12. Что такое избрание?

И в церковных кругах, и вне церкви много споров о доктрине избрания (она также известна под названием «предопределение»). Термину «избрание» можно дать следующее определение: это Божий акт до сотворения мира, которым Он решил избрать некоторых людей не на основании их заслуг, но исключительно по Своей полновластной благосклонности. Многих это определение настораживает и кажется несправедливым. Но вместо того, чтобы делать поспешные выводы, важно увидеть, откуда это определение — и, соответственно, доктрина — происходит.

Новозаветное учение об избрании

В некоторых отрывках Нового Завета довольно ясно утверждается, что Бог заранее предопределил некоторых людей к спасению. Например, как рассказывает Лука, когда Павел и Варнава начали проповедовать язычникам в Антиохии Писидийской, то «язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян.13:48).

Лука практически мимоходом говорит, что многие были «предуставлены к вечной жизни», потому что он понял истину, которую Павел позже выразил в Еф.1:4-6: Бог «избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей». Чуть ниже апостол добавляет, что мы, «которые ранее уповали на Христа», теперь живём, «дабы послужить к похвале славы Его» (Еф.1:12).

Бог спас нас и призвал для служения Себе не благодаря нашим благодетелям, но по Своему изволению, по извечной безмерной благодати. Апостол Павел утверждает, что Бог «спас нас и призвал званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9).

Видение Иоанна в книге Откровение показывает, что спасение каждого человека — здесь речь идёт о тех, чьи имена не записаны в Книге Жизни, — определено «от начала мира» (Откр.17:8).

Что эта доктрина означает

Очень важно отметить, что авторы Нового Завета часто предлагают доктрину спасения в качестве утешения для тех, кто верит в Иисуса. Например, апостол Павел говорил, что Бог действовал и всегда будет действовать ради блага тех, которых призвал: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28).

Но откуда же Павел знал об этом? Объяснение он приводит в следующих двух стихах. Прозревая в далёкое прошлое — до сотворения мира, — он видит, что Бог «предузнал» и «предопределил» Своим чадам «быть подобными образу Сына Своего» (Рим.8:29). Потом, обозревая недавнее прошлое, апостол вспоминает тех, «кого Он предопределил … и призвал … и оправдал» (Рим.8:30). Когда же Павел смотрит в будущее, то видит: «кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30), -в том смысле, что Бог уже решил дать идеальные, прославленные тела тем, кто верит в Христа. Отсюда хорошо видно, что Бог делает всё возможное ради блага Своего народа. Таким образом, избрание — это повод для утешения и уверенности в том, что Бог и доныне действует в наших интересах. И это происходит «не по делам нашим», но по Его «изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9).

Вполне естественно, что в ответ на Божью работу ради нашего блага мы должны жить «к похвале славы Его» (Еф.1:12). Мы можем благодарить Бога (как это делал Павел) за тех, кого Он призвал (1 Фес. 1:2-4), зная, что в конечном счёте только от Него зависит спасение и все вытекающие из этого акта блага. Если быть точным, то апостол Павел утверждает, что мы обязаны благодарить Бога за столь великий дар спасения (2 Фес. 2:13). Хвала же Богу за спасение не оставляет места хвале в свой адрес, ибо спасение — это дар Божий, не зависящий от наших усилий (Еф.2:8, 9).

Между тем эта истина не должна натолкнуть нас на мысль, будто труд благовестия не имеет смысла! Когда Бог избирает кого-то для спасения, Он осуществляет этот акт с помощью людей. Поэтому апостол Павел столь усердно проповедовал Благую весть. Он говорил: «Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2Тим.2:10). Павел знал, что Бог предопределил некоторых людей к спасению и считал это благоприятным предлогом (а вовсе не поводом к унынию) для проповеди Евангелия, даже если это было сопряжено со страданиями. Доктрина избрания служила Павлу залогом того, что его благовествование будет в определённой степени успешным. Ведь он знал, что некоторые из его слушателей должны быть избранными, а значит, — поверят в Благую весть и будут спасены. Как будто кто-то позвал апостола на рыбалку и сказал: «Я тебе гарантирую, что несколько рыб точно поймаешь, — они голодны и ждут заброшенную тобой наживку».

Чего эта доктрина не предполагает

Если мы согласны с доктриной избрания, это не означает, что отныне все наши решения не имеют смысла, а наши действия не вызывают серьёзных последствий. Не требует эта доктрина и признания безличной, неподатливой Вселенной, которую контролирует безличная, неумолимая сила.

Новый Завет отображает весь процесс спасения, совершаемый безгранично любящим Своё творение Богом. Он «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф.1:5). Божий акт избрания характеризуется личной любовью к избранным (ср. Ин.3:16 и Рим.8:28). Повсюду в Писании люди представлены как личности, которые принимают добровольное решение: принять или отвергнуть Евангелие. Это очень чётко видно, например, в самом конце книги Откровение: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр.22:17). Это личностное приглашение — равно как и другие (ср., напр., Мф.11:28) — обращено к людям, которые способны услышать призыв и отреагировать на него, приняв решение добровольно. Такое решение имеет вечные последствия, как показано в Ин.3:18: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

Хотя верное понимание сути избрания придаёт подлинную ценность нашим решениям, это не значит, что Божье решение обусловлено нашим выбором. Когда Бог избрал отдельных людей «прежде создания мира» (Еф.1:4), Он сделал это не потому, что предвидел зарождение в них веры или знал заранее о неких решениях, которые они примут. Личностный аспект призвания виден в Писании: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил» (Рим.8:29). Говоря о Божественном «предузнании», апостол подразумевает Бога, знающего людей («кого»). Бог предузнал этих людей в смысле спасительного влияния на них. Это отличается от предвидения действий человека или его решений -включая решение верить.

Откровенно говоря, нигде в Писании не говорится о вере (в настоящем или будущем) как о причине Божественного избрания. В Еф.1:5,6 апостол заявляет: «[Бог] предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей». Если бы избрание основывалось сугубо на нашем решении, то это умаляло бы Божью любовь, обесценивало Его благодать (ведь в избрании была бы и наша заслуга), и сводило бы на нет ту хвалу, которую мы воздаём Богу за спасение.

Действительно ли мы свободны?

Многие верят, что если доктрина избрания верна, то мы не являемся свободными в подлинном смысле слова. Проблема такого подхода заключается в том, что определения слова «свободный» слишком разнообразны и в них содержится много различных допущений. Это ведёт к неверным толкованиям и разногласиям, а потому было бы полезно воспользоваться другими терминами, чтобы более чётко выразить то, что мы хотим сказать. Например, Библия сотни раз упоминает нашу способность принимать добровольные решения (см. выше ссылки о «добровольном решении»; обратите также внимание на указания в Библии, которые требуют отклика и повиновения). Мы не обязаны принимать решения вопреки нашей воле. В конечном счёте мы делаем то, что хотим делать. Принятие решений — это часть нашего человеческого бытия в Божьем образе, ибо мы подражаем действиям Бога в принятии решений — делать то, что соответствует Его природе.

Но значит ли это, что Бог никак не влияет на наши решения? Готовы ли мы настаивать на том, что Бог, бесконечно мудрый и всемогущий Творец, не может воздействовать на наши сердца и формировать наши желания, чтобы исполнить Свой замысел? Если же Бог исполняет Свой замысел посредством наших желаний и решений, то наша способность принимать добровольные решения, которые будут согласовываться с Божьим предопределением, остаётся неприкосновенной.

Итак, если мы откликаемся на приглашение Христа, то можем искренне сказать, что решили отозваться на Его призыв наряду с Божьим определением (хотя в полной мере мы не можем этого понять). Если мы не в состоянии понять, как эти утверждения могут быть истинны одновременно, следует признать, что это непостижимая тайна. Во всяком случае, в нашей земной жизни мы не можем её раскрыть. Пускай мы не проникли в глубину тайны, но при этом надо быть твёрдо уверенными в том, что мы выражаем это учение так, как обо всех аспектах данной доктрины говорится в Библии.

Кроме того, Бог также создал нас так, чтобы наши решения были подлинными. Однако для того, чтобы быть волевыми и добровольными, наши решения необязательно должны быть лишены Божьего участия. К примеру, пока мы каждый день принимаем решение многократно вдыхать и выдыхать, Бог, наш Творец и Вседержитель, всецело связан с нами в этом решении, ибо Бог совершает «все по изволению воли Своей» (Еф.1:11), и Христос беспрерывно держит «все словом силы Своей» (Евр.1:3).

А что же те, кто не верит, — т.е. люди, которых Бог не «избрал»? Библия никогда не обвиняет Бога в том, что кто-то отверг призыв Христа. Акцент всегда делается на добровольности решения тех, кто отказывается верить. Таким образом, на этих людей ложится вся тяжесть вины за их неверие. Как сказал Иисус в Ин.8:43,44: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». Тем, кто ранее отверг Его, Иисус сказал: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин.5:40). Апостол Павел также отмечает, что все, отвергшие ясное откровение Бога, посланное всему человечеству, «безответны» (Рим.1:20). В Писании наблюдается единый подход: люди, не имеющие веры, продолжают отвергать Бога, ибо не хотят прийти к Нему, и вся ответственность за такое поведение лежит на них самих, а не на Боге.

Действительно ли Бог справедлив?

На этот вопрос многие люди ответят так: если доктрина избрания истинна, то Бог на самом деле не так уж и справедлив. Если Бог выбирает отдельных людей для того, чтобы спасти их, решив не спасать остальных, то Его благодать распределяется несправедливо.

Необходимо понять, как следует понимать слово «справедливый» в отношении спасения. Откровенно говоря, Бога нельзя было бы обвинить в несправедливости, даже если бы Он решил не спасать никого из восставших против Него людей, как это произошло с ангелами:«…Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Петр. 2:4). Но если Он всё же спасает людей, то, значит, демонстрирует благодать, которая превосходит справедливость. Если бы Бог спас всего пять человек из всех живших на Земле людей, то этим актом спасённым были бы явлены Его милость и благодать. Спаси Он сотню — это были бы удивительные благодать и истина. А ведь Он решил спасти «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр.7:9). Такая милость превыше нашего понимания.

Апостол Павел рассматривает этот вопрос глубже в Рим.9. Упомянув, что Бог «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает», он пишет: «Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (Рим.9:18,19). По сути апостол озвучивает вполне обыденный вопрос: «Если окончательная судьба человека определяется Богом, то разве это справедливо?» Иначе говоря: если люди добровольно принимают решение, которое определит их положение в вечности, но при этом за этим решением стоит Бог, то разве это справедливо? Вот что на это отвечает апостол Павел:

А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? (Рим.9:20-24)

Павел по сути говорит: мы не можем сомневаться в справедливости Бога или призывать Его к ответу. Всевышний поступает во всём в соответствии со Своей волей. Он — Творец, а мы — сотворённые существа, которые не имеют оснований обвинять Его в несправедливости. Наш ответ на вышеприведённые вопросы апостола продемонстрирует наши сокровенные мысли и готовность подчиниться Создателю.

Хочет ли Бог, чтобы спаслись все?

Если доктрина избрания истинна, то неужели Бог хочет, чтобы все спаслись? Если верить некоторым стихам Писания, то так оно и есть. В 1Тим.2:4 апостол пишет о нашем Боге и Создателе, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Пётр вторит ему во 2 Петр. 3:9, говоря, что Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

Хотя не все понимают эти стихи одинаково, после некоторого размышления большинство согласится, что Бог хочет чего-то больше, чем прочего. Часто те, кто не согласен с доктриной избрания, основываясь на этих стихах, утверждают: для Бога важнее сохранить свободу волеизъявления человека, чем спасти всех людей. Но те, кто придерживается этой доктрины, заявляют, что Бог скорее хочет добиться для Себя большей славы, чем спасти всех людей, и Рим.9 убеждает нас, что, спасая некоторых людей (но не всех), Он получает больше славы. (Христиане, придерживающиеся противоположной точки зрения, согласны в том, что не все будут спасены.) Как же обе стороны могут утверждать, что Бог хочет спасти всех, и при этом отвергать записанное в 1Тим.2:4 и 2 Петр. 3:9? В этих стихах апостолы сообщают о том, что БОГ приказывает людям и что было бы приятно Ему (в частности, чтобы они покаялись и поверили в Христа). В этом смысле Он действительно «желает» и «хочет», чтобы все были спасены. Здесь речь идёт о так называемой «явной» Божьей воле — что Он даёт наказ сделать всем. Но в этих стихах не раскрываются Божьи извечно сокрытые замыслы («скрытая воля») — избрать для спасения лишь некоторых.

Тот факт, что не все будут спасены, — одна из самых трудных для обсуждения доктрин Писания. Согласно Библии Бог глубоко печалится, когда помышляет о тех, кто спасён не будет: «…живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез.33:11). Когда Иисус думал о жителях Иерусалима, отвергших Его, то «заплакал о [городе]» (Лк.19:41) и сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.23:37). Вот и апостол Павел говорит, что дума о его еврейских братьях и сёстрах, отвергших Христа, — это «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему» (Рим.9:2). Любовь, которую Бог даёт нам к другим людям и которую Он заповедует проявлять к ближним, заставляет нас страдать, когда мы понимаем: будут спасены не все. И тем не менее наказание грешников -это справедливое действие Божье, вытекающее из Его праведности.

Кроме того, в земной жизни Бог посылает всем людям неисчислимые благословения, которые не обязательно являются следствием спасения. Эту доктрину иногда называют общей благодатью, поскольку она указывает на проявления Божьей благодати, которая ниспосылается всем одинаково; такая благодать отличается от благодати спасительной.

Общая благодать

Когда кто-то из нас грешит, то заслуживает одной участи: вечного отделения от Бога. Он заслуживает потерять все блага, посылаемые Богом, и пребывать в аду, будучи навечно отверженным Им. Таким образом, на человека изливается чаша Его праведного гнева. Как сказано в Писании: «Возмездие за грех — смерть» (Рим.6:23). Но наказание за грех совершается не мгновенно. Вместо этого всё человечество — независимо от того, изольётся ли на людей Божья благодать или Его гнев, -получает многочисленные благословения во время земной жизни.

Иногда эти благословения будут ощутимы физически. Иисус говорил, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Творец Вселенной заботится о том, чтобы все люди — верующие в Иисуса и отвергающие Его — получали благословения в своей жизни.

Благодать Божья ощущается и в сфере интеллекта. Хотя сатана -«лжец и отец лжи» и «нет в нем истины» (Ин.8:44), даже те, кто отвергает Иисуса, не совсем погрязают в заблуждениях и иррациональности. Более того, многие отвергающие Бога совершают поразительные открытия и изобретают удивительные вещи. Они делают это, даже не подозревая, что их разум был просветлён Иисусом; Он — «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин.1:9). Когда мы пользуемся этими благами, мы пожинаем плоды, в конечном счёте, общей благодати.

Вообще, проявление общей благодати становится очевидным ко многих сферах жизни: в нравственной (люди не настолько испорчены, как могли бы быть), в творчестве (мы можем и творить, и оценивать произведения искусства), в социуме (общество, учреждения и правительства заботятся о своих членах и гражданах и защищают их), даже в религии (Иисус призывает Своих последователей молиться за гонителей, что указывает на то, что Бог отвечает на молитвы, объектом которых являются неверующие).

Хотя общая благодать не спасает людей, Божья отсрочка суда позволяет многим прийти к спасению: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9). Общая благодать демонстрирует огромную меру Божьей благости и милости по отношению ко всему человечеству. Неизменное излияние благословений на всех людей покажет Его справедливость в день суда, когда Он, наконец, накажет тех, кто отверг Его. Наконец, как и все другие Божьи деяния, общая благодать являет Его славу в том, как люди подражают Ему в своей деятельности. Поэтому мы можем ценить и наслаждаться проявлениями Божьей благодати в Его народе, признавая, что Он достоин всей славы и хвалы за эти благословения.

Только благодать

Доктрина избрания показывает, что Бог возлюбил нас не за то, кто мы есть или что мы сделали. Он возлюбил нас потому, что принял такое решение. И, значит, наш ответ Богу должен выражаться в Его вечном прославлении, поскольку сами по себе мы не имеем никакого права на Его благодать. Именно Он возжелал даровать её нам.

Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного

1. Что в вашем понимании доктрины избрания радует вас? Что беспокоит?

2. В свете доктрины избрания какое значение имеют ваши решения?

3. Назовите несколько примеров (замеченных вами) того, как Бог благословляет Своё творение посредством общей благодати. Поблагодарите Бога за конкретные проявления благодати, которые Он излил на всех людей.