Введение

Служение в церкви — высшая привилегия. Нет ничего более быть почетного и более ценного для вечности, чем служение Христу в Его собственной Церкви. Но эта привилегия предполагает и огромную ответственность, самую серьезную, какая только может выпасть на долю человека. И чтобы справиться с этой почетной обязанностью, необходимо понимать, что такое церковь и служение ей — в соответствии со Словом Божьим. Чтобы понять проблемы церкви и сделать это понимание фундаментом служения, мы должны разобраться в сути нескольких основных истин:

1. Церковь — единственная организация, которую наш Господь обе щал создать и благословить (Мф. 16:18).

2. Церковь — место, где собираются подлинные верующие (Флп. 3:3).

3. Церковь — это самое ценное земное собрание, так как Христос иску пил ее Своей собственной кровью (Деян. 20:28; 1Кор. 6:19; Еф. 5:25; Кол. 1:20; 1 Пет. 1:18; Отк. 1:5).

4. Церковь — это земное отражение небесной реальности (Мф. 6:10; 18:18).

5. Церковь в конце концов будет процветать повсеместно (Мф. 16:18; Флп. 1:6).

6. Церковь — это царство духовного общения (Евр. 10:22-25; 1 Ин. 1:3,6-7).

7. Церковь провозглашает и защищает божественную истину (1 Тим. 3:15; Тит. 2:1,15).

8. Церковь — основное место духовного просвещения и роста (Деян. 20:32; Еф. 4:11-16; 2 Тим. 3:16-17; 1 Пет. 2:1-2; 2 Пет. 3:18).

9. Церковь — стартовая площадка мирового благовестил (Мк. 16:15; Тит. 2:11).

10. Церковь — та среда, в которой развиваются и созревают сильные духовные руководители (2 Тим. 2:2).

Перечисленные выше десять пунктов как раз и составляют причины, по которым я люблю церковь и посвятил ей свою жизнь. Понимание этих истин — основа для результативного служения. Если церковь не будут возглавлять верующие, преданные этим реалиям, мы не сможем вырастить новое поколение церквей безупречным. Меня беспокоит, что у нас все больше талантливых руководителей, которые знают, как управлять бизнесом или предприятием, но не понимают, что такое церковь с точки зрения Христа. Их руководство по своей сути и по стилю является земным, а не библейским и духовным.

Некоторые из современных церковных руководителей воображают себя предпринимателями, деятелями масс-медиа и шоу-бизнеса, психологами, философами или юристами. Подобные представления резко противоречат символическому содержанию духовных руководителей, как они представлены в Писании.

Например, во 2 Тимофею 2 Павел, описывая, как трудно руководить церковью, использует несколько метафор. Он сравнивает служителя с учителем (2 Тим. 2:2), воином (2 Тим. 2:3), атлетом (2 Тим. 2:5), земледельцем (2 Тим. 2:6), работником (2 Тим. 2:15), сосудом (2 Тим. 2:20-21) и рабом (2 Тим. 2:24). Все эти образы наводят на мысль о жертве, труде, служении и трудностях. Они красноречиво говорят о сложных и разнообразных обязанностях духовного руководителя. Нигде руководство церковью не изображается как легкое и приятное занятие.

И не изображается потому, что оно ведь и не может быть легким. Управлять церковью — и говорю я обо всех сторонах духовного руководства, а не только роли пастора, — не значит облечься в мантию, говорящую о принадлежности к церковной аристократии. Церковные должности не передаются по наследству, не покупаются и не зависят от старшинства. Их не обязательно должны занимать те, кто удачлив в бизнесе или финансах. Интеллект и талант тут также не главное. Для работы в церкви человек должен быть безупречным, зрелым духовно и прежде всего — склонным к смиренному служению.

Наш Господь больше всего любил сравнивать духовное служение с пастырством и часто говорил о Себе как о Пастыре — пастухе, который следит за Божьим стадом. Каждый руководитель церкви — пастух. Само слово « пастор » обозначает прежде всего пастуха. Пастух присматривает за овцами, печется о них, кормит их, направляет и защищает — таковы обязанности каждого служителя.

У пастыря нет социального статуса. У большинства народов пастухи занимают низшие ступени общественной лестницы. И это правильно, ведь Господь наш сказал: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Лк. 22:26).

Согласно Божьему плану организации церкви, ее руководители должны посвятить себя кроткому и любящему служению. Вообще управление Церковью — это служение, а не руководство. Те, кого Бог призвал к этому служению, — не царствующие монархи, а смиренные рабы; не знаменито-

сти, а трудящиеся. Те, кто ведет за собой Божий народ, прежде всего должны быть примером пожертвования, преданности, подчинения и кротости.

Сам Иисус показал нам пример, когда пожелал омыть ноги Своим ученикам, — обычно это делали презреннейшие из рабов (Ин. 13). Если Господь вселенной мог так поступить, то и ни один из церковных пасторов не имеет права считать себя исключением.

Пасти животных — это, собственно, не профессия. В пастушеском деле нет дипломов и степеней. Работа это нетрудная; даже собаку можно научить пасти стадо. В библейские времена стадо пасли мальчишки — например, Давид, — а взрослые мужчины занимались делами, которые требовали больше зрелости и умения.

Пасти духовную паству не так просто. Чтобы быть духовным пастырем, недостаточно только сопровождать стадо повсюду. Требования к пастырям очень высоки, трудно соответствовать подобным стандартам (1 Тим. 3:1-7). Не каждый обладает необходимыми качествами, и даже среди тех, у кого они есть, далеко не все преуспевают. Духовное пасторство требует от человека благочестия, одаренности и многочисленных навыков. При этом он должен оставаться смиренным и кротким, как мальчик-пастушок.

Громадная ответственность пастыря Божьего стада потенциально заключает в себе великое благословение или великое осуждение. Хорошие пасторы вдвойне благословенны (1 Тим. 5:17), а плохие — вдвойне достойны осуждения (1 Тим. 5:20), потому что «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). В Иак. 3:1 сказано: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению».

Люди часто спрашивают меня, в чем секрет такого успеха церкви «Благодать» за последние двадцать шесть лет. Я всегда первым делом указываю на то, что количество членов церкви прежде всего определяет Бог Своей всевышней властью и что духовный успех не связан только с тем, сколько в ней членов. Между тем, несмотря на громадный количественный рост, наша церковь осталась вполне жизнеспособной. Я убежден, что Бог благословил нас прежде всего потому, что наши люди всегда были преданы библейским идеалам руководства и служения.

Руководители церкви «Благодать» справились с проблемой, от которой страдают многие церкви, — самомнением и эгоизмом современного общества. Наши старейшины стремятся исполнять и нести другим следующий призыв Иисуса: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39).

Мне нравится быть пастором. Я люблю эту работу по ряду причин:

1. Проповедь это основной способ распространения Божьей благодати через людей. Апостол Павел велел Тимофею «проповедовать слово» (2 Тим. 4:2). Я пользуюсь особой возможностью каждое воскресенье провозглашать Божью Весть Его народу — нести послание благо-

дати, посредством которого Бог спасает людей и преобразует их жизнь.

2. Меня увлекает изучение Слова Божьего и общение с Богом. Сущест вует публичная сторона служения, которую видит собрание, но есть и сторона личная, что ведома только Богу. Я могу проповедовать только три часа в неделю, а учиться — тридцать. Эти часы, проведен ные в Божьем присутствии, святы для меня.

3. Я несу прямую ответственность перед Богом за людей, которых Он послал мне как паству. Как радиопроповедник я сам не облечен ответственностью за исполнение моими слушателями Слова Божье го в своей жизни. Однако как пастор, обучающий собрание, я отно шусь к своим людям как пастух к овцам. Я наблюдаю за их душами как «обязанный дать отчет» (Евр. 13:17).

4. Я также отвечаю за людей своей церкви. Они видят все: мою жизнь и семью, мои сильные и слабые стороны — все. Я рад такой ответст венности. Мысли о ней постоянно побуждают меня быть отражением Христа во всем, что я делаю и говорю.

5. Мне нравится прилагать усилия для создания эффективной коман ды руководителей из тех людей, которых Бог послал в мою церковь. Когда человек открывает свое предприятие, он может нанять кого угодно. Совсем другое дело — созидать церковь из людей, которых призвал Бог, среди которых, с мирской точки зрения, очень мало мудрых, сильных и благородных (1 Кор. 1:26). Бог являет нам Свое величие и могущество, когда оказывается, что люди, презираемые миром, являются Его самым драгоценным капиталом.

6. Пасторское служение включает в себя все стороны жизни. Я раду юсь вместе с родителями рождению ребенка и вместе с детьми скорб лю о смерти матери или отца. Я помогаю устраивать свадебные тор жества; я утешаю на похоронах. Мое служение непредсказуемо — в любой момент может начаться самое замечательное. Именно в такие моменты пастор выходит за рамки проповеди и становится посред ником между Богом и людьми.

7. Я получаю чудесную награду еще при жизни. Я чувствую, что люди любят меня, ценят, нуждаются во мне, доверяют мне и восхищаются мною, — и все потому, что я — средство, которое использовал Бог, чтобы ускорить их духовный рост. Я знаю, что моя паства молится и искренне заботится обо мне. Я благодарен Богу за это. Это так почет но — быть каналом, посредством которого люди обретают Божью благодать, любовь Христову и утешение Святого Духа.

8. Мне страшно представить себя не пастором. Когда мне было во семнадцать лет, по воле Господа я выпал из машины, которая ехала со скоростью 100 км в час. Я упал на спину и прокатился по земле 100 метров. Но, Божьей милостью, остался жив. Я даже сознания не потерял и, поднявшись на ноги, обещал посвятить жизнь служению

Христу. Я сказал Ему, что больше не буду сопротивляться Его воле и стану проповедовать Его Слово.

Задача этого сборника — помочь тем, кто понимает, что такое церковь, и любит ее, чтобы они могли служить Телу Христову с благословением и делать это в соответствии с Библией.

Джон Мак-Артур мл.