктатором. Он позволяет Германии ввести под видом инструкторов на территорию Румынии воинский контингент численностью в 300 тысяч человек, предоставив и саму румынскую армию в ведение Вермахта. Он снабжает Германию румынской нефтью и отправляет свои воинские части на войну с СССР. Безусловно, что подобному режиму были также неугодны как адвентистская церковь, так и ее журналы. Среди последних был и журнал «Знамение времени», издававшийся в Бухаресте на русском языке. Члены адвентистской церкви арестовывались, публично избивались, часто их связанных гнали в тюрьмы десятки километров. Причем часто, к сожалению, это делалось по прямому внушению государственной православной церкви. В 1939 году после оккупации Германией Польши закрывается и русскоязычный адвентистский журнал «Знамение времени», издававшийся в Польше, главным редактором которого был Т. Билль. Журнал печатался в издательстве «Полиглот», находящемся по адресу: Варшава, Ал. Роз, № 9, и содержал статьи религиозно-нравственного содержания миссионерской направленности. В это же время закрывается и другой польский русскоязычный журнал «Отчеты с миссионерских полей», редактором которого был А. А. Веселов, а редакция располагалась по адресу: Варшава, ул. Турецкая, № 1, освещавший миссионерскую деятельность адвентистской церкви в различных уголках мира. После фашистской оккупации многих адвентистов Польши постигает такая же участь, как и в Китае, и в Румынии: аресты, пытки, концлагеря. Единственным русскоязычным журналом, продолжающим издаваться в эти страшные годы, оставался журнал «Знамения нашего времени», печатавшийся в США с 1916 года, в издательстве Pacific Press Publishing Assn. Его редактором был С. Г. Бурлей, а соредактором — А. Г. Яковенко. Журнал также носил миссионерскую направленность, однако вследствие осложнившейся политической ситуации оставался практически недосягаемым для русскоязычной аудитории за пределами американского континента. В это страшное время репрессий, когда издательская деятельность была практически парализована, для духовного подкрепления использовались старые, ранее изданные журналы, которые зачитывались буквально до дыр и переписывались вручную. А между тем даже за обладание этими журналами, а тем более за их переписывание, грозил арест, а часто и смерть. Разыгравшаяся вскоре Вторая мировая война стала поистине страшным апогеем разгула сатанинских сил, когда казалось, что страшная тень фашистского орла навеки покрыла Европу. Но те, кто исследовал Библию и ее пророчества, прекрасно раскрытые, в частности и на страницах журналов «Маслина», «Голос истины», «Обзор мировых вопросов», твердо знали, что Германии не удастся стать Новым Римом, объединив под собой всю Европу и мир, ибо Библия четко говорила о тщете всех человеческих попыток создать новую единую пятую (после Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима) мировую державу. Ибо глиняные и железные пальцы истукана, символизирующие во 2 главе книги пророка Даниила европейские страны, образовавшиеся после распада Римской империи, никогда не сольются воедино, а это значит, что и грозный фашистский орел скоро должен был быть низвергнут.