Вопрос 5. Кто удалил из гробницы тело Иисуса?

Возможно, это был первый вопрос, который возник у Марии Магдалины, когда она обнаружила пустую гробницу, в который было положено тело Иисуса Христа. Прибежав к Петру и Иоанну, она говорит: «…унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Иоан. 20:2). Вскоре, там же, у гроба Мария услышит удивительную весть из уст Ангела: «Его (Иисуса) нет здесь — Он воскрес» (Мф. 28:6).

На протяжении веков последователи Христа никогда более не задавались вопросом: «Кто унес тело Господа?». Ответ был в Библии — Бог воскресил Его!

Однако более 6 миллионов человек, придерживающихся сегодня учения Общества Сторожевой Башни, верят в то, что Иисус Христос воскрес не в реальном теле, а как невидимая духовная личность.

Почему?

Главным аргументом в пользу такого учения Общество приводит текст из 1Пет.3:18: «Христос…однажды пострадал за грехи наши…быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» («Ты можешь жить вечно в раю на земле», стр. 144). Говорит ли здесь Апостол Петр о воскресении Христа в невидимом духовном теле? Подобное толкование привело бы к ряду проблем в понимании двух последующих текстов (1Пет. 3:19,20): «(Христос ожил духом), Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным…во дни Ноя, во время строения ковчега… » .

Итак, если слова «Христос…ожил духом» понимать буквально (как Его воскресение в нематериальном духовном теле), то, в какую, в таком случае, темницу и каким «духам», жившим когда-то во дни Ноя, сошел проповедовать Иисус после Своего «духовного» воскресения?

Ключом к пониманию выражения «ожил духом» и в целом отрывка 1Пет. 3:18-20 является текст из Рим. 8:11, гдеАпостол Павел пишет: «если…Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Христос «ожил духом» лишь в том смысле, что был воскрешен Духом Божьим. Тем Самым Духом, Которым Он во время строения ковчега проповедовал через Ноя непокорным духам (жителям земли), находящимся в темнице греховного мира (ср. с Ис. 61:1).

Свидетельства Нового Завета

Наиболее очевидные свидетельства реальности воскресения Иисуса Христа записаны в Евангелиях от Луки и Иоанна:

1) Лук. 24:36-40. Явившись ученикам после воскресения, Иисус нежно укоряет их в том, что они приняли Его за духа: «Для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у меня» (ст. 38,39). Свидетельство Иисуса Христа очевидно — Он не дух, Его тело абсолютно реально, из «плоти и костей».

2) Ин. 20:24-27. Обратившись к Фоме, неверующему в Его воскресение, Господь говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (ст. 27). Иисус предлагает Фоме прикоснуться к Своему телу и убедиться в его реальности.

Кажется, только одного из этих свидетельств было бы достаточно, чтобы не сомневаться в телесном воскресении Христа. Однако у Общества Сторожевой Башни есть свой комментарий к истории с Фомой.

Комментарий Общества на Ин. 20:27

Объяснение этого текста находим в той же книге «Ты

можешь жить вечно в раю на земле» (стр. 144-145): «Не

показывает ли, однако, факт, что апостол Фома мог вложить

свою руку в рану в ребрах Иисуса, что Иисус был воскрешен измертвых в том же теле, которое было прибито к столбу? Нет, Иисус просто материализовался или принимал плотское тело…Для того, чтобы убедить Фому, кем Он был, Он использовал тело с ранами…». Подобные заявления, кем бы они ни делались, вызывают естественный вопрос — говорит ли об этом Священное Писание? Какой (хотя бы один!) текст Библии свидетельствует о «материализации» Иисуса или просто «использовании» Им какого-либо иного тела? Очевидно, необходима максимальная осторожность в подобных комментариях, ибо все, прибавляющие к словам Бога, будут обличены Им и поражены, как предупреждает Писание, грядущими язвами (Прит. 30:6; Откр. 22:18).

Кроме того, предложение Иисуса Фоме прикоснуться к Его телу было ответом Господа на желание ученика увидеть и осязать те самые раны от тех самых гвоздей, пронзивших тело Христа на кресте (Ин. 20:25). Повторимся, Фома хотел прикоснуться именно к реальному, распятому, пронзенному на Голгофе гвоздями телу Учителя. Поэтому, использование Иисусом «другого» тела с «другими» ранами, как об этом говорит Общество, было бы не чем иным, как обманом, совершенным Самим Господом.

Почему Иисус не был узнан?

Однако, там же, далее читаем (стр. 145): «Он принимал также другие тела, когда являлся Своим последователям». На чем основано подобное утверждение? Доводы Общества: «Так, Мария Магдалина сначала приняла Иисуса за садовника. В других случаях Его ученики не сразу узнавали Его…(Иоанна 20:14-16; 21:6,7; Луки 24:30,31)».

Рассмотрим каждый из приведенных Обществом библейских отрывков. Удивительно ли, что Мария не сразу узнала Иисуса, если принять во внимание то, что она никак не ожидала увидеть живым распятого Учителя, и, к тому же, взор ее был застлан слезами, ибо она плакала (Ин. 20:15)? Думается, ответ очевиден. Поэтому данный случай никак не может служить доводом в пользу теории о «других телах» Христа.История, повествующая о встрече Иисуса с учениками у Галилейского моря, также не содержит никакой информации об этом (Ин. 21:1-8). Тот факт, что ученики, находящиеся в лодке, не сразу узнали Господа, стоящего на берегу, объясняется вполне объективными причинами, указанными в самом тексте. Прежде всего, Библия упоминает о том, что «настало утро» (ст. 4). Хотя Синодальный перевод этого текста говорит об утре, как уже наступившем, однако древнегреческий язык Нового Завета допускает и другую его интерпретацию — «утро уже наступало», т.е. еще не было вполне светло. Поэтому, современные переводы Нового Завета предпочитают именно такое прочтение этого текста — «И когда утро уже наступало» (перевод под редакцией епископа Кассиана), «А когда начало светать» (перевод В.Кузнецовой), «А когда наступало утро» (Перевод Общества Сторожевой Башни, известный как «Перевод нового мира») и др. Очевидно, встреча произошла в ранние утренние часы, когда, как уже было отмечено, было еще не вполне светло (это удачно показано на иллюстрации из книги, изданной Обществом, «Самый великий человек, который когда-либо жил», гл. 130). Учитывая плохую видимость в это время суток, и тот факт, что лодка с учениками отстояла от берега, где находился Иисус, на расстоянии около 90 метров (ст. 8), можно понять, почему они не узнали Его.

Что же касается отрывка из Лк. 24:13-31, когда двое учеников, идущие в Эммаус, также не узнают воскресшего Господа, то и тут мы тщетно бы искали какое-либо упоминание о неком «другом теле» Иисуса Христа. Более того, толкование Библии на вопрос о том, почему Он не был узнан учениками, противоречит позиции Общества. Если Сторожевая Башня объясняет произошедшее использованием Господом «другого тела», то Библия указывает иную причину случившегося: «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лк. 24:16). Если Иисус на самом деле принял другое, неузнаваемое тело, то была ли необходимость Богу «удерживать глаза» учеников, дабы те не узнали Его? Ведь Он, в этом случае, остался бы неузнанным ими и без такого сверхъестественноговмешательства. Тот факт, что Бог удержал глаза путников, должен указывать лишь на одно — перед ними был Сам Иисус в Своем реальном узнаваемом теле! Об этом косвенно свидетельствует и следующее указание: «Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними» (Лк. 24:15). И лишь вмешательство Бога не позволило ученикам узнать Его.

Итак, Священное Писание не дает нам никаких оснований предполагать о принятии Господом различных тел в тех или иных случаях. Более того, в этом вряд ли была бы какая-либо необходимость, ибо пророчество Самого Христа указывало на то, что Он воскреснет в Своем, реальном теле (Ин. 2:19,21).

Вопросы еще остаются

Вернее, вопросы, касающиеся реальности воскресения Христа, остаются лишь в связи со следующим заявлением Общества: «Иисус…сказал Своим апостолам: «еще немного, и мир уже не увидит Меня» (Иоанна 14:19). Под «миром» подразумевается человечество. Следовательно здесь Иисус ясно сказал, что люди на земле не увидят Его больше после Его вознесения на небо. Апостол Павел писал: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Коринфянам 5:16)» («Ты можешь жить вечно…» стр. 142-143). К сожалению, оба текста, приводимые здесь Обществом, цитируются не полностью, что искажает их подлинный смысл.

Иисус, действительно, предупредил Своих учеников о том, что мир Его уже не увидит, но далее Он произносит: «…а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19). После распятия и погребения мир не должен был больше увидеть Христа до Его возвращения, но ученики должны были увидеть Его в Его воскресшем теле. В том самом теле, в котором Он и вернется видимым для мира образом (Мф. 24:27,30; Откр. 1:7).

Что же касается утверждения Апостола Павла о том, что ныне мы уже не знаем «Христа по плоти» (эти слова приводятся Обществом как доказательство отсутствия у Господа реальногофизического тела), то, согласно этому же тексту, «отныне мы никого не знаем по плоти». Говорит ли это об отсутствии плоти у всех, кто когда-либо жил на земле со времен апостолов? Подобное, лишенное всякого здравого смысла заключение неизбежно, если согласиться с толкованием Сторожевой Башни на 2 Кор. 5:16.

О чем же пишет Павел в этой части послания? Апостол имеет в виду лишь то, что ни о ком мы более не судим с человеческой точки зрения, по плоти, по-земному. Для нас не имеет более никакого значения происхождение и общественное положение человека, его внешность или богатство. В каждом человеке мы видим теперь драгоценные души, за которые умер Христос. И главное в человеке теперь — это «новая тварь», которую желает сотворить в нем Господь (2Кор. 5:17).

Так же и о Христе мы более не судим по плоти, недуховно. Мы не смотрим отныне на Него, как на не более чем человека, подобного другим людям. Мы принимаем Его теперь с духовной точки зрения — как Сына Божьего и Сына Человеческого, пришедшего спасти людей от греха.

Иисус — лжепророк?

Пророчествуя о Своем воскресении, Иисус сказал иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его…Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19,21). Если бы Иисус воскрес как дух, а не в реальном теле, то Его пророчество оказалось бы ложным, что трудно себе представить, ибо, в таком случае, лжепророком оказался бы Сам Господь.

Кроме того, явившись после Своего воскресения ученикам, Иисус утверждал, что Он не дух (Лк. 24:36-39). Если же, как учит Общество Сторожевой Башни, Иисус воскрес как дух, то, в таком случае, Он говорил ученикам неправду, и мы имеем дело с обманщиком.

Учение о воскресении Христа в духовном, нематериальном теле делает Его виновным в этих двух обвинениях!Неожиданное заявление Общества Завершая данный вопрос, хотелось бы вновь вернуться к тому, с чего он и был начат — к пустой гробнице Иисуса Христа на третий день после распятия. Ангел, явившийся женщинам у гроба, объяснит это таинственное исчезновение тела Господа удивительным событием — Он воскрес (Мф. 28:6; Мк. 16:6; Лк. 24:6).

Однако для Общества Сторожевой Башни, которое учит о бестелесном воскресении Христа, пустая гробница является немалой проблемой: если тело не воскресло, то куда оно, в таком случае, исчезло? Чтобы как-то решить эту проблему, Общество прибегло к неожиданному заявлению: «Что же тогда произошло с телом Иисуса? Не нашли ли ученики Его гробницу пустой? Конечно, потому что Бог удалилтело Иисуса…Иегова считал уместным удалить тело Иисуса, как Он сделал это раньше с телом Моисея (Второзаконие 34:5, 6)» («Ты можешь жить вечно….» стр. 144)!

Мы уважаем право Общества на подобные заявления, однако верим, что убеждения каждого истинного поклонника Иеговы должны основываться на Его Слове, и такое учение, даже если оно принадлежат организации, которой мы безгранично доверяем, должно проверяться этим же Словом. Ни Евангелия, ни послания апостолов не содержат ни одного упоминания о том, что Бог удалил тело Иисуса из гробницы. Что же касается, якобы, удаления Богом тела Моисея, то вызывает недоумение ссылка Общества на Втор. 34:5,6, ибо такой информации нет как в этих, так и в других текстах Библии.

А теперь, на основании изученных нами свидетельств, позволим себе ответить на вопрос, вынесенный в заголовок: «Кто удалил из гробницы тело Иисуса?». Ответ, думается, очевиден: если кто и удалял тело Господа с места захоронения, так это только издания Общества Сторожевой Башни, Библия же объясняет пустующую гробницу Христа только одним фактом -Иегова воскресил Его!