Раав: червленая веревка в окне

Она привязала к окну червленую веревку (Иисуса Навина 2,21).

В таком замечательном обращении в веру, как в случае с блудницей Раав, каждая деталь достойна внимания. Апостол Иаков выбрал ее в качестве примера, говоря о том, что вера всегда сопровождается добрыми делами. Он спрашивает: «Не делами ли она оправдалась, приняв соглядатаев?» Павел упоминает о ней, говоря об оправдании верой: «Верою Раав блудница не погибла с неверными». Если оба этих выдающихся апостола нашли в ее жизни пример, объясняющий важную доктрину, то, конечно же, мы также это сможем. Если имело значение то, что она спрятала соглядатаев в снопах льна, то важно и то, что она вывесила червленую веревку.

Двое соглядатаев, которых скрыла Раав, договорились с ней о том, что она вывесит из окна червленую веревку, по которой она перед тем спустила их вниз, чтобы в день сражения они смогли найти дом, где она живет. Она исполнила их просьбу и выставила этот условный знак. В связи с этой червленой веревкой я хочу отметить четыре вещи.

Послушный верующий

Ей сказали привязать к окну червленую веревку, и она так и сделала; это было безоговорочное послушание. Эта была не просто какая-то веревка, а червленая веревка. Она не заменила ее синей, зеленой или белой веревкой. Это повеление относилось к этой червленой веревке, а не к какой-то другой, и она взяла именно ее. Послушание Богу легко проверить в мелочах. Любви всегда приятно обращать внимание на мелочи, и таким образом она превращает мелочи во что-то большое. Я слышал об одном пуританине, которого упрекнули в том, что он чересчур пунктуальный, на что он дал замечательный ответ: «Я служу пунктуальному Богу».

Господь Бог наш — Бог ревнитель, и Он очень ревностно относится к Своим повелениям. То, что Моисей ударил по скале, вместо того чтобы сказать ей, кажется незначительной ошибкой, но именно из-за этого непослушания он не смог войти в обещанный покой. В маленьком поступке может заключаться большой принцип, и наше дело быть очень осмотрительными и внимательными, исследуя, в чем заключается воля Господа, а затем, как только мы узнаем Его волю, исполнять ее, ни перед чем не останавливаясь и не колеблясь. Христианская жизнь должна представлять собой мозаику из случаев скрупулезного послушания. Воины Христа должны быть известны своей строгой дисциплиной.

Я всем вам рекомендую выработать в себе скрупулезное послушание, а особенно тем молодым людям, которые недавно исповедали свою веру в Иисуса Христа. Не будьте похожими на своих отцов, ведь поколение, которое сейчас сходит со сцены, и Библии не читает, и не интересуется тем, чтобы знать волю Божью. Если бы люди исследовали Писание, мы бы заметили, что они объединяются вместе, но Библия является наименее читаемой книгой в мире в сравнении с тиражами, которыми она издается. Ее распространяют везде и всюду, но едва ли где-нибудь читают с желанием, вниманием и твердой решимостью во всех обстоятельствах следовать ее заповедям. Вы приходите и слушаете нас, а мы кормим вас маленькими порциями то тут, то там, но вы так и не получаете представления о полной картине. Да и как вы можете? Служители ошибаются, а вы идете за ними, нимало не сомневаясь. Один выбирает себе этого лидера, а другой того, отчего появляется множество мнений, и даже сект, которых не должно быть, и которых не было бы, если бы все твердо придерживались стандарта богодухновенной истины. Если бы люди только читали Библию и молились, размышляя над ней, мгновенно исчезли бы многие заблуждения, а другие испытали бы большие потрясения. Если бы эту богодухновенную Книгу читали в прошлом, многие заблуждения никогда бы не возникли. Итак, умоляю вас, исследуйте Книгу Божью и обязательно исполняйте все, что в ней обнаружите. Любой ценой придерживайтесь Слова Божьего.

Далее обратите внимание, что она проявила послушание в очень незначительном деле. Она могла бы сказать: «Не думаю, что так уж необходимо привязывать к окну кусок веревки. Неужели я не буду спасена и без нее, ведь я верю в Бога Израилева? У меня есть вера, и я показала ее своими делами, когда скрыла этих соглядатаев. Невозможно даже представить себе, что я погибну лишь из-за того, что не исполнила указание насчет какой-то червленой веревки». Подобным образом сегодня многие желают знать, можно ли пренебречь некоторыми обязанностями, которые они считают несущественными для спасения. Я никогда и никому не собираюсь отвечать на такие вопросы, потому что сам бы никогда ни о чем подобном не спросил. Только эгоист может задать вопрос о том, погибнет ли верующий или нет, если не соблюдет ту или иную общеизвестную обязанность или библейское таинство. Неужели мы должны делать лишь то, что обеспечит нам продвижение или гарантирует спасение? Неужели мы такие закоренелые эгоисты? Неужели любящий ребенок скажет: «Если я откажусь исполнять волю моего отца, разве я не останусь ребенком моего отца? Разве он не будет, как и прежде, кормить и одевать меня?» Так может говорить только плохой ребенок. Настоящий сын спросит: «Что мой отец хочет, чтобы я сделал? Я с радостью сделаю это ради него. Что мой отец запрещает? Я буду ненавидеть то, что он запрещает». Поднимитесь выше всех вопросов о том, что обязательно и необязательно, и научитесь слушаться во всем. Делайте, как вам велят, будь то привязать к окну червленую веревку или окунуться в воду, и ни в чем не противьтесь слову Господа.

Также помните о том, что это маленькое дело послушания, как некоторые его называют, имело важное символическое значение. Я не уверен, что соглядатаи хотели тем самым показать, что для Раав червленая веревка должна стать тем же, что для Израиля в Египте была кровь на перекладине и обоих косяках дверей, но я действительно считаю это вполне вероятным. Эти двое прекрасно помнили о Пасхе, кроплении кровью и последующем оставлении в живых всех, кто был в доме, и вполне естественно, что они поручили Раав подать знак, схожий с тем, что Бог приказал Своему народу, когда Его ангел прошел мимо них в день истребления. Поэтому, каким бы незначительным ни казался цвет веревки, он имел огромное значение. Так же и Божьи повеления, которые сами по себе просто мелочи, имеют огромное назидательно-символическое значение. В христианскую церковь проникли серьезные заблуждения из-за того, что были искажены простые Божьи повеления. Итак, поскольку мелочь в том, каким должен быть знак, может очень сильно сказаться на его значении, нам следует воспитывать в себе строгое послушание.

«Но, — скажет кто-нибудь, — боюсь, мы всегда будем в чем-то ошибаться». Конечно, будем, если только не постараемся этого не делать. Мы будем совершать бесчисленное множество ошибок, если только не уделим огромное внимание Слову Божьему. Мы не сможем избежать ошибок, если не будем изучать нашу точнейшую Карту, точно так же, как человек заблудится, если не будет проверять, куда он идет. В любом случае нам не нужно поступать поспешно, необдуманно и безрассудно, совершая таким образом ошибки. Попросите Господа, чтобы Он научил вас Своим Духом Святым, и Он не научит вас чему-то неправильному. Примите решение исполнить Его повеление, будьте готовы сделать то, что Он вам укажет, и вы не ошибетесь.

Послушание этой женщины появилось из настоящей веры и стало показателем этой веры, ведь, привязав к окну червленую веревку, она тем самым выразила свою уверенность в том, что Иерихон будет разрушен, а она будет спасена, как ей и пообещали. Она бы не скрыла соглядатаев, если бы не верила в их Бога. А если бы у нее пропала вера после того, как она это сделала, она бы не исполнила бывшее по завету требование вывесить из окна червленую веревку. Возлюбленные, проявляйте послушание в вере. Послушание раба мало что значит, но послушание родного ребенка стоит многого, потому что оно является плодом любви. Исполнение Божьих повелений, основанное на рабском страхе, лишено самой сущности послушания, ведь в этом нет любви. Но у вас как возлюбленных детей Божьих, которые только в Иисусе находят успокоение и верят в обетование своего Отца, пусть будет такое чувство, что вы должны слушаться, потому что верите, а не потому что боитесь ада или своими делами хотите заслужить право быть на небесах. Вам доставляет радость исполнять то, что Он велит, потому что вы уверовали в Иисуса ради спасения своей души.

Итак, я рассмотрел первый пункт, где говорится о том, что в самом факте вывешивания червленой веревки я усматриваю послушного верующего.

Принятый завет

Эти люди заключили с ней завет в том, что ей и ее семье будет сохранена жизнь, если она не выдаст их тайну и если привяжет к окну червленую веревку. Привязав эту веревку, она тем самым сказала: «Я ратифицирую завет, который вы со мной заключили». Возлюбленные, давайте немного на этом остановимся, ведь мы хотим уметь лучше и лучше принимать благословения по завету. Как мы принимаем Иисуса? Простой верой. Вера — это рука, касающаяся головы великой жертвы и возлагающая на нее грех, чтобы грех больше не оставался на грешнике. Вера хватается за Иисуса как за Хлеб жизни и заявляет, что теперь этот Хлеб наш, что мы будем его есть и жить вечно. Итак, чтобы принять Иисуса, главное — это получить веру и добиваться того, чтобы она возрастала. Помните ли вы, когда впервые привязали к своему окну червленую веревку и сказали: «Христос мой»? Я в точности помню время и место, но многие не могут сказать, когда и при каких обстоятельствах это случилось, впрочем, им и не следует волноваться из-за этого, если они и сейчас продолжают привязывать эту веревку на ее месте. И все же вы помните, что было время, когда вы смогли сказать: «Иисус мой». Вы завладели Иисусом, потому что Он завладел вами. Если с вами этого еще не произошло, то пусть произойдет сейчас! Иисус Христос может вас спасти, но Его необходимо принять, иначе Он не будет вашим Спасителем.

Помните, что Сам Бог Дух Святой, хоть Он и является Начальником веры, не может верить за вас. Вы должны верить лично за себя. Некоторые очень много говорят о покаянии как о даре Духа Святого. Их свидетельство было бы верным, не преувеличивай они его до такой степени, что у людей могло сложиться впечатление, будто это Дух Святой кается, а грешник имеет к этому мало отношения или вообще никакого. Это не так, ведь ясно, что Духу Святому не в чем каяться. Покаяние является актом души самого кающегося грешника, а вера — личным действием сердца, «потому что сердцем веруют к праведности». Если мы сами не покаемся и не уверуем, Христос не станет нашим, а мы не будем Его. И к тому же нам не будет никакой пользы от Его жизни и смерти. Привяжите к своему окну червленую веревку, потому что за вас ее туда никто не привяжет; вы должны это сделать своими руками. И я молюсь, чтобы прямо сейчас Христос дал вам дерзновение сказать: «Да, Иисус будет моим. Со смиренной уверенностью я осмеливаюсь принять Его для себя, ведь Он доступен для бедных, несчастных грешников, каким я и являюсь».

Вера — это первое и самое главное, что нужно для того, чтобы привязать к окну червленую веревку, но пусть ваша вера пойдет дальше — к применению таинств и способов благодати, потому что это помогает в принятии Иисуса. Много раз я испытывал большое благословение в том, что, сидя за столом и принимая причастие, чувствовал, что пока я ем хлеб и пью вино, вера проявляется активным образом. Я говорил себе: «Да, я уверен, что так же, как этот хлеб попал мне в рот и проник в мой организм, чтобы стать частью меня самого, так что никто не может у меня его отобрать, так я поверил и верой принял в свою душу воплотившегося Бога, и таким образом Он стал моим, чтобы никто не смог отделить Его от меня или меня от Него». Само таинство не даст вам Христа, но часто этот символ благословенным образом дает душе прочувствовать Иисуса и подумать о Нем так, как если бы вы вкусили Его. Как часто, когда мы брали глоток вина, так ярко представляющего Его кровь, наша душа говорила: «Я целиком и полностью полагаюсь на кровную жертву Искупителя. Перед лицом Божьим я уповаю лишь на Его заместительные муки, страдания и заслуги. Я принимаю их как мою единственную надежду на отпущение грехов и помещаю их буквально внутрь себя, так же, как когда я пью из этой чаши, по моим венам растекается сок виноградной лозы». Возлюбленные друзья, продолжайте таким образом принимать Иисуса Христа, и пусть каждое причастие будет временем, когда вы вновь привязываете к окну червленую веревку.

Пусть вся ваша жизнь будет делами подтверждать вашу веру в то, что Христос ваш. Боюсь, многие верующие живут так, как если бы Иисус Христос вообще им не принадлежал, так же как и благословения по завету. Думаете ли вы, что мы бы так унывали из-за того, что несем потери в бизнесе, если бы на самом деле верили, что все принадлежит нам, и если бы мы привязали к окну червленую веревку и приняли все то, что нам дается во Христе? Думаете ли вы, что во времена искушений нас было бы так легко заставить волноваться и сомневаться в том, спасены ли мы вообще, если бы наша вера крепко ухватилась за Христа и крепко-накрепко привязала к окну червленую веревку, провозгласив завет благодати нашим? Возлюбленные, некоторые из вас лишь частично приняли Христа. Вы верите, что вы прощены, но едва ли знаете о том, что оправданы. Вы оправданы и покрыты Его праведностью, но пока еще не завладели тем освящением, которое вам дает Иисус. Вы имеете какую-то меру благодати, но пока еще не поверили в то, что Христос может вас освятить во всей полноте: дух, душу и тело. Мы обделены и ограничены, слабы и апатичны, потому что не можем со святой уверенностью овладеть огромными богатствами, хранящимися для нас в нашем все покрывающем Господе. Он наш, и в Нем все наше. «По вере вашей да будет вам» — вот правило того великого суда, в котором председательствует Христос. Эта женщина сделала своим завет, который заключила с теми людьми, и продемонстрировала это, привязав к окну червленую веревку. Этот завет был заключен с ней; она это знала и верила в это. О брат во Христе, подобным же образом с помощью живой веры овладейте обетованиями Божьими и провозгласите их своими!

Но позвольте здесь заметить, что это нужно делать, проявляя соответствующее спокойствие. После того как Раав привязала к окну веревку, мы читаем, что она только привела к себе под крышу своих отца, мать и братьев. Она не стала готовиться к обороне своего дома. Нет никаких указаний на то, что она обратилась к царю с просьбой выставить усиленную охрану для защиты этой части стены. Я не верю, что она боялась остаться покинутой или хотя бы на минуту испытывала ужас. Червленая веревка была в окне, и она чувствовала себя в безопасности. Она приняла обетование и верила, что оно не будет нарушено. Что за честь, имея мир и покой жить в завершенном труде Христа и в неизменном обетовании Бога, Который не может лгать. Зачем волноваться, сомневаться и беспокоиться по тысяче поводов, тогда как на проклятом древе уже завершен труд спасения, а Христос уже вошел в славу и представил перед лицом Отца Свою совершенную работу? Зачем печалиться и выражать неуверенность в своей безопасности, тогда как Господь воскресил нас с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе? Мы, уверовавшие, на самом деле входим в Его покой. Покой Божий принадлежит нам. Давайте же нашим покоем покажем, что мы привязали к своему окну червленую веревку, приняли завершенный труд Христов, и поэтому теперь покоимся от дел своих, как и Бог от Своих.

Открытое заявление

Раав привязала червленую веревку не в какой-то потайной части дома, а к окну. Это было ее публичным заявлением о вере. Я не говорю, что всем было ясно, что она имеет этим в виду; это понимали лишь те, кто знал ее тайну, и этого было достаточно. Она вывесила красный знак из окна, чтобы его смогли увидеть те, кому нужно. Дело не в том, что она выставляла себя напоказ и хотела привлечь к себе внимание, просто ей было нужно дать заметный знак, и она это сделала. Некоторые из вас верят в моего Господа Иисуса, но вы так и не присоединились к Его народу. Вы покоитесь в Нем, но очень боитесь, как бы об этом кто-нибудь не узнал. Не стыдитесь Иисуса! Удивительно, что Он не стыдится вас. Если Ему не было стыдно взять на Себя вашу природу и умереть за вас, вы никогда не должны смущаться оттого, что носите Его имя. Выйдите, дрожащие, привяжите к своим окнам червленые веревки и скажите: «Мы Его, и мы заявляем об этом».

Так привяжите же к окну червленую веревку, а именно обещание верности истинной вере в Его драгоценной крови, декларацию уверенности в искуплении кровью. Есть люди, которые исповедуют некую веру, но это не является верой в Христово замещение. Сегодня считается немодным верить в старую доктрину искупления. Современная «культура» до такой степени ее выхолостила или исказила, что не осталось никакого настоящего искупления. Многие считают себя слишком прогрессивными, чтобы признаться в верности старомодному Евангелию, но что касается нас, мы навеки привязали червленую веревку к своему окну и держимся истины, однажды преданной святым. Наша декларация веры гласит, что мы верим в реальный и буквальный заместительный труд Христа, Который умер, «чтобы привести нас к Богу, праведник за неправедных». Среди тысяч новых евангелий, ни одно из которых не стоит и пустоты, мы придерживаемся древнего Евангелия пророка Исаии: «наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». Возлюбленный верующий, если учение о жертве Иисуса Христа и Его заместительном искуплении на самом деле является вашей надеждой, провозгласите верность ему; провозгласите это с дерзновением, и пусть это не поддается сомнению в эти дурные времена. Привяжите к своему окну червленую веревку, и даже если никто другой ее не увидит, ваши братья ее заметят и ободрятся. Если никого другого она не порадует, ваш Бог улыбнется, глядя на вас, и вы сделаете Ему приятное. Я не слышал, чтобы какой-либо человек той темной ночью в Египте видел кровь на перекладине и обоих косяках дверей, ведь там не было никого на улице, кто мог бы это видеть. Но Бог это видел, и написано: «И увижу кровь и пройду мимо вас». Когда Бог увидит нашу простую уверенность в Его любимом Сыне и убедится, что мы покоимся на Его Слове, не примешивая к нему человеческие рассуждения и мнения, тогда, возлюбленные, он примет нас в Возлюбленном, и наш дом будет стоять, когда все другие падут.

Каждому христианину следует разными способами делать так, чтобы его вера в драгоценную кровь становилась заметной. Она должна проявляться в наших повседневных разговорах. Если мы уверены в крови Иисуса, внимательный человек через четверть часа разговора с нами должен понять, что мы действительно последователи Иисуса. Я слышал об одном человеке, который так занимательно и поучительно вел разговор, что о нем говорили, что если, скрываясь от дождя, постоять с ним под аркой в течение пяти минут, вы обязательно узнаете от него что-то новое. Таким должен быть каждый христианин, но на более высоком уровне, чтобы, проведя с ним всего несколько минут, вы уже знали, что он муж Божий. Разумеется, в церкви Христовой христианину следует сразу же вывесить из своей двери червленую веревку и показать своим поклоняющимся братьям, что он твердо и решительно настроен быть верным своему Господу Богу. Но то же самое ему следует делать и в своем бизнесе. Покупатели должны сразу видеть, что в вашем магазине ненавидят обычные торгашеские уловки. Над этой дверью червленая веревка. Что касается дома, то всем должно быть известно, что хозяйка, управляющая своими слугами, хозяин, который также является мужем и отцом, здесь лучше, чем другие. Они относятся к группе людей, которых называют особенными людьми. Я бы хотел, чтобы в этом смысле все мы были особенными людьми; чтобы на нас стояла кровавая метка, показывая, что мы не свои, а куплены дорогой ценой. Пусть же Господь дарует нам это!

Посвященный дом

На днях, прогуливаясь по одной улочке недалеко отсюда, я развлекался тем, что считал, сколько там застрахованных домов. Я заметил метки различных страховых компаний. На одном было «солнце», повернувшее к нам свое сияющее лицо, как будто говоря: «Здесь ничто не пострадает». «Земной шар», «звезда», «феникс» — они изображены здесь как печать безопасности. В Иерихоне был застрахован лишь один дом, а червленая веревка, привязанная к окну, была на нем как знак, подтверждающий страховку. Какое благословение, когда дома застрахованы благодатью Божьей и посвящены Господу; и это только дома, а уж тем более обитатели этих домов. Каким образом можно посвятить дом? Недавно я читал о том, как во времена Кромвеля, если утром в определенное время пройти по Чипсайду, можно было увидеть, что во всех домах опущены шторы, и было слышно, как в каждом из них поют семьи, «поскольку, — как рассказывает старый священнослужитель, — в те времена закрытые шторы были червленой веревкой в окне». Проходя мимо, люди знали, что в этом доме поставлен алтарь Богу. Боюсь, в нашем городе и других городах можно ходить по улицам хоть целый день и не обнаружить ни малейшего признака того, что где-то молится семья. Это занятие вышло из моды даже среди многих из тех, кто называет себя народом Божьим, и можно и не мечтать о росте духовности до тех пор, пока мы его не возобновим.

Я верю, что правильно, когда дом и церковь объединены. Но когда религию превращают в атрибут церкви, а не дома, когда все надеются на священника, а не на отца семейства, когда мужчины перестают быть священниками в своем доме, тогда подрывается сама основа жизненно необходимого благочестия. Я бы скорее предпочел отказаться от всех богослужений, проходящих в рабочие дни, и закрыть все молельные дома в христианском мире от воскресенья до воскресенья, чем лишиться утренних и вечерних собраний благочестивых родственников, поклоняющихся Богу. Как многим Шотландия обязана своим семейным молитвам! Нет смысла напоминать вам о «Субботнем вечере селянина» . Как славно, что в этой стране люди действительно поклоняются Богу в своих домах. «В этом столько формализма», — воскликнет кто-то. Но было ли когда-нибудь что-то хорошее, что бы так или иначе не ухудшилось? Однако я много раз был свидетелем того, какие искренние на севере страны бывают утренние и вечерние молитвы. Интересно, сколько семей из тех, которые вы представляете, дотягивают до третьего стандарта Мэтью Генри. Он говорит: «Те, кто молится, поступают хорошо». Надеюсь, вы соответствуете этому уровню. «Те, кто читает Писание и молится, поступают лучше. Те, кто читает Писание, молится и поет, поступают лучше всех». Я так думаю. Это червленая веревка, сплетенная из тройной нитки, и я бы хотел, чтобы в каждом доме вывесили такую червленую веревку, которая означает: «Этот дом принадлежит Царю Иисусу. Дьяволу входить не рекомендуется. Имение охраняет сильный с оружием».

Самое замечательное то, что все, бывшие в доме Раав, были спасены. «Входи, дорогая мама», — сказала она. Кто из нас может смириться с мыслью о том, что его мать не будет спасена? От одной этой мысли у нас разрывается сердце. Моя мама не будет спасена? Нет, этого не должно случиться. А что если не спасется ваш отец? У вас неверующий отец? Заклинаю вас, не давайте сна своим глазам, пока не сделаете все, что сможете, чтобы указать ему путь мира, и со слезами и стенаниями выпросите для него милость Божью. А затем она сказала: «Входите, дорогие братья и сестры». Я восхищаюсь тем, как Раав любила свою семью. Если у вас есть братья и сестры, которые пока что не находятся под червленой веревкой, молитесь о том, чтобы Бог привел вас к тому, что весь ваш дом будет посвящен Всевышнему, и чтобы все без исключения обитали под благословенным кроваво-красным знаком, который надежно хранит всех, кто под ним укрылся.

Я сделаю отступление, чтобы заметить, что кроме семейной молитвы есть и другие вещи, которые должны быть в доме, как червленая веревка. Например, в каждом христианском доме должна быть повязана червленая веревка в отношении людей, с которыми поддерживается общение. Христианин должен внимательно выбирать себе друзей и товарищей. Он должен сказать: «Говорящий ложь не останется пред глазами моими». Что касается пьяниц, ругателей и тех, кто сквернословит, пусть они делают, что хотят, но они не переступят порог нашего дома, мы их не потерпим. Если мы хозяева в собственном доме, тогда мы стараемся найти нашим детям таких друзей, которых мы хотели бы видеть их товарищами в вечности. Некоторые родители знакомят своих детей с юношами и девушками, которых они называют «очень респектабельными», но они мирские и неверующие, и поэтому оказывают на них крайне пагубное влияние. Так не должно быть. Повесьте над дверью червленую веревку, и если им не понравится эта веревка, то благодаря религиозным разговорам они вскоре почувствуют себя здесь не в своей тарелке. Если вы будете много говорить об Иисусе, легкомысленные люди воспримут это так, что их просят уйти.

В доме христианина должна быть червленая веревка над тем, что в нем читают. Признаюсь, меня очень печалит то, когда я вижу в доме христианина лежащие то тут, то там и обычно предназначенные для девушек все эти отвратительные бульварные романы, которыми забиты все книжные киоски на вокзалах, большинство из которых совершенно безнравственны, а в лучшем случае представляют собой ужасный вздор, и читать их пустая трата времени. Очень жаль, что в то время как есть тысячи хороших и интересных книг, христиане отдают свое время такому чтению, которое не может им дать ничего полезного. Пусть ослы жуют свой чертополох, я их ни в чем не обвиняю. Поэтому я не скажу, что и людям в миру не следует читать такие книги. Они им как раз подходят, так что пусть читают. Я никогда не возмущался, видя, как фермер идет с огромным тазом помоев и всяких отбросов, чтобы дать это своим свиньям. Главное — чтобы он не приносил мне такой таз на обед; я же доволен тем, что свиньи получают свой корм. Есть много романов и всевозможной литературы, от которых бесполезно отговаривать неверующих людей, потому что они отвечают их природе. Но нам они не нужны. Представить себе, как архангел Гавриил ест из корыта для свиней, для меня то же самое, что представить, как сонаследник Христа находит удовольствие в книгах, половина из которых непристойного, а другая половина глупого содержания. Повесьте над дверью своей библиотеки червленую веревку, так же как и во всех других местах.

То же самое касается и развлечений. Есть некоторые виды развлечений, которые сами по себе нельзя назвать совершенно плохими, но они ведут к злу. Они находятся на самом краю пропасти, и стоит многим туда приблизиться, как они обязательно в нее упадут. Кроме того, из-за них христианин настолько уподобляется человеку, любящему этот мир, что их уже невозможно отличить друг от друга. Итак, привяжите здесь червленую веревку. Я бы это сделал даже в отношении того, какие картины мне вешать у себя в доме. Часто мне так грустно видеть, особенно в домах бедняков, как на стенах висят римско-католические картинки, оказавшиеся там потому, что они такие яркие и очень дешево стоят. Папистские издатели очень ловко сбывают картинки с изображением девы Марии и небылицей о ее вознесении на небо, и всевозможными легендами о святых. Благодаря тому, что они такие яркие и продаются по низкой цене, эти мерзости проникли во многие дома. Однажды я ужаснулся, увидев картинку с изображением Бога Отца, представленного в виде старика, что на самом деле просто немыслимо. Тем не менее, такие картинки висят в домах Англии, тогда как Господь заявил, что мы никак не должны Его изображать, потому что это богохульство. Если у вас есть какая-то безнравственная картина, каким бы замечательным произведением искусства она ни была, сожгите ее. Если у вас есть какая-то безнравственная книга, сколько бы она ни стоила, никому ее не продавайте, чтобы ее не читали другие, а порвите в клочья.

Пусть христианин повесит червленую веревку, позаботившись о том, чтобы никто не развратился душой или телом из-за того, что он держит у себя в доме. Возможно, я кажусь слишком строгим, но если бы мой Господь проговорил с неба, Он бы не упрекнул меня за это как за грех. Намного вероятнее, Он бы сказал, что нам нужно быть гораздо более бескомпромиссными и решительными в отношении дурных вещей.

Да, вы вольны поступать, как считаете нужным, но «я и дом мой будем служить Господу», и в моем окне будет кроваво-красная веревка. Отец моего отца; разве могу я забыть о том, как, будучи ребенком, я слышал его молитвы о моем отце и обо мне? И я прекрасно помню, как в ответ на молитвы моего дедушки, отец обратился в веру. И мой отец; смогу ли забыть, как он боролся за нас у престола Божьего. Не приведи Бог случиться такому, что через годы в доме моего сына не будет алтаря моему Богу! Я скорее сам останусь без крыши, чем без алтаря моему Господу. Где бы мы ни были, мы должны вывешивать червленую веревку. Иначе мы не можем ожидать благословений. Конечно, я не обращаюсь к тем, кто не является отцом или главой семейства. Если они слуги, они никак не могут повлиять на то, что происходит в доме. Если они находятся в подчинении и не имеют власти, они не могут делать по-своему. Я же обращаюсь к тем, кто боится Господа и может так сделать. Возлюбленные, посвятите свой дом Богу от чердака до погреба. Пусть даже в погребе не будет ничего, что вы бы постеснялись показать Иисусу Христу. Пусть в доме все будет так, что если в него постучится ваш Господь, вы смогли открыть Ему дверь и сказать: «Добро пожаловать, Господь, заходи, здесь нет ничего, что Твой раб хотел бы скрыть».

Уверуйте в Иисуса, вы, кто Его не знает. А вы, кто Его знает, поступайте согласно тому, что вы знаете. Да благословит вас Бог! Аминь и аминь.