11. Воспитывайте душу

Ваши личные взаимоотношения с Богом непосредственно влияют на вашу способность найти и сохранить полноценные любовь, брак и половые отношения. Поэтому одним из важнейших требований для того, чтобы стать «тем самым» человеком, должна быть зрелая и все возрастающая духовная жизнь.

Как-то раз один раздосадованный муж спросил меня: «Что является наиболее важным фактором в успешном браке?» Я ответил, что в моем браке с Дотти наиболее важным аспектом являются мои личные взаимоотношения с Иисусом Христом. Такой ответ его озадачил. Тогда я заметил, что любые мужчина и женщина, которые сближаются духовно, имея правильные взгляды на отношения, будут обладать лучшей половой жизнью. Это одинаково справедливо для христиан и нехристиан, потому что существует огромное сходство между духовной близостью и половым наслаждением.

Когда Христос трудится в вашем сердце, вы начинаете видеть людей такими, какими их видит Бог. Бог считал человека достаточно важным для того, чтобы послать Своего Сына на крест за грехи человека. Как только мы согласимся с таким взглядом на ценность нашего партнера, наша жизнь коренным образом изменится: христианин верит, что каждый человек обладает истинной ценностью. Таким образом, человек рассматривается и первую очередь не как объект для секса, но как некто, к кому нужно относиться с достоинством и уважением, потому что Бог вложил вечную ценность в этого человека. Поселившись внутри вас, эти убеждения смогут самым положительным образом переирограммировать самый главный половой орган — ваш мозг.

Исследуя духовность

Поддерживают ли мою позицию строгие научные исследо¬вания? Давайте посмотрим на результаты некоторых исследований.

Два социолога, д-р Пол Эммонз, ассистент профессора факультета социальных исследований и развития детства и семьи в Университете штата Джорджия, и д-р Пик Стиннст, профессор и декан факультета развития человека и семьи в Колледже домашней экономики при Университете штата Небраска, изучали тип человека, имеющею лучшие семейные отношения в исследованных счастливых браках. Одной из ключевых черт, типичных для таких семей, было то, что «они глубоко духовны».

Доктора Лорна и Филипп Саррел, сексологи и преподаватели Школы медицины Йельского университета, исследовали 26000 мужчин и женщин для отчета о женской сексуальности. Результаты показали тесную взаимосвязь «между силой религиозных чувств женщины и ее способностью получать удовольствие от половых ощущений». Они заключили, что «женщины с самыми сильными религиозными чувствами обычно ведут активную половую жизнь». Таким образом, «женщины с сильными антирелигиозными взглядами были наиболее вероятными кандидатами на несчастливые половые отношения».

Опрос читателей журнала «Макколз», касавшийся интимных отношений между мужчиной и женщиной, показал, что «верующие женщины — те, которые знают о существовании Бога в своей жизни — кажутся менее зажатыми, более теплыми и открытыми, чем другие».

Затем два профессора из Политехнического института и Университета штата Вирджиния, Майкл Дж.Спораковски и Джордж А.Хьюстон, опросили супружеские пары, состоявшие в браке пятьдесят и более лет, чтобы выяснить, что они считали наиболее важными факторами для счастливых браков. Одним из заданий для опрашиваемых было «назвать то, что вошло бы в (их] рецепт счастливого брака». Как мужья, так и жены но степени важности включили религию в число первых пяти факторов, при этом женщины назвали ее номером один в качестве критерия для счастливого брака, ставя ее даже выше любви!

В эксклюзивном интервью специалиста по семейной медицине, д-ра Роберта Б.Тэйлора спросили, важна ли религия для оказания помощи в развитии супружеских отношений. Д-р Тзйлор ответил, что «активно религиозные супружеские пары обычно имеют более стабильные браки».

Докладывая о результатах работы двух ученых, д-ра Ника Стилиста и д-ра Джона Дефрсйна (оба из Университета штата Небраска), которые проводили исследования семейных устоев, Дэйвид Милофски пишет в журнале «Редбук»:

«Одним из поразительных элементов национального исследования семейных устоев была высокая степень религиозной ориентации среди участвовавших семей. Большинство (хотя и не все) ходило в церковь или синагогу регулярно, участвовало в других церковных мероприятиях и регулярно молилось всей семьей и читало Библию.

Д-р Стиннет указывает на другое исследование, проводившееся в течение последних пятидесяти лет и обнаружившее крепкую связь между религией и успехом и счастьем во всех сферах жизни, а не только в семейной. Поэтому не удивительно, что общая религиозная жизнь обеспечивает основу общей шкалы ценностей и чувство целостности внутри семьи. Стиннет говорит о том, что, хотя исследование устоев семьи и не показывает, что вера в Бога является необходимым условием семейного счастья и не означает, что нерелигиозные семьи не могут быть счастливыми, очевидно, что религия может стать основным источником силы как для семьи, так и для отдельных личностей».

«Не случайно то, — пишет социолог д-р Ивслии Дювалл, — что, как показывают исследования, большее количество пар, сочетавшихся в церкви, остается вместе, чем пар, которые сочетались гражданским браком; они разделяют общие. цели и ценности своей религии».

«Чикаго Трибьюн» приводит отчет о результатах опроса по поводу сексуальных предпочтений. Сто тысяч читателей журнала «Редбук» говорят: «С замечательной последовательностью выясняется, что чем выше интенсивность религиозных убеждений женщины, тем скорее она будет полностью удовлетворена половыми радостями брака». Затем в отчете отмечается, что «более высокое сексуальное удовлетворение религиозной женщины может быть просто проявлением большего общего счастья в жизни во всех отношениях».

Духовность и сексуальность

Почему глубокие религиозные убеждения обладают таким положительным воздействием на любовь, брак и половые

Мйотношсния? Социолог д-р Хсрберт Дж.Малз в книге «По-

Иловое понимание до брака» дает ответ:

«Существуют три направления теории, которые могут осветить этот вопрос. Во-первых, мы считаем, что основные принципы христианства способствуют хорошей половой жизни. Христианство учит, что в сфере межличностных человеческих отношений (1) достоинство и ценности находятся в личностях; (2) мы должны уважать права всех людей; (3) нас должно характеризовать бескорыстное самопожертвование; (4) мы должны быть добрыми друг к другу и понимать друг друга; (5) мы должны быть терпимыми к другим и не торопиться с осуждением или критикой; (6) мы должны заботиться о счастье и процветании других; (7) мы должны нести бремя друг друга и (8) мы должны практиковать самодисциплину и самоконтроль. Сразу же становится очевидно, что эти положения христианства являются основополагающими принципами для хорошей сексуальной адаптации.

С другой стороны, существуют некоторые человеческие черты, мешающие счастливой половой жизни, такие как (1) эгоизм, (2) нетерпеливость, (3) невнимание к нуждам и правам других, (4) поспешность в обвинении и осуждении, (5) нежелание учиться, (6) стремление удовлетворить сиюминутные желания. Ясно, что это — нехристианские черты. Можно с уверенностью утверждать, что христианские идеалы являются ключом как к счастливому браку, так и к приносящей удовлетворение половой жизни.

Во-вторых, наше исследование, по-видимому, показывает, что христианство делает возможным хорошую половую адаптацию в браке.

Из 151 супружеской пары в нашем исследовании 98% были членами церкви, 83% мужей и 96% жен регулярно посещали воскресную школу в детстве или молодости, 76% мужей и 79% жен были преподавателями в воскресной школе, 73% регулярно отдавали десятую часть своего заработка в церковь, 86% читали Библию и молились вслух в брачную ночь, 90% регулярно проводили семейные богослужения, 90% молились перед едой, 96% мужей и 93% жен проводили публичные молитвы на церковных мероприятиях.

Пожалуй, можно с уверенностью обобщить, что от 90 до 95% участников опроса были активными, убежденными христианами. Заметьте, что в браке 78% этих христианских пар адаптировались в половом отношении в течение недели, 12% — в течение двух месяцев, тогда как 6% — только к концу тридцатого месяца. После того, как пары прожили в браке от шести месяцев до года, 96% женщин, которые адаптировались сексуально, утверждали, что им удавалось испытывать оргазм все время или в большинстве случаев.

Кроме того, в течение того же периода 41% нар отмечал, что муж и жена испытывали оргазм вместе в большинстве случаев, а 38% испытывали оргазм вместе иногда. Эта степень адаптации превышает степень адаптации в других исследованиях. Если христианская жизнь имеет тенденцию препятствовать нормальной половой адаптации, то как можно объяснить высокий уровень адаптации участников исследования? Хотя мы не можем это твердо утверждать, нам кажется, что в нашем исследовании прослеживается связь между христианскими ценностями и мотивами и половой адаптацией в браке. В нем определенно нет доказательств того, что христианские ценности и мотивы препятствуют хорошей сексуальной адаптации.

Некоторые авторы, критикующие христианство, намекают па то, что молодые люди, посвятившие себя христианским идеалам, не могут объективно говорить о сексе, планируя брак. Наше исследование показывает, что эта теория ложна. 91% супружеских пар сообщил, что они честно обсуждали личные отношения и довольно подробные детали секса до брака. 97% говорили о сексе подобным образом за месяц до брака.

В-третьих, зачастую христианству приписываются многие ложные представления о сексе, тогда как эти представления, на самом деле, противоречат иудейско-христианскому учению о половой жизни. В качестве примера можно привести тридцатилетних супругов, родителей троих детей, которые разошлись и собирались разводиться. Миссис N. мать жены, посетила пастора семьи, чтобы попросить у него помощи для предотвращения развода. Исследуя возможные причины конфликта между супругами, пастор, наконец, поинтересовался, была ли у супругов нормальная половая жизнь. Миссис N возмутилась и сказала: «Сэр, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что супруги N — христиане. Когда родились мои дети, я перестала спать со своим мужем (имеется в виду, что они прекратили половые отношения). Когда родился третий ребенок моей дочери, я велела ей прекратить спать со своим мужем. Она не спала с ним в течение пяти лет. Сэр, я хочу, чтобы вы знати, что все эти разговоры о сексе — ниже достоинства христианина». Супруги развелись.

Любой просвещенный человек знает, что взгляды миссис N были извращенными и нехристианскими. Требовать от христианства ответа за взгляды миссис N — все равно, что требовать ответа от медицинской науки за многочисленные наивные представления, которые люди имеют относительно причин и лечения заболеваний».

Меня пригласили выступить в одном университете па Юго-западе перед студентами, изучавшими сексуальность людей. Я одолжил учебник этой группы у одного из студентов. Начав листать его. я натолкнулся на предложение, которое подчеркнул этот студент. Я не мог поверить тому, что прочитал: «Любой, кто имеет религиозные убеждения, вероятно, будет жить неполноценной половой жизнью». Несмотря на тома научных доказательств обратного, светские авторы по-прежнему распространяют этот миф.

Проверьте мою точку зрения

В этот момент вы, может быть, скажете: «Погодите. Не топите меня в статистике. Я живу в реальном мире, где мне нужно ладить со своим супругом».

Позвольте мне поделиться некоторыми личными соображениями, чтобы уравновесить статистику, которую я привел. В супружеских отношениях муж и жена сближаются друг с другом по мере того, как они приближаются ко Христу. Разрешите мне сравнить это с равнобедренным треугольником. Муж и жена — два нижних угла, а Христос — вершина. Если два нижних угла хотят приблизиться друг к другу, им нужно двигаться ближе к вершине. (Для дальнейшего понимания этого я бы предложил вам прочитать «Я женился на тебе» Уолтера Торбиша). Мои личные взаимоотношения с Богом через Иисуса Христа помогли мне научиться лучше любить, стать лучшим супругом и лучшим другом для Дотти.

ИИСУС ХРИСТОС

МУЖ ЖЕНА

Много лет тому назад, задолго до того, как я встретил Дотти, я начал искать ответы на некоторые из наиболее трудных жизненных вопросов. Так как многие люди там. где я вырос, были религиозными «напоказ», я подумал, что, возможно, религия является ответом, и поэтому начал с религии. Я занимался религией утром, днем и вечером. Однако я, должно быть, ходил в «неправильную» церковь, потому что, на самом деле, я чувствовал себя хуже, чем тогда, когда начал.

Затем я подумал: «Ладно, может быть, образование является ответом». Будучи парнем с фермы, я знал, что сливки поднимаются наверх. Должно быть, именно образованные люди обладают внутренней радостью, счастьем, значимостью и даже силой для того, чтобы быть свободными. С такими мыслями я поступил в университет. Какое разочарование для человека, пытающегося найти истину и цель в жизни!

Первый университет, в который я поступил, был в штате Мичиган, и я, вероятно, был самым непопулярным студентом среди преподавателей студгородка. Мне нужны были ответы. Я ловил учителей в их кабинетах. Я думаю, некоторые из них выключали свет и задергивали шторы, когда видели, что я иду. Мне понадобилось немного времени, чтобы понять, что у многих из этих преподавателей и студентов факультета было больше проблем, меньше смысла в жизни и больше безнадежного отчаяния, чем когда-либо у меня. И, действительно, мой преподаватель по экономической теории мог рассказать мне, как больше зарабатывать на жизнь, но не мог посоветовать мне, как лучше жить.

Тогда я подумал: «Может быть, престиж является ответом. Найди себе «призвание» и посвяти ему свою жизнь». Те люди в моем университете, которые, казалось, держали в руках все нити и обладали наибольшим весом, были руководителями студенческих движений, поэтому я выставил свою кандидатуру на различные политические должности, и меня выбрали.

Было замечательно знать всех в студгородке, принимать решения, тратить деньги других на достижение целей, которые были нужны мне. Я наслаждался этим. Но каждый понедельник утром я просыпался тем же самым человеком. У меня обычно болела голова после предыдущей ночи, и я всегда думал одно и то же: «Ну вот, начинаются очередные пять дней». Я как бы терпел время с понедельника по пятницу; мои мысли концентрировались вокруг вечеринок в пятницу, субботу и воскресенье. И весь порочный круг начинался в следующий понедельник.

Постепенно я начал чувствовать раздражение. Я сомневаюсь в том, что многие студенты университетов в нашей стране были более искренними в попытках найти смысл, истину, силу и цель в жизни, чем я, и, тем не менее, я их не нашел.

Источники надежды вечной

Примерно в это время я заметил группу людей в студгород¬ке. Их было немного — всего восемь студентов и два преподавателя, но было нечто, явно отличавшее их жизнь от других. Казалось, что они знают, куда идут в этой жизни, и это было очень не обычно. Многие люди в нашем обществе похожи на человека, которого я видел в Университете Чикаго. Он бродил по территории (была, очевидно, регистрационная неделя) с большим плакатом на спине, на котором было написано: «Не идите за мной. Я заблудился».

Казалось, что эти люди имели не только направление, но и убеждения. Я не знаю, как вам, а мне нравится быть рядом с теми, у кого есть убеждения, даже если они не совпадают с моими. Некоторые из моих ближайших друзей несогласны с некоторыми вещами, в которые я верю. Я восхищаюсь людьми, которые не только знают, почему они верят в то, во что верят, но также знают, почему они не верят в то, во что не верят. Это одинаково важно, и эта группа людей, казалось, знала об этом все.

Кроме того, эти люди выражали какую-то уникальную любовь в своем отношении к людям. Я заметил, что в то время, как большинство людей очень много говорит о любви, они демонстрировали нечто особенное в общении с другими. У них было нечто, чего не было у меня и чего мне хотелось, и поэтому я подружился с ними.

Несколько недель спустя мы сидели на студенческом собрании. Я припоминаю, что шестеро из тех студентов пришли с двумя преподавателями, один из которых был с женой. Зашел разговор о Боге. Посмотрим правде в глаза: если вы не уверены в себе, неважно, студент вы, преподаватель, бизнесмен, официантка или кто угодно другой, вам приходится делать хорошую мину при плохой игре, когда разговор заходит о Боге. В каждом университете, в каждой школе, в каждой конторе и в каждой столовой есть свой ниспровергатель — человек, который говорит: «Христианство? Это для слабаков, а не для людей с мозгами».

Знаете, что я обнаружил в действительности? Правило без исключений: чем самоувереннее кто-либо пытается казаться, тем больше его внутренняя пустота. Примерно такую мину пытался состроить и я. Их разговор раздражал меня. Я хотел того, что было у них, но я не хотел, чтобы они об атом знали, хотя они все время знали, что я хотел то, что было у них, и при этом не хотел, чтобы они об этом знали. (Видите, с какой проблемой я столкнулся?)

Я откинулся на спинку стула и попытался вести себя развязно. Я окинул взглядом одну из молодых женщин. (Она была красивой. Я думал, что все христиане безобразны. Я полагал, что если ты — неудачник и не можешь добиться успеха больше нигде, ты становишься христианином). Я спросил: «Чем вы так отличаетесь от других студентов в студгородкс?» Она посмотрела на меня, слегка улыбнувшись, что тоже может раздражать, если вы не в том настроении, и произнесла два слова, которые я никогда не ожидал услышать в университете в качестве «ответа». Она сказала: «Иисус Христос». «Только не это, — сказал я, я сыт по горло религией, церковью и Библией. Не пытайтесь всучить мне эти отходы по поводу религии». У нее, должно быть, было много смелости и твердые убеждения, потому что она посмотрела мне прямо в глаза и на этот раз не улыбнулась. «Послушайте, — резко ответила она, — я не сказала вам «религия»; я сказала «Иисус Христос». Меня воспитывали не для того, чтобы я был грубым, поэтому я извинился перед ней. Я сказал: «Пожалуйста, простите мое повеление, но, но правде говоря, мне все это давно надоело. Я просто не хочу иметь с этим дела».

Я не мог поверить в то, что произошло дальше. Прямо гам, в университете, эти студенты и преподаватели предложили мне исследовать. Кто такой Иисус Христос. Я подумал, что это шутка! Они подробно рассказали о том, как Бог воплотился в человека в Иисусе Христе, о Его смерти на кресте за грехи человечества, о Его похоронах, о Его буквальном воскресении на третий день, и после этого у них хватило смелости настаивать на Его способности изменить жизнь человека в двадцатом столетии.

Неожиданная концовка

Какая чушь! Я всегда был убежден, что у большинства христиан имеется два полушария, из которых одно потерялось, а другое безуспешно его ищет. Помнится, я ждал, когда студент-христианин заговорит в аудитории для того, чтобы разгромить его в пух и прах. Я обычно опережал преподавателя. Я знал ответы на любые вопросы, которые мог задать христианин, но эти люди продолжали испытывать меня вновь и вновь, и я принимал их вызов.

Я должен признать, что делал это исходя из ложных мотивов. Я делал это из гордыни, не для того, чтобы доказать что-нибудь, а для того, чтобы опровергнуть их. На самом деле, исходной целью моей первой работы «Неоспоримые свидетельства» было написать книгу, которая превратила бы все их верования в шутку для интеллектуалов.

Я решил показать абсурдность христианства, но после двух лет исследований и кучи потраченных денег эта затея обернулась против меня. Я пришел к выводу, что Христос должен был быть Тем, Кем Он Себя называл. Вера не имела никакого отношения к моему выводу; он был строго интеллектуальным. Я решил: если мне удастся показать, что хотя бы одна из двух основных областей христианства не является истинной или исторически достоверной, я выиграю свой спор с христианами.

Первой задачей было показать, что Новый Завет не является исторически надежным источником. Я полагал, что здесь не может быть вопросов. Он был написан много лет спустя после реальных событий, думал я, и бесчисленные мифы и легенды просочились в него вместе с другими ошибками и несоответствиями. Это было все, что мне нужно было доказать. И это обернулось против меня!

Второй целью было воскресение, которое, как мне казалось, опровергнуть будет еще легче. Все, чему учил Иисус Христос, ради чего Он жил и умер, было основано на Его буквальном воскресении из могилы, и моей простой задачей было доказать, что этого никогда не было. Я думал, что это будет легко, — я никогда не встречал кого-либо, кто бы восставал из мертвых. И это тоже обернулось против меня. В действительности, доказательства оказались настолько ошеломляющими, что составили материал для еще одной книги «Фактор воскресения».

Непреодолимая сила

Я оказался в действительно трудном положении. Мой разум был убежден, но я все еще боролся. Я обнаружил, что стать христианином (я предпочитаю говорить «верующим») довольно разрушительно для собственного «я». Я гордился своей независимостью. Иисус Христос потребовал от меня довериться Ему как своему Спасителю и Господу. Иисус испытывал мою волю, прося доверить Ему мою жизнь, так как Он умер на кресте за мои грехи. Его приглашение звучало примерно так: «Посмотри! Я все время стою у двери и постоянно стучу. Если кто-нибудь услышит, как Я зову его, и откроет дверь, Я войду» (Откровение 3:20). Я должен был признать, что «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоанна 1:12).

Меня не волновало, ходил ли Он по воде и превращал ли воду в вино, я не хотел, чтобы какой-нибудь «зануда» вторгался в мою жизнь. Я не мог представить более быстрого способа погубить веселье, расстроить интеллектуальные изыскания или помешать научному признанию среди старших коллег, чем пригласить Иисуса войти в мою жизнь. Разум говорил мне, что христианство истинно, но воля возражала: «Не признавай этого». Мягко говоря, я был в затруднении.

Каждый раз, когда я оказывался поблизости от этих полных энтузиазма христиан, конфликт усиливался. Если вам когда-либо приходилось бывать рядом со счастливыми людьми в то время, когда вы чувствуете себя отвратительно, вы понимаете, как они могут раздражать вас. Они были так счастливы, а я чувствовал себя так скверно, что буквально вскакивал и убегал со студенческих собраний Я был таким издерганным, что ложился спать в десять часов и не мог заснуть до четырех утра. Я знал, что мне нужно выкинуть или Иисуса из головы, или голову!

19 декабря 1959 года в 20 часов 30 минут, учась на втором курсе университета, я стал христианином. Кто-то спросил меня позже: «Откуда ты знаешь?» Я ответил: «Слушай, я же был там». В ту ночь я молился. Моя молитва состояла из четырех ступеней по мере того, как я пытался установить взаимоотношения с Богом — личные взаимоотношения с Его Сыном, воскресшим, живым Христом. С точением времени эти взаимоотношения изменили мою жизнь.

Сначала я молился так: «Господь Иисус, благодарю Тебя за смерть на кресте ради меня». Во-вторых, я сказал: «Я признаюсь в тех вещах в моей жизни, которые неприятны Тебе, и прошу простить и очистить меня» (Библия говорит: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю» — Исайя 1:18). В-третьих, я попросил: «Прямо сейчас, как только умею, я открываю дверь своего сердца и жизни и доверяюсь Тебе как своему Спасителю и Господу. Измени ме¬ня целиком и полностью. Сделай меня таким человеком, каким Ты хочешь видеть Свое творение».

Последнее, о чем я молился, было: «Благодарю Тебя за то, что Ты верою вошел в мою жизнь». Дух Святой активизировал мою веру, которая основывалась на Слове Божьем и подкреплялась доказательствами и историческими фактами.

Ну, конечно, я уверен, что вам приходилось слышать, как религиозные люди говорят об ощущении «удара молнии». После того, как я помолился, ничего не случилось. Ничего. На самом деле, после того, как я принял это решение, я почувствовал себя хуже. Мне было дурно. «Только не это, Макдауэлл, во что ты вляпался на этот раз?» — думал я. Я и вправду чувствовал себя так, будто свихнулся, и некоторые мои друзья соглашались с этим. Тогда я мог сомневаться в правильности своего решения, но через несколько месяцев я понял, что не свихнулся. Моя жизнь изменилась.

Изменения к лучшему

Одной из областей, в которой я почувствовал изменения, была моя неугомонность. Я был человеком, который всегда должен быть чем-то занят. Я шел по студгородку, а в голове моей крутился водоворот проблем. Я садился и пытался заниматься или думать и не мог. Но через несколько месяцев после того, как я принял решение довериться Христу, я начал замечать какой-то умственный покой.

Я не имею в виду, что у меня не было конфликтов. То, что я обнаружил во взаимоотношениях с Иисусом, было не столько отсутствием конфликтов, сколько способностью справиться с ними. Я бы не променял это ни на что и мире, ибо очень реально ощутил то, что Христос пообещал, когда говорил: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше..» (Иоанна 14:27).

Другой областью, которая начала меняться к лучшему, был мой характер. Обычно я взрывался, если кто-нибудь всего лишь не так на меня посмотрел. Я по-прежнему болезненно переживаю тот момент на первом курсе университета, когда чуть не убил человека. Мой характер был такой неотъемлемой частью меня самого, что я даже не пытался сознательно изменить его. Как-то раз после моего решения уверовать во Христа, я оказался в кризисной ситуации и обнаружил, что моя вспыльчивость исчезла! Только один раз я потерял контроль над собой после того декабря 1959 года. Иисус изменяет жизни.

Третьей областью моей жизни, которую изменила преображающая сила Христа, стали отношения с отцом. Клокочущая ненависть, которую я испытывал к своему отцу -городскому пьянице, тиранившему и позорившему нашу семью, — превратилась в любовь и способность принять его. Перемена была настолько очевидной, что даже мой отец заметил се и пригласил Иисуса в свою жизнь.

Библия говорит, что когда вы пребываете во Христе, то становитесь новым творением. Я увидел, как мой отец возродился на глазах. Он никогда больше не пил. Я пришел к выводу: взаимоотношения с Иисусом Христом меняют жизнь. Вы можете издеваться и насмехаться над христианством, но оно оказывает свое воздействие. Когда вы поверите Христу, начните наблюдать за своим поведением и поступками, потому что Иисус Христос занимается изменением жизней, прощением грехов и удалением чувства вины. Если это не улучшит супружеских отношений, ничто не I сможет этого сделать.

Каковы ваши выводы?

Я поделился тем, как я ответил на призыв Христа. Вы тоже должны задать себе логичный вопрос: «Что лично для меня меняют все эти доказательства? Какая разница, верю я или нет в то, что Христос восстал из мертвых и умер на кресте за мои грехи?» Лучшим ответом будет то, что Иисус сказал человеку по имени Фома-неверующий: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоанна 14:6).

Вы можете уверовать в Бога прямо сейчас через молитву. Молитва — это разговор с Богом. Бог знает ваше сердце и не так заботится о ваших словах, как об отношении в вашем сердце. Если вы никогда не верили в то, что Христос простит ваши грехи и даст вам жизнь вечную, вы можете сделать :)то прямо сейчас. Вы можете молиться примерно так: «Господь Иисус, я нуждаюсь в Тебе. Благодарю Тебя за смерть па кресте за мои грехи. Я открыл дверь своей жизни и доверяю Тебе, как своему Спасителю. Спасибо за то, что Ты простил мои грехи и дал мне жизнь вечную. Сделай ме¬ня таким человеком, каким Ты хочешь меня видеть. Спасибо Тебе за то, что я могу доверять Тебе».

После того, как вы уверуете в Христа, как Спасителя и Господа, практическое применение библейского учения и духовное измерение во взаимоотношениях становятся вполне очевидными. Мои отношения с Богом влияют на все сферы моей жизни. Они, несомненно, оказывают влияние и на мой брак.

Плюсы и минусы в браке

Во время чтения лекции о христианском взгляде на любовь, секс и брак на факультете психологии в одном из северо-восточных университетов меня спросили: «Какие факторы помогают образованию хорошего брака?» Перечислив как позитивные, так и негативные факторы, я спросил группу, где, по их мнению, я раздобыл этот список. Большинство сказало, что либо в книге по вопросам брака, либо в учебнике по психологии или социологии. Нужно было видеть их реакцию, когда я заметил, что это — позитивные и негативные факторы интимных отношений, описанные в Библии. Некоторые только недоверчиво качали головами. Впервые эти студенты начали рассматривать Библию, как книгу, имеющую отношение к любви, браку и сексу.

На следующих страницах приводятся позитивных и негативные свойства, которые я перечислил своим слушателям.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Терпение: Евр. 10:16; 1 Кор. 13:4; Нетерпение

Иак. 1:2-4; Кол. 3:12, 13

Стремление делать добро другим: Стремление к собственному

1 Кор. 13:5; Флип. 2:4; Гал. 6:2 благополучию

Желание давать: Лк. 6:38; Желание брать

1 Ин. 4:10

Бескорыстие: Флп. 2:3-8 Эгоизм

Правдивость: Кол. 3:9; Еф. 4:25; Ложь

Зах. 8:16; 1 Кор. 13:6

Смирение: Флп. 2:3-8; Пр. 16:18; Гордыня

Иак. 4:6; Кол. 3:12

Доброта: 1 Кор. 13:3; Мф. 5:21, 22; Ненависть

Кол. 3:12; Гал. 5:22

Доверие: Пр. 27:4; 1 Кор. 13:4, 7 Недоверие

Реалистичный взгляд на себя Высокомерие,

1 Кор. 4:6, 7; 8:1; 13:4; Кол. 2:18; тщеславие

Гал. 6:4

Ответственность: Л к. 16:10-12 Безответственность

Защита интересов других: Забота только о своей

1 Кор. 13:5,6 репутации

Прощение: Кол. 3:13; Мф. 11:25; Непрощение

6:14

Самооценка: Мф. 7:1, 2; Ин. 8:9; Осуждение других

Лк. 6:37

Удовлетворенность: Иуд. 15:18; Претензии

Евр. 13:5

Благодарность: Пр. 19:3; Фее. 5:8 Неблагодарность

Самоконтроль/ровный характер: Распущенность

Пр. 16:32; Рим. 5:3, 4; 1 Кор. 13:5; необузданный характер

Гал. 5:23

Трудолюбие: Иак. 4:17; Кол. 3:23 Лень

Умение хранить секреты: Сплетни

1 Кор. 13:7; 1 Пет. 2:9; 1 Тим. 5:13

Мягкость: Гал. 5:23; Кол. 3:12 Жестокость

Сострадание: Кол. 5:23; Лк. 6:28; Черствость

Гал. 6:2

Внимательность обходительность Грубость

вежливость: 1 Кор .13:5

Верность: Гал. 5:22 Неверность

Может быть, вы были поражены так же, как я, когда впервые увидел этот список. Может быть, вы готовы сдаться, даже не начав, так как вам кажется, что нужно быть Богом или каким-нибудь гигантом духа, чтобы воплотить в себе все перечисленные положительные черты. Однако здравый смысл подсказывает, что все эти факторы являются плюсами для возникновения тесных, близких отношений. Поскольку вы знаете, что сами не в состоянии их произвести, вы вполне можете почувствовать безнадежность и раздражение.

Успокойтесь, есть хорошие новости! «Облегчение» произносится по буквам: С-в-я-т-о-й Д-у-х. Бог не только дал нам высокие стандарты для жизни. Он также дал нам силу для того, чтобы жить по ним. Вышеупомянутые позитивные факторы являются просто проявлениями качеств, присущих Самому Богу в основе Его природы. Другими словами, Бог — не только стандарт, по которому нам следует жить, но Его характер также является сутью того, из чего должна состоять наша жизнь в любви, браке и половых отношениях.

Наш любящий небесный Отец показывает нам Свою природу (т.е. Кто Он Такой) в Библии. Посредством Духа Святого Он поселяется в верующем, чтобы жить через него Своей жизнью. В личности Духа Святого Бог дал нам все, что нужно, для того, чтобы жить христианской жизнью. Внутреннее присутствие Бога посредством Святого Духа — это источник, который дает нам силы быть «тем самым» человеком в супружеских отношениях.

Не пользуйтесь заменителями

По причине крайней важности внутреннего присутствия Святого Духа я бы хотел повторить здесь то, о чем говорил в своей книге «Его образ… мой образ» по поводу «нового чувства уверенности»:

«Наиболее эффективным путем осознания потенциальной уверенности в своих силах, которую вам дает Дух Святой, является понимание ресурсов, доступных каждому христианину в результате внутреннего присутствия Духа.

Нечто чудесное случилось с учениками Господа и день Пятидесятницы. Они исполнились Духом Святым и приступили в Его силе к изменению хода истории. Тот же Самый Дух Святой, Который дал ученикам силу жить святой жизнью и быть сильными и плодотворными свидетелями, хочет совершать Свой труд в нас сегодня. Поразительно, но это факт, что Иисус Христос живет в нас и выражает Свою любовь через нас, и это является одной из важнейших истин Слова Божьего.

Попытка жить по стандартам христианской жизни своими собственными силами — неудача, которая всех нас неизбежно ждет и которая непременно ослабляет наше чувство уверенности. В действительности христианин, который пытается быть похожим на Христа настолько, насколько возможно (сверхъестественный идеал), может обладать меньшим чувством уверенности, чем человек, не являющийся христианином и решивший соответствовать какому-либо человеческому идеалу. Стандарты христианской жизни слишком высоки для того, чтобы мы могли достичь их своими силами. Согласно Слову Божьему, только одному человеку удалось соблюсти их — Иисусу Христу. Христианской жизнью можно жить, только исполнившись силой Кто Святого Духа.

Дух Святой не только дает возможность христианину родиться заново в Божью семью, но и помогает ему в духовном росте, в созидании плодов Духа.

Именно Дух Святой дает нам силы быть плодотворными свидетелями. Когда Иисус сказал, что мы должны быть Его «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», Он предварил это словами «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деяния 1:8). Не только невозможно стать христианином без Святого Духа, но также невозможно приносить плоды Духа в своей жизни и знакомить с Иисусом других.

С того момента, как мы принимаем Иисуса и в нас поселяется Дух Святой, все, что нужно, чтобы быть людьми Божьими и приносить плоды во Христе, доступно нам. Ключевой момент в том, чтобы позволить Духу Святому наполнить или укрепить наши жизни таким образом, чтобы мы могли воспользоваться всем, что находится в нашем распоряжении. Важно понимать, что слово «наполнить» означает не нечто, приходящее извне, а скорее, нечто, уже находящееся внутри и наполняющее нас. Вот почему я предпочитаю пользоваться словами «пронизывать» или «давать силу*.

Мы исполняемся Духом Святым через веру во всемогущего Бога, любящего нас. Когда вы относите чек в банк, зная, что у вас там есть деньги, вы идете, не сомневаясь, что банк выдаст вам наличные по чеку. Вы не думаете о том, что вам придется упрашивать кассира выдать вам деньги. Вы просто идете с верой, подаете чек кассиру и получаете деньги, которые уже и так ваши. Прося Бога целиком наполнить нас Святым Духом, Который существует в нашей жизни, мы просто просим о том, что уже принадлежит нам по праву детей Божиих.

Хотя вы можете рассчитывать как на получение денег по чеку, так и на исполнение Святым Духом на основании одной веры, тем не менее, вы должны осознавать факторы, которые предшествуют получению и того и другого. Вы получаете деньги в банке только тогда, когда идете туда с чеком или расходным ордером, который соответствующим образом заполнен и подписан. Если вы самонадеянно отправитесь туда, не выполнив банковских процедур по выплате денег, маловероятно, что вы получите свои деньги. Пели вы будете просто стоять на тротуаре и кричать: «Мне нужны мои деньги!», — это не принесет желаемого результата.

Готовьтесь

Точно так же несколько вещей готовят вас к исполнению Святым Духом. Во-первых, вы должны искать и жаждать Бога и искрение желать исполниться Его Духом. Иисус пообещал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матфея 5:6).

Во-вторых, вы должны быть готовы передать Иисусу управление и контроль своей жизнью. Как сказал Павел: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Римлянам 12:1). Если вы задумаетесь о том, что было сделано для вас, так ли уж чрезмерна эта просьба?

В-третьих, исповедайтесь во всех известных вам грехах, которые Дух Святой откроет вашему разуму, и примите очищение и прощение, обещанные Богом. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). И Бог имеет полное право сделать это для нас, потому что Христос умер, чтобы омыть нас от греха.

Быть исполненным Святым Духом — это не дополнительный стиль жизни для христианина Бог завещает нам исполняться Его Духом. «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Ефесянам 5:18). Но Бог не дает нам заветов, не предоставив способа подчиняться Его требованиям. Он обещает нам, «что, когда просим чего по воле Его, Он слушает пас; а когда мы знаем, что Он слушает пас во всем, чего бы мы ни попросили,— знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Иоанна 5:14-15).

У христиан уже есть Дух Святой, живущий с ними, поэтому им не нужно просить Его прийти в их жизнь. Им нужно только просить Его заполнить все и управлять всеми частями, каждым скрытым уголком, каждой складкой.

В то время, как Дух Святой поселяется в христианине только однажды (в тот момент, когда мы просим Христа войти в нашу жизнь посредством Святого Духа), мы исполняемся Духа много раз. И действительно, перевод греческого слова означает «будьте (вы) исполняемы», подразумевая постоянное и непрекращающееся наполнение Духом для управления и придания сил человеческой жизни.

Тщетности самостоятельных усилий приходит конец, когда мы живем силою Духа Святого. Он один может дать нам способность жить святой и осмысленной жизнью, к которой мы так стремимся.

Если вы знаете, что стремитесь к жизни, наполненной Духом, вам нужно только попросить Отца об этом. Признайте, что вы сами управляли своей жизнью и что это является грехом против Бога, законного владыки вашей жизни. Поблагодарите Его за прощение ваших грехов через смерть Иисуса на кресте за вас. Пригласите Христа взять управление вашей жизнью в Свои руки и Духа Святого — наполнить вас Своей силой для того, чтобы вы смогли прославлять Христа всем, что делаете.

Затем, поступая по вере, поблагодарите Его, что Он сделал то, о чем вы просили. Благодарность Ему — это не самонадеянность, а проявление веры в то, что Он выполняет Свои обещания дать нам все, что мы ни попросим но воле Его. И, поскольку Он завещает нам исполняться Духом Святым, это — Его воля. Он хочет, чтобы все христиане жили этой сверхъестественной жизнью.

Божья сила или ваша?

С уверенностью в своих силах, которая возникла у Павла из опыта общения с Духом Святым, он мог сказать: « Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Филиппинцам Н:3). 11авел обретал эту уверенность не в себе, но в Боге, Которого он познал как непосредственную составляющую своей жизни. «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2 Коринфянам 3:5).

Наблюдая за людьми, которых использует Бог, вы часто обнаруживаете, что, когда они вручают себя Богу, Он берет их недостатки и превращает их в достоинства.

Как часто люди говорят: «О, Андрей (или Аля), наверное, занимается какой-нибудь особенной христианской работой. Он (или она) так талантлив, так убедителен, так одарен в этой области». Но наши способности, на которые мы полагались до того, как Бог полностью взял на Себя управление нашей жизнью, иногда становятся слабостями. Мы склонны полагаться на любые сильные стороны, которые были очевидны в нас до того, как мы сознательно позволили Духу Святому выстроить в своей жизни другие сильные стороны. И эти стороны, которые были у нас до того, как управление перешло к Духу Святому, иногда являются искушением, ведущим к самодовольству, эгоизму и гордыне.

С другой стороны, слабости, о которых нам было известно и о которых знали, что нам понадобится Божья помощь для их преодоления, могут поддержать нашу зависимость от Духа Святого, чтобы измениться. Они могут превратиться в наши самые сильные стороны.

Правильным взглядом на себя будет понимание того, кем вы являетесь со своими сильными сторонами и достоинствами, недостатками и ошибками, помня, что внешние достоинства могут стать искушениями, ведущими к гордыне. Хорошее представление о себе не значит, что у вас пег недостатков. Если вы знаете, кто вы во Христе, вы свободны принимать свои слабости, неудачи и ошибки, не чувствуя угрозы с их стороны. Терпеливо и с надеждой вы можете разобраться в этих проблемах, не впадая в отчаяние из-за того, что не соответствуете какому-то воображаемому стандарту совершенства.

Кто-нибудь с твердым чувством уверенности может подтвердить аксиому, упомянутую раньше: «Я не тот, каким я должен (или создан) быть, но я и не тот, каким я был, и, с Божьей милостью, я не тот, каким я собираюсь быть». Мы можем быть уверены «в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Филиппийцам 1:6)».

Вы ошибаетесь, если думаете, что жить христианской жизнью трудно. «Невозможно» — будет более точным определением, если вы намерены, жить ею своими силами. Только Дух Святой может проявить Свое присутствие через вас. Бог хочет быть источником того, чтобы сделать черты Своего характера реальностью вашей жизни. Апостол Павел, отмечая черты, характерные для человека, руководимого Духом, писал: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Галатам 5:22-23). Быть «тем самым» человеком с библейской точки зрения можно только тогда, когда Бог посредством Святого Духа живет Своей жизнью и характером в вас и через вас.

Позвольте мне еще раз подчеркнуть, что единственным важным аспектом моего брака с Дотти являются мои личные взаимоотношения с Иисусом Христом. Требуется не только искреннее посвящение своей жизни Христу, но и стремление расти и становиться духовно зрелым. Так, часто отчаявшиеся муж или жена говорят о холодности или безразличии своего партнера к духовным темам. «Ну, я думал, что она (или он) изменится после женитьбы».

Разрешите мне закончить, предложив вам четыре великолепных правила, пользуясь которыми, вы сможете оценить, происходит или нет процесс духовного созревания. Они были предложены д-ром Дж. Алланом Петерсеном в книге «Перед тем, как вы женитесь», который указывает на то, что супружеская чета должна постоянно расти в нижеперечисленных областях. Вы станете «тем самым» человеком, если последовательно будете:

1. Делать своим приоритетом ежедневное время общения с Богом наедине.

2. Свободно говорить о Христе с другими людьми.

3. Чувствительными к греху в своей жизни и к его устранению.

4. Возрастать в следовании Слову Божьему.

Вопросы для размышления

• Почему духовная близость усиливает близость физическую?

•. Внимательно прочтите стихи из Библии, которые сопровождают положительные супружеские качества.

• Какова роль Духа Святого в нашей жизни?