3. Орудия труда

Мыслить — это трудная работа. Но еще труднее рассуждать о мышлении. И самое трудное — говорить о том, как нужно рассуждать о мышлении. Тем не менее, именно это и является основной задачей гомилетики. Ученый гомилетик наблюдает за работой проповедников и старается понять их мыслительный процесс, когда они готовятся к проповеди. Затем он должен достаточно ясно описать этот процесс, чтобы сделать его понятным для студентов. Эта задача граничит с невозможным.

Кого должен изучать гомилетик? Ясно, что не каждого проповедника. Неспособные люди бывают за кафедрой точно так же, как и на площадке игры в гольф, и чтобы научиться делать что-то как следует, мы обычно учимся у тех, кто умеет это делать. Тем не менее в книгах, хорошо написанных известными проповедниками, в которых они объясняют, как они это делают, есть столько различных методов, сколько есть авторов. Еще более сбивает с толку то, что некоторые одаренные проповедники, как будто, вообще не придерживаются каких- либо методов. Эти проповедники, говорящие «от избытка сердца» или «передающие» иногда то, что их вдохновляет, хотя и не придерживаются правил гомилетики, достигают свою цель. В таких проповедях нужно разобраться. По мере приобретения профессионального мастерства, работа над составлением проповеди все больше будет подобна таким, совсем не похожим на проповеди занятиям, как, скажем, приготовление обеда, удаление аппендикса или полет на сомолете.

Как мы можем оценить различные подходы к проповеди или объяснить очевидную эффективность таких проповедей, в которых, как кажется, не было применено никаких методов подготовки? Более конкретно: что мы можем извлечь из всего этого, чему могли бы последовать другие?

С одной стороны, мы занимаемся вопросом объяснительной проповеди, и те служители, которые основывают свои проповеди на Библии, обладают более типичными чертами, чем проповедники в

42 Изложение проповеди

целом. Вдобавок к этому, проповедники, которые заявляют, что не придерживаются никаких правил, обычно не проанализировали свою подготовку к проповеди. Так или иначе, но то, что мы делаем регулярно, становится нашим методом, хотя приобретенным и интуитивно, и успешных проповедников, на самом деле, не придерживающихся никакого метода, меньше, чем думают. Более того, чтобы научиться делать что-то успешно, нужно обратиться к тем, кто постоянно успешно выполняет свой долг, а не к тем, кто успешен только по воле случая. Ясное и четкое толкование Библии наблюдается воскресенье за воскресеньем, и оно не интуитивно или случайно. Хорошие толкователи Библии придерживаются определенной системы.

Два вывода вытекают из того факта, что проповедники по-разному объясняют подход к своей работе: (1) мышление — это процесс динамичный и (2) детальное объяснение того, как нужно мыслить, может иногда только воспрепятствовать процессу мышления. Опасность подробных инструкций как что-то делать видна на примере юриста и доктора, регулярно игравших в гольф. Оба они играли примерно одинаково и наслаждались соревнованием друг с другом. Но однажды весной юрист стал играть лучше, чем доктор, и постепенно его мастерство выросло так, что доктор начал постоянно проигрывать. Доктор пытался улучшить свою игру, но безуспешно, и вот однажды ему в голову пришла идея. Он купил в книжном магазине три инструкции как нужно играть в гольф и послал их юристу в подарок ко дню рождения. Прошло немного времени и они снова начали играть примерно одинаково.

Эффективное библейское проповедование требует вдохновения, воображения и духовной чувствительности, что не может появиться только благодаря следованию каким-то инструкциям. Если обсуждение как нужно готовить объяснительную проповедь становится похожим на инструкцию как нужно сделать собачью будку, то здесь что-то не в порядке. Построение объяснительной проповеди более похоже на строительство кафедрального собора, чем на сколачивание собачьей будки.

Но и строители кафедральных соборов имеют свои собственные подходы к делу. Чтобы быть более успешным проповедником, изъясняющим Библию, нужно посвятить этому всю свою жизнь, однако начинающий проповедник нуждается в специфической помощи как это начать. Знание того, как другие работают над Библией, может оказаться ценной помощью. Однако к этому каждый проповедник должен приложить свой разум, дух и опыт и на основании постоянного усердного мыслительного процесса он должен выработать свой собственный метод работы. Знание того, как другие достигают той же самой цели, дает уверенность и помогает более эффективно использовать свое время и энергию.

Глава 3 43

В ходе обсуждения того, как готовиться к объяснительной проповеди, нужно иметь в виду то, что хотя отдельные стадии такой подготовки и должны рассматриваться в определенном порядке, такой порядок не всегда соблюдается. Так например, наиболее подходящим временем для подготовки вступления к проповеди является время, когда будет ясно развитие всей проповеди. Опытный проповедник, тем не менее, иногда находит нужные мысли для вступления на более ранней стадии своей подготовки. Он не оставит их без внимания, хотя он наверняка подождет до конца своей работы, чтобы согласовать их с содержанием всей проповеди.

Каковы же те стадии, которые необходимо предпринять в процессе подготовки объяснительной проповеди?

Стадия 1: Выбор места в Священном Писании для

проповеди.

Старый рецепт приготовления блюда из зайца начинается так: «Сначала поймайте зайца». Это означает, что первое должно быть первым. Нельзя приготовить никакого блюда из зайца, не имея его. Ясно, что первыми вопросами относительно объяснительной проповеди являются вопросы: «О чем я должен говорить? На каком месте Священного Писания я должен основать свою проповедь?»

Над этими вопросами нужно задуматься уже во вторник, т.е. за шесть дней до того, как нужно будет проповедовать. Последовательное объяснение Священного Писания должно планироваться на целый год вперед. Мудрый проповедник экономит время тем, что тратит его на составление календаря проповедей. Когда-нибудь перед тем, как такой год начнется, он вынужден задуматься над тем, о чем он должен будет проповедовать воскресенье за воскресеньем. Хотя все Писание полезно, но не каждое конкретное место Священного Писания одинаково необходимо для общины в определенное время. Понимание истинного положения вещей и озабоченность проповедника видны из того, какую библейскую истину он предлагает своим слушателям. Своим служением проповедник напоминает строителя моста, когда он старается преодолеть ту пропасть, которая разделяет Слово Божье и заботы мужчин и женщин. Но чтобы сделать это, он должен хорошо знать нужды своей церкви, а также и содержание Библии. Хотя он может соотнести Священное Писание с жизнью своих слушателей различными путями, ничто не является столь важным, как выбор необходимых тем проповедей на целый год вперед.

44 Изложение проповеди

Законченная мысль

Часто он прорабатывает главу за главой, стих за стихом, переходя от одной библейской книги к другой. Составляя календарь проповедей на целый год, он должен прочесть книги несколько раз и затем разбить их на части, которые он будет истолковывать в отдельных проповедях. Делая это, он должен разделять тексты Писания на естественные части, отрывки, а не произвольно. Он не может просто отсчитать подряд десять или двенадцать стихов для каждой проповеди, поскольку каждый стих может иметь свое особое содержание. Вместо этого он должен постараться найти идею, изложенную библейским автором. В новозаветных посланиях текст разделяют обычно на отдельные абзацы, поскольку они очерчивают законченные мысли. Проповедник обычно выбирает один или несколько абзацев, в зависимости от того, как они связаны друг с другом и с идеей автора.

Конечно, на отдельные абзацы Священное Писание разбито не рукой Божьей. В некоторых переводах Библии текст уже разбит не только на главы и стихи, но и на абзацы, и в таком случае такая разбивка сделана издателями в попытке отделить одну законченную мысль оригинального текста от другой. Следовательно, в разных переводах текст разбит на абзацы по-разному. Даже древнееврейские и греческие тексты отражают различные варианты разбивки по абзацам. Однако во всех случаях, когда такая разбивка сделана, она осуществлена по принципу отделения одной мысли от другой. Прилежный проповедник никогда не поленится просмотреть несколько переводов (если только у него есть такая возможность) и избрать нужный абзац, который будет наиболее подходящим для объяснения Священного Писания.

Если проповедник работает с небольшими абзацами, ему часто придется избирать не один или два абзаца, а более длинные места Священного Писания. Так например, если проповедник хочет сказать проповедь на тему согрешения Давида с Вирсавией, он поступит совершенно неправильно, если будет строить проповедь на основании отдельных абзацев. Правильно проповедь нужно построить на основании всей II главы 2 книги Царств и частично 12 главы, поскольку описание этого греха и его последствий занимает примерно полторы главы.

В поэтических книгах Библии, таких, как например Псалтирь, текст часто разбит на поэтические строфы (как в оригинале). Хотя проповедник может использовать для проповеди всего одну строфу, как правило, все же нужно брать целый Псалом. При выборе текста для объяснительной проповеди следует руководствоваться следующим принципом: основанием для проповеди должна служить определенная мысль из Священного Писания.

Глава 3 45

Продолжительность проповеди

Второй фактор, влияющий на выбор того, о чем проповедовать — это время. Проповедник должен сказать свою проповедь, уложившись в определенное время. Даже в тех общинах, где произносятся хорошо подготовленные и привлекающие внимание проповеди, слушатели имеют в своих головах своего рода «секундомеры», а поэтому честный проповедник не станет использовать чужое время. Проповедник должен уложиться в отведенное для него время, и если для этого нужно сделать какие-то сокращения в проповеди, их нужно делать не за кафедрой, а дома при подготовке.

Если даже проповеднику уделяется пятьдесят или шестьдесят минут, он должен заранее обдумать то, что он будет говорить. Прилежный пастор редко говорит в проповеди все то, чему он сам научился, рассматривая данное место Священного Писания. Он даже не пытается это делать. Поэтому независимо от того, имеет ли проповедник целый час или только полчаса в своем распоряжении, он должен подумать о том, что включить в проповедь и что исключить из нее. Только практическим путем проповедник может научиться тому, какой длины место из Писания ему нужно избирать. Он также на практике поймет, когда нужно сделать общий обзор или подробный анализ. Избирая текст для проповеди, нужно учитывать как его длину, так и время, в которое нужно уложиться.

Тематическое толкование

Хотя многие проповедники строят свои проповеди, проходя последовательно одну библейскую книгу за другой, каждому проповеднику рано или поздно придется говорить на какую-то конкретную тему. Такие праздники, как Пасха, День Жатвы, Рождество, требуют специальных проповедей. Кроме того, нужно проповедовать на такие богословские темы как Троица, примирение и богодухновенность Писания. Нужно также проповедовать на темы таких личных человеческих переживаний, как чувство вины, печаль, одиночество, зависть, брак, развод. В тематической проповеди проповедник сначала представляет тему или проблему, о которой он будет говорить, а затем рассматривает места Священного Писания, относящиеся к данной теме. В случае, когда нужно говорить о библейских доктринах, проповедник может в качестве помощи воспользоваться симфонией или так называемой тематической библией. В качестве дополнительного материала также можно воспользоваться трудами богословов. Проповеди на темы личных проблем и переживаний, которые иногда называют «жизненными проповедями», являются более трудными. Однако проповедник, хорошо знающий Библию, знает, какие места Священного Писания относятся к различным человеческим проблемам.

46 Изложение проповеди

Он знает об искушении Адама, о зависти Каина, об ощущении вины Иаковом и о пережитом унынии Илии. Симфония часто может послужить хорошим указателем. Кроме того, есть много книг, написанных верующими авторами, в которых разбираются различные моральные и этические вопросы с христианской точки зрения, и в них не только дан анализ различных проблем, но и указаны относящиеся к ним места в Писании.

Избрав соответствующее место в Писании, проповедник должен позволить ему самому говорить за себя. Очень часто случается так, что Писание говорит не то, что мы ожидали. Тематическое толкование имеет в себе ту опасность, что проповедник иногда вкладывает в прочитанное место свое собственное содержание, а не извлекает из него то, что содержится в нем на самом деле. Мы можем подобрать «подходящий текст», соответствующий нашей излюбленной доктрине, и проигнорировать контекст, из которого мы взяли этот текст. У проповедника может появиться искушение превратить библейского автора в современного психолога, вкладывая в его уста то, что он никогда не говорил в Библии. Тематическое изъяснение Писания отличается от так называемой тематической проповеди, и поэтому мысль, изложенная в Писании должна определять все, что будет сказано в проповеди на данную тему.

Стадия 2: Изучение избранного места.

Контекст

Прежде всего служитель должен сравнить избранное место Священного Писания со всей библейской книгой, из которой он его выбрал. Обычно для этого нужно прочесть всю эту книгу несколько раз, причем желательно в разных переводах. Даже те, кто может читать Библию на древнееврейском или греческом языке, убедятся в том, что легче всего организовать мысли, изложенные в данной книге, читая на своем родном языке. Дело в том, что есть несколько различных переводов Библии, от дословных переводов до пересказов на простейшем разговорном языке. Различные переводы предназначены для различных людей. Служитель может более ярко ощутить остроту и жизненность оригинального текста, написанного на древнееврейском или древнегреческом языке, читая различные его переводы. Пользуясь различными переводами, проповедник сможет лучше понять широкий контекст данного места Священного Писания.

Глава 3 47

Сравнение данного текста с расширенным контекстом всей библейской книги дает автору Библии ту же возможность, какую имеет автор современной книги. То, что автор хочет сказать в данном конкретном параграфе или в данной главе, можно легче определить, если мы сравним это определенное место с содержанием всей книги. Причем студенту не обязательно анализировать самостоятельно данную библейскую книгу. Вступительные разделы к комментариям на Ветхий и Новый Заветы обычно обсуждают, с какой целью написана та или иная книга. Поскольку комментаторы иногда расходятся во мнениях, проповедник может придти к своим собственным выводам, самостоятельно читая Священное Писание.

Данный текст нужно также сравнить с непосредственным контекстом. Изучение непосредственного контекста дает больше информации о значении содержания текста, чем детальное рассмотрение этого самого текста. Чтобы понять содержание абзаца или подраздела, мы должны объяснить, как он взаимосвязан с предшествующими и последующими местами Священного Писания. Изменилось бы что-нибудь в содержании, если бы этого конкретного места там вообще не было? Какую роль играет этот текст во всей данной книге? Так например, чтобы понять содержание 13 главы 1 Коринфянам, нам нужно понять, что эта глава является частью более обширного текста, где речь идет о духовных дарах, т.е. с 12 по 14 главу. Эти главы нужно рассматривать все вместе, чтобы понять контраст между любовью и духовными дарами в 13 главе.

Читая данное место в различных переводах, держите карандаш в руке. Опишите как можно точнее то, что вам непонятно в данном тексте. Запишите все возникшие у вас вопросы. Если в другом переводе вы найдете что-то другое, чем в предыдущем, выпишите и это. Это обычно означает, что переводчик подошел к данному тексту с другой точки зрения. Постарайтесь уточнить эти различия. Возможно то, что вас смущает, вытекает из вашего незнания тех условий, в которых этот текст был написан, или из особенностей языка, на котором он был написан. Умение формулировать правильные вопросы является важным условием для нахождения правильных ответов.

Пробуйте, хотя бы приблизительно, определить то, о чем говорит автор (т.е. тему), и что он утверждает, говоря на данную тему (т.е. дополнение). Если вы не можете в настоящее время определить тему, то почему? Что вам нужно знать, чтобы определить тему?

Рассмотрев данное мести а контексте, проповеднику нужно перейти к рассмотрению его деталей: его структуры, словарного состава, грамматических особенностей. Здесь некоторое знание оригинальных языков Писания просто неоценимо. Хотя содержание Писания можно понять на любом языке, чтение Писания на древнееврейском или древнегреческом языках подобно телепередаче, которую вы смотрите по

48 Изложение проповеди

цветному телевизору. Хотя и на черно-белом и на цветном экранах показано одно и то же изображение, на цветном экране оно более живо и реально, что невозможно на черно-белом экране. Конечно, вовсе необязательно, чтобы проповедник был экспертом в лингвистике, но почти каждый проповедник может воспользоваться некоторыми особыми лингвистическими средствами. Точность, не говоря уже о полноте и чистоте, требует от нас развития всевозможного мастерства, предохраняющего нас от провозглашения во имя Бога того, что Дух Святой никогда не намеревался передать.

Словари

При изучении деталей данного места Священного Писания большую помощь могут оказать библейские словари. С помощью такого словаря можно определить или уточнить значение данного слова, встречающегося в тексте. Главные преимущества пользования такими словарями включают в себя, кроме определения значения слов, возможность установления значения корней слов, определение грамматических форм слов, перечень тех мест, где встречается данное слово, классификацию его использования в различных контекстах и некоторые примеры, которые помогают придать оттенок слову.

Симфонии

Хотя словарь и объясняет значение данного слова, иногда очень важно рассмотреть употребление этого слова в других местах Священного Писания, где оно также встречается. Для точного определения значения данного слова очень важную помощь может оказать симфония.

Грамматика

Однако значение содержания текста не определяется только значением слов. Слова нужно понимать в зависимости от их употребления во фразах, предложениях и абзацах. Синтаксические и морфологические исследования могут помочь определить подлинное значение слов, связанных между собою в тексте Писания. Существуют специальные грамматические библейские пособия, в которых описано не только то, как из отдельных слов составлялись библейские фразы, но и даны указания тех мест Священного Писания, которые использовались для определения специфического значения слов.

Глава 3 49

Комментарии

Учитель Священного Писания сам нуждается в учителях. Комментарии дают информацию о значении слов, об исторических и культурных особенностях того времени, когда писалась данная книга Библии, и о доводах, приводимых автором. Было бы благоразумно пользоваться сразу несколькими комментариями, чтобы можно было сравнить различные мнения, высказываемые авторами по поводу одного и того же места Священного Писания.

Другие пособия

Многие проповедники записывают результаты своих исследований на отдельных листках бумаги стандартного размера. Каждый короткий текст Священного Писания хорошо записывать на отдельных листках. Для более длинных мест хорошо сшить вместе несколько листков с записью всего материала, относящегося к данному месту Священного Писания. На отдельных листках также можно записывать отдельные идеи и их объяснение, примеры и практические советы.

Изучив детали данного текста и рассмотрев контекст, проповедник подготовил себя к следующей стадии.

Стадия 3: Изучая данный текст Священного Писания, соедините отдельные его части друг с другом для того, чтобы определить идею толкования и ее развитие.

Лингвистический и грамматический анализ никогда не должен окончиться сам по себе. Он должен привести к более ясному пониманию данного текста. Этот процесс можно уподобить песочным часам, поскольку он переходит от синтеза к анализу и потом снова к синтезу. Сначала проповедник прочитывает библейский текст и контекст для того, чтобы понять мысль автора. Затем с помощью анализа он проверяет свое первоначальное мнение, разбирая все детали, относящиеся к данному месту. После этого он делает окончательное заключение относительно темы и дополнения в свете полученных при изучении данных.

50 Изложение проповеди

С помощью методов анализа и синтеза вы задаете вопрос: «О чем в точности говорит автор?» Когда вы нашли предполагаемую тему, вернитесь снова к данному тексту Писания и соедините его детали с темой. Относятся ли все части текста к этой теме? Не является ли текст слишком обширным? Не является ли он слишком узким? Отражает ли предполагаемая тема то, о чем говорится в данном тексте?

Тема

Первоначальное определение темы бывает часто слишком широким. Чтобы его сократить, попробуйте поставить несколько уточняющих вопросов. Следующее коротенькое стихотворение содержит все эти вопросы:

У меня есть шесть верных друзей,

Научили меня они мудрости всей,

Имена их сейчас я тебе скажу:

Кто, Где, Как, Когда, Что и Почему.

Постановка всех этих вопросов по отношению к предполагаемой теме поможет вам быть более конкретными. Рассмотрим это на примере Послания Иак. 1:5-8. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих».

Первоначальное впечатление, могущее создаться при чтении этого текста, это то, что Иаков говорит здесь о мудрости. Хотя рассуждение о мудрости и является основным элементом этого текста, мудрость — слишком обширное понятие для того, чтобы определить тему текста, поскольку Иаков не говорит абсолютно все о мудрости. Присмотревшись более внимательно к этому месту, мы обнаружим, что он говорит о том, как приобрести мудрость, что является более точным определением темы. Однако сравнение с узким контекстом поможет нам еще более уточнить тему. В предыдущих стихах (2-4) говорится о том, что к различным искушениям нужно относиться с радостью, и наш текст является продолжением этой мысли. Поэтому более точно тему текста Иак. 1:5-8 можно сформулировать так: как получить мудрость, переживая искушения. Все, содержащееся в исследуемом тексте прямо или косвенно относится к этой теме. Если предполагаемая тема точно описывает то, о чем говорит автор, она освещает подробности данного текста, и наоборот, все детали текста освещают тему.

Глава 3 51

Дополнение

Определив тему, вы должны теперь найти дополнение или дополнения к ней, которые и превратят ее в идею. Делая это, вы должны ознакомиться со структурой текста и определить разницу между главными и поддерживающими утверждениями. Часто дополнение становится очевидным сразу же после того, как вы определили тему. В Иак. 1:5-8 дополнение к тому, как получить мудрость, переживая искушения, прямое: ее нужно просить у Бога с верой. Для того же, чтобы определить идею, нужно просто объединить тему и дополнение: Приобрести мудрость, переживая искушения, можно только прося ее у Бога с верой. Все остальное в нашем тексте поддерживает или уточняет эту идею.

В некоторых случаях, особенно в посланиях, автор приводит точные аргументы, которые могут быть проанализированы путем технической разбивки текста. Такая разбивка показывает взаимосвязь между подчиненными и главными предложениями. Составление диаграмм — это более кропотливый метод анализа структуры текста, предназначенный для установления взаимосвязи между отдельными словами внутри данного предложения. Техническую разбивку и составление диаграмм можно делать как для русского текста, так и для оригинального текста. Оба они соединяют анализ и синтез для того, чтобы найти главные утверждения в тексте и отделить их от поддерживающих утверждений. Пример технической разбивки текста дан в приложении № 2.

Другие литературные формы

Хотя новозаветные послания вносят фундаментальный вклад в христианскую теологию, они представляют собой только одну из нескольких литературных форм, встречающихся в Библии. Интересно отметить тот факт, что подавляющее большинство людей даже не знает того, что в Священном Писании встречается большое разнообразие литературных форм, таких как притчи, поэзия, поговорки, молитвы, речи, аллегории, история, законы, договоры, биографии, драматические произведения, апокалиптические описания, исторические сообщения и различные рассказы. Чтобы понять любую из них, мы должны различать, какую форму литературного произведения мы читаем, и знать ее особенности. Мы не можем объяснять поэмы так же, как юридические договоры. Притча сильно отличается от исторического рассказа или песни любви. Работая над повествовательной литературой, проповеднику редко придется прорабатывать сложные грамматические обороты, однако для того, чтобы понять замысел автора, нужно исследовать большие параграфы. Чтобы понять, что означает описание какого-то события, нужно поставить ряд вопросов. Вот примеры таких

52 Изложение проповеди

вопросов: Кто действующие лица, и почему автор включил их в повествование? Противопоставлены ли одни действующие лица другим? Как изменяется поведение действующих лиц по ходу развития события? Какое значение имеет фон повествования? Каковы структурные особенности, делающие повествование цельным и единым? Какое отношение имеют эпизоды ко всему событию? Какие конфликтные ситуации развиваются и как они разрешаются? Почему автор нашел нужным описать это событие? Какие идеи подразумеваются, если они и не выражены прямо? И наконец, можно ли выразить эти идеи с помощью темы и дополнения?

Большая часть Ветхого Завета написана в поэтической форме. В тех переводах, где текст написан, как и в оригинале, в форме отдельных строф, а не в прозе, особенно наглядно видно, что поэзия является наиболее часто употребляемой литератрной формой в Ветхом Завете. Даже те части Писания, которые можно рассматривать как прозу (исторические повествования, пророчества, поучительная литература), содержат значительную часть поэзии. Поэты обычно не просто описывают какие-то события, но выражают свои чувства и отношение к различным жизненным затруднениям. В еврейской литературе широко используется параллелизм, при помощи которого выражаются повторения, противопоставления или дополнения к предыдущим мыслям, а также иносказания, которые могут быть неверными буквально, но истинными в сфере чувств. Воображения и иносказания придают повествованию большую жизненность и силу, поскольку они соединяют между собою конкретные факты с областью человеческого опыта. Когда фермер видит, что «почва нуждается в дожде», он отмечает существующий факт, но когда он говорит: «почва жаждет дождя» он выражает не только сам факт, но и свои чувства. Поэт, с помощью мастерского использования структуры языка, придает особую глубину и силу сказанному им. Вот почему при разборе поэзии нужно ставить особые вопросы: Что нужно понимать под данной метафорой или иносказанием? Какие чувства выражает автор, употребляя данные слова? Какие элементы формы и структуры речи используются поэтом для усиления высказываемой мысли? Чего бы не доставало, если бы та же самая мысль была выражена прозой?

Определив идею автора, вам также нужно установить, как он развивает свои мысли в данном тексте. Иногда для этого полезно пересказать текст своими собственными словами. Постарайтесь точно передать мысль и тщательно рассмотреть все взаимоотношения несмотря на то, говорится ли о них в Библии прямо или косвенно. Излагая письменно результаты своих исследований, вы измените формулировку вашего собственного истолкования идеи для того, чтобы она более точно соответствовала различным частям текста. Но никогда не пытайтесь изменить текст для того, чтобы подогнать его под вашу идею.

Глава 3 53

К настоящему времени в результате вашей учебы вы должны уметь: во-первых, выразить идею текста одним предложением, объединяющим тему и дополнение; а во-вторых, составить план развития этой идеи на основании данного текста.

54 Изложение проповеди

Новые концепции

Контекст

Словарь

Симфония

Библейский словарь и энциклопедия

Техническая разбивка

Диаграмма

Пересказ текста

Определения

Библейский словарь и энциклопедия содержат статьи на различные библейские темы, включая историю написания отдельных библейских книг и биографии лиц, упоминающихся в ней.

Симфония помогает определить значение слов, сравнивая отдельные тексты, содержащие данное слово.

Контекст — более широкие рамки места Священного Писания, в которые включен данный текст. Это может быть отдельный абзац или целая глава, но в любом случае он должен быть более обширным, чем выбранный текст.

Диаграмма показывает взаимосвязь между отдельными словами внутри данного предложения, а также взаимосвязь между главным и придаточными предложениями.

Словарь дает определения, значения корней, приводит некоторые грамматические формы, перечисляет некоторые места Священного Писания, где встречается данное слово, классифицирует использование данного слова в различных контекстах и приводит некоторые примеры, придающие слову красочный оттенок значения.

Техническая разбивка указывает на взаимосвязь между независимыми и подчиненными предложениями в тексте.

Пересказ текста — описание развития идей в тексте, данное современным языком.

Стадии в развитии

объяснительной проповеди

1. Выбор текста в Священном Писании

2. Изучение текста

3. Определение идеи толкования

4. Анализ идеи толкования, стр. 58

5. Формулировка гомилетической идеи, стр. 73